Методические рекомендации для педагогов отдела Декоративно-прикладного искусства.
методическая разработка по технологии на тему
В этом разделе вы найдете методические рекомендации по использованию ИКТ на занятиях декоративно-прикладному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_dpi.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное автономное учреждение
дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества
города Новотроицка Оренбургской области»
Методические рекомендации
для педагогов дополнительного образования
автор методист информационно-методического отдела
«Использование информационных технологий при обучении декоративно-прикладному искусству»
Использование ИТ при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У учителя появляется возможность внедрять новые, нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы учащихся.
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд - фильмов, так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе.
В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе PowerPoint (слайд - презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.
Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд - презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме.
Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото - и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы - устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения.
Программу электронных таблиц Ехсеl можно использовать не совсем по назначению: для создания орнаментов и рисунков для вышивки крестом. Для этого создается сетка на листе, удобная для выполнения схем. Она получается выделением столбцов от А до BV и задавая им размер: в строке меню «Формат» - строка - высота 6,75; - столбец - ширина 0,75. Таким образом, получается 40 страниц на одном листе. Эта сетка сохраняется как самостоятельный файл. Затем создается рисунок с помощью заливки цвета каждой выделенной ячейки по схеме. Чтобы ускорить процесс «раскрашивания»: 1)выпавшее окошко палитры с цветом заливки оставить на поле, чтобы для каждой клетки не вызывать его снова. Для этого нажав и удерживая курсор на верхней полосе этого окна передвинуть его в нужное место на экране. 2) Чтобы не заливать по одной клетке выделяются все клетки одного цвета, удерживая кнопку Clrl и заливаются нужным цветом.
Легче всего создавать орнаменты. Выполнить один раппорт, затем копировать его и вставить несколько раз, получая нужную полосу. При раскрашивании можно быстро получить несколько вариантов цветовых сочетаний одного и того же орнамента, либо переставлять цвет внутри орнамента. Таким же способом можно создавать и более сложные рисунки и разные их варианты.
При создании схем для лоскутной мозаики можно использовать программу Paint. Для облегчения составления схемы правильной геометрической формы необходимо включить в меню «Вид» - строка состояния, и тогда в правом нижнем углу цифры покажут координаты линии на листе, а значит нужные пропорции чертежа. Выполнив схему, ее копируют и вставляют необходимое количество раз, а затем подбирают разные цветовые сочетания.
Обычно, разрабатывая изделие в технике лоскутной мозаики, решается два вида проблем
- Составляются разные цветовые сочетания для выбранного рисунка изделия. Затем, выброс наиболее удачный вариант, подбирают ткани.
- Если исходим из уже имеющихся подобранных тканей, то пробуются разные вариант сочетаний этих тканей внутри рисунка. Для создания наиболее приближенного к реальному изображению можно сканировать кусочки подобранных тканей, копировать их и вставлять схему.
Графический редактор Beads Wicker является одним из наиболее доступных и удобных средств создания узоров для бисероплетения, вязания и вышивки. Программа позволяет создавать схемы в техниках «ткачество», «мозаика», «кирпичный стежок», а также ажурные схемы самостоятельно или из готовых изображений формата BMP, JPEG, GIF. Она имеет стандартный набор инструментов графического редактора. Схему можно отображать, в зависимости от материала, прямоугольниками или эллипсами (кружками). Готовую схему можно распечатать, в том числе с условными обозначениями цвета или сохранить как рисунок в форматах BMP, JPEG, GIF. Правильное отображение схемы достигается путем задания размеров бисера или петли.
Также для проведения занятий можно использовать ресурсы Интернета. Например, для поиска схем для вышивки, вязания и т.д. Также можно заходить на сайты, где показаны готовые работы или выставки известных мастеров. Например, сайт религиозных сюжетов в русской живописи.
На уроках ИЗО можно для младших школьников использовать программу Paint. Она позволяет рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные изображения на диске. В качестве «карандаша» могут выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники, ластик.
Данный графический редакторпозволяет развивать формулированное ранее положение об оперировании учащихся понятиями «объект», «имя», «значение». Например, можно, предлагая учащимся реальные объекты (игрушечные автомобили, домики и т.п.), обучать их созданию (конструированию) изображения на экране дисплея, затем запоминанию изображений под именем, вызову изображения по указанному имени.
Кроме того, включение редактора в учебную деятельность позволит естественным образом знакомить учащихся с различными геометрическими фигурами и оперированию с ними.
Немаловажное значение имеет методика обучения работе с графическим редактором. Вначале учащимся рассказывается о режимах работы, предлагается испытать некоторые режимы (например, выбор карандаша, изменение его цвета, изменение цвета фона изображения), затем предлагается выполнить конкретное задание по образцу. После этого обсуждаются режимы запоминания и вызова выполненных рисунков. В дальнейшем можно разнообразить деятельность учащихся: предлагать для копирования различные простые и сложные рисунки, затем проводить построение рисунков реальных объектов.
Для старшего возраста можно использовать программу Artweaver 0.5. Программа позволяет имитировать рисование кистью, карандашом, мелком и т.д. Программа поддерживает работу со слоями. Возможна работа с популярными форматами. Программа позволяет использовать для рисования планшет. Так же для удобства есть предустановленные кисти с различными параметрами, которые можно изменять по своему желанию и есть возможность самим добавлять кисти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».
Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по применению современных техник в декоративно - прикладном творчестве, как средства развития познавательной активности учащихся
Актуальность методических рекомендаций заключается в том, чтобы помочь педагогам дополнительного образования освоить новую доступную технику в декоративно-прикладного творчестве (работа с ...
Методическая разработка уроков по блоку декоративно-прикладного искусства по технологии
В данной разработке представлены методические указания по урокам "Мезенской росписи" на уроках технологии...
Методическая разработка "Хозяюшка бумага в декоративно - прикладном искусстве"
Краткая история изготовления бумаги. Технология изготовления. Необходимые материалы и инструменты. Фото изготовления изделий из бумаги....
Методическая разработка: «Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
Методическая разработка: "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» по программе Б.М.Неменского...
Методическое пособие для учителя технологии (декоративно-прикладное искусство)
Методическое пособие для учителя технологии (декоративно-прикладное искусство)Клонина Татьяна ВладимировнаучительМодернизация отечественной системы образования, способствует актуализации проблемы форм...
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....