Разработка урока "Счетные швы. Вышивка крестиком"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: технология.
Учитель: Коровина Н.В.
Класс: 6 класс.
Тема урока: Счетные швы. Вышивка крестиком на картоне.
Цель урока: создать красивые подарки, сувениры в технике вышивки крестиком, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества.
Задачи: -расширить знания учащихся о шве крест;
- отработать практические навыки нанесения эскиза на картон;
- закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
- развивать сноровку, координацию движений;
- прививать аккуратность и терпение в работе;
- развивать мышление;
- способствовать развитию компетенций;
- соблюдать правила техники безопасности;
- воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.
Основные понятия: Эскиз, схема, шаблон, вертикаль, диагональ, счетные швы, шов крест.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: индивидуальная
Оборудование: образцы вышивок, шаблоны, самооценочный лист, памятка, шкала оценивания, картон, нитки мулине, иглы, ножницы, простой карандаш.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Умение провести самоанализ выполненной работы, выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу; - воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду. | - расширить знания учащихся о шве крест; - закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий -познакомить с техникой разгадывания японского кроссворда. | Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Определение последовательности вышивки Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, дополнительного материала. Выработка алгоритма действий. Выполнять вышивку крестиком по шаблону и самостоятельно выполненному рисунку. Коммуникативные Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приёмы, УУД |
1. Организационный момент | – Добрый день! (Настраивает учащихся на работу.) | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
2. Целеполагание. | Учитель сообщает учащимся требования к выполнению самостоятельной работы и раздает учащимся карточки с заданиями (по выбору); отвечает на вопросы учащихся, связанные с выбором заданий и организацией работы Что подарить подруге, близким на день рождения, праздник? Эту проблему можно решить, если вы умеете и любите заниматься рукоделием. Авторские изделия всегда очень ценятся. Они штучные, поэтому их нигде не купишь. К тому же авторская вещь хранит тепло рук, а значит, частицу души её создателя. Сегодня мы вспомним одним из распространённых видов рукоделия-вышивку крестиком. Перед вами четыре вида заданий разного уровня сложности: Необходимый, Средний, Высокий, Максимальный. Необходимый уровень: выполнить вышивку крестиком по готовому шаблону. Средний уровень: основываясь на знания, полученные ранее, придумать самостоятельно рисунок-шаблон, выбрать цвет нитей и вышить крестиком, получившийся рисунок-шаблон. Высокий уровень: представьте себя дизайнером одежды. В вашем распоряжении есть цветные нити и игла, но нет цветных карандашей. Попробуйте создать эскиз одежды, используя подручные материалы и применив знания о вышивке крестиком. Максимальный уровень: познакомьтесь с японской техникой кроссворда. Японские кроссворды – увлекательное интеллектуальное развлечение, стремительно набирающее популярность не только во всем мире, но и в нашей стране. В отличие от привычных нам словесных кроссвордов, в них зашифрованы не слова, а рисунки. Разгадать эту головоломку Вам поможет не эрудиция, а логическое мышление и элементарные математические вычисления. После расшифровки кроссворда и нанесения рисунка на картон, подобрать цвет нитей и вышить рисунок крестиком. Перед выполнением задания заполните самооценочный лист до этапа контроля за выполнением задания: определите цель работы, формат результата, создайте алгоритм выполнения. | Обучающийся знакомится с требованиями, предъявляемыми к выполнению заданий по самостоятельной работе, выбирает задания. Обучающийся формулирует цель работы, задачи, составляет план, алгоритм. | Регулятивные: целеполагание; планирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
3. Деятельностный этап | Наблюдает за работой учащихся, выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика. | Учащийся осуществляет учебно-познавательную деятельность, занимая активную деятельностную позицию. При выполнении задания ориентируется на составленный алгоритм и критерии, контролирует свою деятельность. Если в процессе контроля обнаруживаются несоответствия, выполняет коррекцию. | Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. |
4. Оценочный этап. | Педагог знакомит учащихся с эталонами выполнения заданий (можно использовать графические эталоны), оказывает помощь в оценивании результатов. Оцените свою работу, сравните прогнозируемую отметку с отметкой в конце урока. | Ретроспективная самооценка процесса и результата работы. Учащийся осуществляет итоговое самооценивание. Учащийся возвращается к оценке своих возможностей и проверяет совпадение его прогноза с результатом. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. |
5. Рефлексивный этап. | Учитель оказывает помощь, если ученик затрудняется в планировании работы по восполнению пробелов, развитию необходимых учебных умений. Ответьте на вопросы второй половины самооценочного листа, составьте план дальнейшей работы над затруднениями, которые возникли в ходе работы. | На рефлексивном этапе в самооценочном листе ученик пишет ответы на вопросы и план дальнейшей работы. | Регулятивные: отвечать на поставленные вопросы для осознания своей деятельности на уроке, составлять план дальнейшей работы. |
Учимся решать японские кроссворды
Японские кроссворды
Японский кроссворд - головоломка, в которой с помощью цифр зашифровано некоторое изображение. Целью головоломки является полное восстановление этого изображения.
