Элективный курс "Из глубины веков - в настоящее"
элективный курс по технологии (8 класс) на тему
Специфика данного курса состоит в том, что он является интегрированным, в его основу положена научно практическая деятельность ребенка. Курс расчитан на 34 часа, может быть освоен в течение года. Обучение проводится в двух направлениях: теоретические знания и практика. Результат работы учащихся - проектная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_glubiny_vekov_-_v_nastoyashchee.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подпорожская средняя общеобразовательная школа №8»
Элективный курс по технологии
«Из глубины веков – в настоящее»
Разработала: учитель технологии первой категории Розова Ольга Вячеславовна
2015 год
г.Подпорожье
Пояснительная записка
Элективный курс “Из глубины веков – в настоящее” реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей любви к Родине, бережного отношения к национальной культуре. Традиции наиболее прочно связаны с
жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежечасно, ощущает на себе силу их воздействия. Простые и красивые
изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей любить родную культуру, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле и предназначении человека.
Элективный курс “Из глубины веков – в настоящее” предполагает изучение следующих разделов:
“Народный быт”;
“Вышивка родного края”;
«Рушник»
“Народная кукла”;
“История народного костюма”;
“Изготовление куклы-сувенира в народном костюме”;
“Проектирование”.
Цель:
1.возрождение духовного наследия народа,
2. сохранение и развитие художественных традиций как частей материальной и духовной культуры русского народа.
Задачи курса:
1. формирование знаний культурных традиций предков,
2. обучение конкретным технологиям, умениям и навыкам различных видов
декоративно-прикладного искусства;
3. воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности; воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к труду;
4. развитие образного и логического мышления, творческих способностей, эстетического и художественного вкуса; развитие навыков самообразования и самоанализа; содействие формированию всесторонне развитой личности.
Аннотация курса
Специфика данного курса состоит в том, что он является интегрированным (технология + история), в его основу положена научно-практическая деятельность ребенка, которая предполагает исследовательское изучение культурного явления с последующим его изготовлением. Курс рассчитан на 34 часа и может быть освоен в течение года (одно занятие в неделю).
Обучение проводится в двух направлениях: усвоение теоретических знаний и
формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы как рассказ, беседа, объяснение, лекция, а также выполнение практических заданий.
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Элективный курс не является традиционной формой обучения, в отличие от урока. Этим объясняется выбор формы контроля в виде
разработки и презентации творческого проекта.
Содержание курса
Вводное занятие (2ч).
Цели, задачи курса. Предмет курса. Актуальность.
Специфика.
Народный стиль. Народный стиль в современной моде. Показ школьной коллекции «Исторический образ народного костюма”. Беседа по охране труда.
Анкетирование.
Основные задачи раздела:
– познакомить с целями, задачами, спецификой, актуальностью курса;
– развивать интерес к народной культуре через знакомство со школьной коллекцией;
– прививать учащимся безопасные приемы трудовых действий.
Народный быт (3 ч).
Отношение человек — природа. Строительство дома. Трехчастная структура дома (верх, середина, низ). Выбор материала для строительства. Выбор
места строительства. Выбор времени начала строительства. Дерево как значимая составляющая народного быта.
Отношение человек — предмет(вещь). Окна. Двери. Труба. Печь. Стол. Предметы быта (посуда, полотенца, занавеси и т.д.). Отношение человек — человек.
Хозяин и хозяйка. Особенности национального гостеприимства.
Особенности северо-западного народного быта.
Основные народные обряды (рождение, крестины, свадьба и др.).Северный свадебный обряд.
Основные задачи раздела:
– охарактеризовать ряд понятий: дом, изба, хата, матица, окно, дверь, труба, печь, стол и т.д.;
– расширить представление о доме как макете мироздания;
– познакомить с особенностями северо-западных народных обрядов.
Вышивка родного края (4 ч.).
История вышивки орловского края. Виды вышивок.
