Элективный курс "Из глубины веков - в настоящее"
элективный курс по технологии (8 класс) на тему

Розова Ольга Вячеславовна

Специфика данного курса состоит в том, что он является интегрированным, в его основу положена научно практическая деятельность ребенка. Курс расчитан на 34 часа, может быть освоен в течение года. Обучение проводится в двух направлениях: теоретические знания и практика. Результат работы учащихся - проектная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_glubiny_vekov_-_v_nastoyashchee.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подпорожская средняя общеобразовательная школа №8»

Элективный курс по технологии

 «Из глубины веков – в настоящее»


Разработала: учитель технологии первой категории                                                                                      Розова Ольга Вячеславовна

2015 год

г.Подпорожье

Пояснительная записка

Элективный курс “Из глубины веков – в настоящее” реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую связанных с декоративно-прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей любви к  Родине, бережного отношения к национальной культуре. Традиции наиболее прочно связаны с
жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежечасно, ощущает на себе силу их воздействия. Простые и красивые
изделия народных умельцев, желание узнать их назначение, учат детей любить родную культуру, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое и философское восприятие мира, передают детям представление народа о красоте, добре, зле и предназначении человека.

Элективный курс “Из глубины веков – в настоящее” предполагает изучение следующих разделов:

“Народный быт”;
“Вышивка родного края”;

«Рушник»
“Народная кукла”;
“История народного костюма”;
“Изготовление куклы-сувенира в народном костюме”;
“Проектирование”.

Цель:

1.возрождение духовного наследия народа,

2. сохранение и развитие художественных традиций как частей материальной и духовной культуры русского народа.

Задачи курса:

1. формирование знаний культурных традиций предков,

2. обучение конкретным технологиям, умениям и навыкам различных видов
декоративно-прикладного искусства;

3. воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности; воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к труду;

4. развитие образного и логического мышления, творческих способностей, эстетического и художественного вкуса; развитие  навыков самообразования и самоанализа; содействие формированию всесторонне развитой личности.

Аннотация курса

Специфика данного курса состоит в том, что он является интегрированным (технология + история), в его основу положена научно-практическая деятельность ребенка, которая предполагает исследовательское изучение культурного явления с последующим его изготовлением. Курс рассчитан на 34 часа и может быть освоен в течение года (одно занятие в неделю).

Обучение проводится в двух направлениях: усвоение теоретических знаний и
формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы как рассказ, беседа, объяснение, лекция, а также выполнение практических заданий.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Элективный курс не является традиционной формой обучения, в отличие от урока. Этим объясняется выбор формы контроля в виде
разработки и презентации творческого проекта.

Содержание курса

Вводное занятие (2ч).

Цели, задачи курса. Предмет курса. Актуальность.
Специфика.

Народный стиль. Народный стиль в современной моде. Показ школьной коллекции «Исторический образ народного костюма”. Беседа по охране труда.
Анкетирование.

Основные задачи раздела:

– познакомить с целями, задачами, спецификой, актуальностью курса;

– развивать интерес к народной культуре через знакомство со школьной коллекцией;

– прививать учащимся безопасные приемы трудовых действий.

Народный быт (3 ч).

Отношение человек — природа. Строительство дома. Трехчастная структура дома (верх, середина, низ). Выбор материала для строительства. Выбор
места строительства. Выбор времени начала строительства. Дерево как значимая составляющая народного быта.

Отношение человек — предмет(вещь). Окна. Двери. Труба. Печь. Стол. Предметы быта (посуда, полотенца, занавеси и т.д.). Отношение человек — человек.
Хозяин и хозяйка. Особенности национального гостеприимства.

Особенности северо-западного народного быта.
Основные народные обряды (рождение, крестины, свадьба и др.).Северный свадебный обряд.

Основные задачи раздела:

– охарактеризовать ряд понятий: дом, изба, хата, матица, окно, дверь, труба, печь, стол и т.д.;

– расширить представление о доме как макете мироздания;

– познакомить с особенностями северо-западных народных обрядов.