Японские кроссворды делятся на два вида - черно-белые и цветные. В черно-белых кроссвордах изображение содержит только два цвета - черный (которым мы и рисуем) и белый (цвет фона). В цветных кроссвордах изображение создается несколькими цветами на белом фоне.
|
|
Поле японского кроссворда расчерчено горизонтальными и вертикальными линиями разной толщины. Самые толстые линии отделяют центральную часть (поле для картинки) от цифр. Более тонкими линиями, поле делится на группы по 5 клеток (как по горизонтали, так и по вертикали) - это сделано исключительно для удобства (удобнее считать ширину/высоту групп клеток). Само изображение в японском кроссворде формируется путем закрашивания отдельных клеток (центральной части) в нужный цвет. Не закрашенная клетка при этом считается белой.
Цифры, указанные слева и сверху кроссворда - описывают группы закрашенных клеток (идущих подряд, без пропусков) по горизонтали и вертикали соответственно. Причем порядок этих цифр описывает порядок расположения этих групп, но где каждая группа начинается и заканчивается - не известно (фактически, определить их положение и является задачей головоломки). Каждая отдельная цифра обозначает отдельную группу заданного размера (т.е. цифра 5 - обозначает группу из пяти закрашенных подряд клеток, 1 - группу из одной единственной закрашенной клетки). В черно-белых кроссвордах мы всегда закрашиваем клетку черным цветом, в цветных - закрашиваем клетку тем цветом, которым помечена цифра. Между группами одного цвета должна быть как минимум одна не закрашенная клетка (просто иначе они считались бы одной группой), между группами разных цветов пустых клеток может и не быть.
на заметку | Главным требованием к японским кроссвордам является то, что кроссворд должен иметь единственное логическое решение, достижимое без различных "угадываний" (метод проб и ошибок). Но, к сожалению, достаточно часто можно встретить кроссворды, имеющие несколько вариантов решения, либо кроссворды, которые нельзя решить чисто аналитическими методами. Порой встречаются даже кроссворды, имеющие ошибки (точнее опечатки), которые делают кроссворд вовсе нерешаемым. По этой причине мы рекомендуем новичкам не обращать внимание на дешевые газеты/журналы с японскими кроссвордами, и с большой осторожностью относится к японским кроссвордам в газетах, не специализирующихся на данном виде кроссвордов, т.к. в таких изданиях очень часто встречаются ошибки. Также хотим заметить, что на все кроссворды, расположенные на нашем сайте, мы даем гарантию, что в них отсутствуют ошибки и все они имеют ровно одно решение, достижимое без "угадываний". |
Как решать японские кроссворды
Решение цветных кроссвордов и черно-белых немного отличаются (т.к. в черно-белых кроссвордах не нужно учитывать цвет клеток, правила немного упрощены) - поэтому пока мы поговорим исключительно о черно-белых кроссвордах.
При решении японских кроссвордов человек рассматривает каждую строку/столбец в отдельности, постоянно переходя к следующим столбцам и строкам. При этом процесс решения в каждой строке/столбце сводится к:
- Определение клеток, которые точно будут закрашены (при любом возможном расположении групп) - их мы и закрашиваем.
- Определение клеток, в которых наличие закрашенных клеток невозможно - такие клетки зачеркиваются крестиком (иногда вместо крестика используется жирная точка).
- Определение цифр, положение которых уже вычислено - обычно эти цифры зачеркиваются.
Таким образом, постепенно на поле появляются пометки, которые на следующем шаге помогают вычислить новые метки, потом еще и еще, до тех пор, пока кроссворд не будет полностью разгадан (стоит отметить, если хотя бы одна пометка была поставлена ошибочно - это может привести к тупиковому решению).