Цвет в вышивке. Символика в вышивке. Материалы.
Вышивка крестом. Онежская вышивка Приемы работы.
Выполнение образца.
Основные задачи раздела:
– познакомить с историей вышивки северо – запада , ее видами и символами;
– закрепить навыки вышивания крестом и в технике “онежская вышивка”;
– отработать безопасные приемы вышивания.
Рушник (2 ч.).
История появления полотенец. Этимология слова рушник. Выбор термина. Использование полотенец в быту. Виды рушников. Символика орнамента.
Материалы.
Выполнение эскиза рушника (рисунок).
Основные задачи раздела:
– познакомить с понятиями: полотенце, рушник;
– рассмотреть особенности использования полотенец, рушников;
– выполнить эскиз рушника.
Народная кукла (2ч.).
Народная кукла. Типы и назначение кукол. Культовые и обрядовые куклы: обереговые куклы, обрядовые куклы. Символика и семиотика кукол. Функции, назначение кукол. Место народной куклы в современном мире. Куклы-сувениры.
Изготовление обереговых кукол:
Пеленашка, Куватка, Вепская кукла.
Основные задачи раздела:
– познакомить с понятиями: народная кукла,
культовые и обрядовые куклы Пеленашка, Куватка, Вепская кукла;
– расширить знания учащихся о функциональном назначении кукол;
– изготовить обереговую куклу (по выбору учащихся).
История народного костюма (4 ч.).
Из истории народного костюма. Северный и южный вариант народного костюма (общее и отличия).
Женский народный костюм (рубашка, понева, гашник, сарафан и др.) и головные уборы (сорока, кичка, кокошник и др.).
Декоративные украшения праздничного женского костюма (ожерелки, гашник и др.).
Орловский народный костюм. Народные верования, связанные с одеждой.
Основные задачи раздела:
– познакомить с понятиями: северный и южный вариант народного костюма, рубашка, понева,гашник, сарафан, сорока, кичка, кокошник,ожерелки, гашник и т.д.;
– рассмотреть особенности северо-западного народного костюма.
Изготовление куклы-сувенира в народном костюме (5ч.).
Технология изготовления куклы-сувенира в народном костюме.
Изготовление куклы-закрутки.
Изготовление рубахи для куклы.
Изготовление поневы, передника.
Изготовление головного убора и декоративных украшений.
Основные задачи раздела:
– изучить технологию изготовления кукол-сувениров;
– изготовить сувенирную куклу в народном костюме.
Заключительное занятие (2ч.).
Экскурсия в краеведческий (городской) музей.
Основные задачи раздела:
– комплексный контроль приобретенных знаний,умений, навыков.
Проектирование (8 ч.)
Основные задачи раздела:
– отработать навыки проектной деятельности;
– закрепить знания, полученные в ходе изучения элективного курса “Из глубины веков – в настоящее”.
Презентация проектов (2 ч.)
Возможные темы проектов:
- Моя малая родина (народный быт северо- западных крестьян).
- Дом и семья в русской традиции.
- Северный рушник(онежская вышивка).
- Час потехи: русская игра и игрушка.
- Праздничный день в крестьянском доме (рассказ, сценарий).
- Северная народная свадьба (рассказ, сценарий).
- Старинный образ (женский народный костюм)
- «Древо жизни» (народная вышивка Карелии).
- Народная кукла и крестьянские праздники.
