Формы и методы работы с мотивированными детьми
методическая разработка на тему
Выступление на заседании районного методического объединения учителей технологии "Формы и методы работы с мотивированными детьми".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на РМО учителей технологии | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Чигринова Анна Леонидовна
учитель изобразительного искусства и технологии
МАОУ СОШ № 6
Краснодарский край, Курганинский район, станица Новоалексеевская
Выступление на заседании районного методического объединения учителей технологии
Формы и методы работы с мотивированными детьми.
(Слайд 1)
Цель: способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях «мотивированные дети», «мотивация учения», обобщение форм и методов работы на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивационной сферы учащихся.
Доклад
(Слайд 2)
"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”
Василий Андреевич Сухомлинский.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.
На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. В настоящее время эта проблема весьма актуальна для школы. В связи с обострением социальных проблем, низким уровнем педагогической грамотности родителей, их постоянной занятостью, «разбросанностью» интересов у детей и подростков и неумением концентрироваться на чём-либо, остро стоит вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной или какой-либо другой деятельности. Но, именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Формирование мотивации - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на различную полезную деятельность и активизирующей труд учителя, влияет на повышение учебной мотивации (учить детей так чтобы им захотелось учиться). Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.
Если бы учителям был задан вопрос: укажите формы и методы обучения, которые Вы используете на уроках? То большинство учителей ответили, что используют, и парную, и групповую форму работы на уроке, но чаще всего используется индивидуальная и фронтальная формы работы. Методы, которые используются на уроках: словесные, наглядные, поисковые, контроль и взаимопроверка, а так же тестирование, использование интерактивной доски, мультимедийного оборудования и другие. Всё это активно используется, но есть уверенность, что большинство учителей хотели бы получить подробную информацию о различных формах и методах работы на уроках и внеурочное время.
При подготовке, учителя и работники доп.образования стремятся, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать методы, которые создают оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. Стараются вносить элементы новизны, строить свою работу с детьми и подростками таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался.
Работа с одаренными и мотивированными учащимися, их выявление и развитие должны оставаться одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными и мотивированными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип стимулирования интеллектуально-творческих способностей учащихся в урочной деятельности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с мотивированными детьми.
Создание условий для оптимального развития мотивированных детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей.
Для этого ставятся следующие задачи:
- отбор методов и приёмов обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем, через самостоятельную работу.
Условия успешной работы с мотивированными детьми:
- осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
- создание и постоянное совершенствование методической системы работы с мотивированными детьми;
- признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными и мотивированными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;
- включение в работу с мотивированными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами:
- учитель для одарённого ребёнка является личностью, готовой, прежде всего, сотрудничать, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми, более способными и знающими, чем он сам;
- взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию "Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника. Какие они – мотивированные дети?
Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном или творческом процессе.
А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Рассмотрим самую известную теорию мотивации Маслоу, в основе которой лежат следующие факты:
- человека мотивируют его неудовлетворенные потребности;
- перед тем как переходить на более высокий уровень мотивации, необходимо, чтобы человек удовлетворил более низкие потребности.
Таким образом, как только потребность будет удовлетворена, она больше не сможет мотивировать человека, а на ее место выходит новая, более высокая потребность.
Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Для решения этой проблемы каждый учитель должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". "Я-концепция"- это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности.
Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).
- создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!".
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").
- предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").
Какие же формы и методы работы можно использовать по повышению учебной мотивации, используя опыт всех учителей и воспитателей.
Методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный.
Установки педагога и методы обучения:
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
- Учет возрастных особенностей школьников.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Нестандартные формы проведения занятий.
- Создание ситуации успеха.
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
- Использование групповых и коллективных форм организации деятельности.
- Эмоциональность.
- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.
- Применение поощрения и порицания.
- Вера в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).
- Выбор действий в соответствии с возможностями ученика.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Использование новых информационных технологий.
- Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.
Приемы создания ситуаций успеха.
1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»
4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Некоторые ученые считают, что такого понятия как «Мотивация» нет. Есть «Стимуляция» - это когда морковка сзади, или спереди. И есть Самомотивация - это когда морковка внутри. Работа любого серьезного человека заключается в том, чтобы поддерживать высоким свой уровень самомотивации. С людьми не очень серьезными, нужно подругому, да, их нужно стимулировать. Морковка она либо спереди, либо сзади или внутри. Но правильно, когда морковка - внутри.