Пример решения
Итак, давайте попробуем решить простейший черно-белый кроссворд:
Перед нами простейший кроссворд размером 9x9 клеток. Мы будем постепенно разгадывать данный кроссворд, объясняя каждый шаг. Чтобы Вы не запутались, новые пометки мы будем отмечать синим цветом. | |
Сначала посмотрим, имеются ли в кроссворде строки, которые должны быть полностью закрашены. Оказывается, есть - в нашем случае это цифра 9 в четвертой строке. Т.к. ширина кроссворда как раз и составляет 9 клеток - значит, все клетки в этой строке должны быть закрашены. Заодно зачеркиваем саму цифру 9, чтобы она нас не отвлекала. | |
По аналогии ищем столбцы, которые должны быть полностью закрашены. | |
Посмотрим на третью строку. Запомним маленькое правило, которое нам очень поможет - если число рядом со строкой или столбцом всего одно и составляет больше половины длины, то можно закрашивать несколько клеток в середине. В нашем случае это центральные пять клеток. Почему? Как ни размещай в девяти клетках группу из семи клеток, пять центральных обязательно окажутся закрашенными (чтобы это вычислить, можно из ширины кроссворда вычесть значение цифры - получим цифру 2, которая означает количество "неизвестных" клеток слева и справа, а остальные центральные пять клеток - закрашиваем). | |
Теперь мы можем отметить крестиками (или точками) клеточки, которые однозначно не могут быть закрашены. Взглянем на первую строку - она полностью отгадана, т.к. у нас уже есть одна закрашенная клеточка, а больше закрашенных клеток в ней быть и не должно. Значит, все остальные клетки помечаем крестиками. Аналогично в шестой и седьмой строках. Не забываем зачеркивать цифры в разгаданных строках. | |
В пятой строке у нас есть одна закрашенная клетка, и т.к. в данной строке кроме единичных клеток больше ничего нет, мы можем пометить крестиками клетки слева/справа от разгаданной. Зачеркивать цифры мы не можем, т.к. хоть мы и отгадали одну цифру, мы точно не знаем какую именно. Аналогичная ситуация в восьмой строке. Также в девятой строке мы можем точно сказать, что первые две клетки и две последние точно будут не закрашены. Почему? Просто у нас в данной строке уже разгадана одна клетка, и единственная цифра в данной строке - тройка, должна быть частью этой закрашенной клетки. | |
Теперь посмотрим на первый столбец - также как и в предыдущем шаге, у нас имеется лишь одна цифра в данном столбце - двойка, и одна разгаданная клетка. Соответственно, первые две, и последние четыре клетки - точно будут не закрашены. Аналогичная ситуация во втором и последних четырех столбцах. | |
Можно заметить, что в центральных пяти столбцах осталось очень мало пустых клеток, даже более того - их количество точь-в-точь соответствует цифрам, указанных сверху. Значит, все эти клетки можно закрасить. | |
Перейдя к строкам, мы можем увидеть, что вторая и две последних строки уже решены. А в пятой строке мы можем поставить крестики слева и справа от разгаданных клеток, т.к. кроме единичных клеток в данной строке ничего нет. | |
Теперь мы можем увидеть, что в пятой строке остались только две свободные клетки, как раз под две оставшиеся единички. (стоит отметить, что пятую строку можно было разгадать еще с самого начала, т.к. в девяти клетках расположить пять единичных клеток одного цвета можно только одним возможным способом) | |
Перейдя к столбцам, мы видим, что первый и последний столбцы уже разгаданы. Остается лишь закрасить последние клетки во втором и восьмом столбцах, и... Поздравляем! Кроссворд полностью разгадан! |
3 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 6 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 8 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | 3 | 9 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 3 | 10 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | 11 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | 11 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | 10 | |||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||||||
8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Изготовление картины в технике "Вышивка крестиком + флористика"
Предлагаемая работа - мой личный опыт. Соединение двух абсолютно разных техник в одной работе придаёт ей неповторимость, особенную красоту.Дети, помимо обучения технике вышивки, изучая растения, знако...
Вышивка крестиком.
Рукоделие - вышивание счетным крестом...
Методическая разработка внеклассного мероприятия Игра «Крестики-Нолики» в 5а классе по теме «Школа»
Игра "Крестики-Нолики" по теме "Школа" для 5 класса...
Методическая разработка на тему: "Вышивка в смешанной технике. Презентация "Вышивка зимнего пейзажа"
Представлена презентация с подробным описанием вышивки в смешанной технике, может быть использована на уроках художественного труда и в работе кружков....
Конспект занятия "Вышивка крестиком"
Крнспект занятия...
вышивка крестиком
Вышивка крестиком Внеурочное занятие Любит ученица моего класса На олимпиаде по технологии оа заняла 1 место в районе...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Вышивка крестиком»
Рабочая программа предназначена для детей с ОВЗ (2 вариант)...