Учебно-тематический план
№ п/п | Основное содержание | Всего | Лекции с элементами беседы | Интерактивных занятий | Практических занятий | Экскурсий |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | ||
2 | Народный быт | 3 | 2 | 1 | ||
3 | Вышивка родного края | 4 | 1 | 1 | 2 | |
4 | Рушник | 2 | 1 | 1 | ||
5 | Народная кукла | 2 | 1 | 1 | ||
6 | История народного костюма | 4 | 2 | 2 | ||
7 | Изготовление куклы-сувенира в народном | 5 | 2 | 3 | ||
8 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | ||
9 | Проектирование | 8 | 8 | |||
10 | Презентация проектов | 2 | 2 | |||
Всего: | 34 | 8 | 18 | 7 | 1 |
Список литературы
- Соколова В.А. Русские традиции.Народный костюм. Учебно-методическое пособие 5-11 класс СПб.: Издательство «Союз художников».2011, с.107.Илл.I выпуск.I часть
- Соколова В. А.Русские традиции.Народный костюм. Учебно-методическое пособие 7-11 класс СПб: Издательство «Союз художников».2013, с.107.Илл.II выпуск.II часть
- Соколова В. А.Выкройки. Приложение к книге. Русские традиции.Народный костюм. Учебно-методическое пособие 7-11 класс. СПб: Издательство «Союз художников».2013, с.107.Илл.II выпуск.II часть
- Соколова В.А.Ткачество браных поясов.Учебно-методическое пособие 8-10 класс. СПб.: Издательство «Союз художников».2013, с.107.Илл.II выпуск
- Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка
великой культуры. Россия Х – ХХ вв. М.: Изд-во
Эксмо, 2005. - Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред.
Б.М.Неменского.– 5-е изд.– М.: Просвещение, 2006. - Гура А.В. Лингвоэтнографические различия и общность в маргинальной зоне русского севера (на материале свадебного обряда). // Ареальные исследования в языкознании и этнографии.
- Гура А.В. Опыт ареальной характеристики славянского свадебного обряда и его терминологии. // Формирование раннефеодальных славянских народностей. — М., 1981.
- Гура А.В. Опыт выявления структуры северорусского свадебного обряда: (По материалам Вологодской губ.). // Русский народный свадебный обряд. С. 72-88.
- Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика/ авт.-сост. О.Я.Воробьева.– Волгоград: Учитель, 2008
- Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация из ткани, рукоделие из ниток/ авт-сост. Е.А.Гурбина.– Волгоград: Учитель, 2008
- Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал.– М., 2004.
- Каштанов Ю.Е. Русский костюм.– М.: Изд-во “Белый город”, 2005.
- Лисова К. Л. Народоведение: Учеб. пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. школы.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
- Макашов А.И. В центре России.– Орел: издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1994.
- Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Русский народный свадебный обряд: исследования и материалы.– Л., 1978.
- Федюшкина И.С. Вышивка. От простого шва к сложному узору.– М.: Профиздат, 1996.
Ресурсы Интернет
- http://ermak65.ru
- http://www.sunhome.ru
- http://russwedding.narod.ru
- http://narod.ru
- http://www.art.oryol.ru
- http://www.RUKUKLA.ru
- http://www.skreen.ru
- http://www.rondtb.ru
- http://www.DollPlanet.ru
- http://www.tipilip.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проценты. Из глубины веков до наших дней.
Презентация по теме "Проценты" содержит исторический материал. Можно использовать на уроках и занятиях кружка....
"Опускаясь в глубину веков"
Первое официальное упоминание о Денисовой пещере принадлежит Рериху, который посетил её. По мнению Николая Рериха, прародиной человечества являются Горный Алтай и Гималаи, а коридором заселения обширн...
Презентация М.М. Герасимов. Из глубины веков.
Материалы можно иср\ползовать на классном часе об известном антропологе.Можно использовать на уроках " Религии России"....
"Из глубины веков"
Проект составлен по материалам экскурсии в Кургурские пещеры....
Из глубины веков
Презентация на тему "Из глубины веков"...
Исследовательская работа "Голос из прошлого" (из глубины веков и тысячелетий:история деревни Большая Коша).
Данная работа представляет собой обзор по теме « Голос из прошлого». В центре повествования история деревни Большая Коша Селижаровского района со времен позднего неолита ( III тысячелетия...
презентация - «Взгляд из глубины веков»
Методическая разработка музейного урока-экскурсии на тему: «Взгляд из глубины веков»....