Формы работы с одарёнными и мотивированными учащимися:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- спецкурсы;
- научные кружки, общества;
- участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях и т.д.;
- форумы;
- дискуссия;
- игры;
- занятия в профильных классах;
- работа по индивидуальным планам;
- участие в исследовательской и проектной деятельности.
Очень важны:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- проекты по различной тематике;
- индивидуальные творческие задания.
Пример. В конце декабря на уроках технологии в 8 классе был проведён урок в форме деловой игры "Предприятие ". Целями, которые стояли перед уроком были:
- Закрепить знания, полученные на уроках технологии по теме «Информационные технологии. Организация предприятия».
- Повторить значение понятий - форма предпринимательской деятельности, торговый знак, учредительные документы по теме "Основы предпринимательства". ("Нормативная база предприятия", "Виды предпринимательской деятельности", "Формы предпринимательской деятельности").
Задачи:
Образовательные – предоставить учащимся практику в разработке проекта, используя при этом знания информационных технологий, интернет-технологий, мультимедийных технологий.
Развивающие – развитие пространственного мышления, объективного мнения; формирование навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка, систематизация материала; оформление результатов собственных изысканий; развитие умения анализировать, работать с правовыми и учредительными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность и защищать бизнес-планы.
Воспитательные – воспитать чувство ответственности при работе в группе, взаимопомощь и ответственное выполнение порученного каждому задания; воспитывать интерес, желание добиться хороших результатов в выполняемой работе, требовательность к себе и ответственность перед коллективом, культуру речи и поведения, практическую смекалку при создании предприятия; формирование устойчивого интереса к предмету.
Методы, которые были применены: - метод проектов (ролевая игра);
- метод сотрудничества. Форма проведения: работа учащихся в группах по методике сотрудничества, защита проектов.
Подготовительный этап:
Разделение класса на команды (предприятия), обсуждение общих целевых установок и порядка действий, распределение функций внутри команды, начало разработки проекта учредительных документов и фирменного стиля (торгового знака, логотипа).
Примечание: домашнее задание предусматривает разработку Устава предприятия, бэйджей с названием предприятия и занимаемой в нём должности; подготовку презентации предприятия общественного питания и оформление логотипа; демонстрацию готовой продукции и культуру обслуживания клиентов на предприятии общественного питания.
В ходе урока участники должны:
- провести презентацию предприятия общественного питания;
- завершить разработку учредительных документов (Устава) предприятия и представить его;
- завершить разработку фирменного стиля (торгового знака) и представить его в виде логотипа размером А-4 в патентное ведомство для регистрации;
- провести экспертизу фирменного стиля (логотипа) конкурентов, оценку предприятий конкурентов всеми участниками игры;
- продемонстрировать готовую продукцию предприятия;
- показать эстетику оформления готовой продукции предприятия;
- показать культуру обслуживания посетителей предприятия общественного питания;
- подвести итоги игры.
Цель участников - создание наиболее актуального, запоминающегося вида хозяйственной деятельности и регистрация фирмы. Организация предприятия общественного питания.
Цели и задачи урока были выполнены. Результаты оказались превосходными, благодаря слаженной работе групп. Надо отметить старание всех девочек, но в каждой группе находился лидер, который корректировал всю работу. Вокруг таких активистов и разворачивались основные действия. Они были организаторами всей деятельности группы. Таких детей и называют мотивированными. В завершении урока было отмечено, что эти замечательные результаты были получены благодаря знаниям, умениям и приобретенным навыкам. На уроке дети только попробовали себя в роли успешных бизнесменов. Надеюсь, что такой урок поможет, в дальнейшем, в выборе профессии.
Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников (на уроке и внеурочная деятельность, получение новых знаний или их закрепление), а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении составляет основной результат совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Работа по повышению учебной мотивации должна вестись и родителями, и учителями, и различными специалистами.
Развитию мотивированных детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и методов развития мотивации у школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов. И как заключительные слова хочется сказать: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Смысл утверждения в том, что нужн...
"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы
обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...
Формы и методы работы с одарёнными детьми
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в свои...
Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»
Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...
Формы и методы работы с одаренными детьми в области исследовательской деятельности
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской раб...
Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...