Вышивка родного края (4 ч.).

История вышивки орловского края. Виды вышивок.
Цвет в вышивке. Символика в вышивке. Материалы.

Вышивка крестом. Онежская вышивка Приемы работы.

Выполнение образца.

Основные задачи раздела:

– познакомить с историей вышивки северо – запада , ее видами и символами;

– закрепить навыки вышивания крестом и в технике “онежская вышивка”;

– отработать безопасные приемы вышивания.

Рушник (2 ч.).

История появления полотенец. Этимология слова рушник. Выбор термина. Использование полотенец в быту. Виды рушников. Символика орнамента.
Материалы.

Выполнение эскиза рушника (рисунок).

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: полотенце, рушник;

– рассмотреть особенности использования полотенец, рушников;

– выполнить эскиз рушника.

Народная кукла (2ч.).

Народная кукла. Типы и назначение кукол. Культовые и обрядовые куклы: обереговые куклы, обрядовые куклы. Символика и семиотика кукол. Функции, назначение кукол. Место народной куклы в современном мире. Куклы-сувениры.

Изготовление обереговых кукол:
Пеленашка, Куватка, Вепская кукла.

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: народная кукла,
культовые и обрядовые куклы Пеленашка, Куватка, Вепская  кукла;

– расширить знания учащихся о функциональном назначении кукол;

– изготовить обереговую куклу (по выбору учащихся).

История народного костюма (4 ч.).

Из истории народного костюма. Северный и южный вариант народного костюма (общее и отличия).

Женский народный костюм (рубашка, понева, гашник, сарафан и др.) и головные уборы (сорока, кичка, кокошник и др.).

Декоративные украшения праздничного женского костюма (ожерелки, гашник и др.).

Орловский народный костюм. Народные верования, связанные с одеждой.

Основные задачи раздела:

– познакомить с понятиями: северный и южный вариант народного костюма, рубашка, понева,гашник, сарафан, сорока, кичка, кокошник,ожерелки, гашник и т.д.;

– рассмотреть особенности северо-западного народного костюма.

Изготовление куклы-сувенира в народном костюме (5ч.).

Технология изготовления куклы-сувенира в народном костюме.

Изготовление куклы-закрутки.

Изготовление рубахи для куклы.

Изготовление поневы, передника.

Изготовление головного убора и декоративных украшений.

Основные задачи раздела:

– изучить технологию изготовления кукол-сувениров;

– изготовить сувенирную куклу в народном костюме.

Заключительное занятие (2ч.).

Экскурсия в краеведческий (городской) музей.

Основные задачи раздела:

– комплексный контроль приобретенных знаний,умений, навыков.

Проектирование (8 ч.)

Основные задачи раздела:

– отработать навыки проектной деятельности;

– закрепить знания, полученные в ходе изучения элективного курса “Из глубины веков – в настоящее”.

Презентация проектов (2 ч.)

Возможные темы проектов:

  1. Моя малая родина (народный быт северо- западных крестьян).
  2. Дом и семья в русской традиции.
  3. Северный рушник(онежская вышивка).
  4. Час потехи: русская игра и игрушка.
  5. Праздничный день в крестьянском доме (рассказ, сценарий).
  6. Северная народная свадьба (рассказ, сценарий).
  7. Старинный образ (женский народный костюм)
  8. «Древо жизни» (народная вышивка Карелии).
  9. Народная кукла и крестьянские праздники.

