Программа СВПО
рабочая программа по технологии (9 класс) на тему
Программа по курсу "Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования" для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_svpo_9_klass.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимыми условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся относительно выбираемых ими путей дальнейшего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.
Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Ориентационный курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» - это курс профильной ориентации для обучающихся 9 классов общеобразовательных школ в рамках часов, отводимых на профконсультирование и информационно-профориентационную работу. Данный курс дает школьникам представление об общих основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических). Знание их обеспечивает обучающимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Программа курса «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» основана на программе, разработанной под руководством доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО С. Н. Чистяковой.
Содержательную основу курса составляют сведения о современном мире профессиональной деятельности, требованиях к специалистам в различных сферах труда, путях получения образования.
Курс «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» призван создать образовательное пространство, способствующее самоопределению обучающегося 9 класса на основе разнообразных практических форм знакомства с вариантами получения общего образования и профессиональной подготовки.
Цель курса:
- Оказание обучающимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования;
- создание условий для повышения готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
Задачи:
- сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;
- способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
- способствовать приобретению опыта самооценки способностей, возможностей и потребностей, выявления профессионально значимых качеств личности применительно к будущей профессиональной деятельности;
- разъяснение возможных путей продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Общая характеристика курса
Курс построен по принципу «от общего к частному» и содержит 4 модуля:
- «Твои возможности без границ» (Основы выбора профиля обучения).
2. «Психологические основы выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования».
3. «Притязания человека и его профессиональная карьера».
4. «Слагаемые выбора дальнейшего обучения: твой выбор «за» и «против».
В разделах первого модуля («Твои возможности без границ»; «Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг»; «Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?») раскрывают особенности современного общества, его экономическую и социокультурную составляющие, особенности современного рынка труда и образовательных услуг, различные пути приобретения профессии, уровни и виды образования.
Во втором модуле обучающиеся знакомятся со своими общими, специальными способностями и профессионально значимыми качествами личности, которые обеспечат принятие адекватного решения о выборе профиля обучения, будут способствовать активному самоопределению школьников.
Третий и четвертый модули посвящены анализу проблемы притязаний человека и профессиональной карьеры; их основная задача – раскрыть идею соотнесения своих реальных и потенциальных возможностей с требованиями, предъявляемыми избираемым профилем обучения, путями дальнейшего обучения и будущей сферой труда. Содержание этих модулей предусматривает обеспечение школьников психологическими средствами, приемами принятия решения о выборе профиля обучения и предоставление им на практике убедиться в правильности такого выбора с помощью выполнения эвристических заданий и упражнений, условно названных «проба выбора профиля обучения».
Программой курса также предусмотрены индивидуальные консультации для разрешения возникших у обучающегося вопросов и уточнения правильности сделанного выбора, которые могут проводиться совместно со школьным психологом. При проведении консультаций надо руководствоваться тем, что окончательное решение остается за самим школьником и его родителями.
Занятия в каждом модуле имеют ярко выраженную практическую направленность: изучение содержания предполагает активную поисковую и рефлексивную деятельность школьников при стимулирующем воздействии учителя. Для достижения максимальной эффективности проводимых занятий целесообразно использование большого количества раздаточных материалов, использование мультимедийных средств.
Примерные критерии готовности обучающихся 9 классов к выбору профиля обучения:
- Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования;
- Представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
- Информационная подготовленность в отношении значимости для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
- Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении.
Место учебного курса в учебном плане ОУ
Реализация программы «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» осуществляется в урочное время по 1 часу в неделю. Экскурсии в образовательные учреждения можно проводить во внеурочное время, организовывать встречи с представителями этих учреждений.
Результатом изучения курса должна стать готовность обучающихся к выбору направления дальнейшего обучения, что подразумевает информационную обеспеченность в отношении личной профессиональной перспективы.
Курс может завершаться зачетом, собеседованием, защитой выполненного проекта или исследовательской работы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
· выбор способов деятельности;
· работа консультантом;
· умение сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, абстрагировать,
классифицировать,
· работать с учебником;
· выполнять практическую работу;
· работать с дополнительной и со справочной литературой;
· усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.
· конспектирование, умение правильно оформлять работу.
· умение выделять главное из сказанного, прочитанного, слушать и слышать собеседника, учителя, задавать вопросы…
В ходе занятий обучающиеся включаются в диалог, развивают монологическую речь, развивают умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 классов.
Должны знать:
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности.
Должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
Содержание курса
Модуль «Твои возможности без границ (основы выбора профиля обучения)».
Занятие №1 Введение. Твои возможности без границ. Особенности образовательной программы ОУ
Какие варианты выбора после 9 класса существуют? Что такое профиль обучения? Какие профили существуют. От индустриального общества к информационному. Твое право на собственное содержание образования. Твои возможности и твои ограничения. Стоит ли бояться противоречий и своего незнания мира профессионального образования и профессионального труда? Человек как «делатель» общественной пользы. Почему я интересуюсь своим будущем? Особенности образовательной программы ОУ
Работа над эвристическими вопросами и афоризмами.
Занятие №2 Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг.
Что происходит с отечественным рынком труда? Мозаичная профессиональная культура. Универсальный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Кто помогает человеку найти работу? Мое образование и моя профессия.
Занятие №3 Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию. Практическая работа со справочниками и СМИ.
Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Среднее и высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона. Рынок образовательных услуг. Востребованность различных видов профессионального труда в регионе. Риски предстоящего выбора. Самостоятельная работа со справочниками, СМИ и т. д.
Занятие №4 Классификация профессий.
Понятия «профессия» и «специальность», основные отличия. Отечественная и зарубежная классификация профессий.
Занятие №5 Формула профессий.
Классификация профессий по Е. А. Климову. Формула профессий. Составление формул профессий.
Занятие №6 Правила выбора профессии. Ошибки при выборе.
Правила выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Составление памятки о последовательности выбора профессии.
Занятие №7 Здоровье и выбор профессии.
Здоровье и ситуация выбора профессии. Профпригодность. Проблема «предначертанности» и «рукотворности» профессионального пути.
Занятие №8 Практическая работа «В мире профессий»
Закрепление знаний по классификации профессий. Уточнение ошибок при выборе. Игра «Словарь профессий».
Занятие №9 Профессиограмма и психограмма профессии.
Что такое «профессиограмма и психограмма профессий»? Их назначение. Какие сведения они содержат. Последовательность составления.
Занятие №10 Урок – практикум «Составление профессиограммы на интересующую профессию».
Работа с подготовленным материалом по составлению профессиограмм на интересующую профессию.
Модуль «Психологические основы выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования».
Занятие №11 Понятие о личности. Основные характеристики личности. Упражнение «Кто я?»
Работа с терминами «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность как субъект деятельности. Устойчивые характеристики личности: интересы, мотивы, самосознание (самооценка), эмоционально волевое развитие, интеллектуальное развитие, психологический профиль личности и др. Выполнение упражнения «Кто я?».
Занятие №12 Практическая работа «Самооценка и успех».
Определение самооценки, ее влияние на успех в профессиональной деятельности. Определение своей самооценки. Корректировка самооценки.
Занятие №13 Характер. Способы формирования характера. Упражнение «Азбука характера.
Характер как отношение человека к окружающему миру. Четыре группы черт характера, их влияние на поведение человека. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Выполнение обучающимися упражнений с целью анализа основных черт своего характера.
Занятие №14 Интересы и склонности, их учет при выборе профессии. Методика «Профиль.
Ознакомление с понятиями «интересы» и «склонности». Работа над осознанием своих интересов и склонностей: «Карта интересов», методика «Профиль».
Занятие № 15 Опросник профессиональных склонностей».
Работа с «Опросником профессиональных склонностей». Как управлять интересами и склонностями.
Занятие № 16 Выбор профессии и темперамент. Работа с тестом Айзенка.
Определение свойств нервной системы. Знакомство с понятием «темперамент». Определение типа темперамента: работа с тестом Айзенка. Влияние темперамента на профессиональное самоопределение. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Занятие № 17 Способности и профессиональная пригодность. Дифференцированно-диагностический опросник Е. А. Климова.