Учебно-тематический план

№ п/п

Основное содержание

Всего

Лекции с элементами беседы

Интерактивных занятий

Практических занятий

Экскурсий

1


Вводное занятие

2

1

1

2

Народный быт

3

2

1

3

Вышивка родного края

4

1

1

2

4

Рушник

2

1

1

5

Народная кукла

2

1

1

6

История народного костюма

4

2

2

7

Изготовление куклы-сувенира в народном
костюме

5

2

3

8

Заключительное занятие

2

1

1

9

Проектирование

8

8

10

Презентация проектов

2

2

Всего:

34

8

18

7

1

Список литературы

  • Соколова В.А. Русские традиции.Народный костюм. Учебно-методическое пособие 5-11 класс СПб.: Издательство «Союз художников».2011, с.107.Илл.I выпуск.I часть
  • Соколова В. А.Русские традиции.Народный костюм. Учебно-методическое пособие 7-11 класс СПб: Издательство «Союз художников».2013, с.107.Илл.II выпуск.II часть
  • Соколова В. А.Выкройки. Приложение к книге. Русские традиции.Народный костюм. Учебно-методическое пособие 7-11 класс. СПб: Издательство «Союз художников».2013, с.107.Илл.II выпуск.II часть
  • Соколова В.А.Ткачество браных поясов.Учебно-методическое пособие 8-10 класс. СПб.: Издательство «Союз художников».2013, с.107.Илл.II выпуск
  •  Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка
    великой культуры. Россия Х – ХХ вв. М.: Изд-во
    Эксмо, 2005.
  •   Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред.
    Б.М.Неменского.– 5-е изд.– М.: Просвещение, 2006.
  •  Гура А.В. Лингвоэтнографические различия и общность в маргинальной зоне русского севера (на материале свадебного обряда). // Ареальные исследования в языкознании и этнографии.
  • Гура А.В. Опыт ареальной характеристики славянского свадебного обряда и его терминологии. // Формирование раннефеодальных славянских народностей. — М., 1981.
  •  Гура А.В. Опыт выявления структуры северорусского свадебного обряда: (По материалам Вологодской губ.). // Русский народный свадебный обряд. С. 72-88.
  •  Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика/ авт.-сост. О.Я.Воробьева.– Волгоград: Учитель, 2008
  •  Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация из ткани, рукоделие из ниток/ авт-сост. Е.А.Гурбина.– Волгоград: Учитель, 2008
  • Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал.– М., 2004.
  • Каштанов Ю.Е. Русский костюм.– М.: Изд-во “Белый город”, 2005.
  • Лисова К. Л. Народоведение: Учеб. пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. школы.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
  • Макашов А.И. В центре России.– Орел: издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1994.
  • Молотобарова О.С. Учите детей вышивать: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • Русский народный свадебный обряд: исследования и материалы.– Л., 1978.
  • Федюшкина И.С. Вышивка. От простого шва к сложному узору.– М.: Профиздат, 1996.

Ресурсы Интернет

  • http://ermak65.ru
  • http://www.sunhome.ru
  • http://russwedding.narod.ru
  • http://narod.ru
  • http://www.art.oryol.ru
  • http://www.RUKUKLA.ru
  • http://www.skreen.ru
  • http://www.rondtb.ru
  • http://www.DollPlanet.ru
  • http://www.tipilip.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проценты. Из глубины веков до наших дней.

Презентация по теме "Проценты" содержит исторический материал. Можно использовать на уроках и занятиях кружка....

"Опускаясь в глубину веков"

Первое официальное упоминание о Денисовой пещере принадлежит Рериху, который посетил её. По мнению Николая Рериха, прародиной человечества являются Горный Алтай и Гималаи, а коридором заселения обширн...

Презентация М.М. Герасимов. Из глубины веков.

Материалы можно иср\ползовать на классном часе  об известном антропологе.Можно использовать на уроках " Религии России"....

"Из глубины веков"

Проект составлен по материалам экскурсии в Кургурские пещеры....

Из глубины веков

Презентация на тему "Из глубины веков"...

Исследовательская работа "Голос из прошлого" (из глубины веков и тысячелетий:история деревни Большая Коша).

Данная работа представляет собой обзор по теме « Голос из прошлого». В центре повествования история деревни Большая Коша Селижаровского района со времен позднего неолита ( III тысячелетия...

презентация - «Взгляд из глубины веков»

Методическая разработка музейного урока-экскурсии на тему: «Взгляд из глубины веков»....