Профессиональная пригодность как гармония человека и его дела. Основные показатели пригодности к профессии: успешность овладения профессией и удовлетворенность человека своим трудом. Способности и их роль в жизни и трудовой деятельности человека. Общие и специальные способности. Компенсация способностей. Определение профессионального типа личности, работа с опросником Е. А. Климова.
Занятие № 18 – 19 Познавательные процессы и их влияние на эффективность и качество деятельности.
Психологические процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, мышление. Характеристика психологических процессов. Их роль в успешной профессиональной деятельности. Определение своих психологических процессов. Тренинги.
Занятие № 20 Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.
Что такое мотивы, как они классифицируются. Роль мотивов в профессиональном самоопределении. Определение приоритетных мотивов выбора профиля обучения и профессии.
Модуль «Притязания человека и его профессиональная карьера».
Занятие № 21 Притязания человека и его профессиональная карьера.
Успешность в учебе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Имидж успешного профессионала и его карьера. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля. Какая воля у меня? Работа с методикой ВОЛ.
Занятие № 22 Имидж и профессиональный успех
Понятие имиджа. Виды имиджа. Имидж успешного профессионала и его карьера. Решение тестов.
Занятие № 23 Самопрезентация.
Секреты успешной самопрезентации. Составление резюме.
Занятие № 24 Успешность в учебе и профессиональные притязания.
Взаимосвязь успешной учебы и профессиональных притязаний. Эссе на тему занятия.
Модуль «Слагаемые выбора дальнейшего обучения: твой выбор «за» и «против».
Занятие № 25 Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории.
Варианты проектирования индивидуальной образовательной траектории. Обучение технологии ТИОТ. Составление нескольких вариантов индивидуальной образовательной траектории.
Занятие №26 Схема личного профессионального плана. Составление ЛПП.
Схема личного профессионального плана. Работа с матрицей «Личный профессиональный план». Составление своего ЛПП.
Занятие №27 Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения. Работа с алгоритмом повышения готовности к принятию решения.
Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека. Что такое варианты выбора. Основания для формулирования факторов выбора. Сколько весит фактор выбора? Какие факторы влияют на мой выбор? Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатами заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор.
Занятие №28 Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения и дальнейшего образования.
Что такое проба выбора профиля обучения? Выполнение пробы. Самостоятельное проектирование пробы. Обсуждение результатов работы.
Занятие №29 Проба выбора профиля обучения и дальнейшего образования.
Проба выбора профиля обучения и дальнейшего образования по траектории «Человек – человек»
Занятие №30 Знакомство с образовательными возможностями и услугами учреждений города.
Встреча (экскурсия) с представителями Обоянского педагогического колледжа (агротехникума №23). Знакомство с возможностями колледжа (техникума) и услугами, профессиями, получаемыми в колледже (техникуме). Возможностями дальнейшего образования и трудоустройства.
Занятие № 31 Заочная экскурсия по профессиональным образовательным учреждениям города Курска.
Разнообразие профессиональных образовательных учреждений. Презентации образовательных услуг.
Занятие №32 Заключительная рефлексия: твои «за» и «против». Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалистов.
Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты, конференция, защита собственного выбора. Дополнительная информационная поддержка выбора профиля обучения (информирование о путях получения психологической, психофизиологической, медицинской консультации, о других ресурсах индивидуальной помощи).
Занятие №33 - 34 Получение индивидуальной консультации у специалистов(резервные уроки).
Работа со школьным психологом по профессиональной ориентации. Встречи со специалистами.
Учебно - тематический план
№ п\п | Наименование раздела (модуля) | Кол-во часов | Из них (кол-во часов) | ||
Лабораторные, практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | |||
1. | Твои возможности без границ | 10 | 4 | 1 | |
2. | Психологические основы выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования | 10 | 4 | 1 | |
3. | Притязания человека и его профессиональная карьера | 4 | 2 | ||
4. | Слагаемые выбора дальнейшего обучения: твой выбор «за» и «против» | 10 | 4 | 1 | 1 |
5. | Итого: | 34 | 14 | 1 | 3 |
Календарно - тематическое планирование.
№ урока | Название модуля, темы занятия | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | Модуль 1 «Твои возможности без границ». Введение. Твои возможности без границ. Особенности образовательной программы ОУ | |||
2 | Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг. | |||
3 | Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию. Практическая работа со справочниками и СМИ. | |||
4 | Классификация профессий. | |||
5 | Формула профессий. | |||
6 | Правила выбора профессии. Ошибки при выборе. | |||
7 | Здоровье и выбор профессии. | |||
8 | Практическая работа «В мире профессий» | |||
9 | Профессиограмма и психограмма профессии. | |||
10 | Урок – практикум «Составление профессиограммы на интересующую профессию». | |||
11 | Модуль 2 «Психологические основы выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования». Понятие о личности. Основные характеристики личности. Упражнение «Кто я?» | |||
12 | Практическая работа «Самооценка и успех». | |||
13 | Характер. Способы формирования характера. Упражнение «Азбука характера». | |||
14 | Интересы и склонности, их учет при выборе профиля обучения и профессии. Методика«Профиль». | |||
15 | Практическая работа «Опросник профессиональных склонностей» | |||
16 | Выбор профессии и темперамент. Тест Айзенка. | |||
17 | Способности и профессиональная пригодность.Дифференцированно-диагностический опросник Е. А. Климова. | |||
18-19 | Познавательные процессы и их влияние на эффективность и качество деятельности | |||
20 | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. | |||
21 | Модуль 3 «Притязания человека и его профессиональная карьера». Притязания человека и его профессиональная карьера. | |||
22 | Имидж и профессиональный успех | |||
23 | Самопрезентация. | |||
24 | Успешность в учебе и профессиональные притязания. | |||
25 | Модуль 4 «Слагаемые выбора дальнейшего обучения: твой выбор «за» и «против». Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории. | |||
26 | Личный профессиональный план. Составление ЛПП. | |||
27 | Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения. Работа с алгоритмом повышения готовности к принятию решения. | |||
28 | Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения и дальнейшего образования. | |||
29 | Проба выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования. | |||
30 | Знакомство с образовательными возможностями и услугами учреждений города. | |||
31 | Заочная экскурсия по профессиональным образовательным учреждениям г. Курска. | |||
32 | Заключительная рефлексия: твои «за» и «против». Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалистов. | |||
33-34 | Получение индивидуальной консультации у специалистов. |
Учебно - методическое обеспечение.
Литература для учителя:
- В. П. Бондарев, А. В. Гапоненко и др.
«Технология профессионального успеха» Учебник под редакцией С. Н. Чистяковой
Москва «Просвещение» 2001
- Е. А. Климов
«Психология профессионального самоопределения»
М. Московский психологический институт 2003
- С. Н. Чистякова
«Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению»
М. Филология 1998
- Выбор профессии: Пробное учеб. пособие для учащихся 7-8 классов сред, школы: В 2 ч. / Е.А. Климов, С.Н. Чистякова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1998. - Ч. 2: Выбор профессии. — 64 с.
Литература для обучающихся:
- Учебник для учащихся 9 класса общеобраз. школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 288 с.
- Учебник для учащихся 9 класса общеобраз. школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 263с.
- Учебник для учащихся 8 класса общеобраз. школы. / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 160 с.
- constructorus.ru /karera/.
- profession.at.ua
- vashpsixolog.ru
- proprof.ru
- Мультимедийные презентации по темам курса.
Дополнительная литература
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с.
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 1997. – 189 с.
- Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. – Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. – 132 с.
- Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. – Брянск: Изд-во БГУ, 2005. – 183 с.
- Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.
- Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
- Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 кл. общественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
- Н. С. Пряжников
«Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники»
М. 2005
10. С. Н. Чистякова
«Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников»
М. 2004
11. Тесты и анкеты по темам курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по СВПО "Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования" (элективный ориетационный курс)
Данная программа создана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Чистяковой С.Н. « Слагаемые выбора профиля обучения и траектории...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Тематическое планирование по курсу СВПО
Тематическое планирование по курсу «СЛАГАЕМЫЕ ВЫБОРА ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ» 9 класс 1 час в неделю...
рабочая программа по СВПО 9 класс
рабочая программа по СВПО 9 класс...