Мастер-класс "Шейный платок в технике узелкового батика"
учебно-методический материал по технологии (8 класс) на тему

Мукабенова Ирина Александровна

Данный мастер-класс проводился в рамках районного семинара-выставки "Наследие наших предков сохраним и приумножим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл batik.docx34.04 КБ
Файл batik.pptx1.97 МБ
Файл uzelkovyy_batik_-_kopiya.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ики – Бурульская СОШ им.А.Пюрбеева»

Районный семинар в рамках выставки декоративно – прикладного творчества « Наследие наших предков сохраним и приумножим»

ВОЛШЕБНЫЙ БАТИК

Подготовила: Мукабенова И.А.,

учитель технологии

Ики – Бурул, 2016

Введение

Человек любит окружать себя красивыми вещами. Он старается создавать все новые и новые способы изготовления прекрасных изделий, которые со временем перерождаются в искусство. Среди множества видов изобразительного творчества одной из самых привлекательных  является роспись и украшение ткани. Расписывая ткань с помощью воска и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца. И стоит лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить и творить. Искусство  росписи ткани «батик» сегодня становится все популярней. Работа с тканью и красками доставляет несравнимое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками.  Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями, и позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.  Изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит, любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества. Батик - это вид творчества, интерес к которому не только не гаснет, а наоборот - все больше и больше заинтересовывает своей спецификой и разнообразием.

Цель:

В нашем регионе, эта технология недостаточно развита. Целью  работы является пропаганда данного направления и знакомство с технологией изготовления  батика.

 История развития батика

Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

Батик в древности был распространен и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».

Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Техника «лацзе» — в переводе «узоры воском» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани.

В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти на полстолетия становится уделом кустарей — ремесленников. Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. 

Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гута, смесь каучука и бензина. Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной. Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии.

 Батик в России

«Железный занавес», который возник в России в XX веке, наложил свой отпечаток и на развитие батика, большинство россиян, не выезжавших за пределы своей родины, попросту не знало о существовании батика и технологиях росписи тканей. Постепенное развитие батика в XX веке было связано с повальным увлечением стилем «модерн». Это послужило толчком к изобретению новой технологии батика, а именно резервирующего состава, который не требовал нагревания. Таким образом, Россия стала родиной холодного батика. Не смотря на это, развитие батика в России происходило очень медленно. Изначально батик получил свое развитие только в крупных городах нашей страны. При этом мастера не были профессионалами своего дела. О батике практически ничего не знали. Большой художественной ценности российский батик не представлял.

Позже художники начали экспериментировать. Творческой фантазии не было предела. И вот на свет появились первые небольшие шедевры в стиле «батик»: оригинальные платки с восточным орнаментом, платья с ассиметричным рисунком.

Затем российское общество решило избавиться от батика как мещанского пережитка. Однако полностью батик в нашей стране не пропал. Художники Н.Ламанова, Е.Е.Лансере, М.В.Либаков, В.А.Щуко и некоторые другие решили выразить в своих работах революционный конструктивизм. Ткани стали расписывать орнаментом с советской символикой.

В 50-х годах XX столетия С.Темерин занялся изысканиями в области батика.

Именно благодаря ему остались известны имена А.А.Алексеева, Н.Вахмистрова, Т. Алексахина и других, которые стояли у истоков развития особой техники росписи по ткани, батика. Именно они разрабатывали сюжеты для платков. А позже их композиции нашли применение в изготовлении панно. Постепенно ситуация улучшалась, начали развиваться всевозможные организации, которые и давали новый толчок в развитии и становлении батика, в нашей стране.

 Этот удивительный по своему многообразию батик, постепенно распространившийся по всему миру, радует глаз миллиардов людей, принося своим авторам колоссальный доход. Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды.

Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду. Батик это удивительное искусство, которое не прекратит своего развития.

Панно в технике батик может быть декоративным элементом, украшающим комнату. Оно может быть выполнено в различных стилевых решениях от строгой геометрии до нежной акварели.

Являясь по сути своей прикладным искусством, батик успокаивает и помогает прийти в состояние умиротворенного размышления и созерцания.

Технология выполнения и материалы

Холодный батик. Виды.

1.Техника свободной росписи  на ткани очень сходна с работой акварельными красками по сырой бумаге. Ее еще называют акварельной техникой.

       Свободная роспись по тканям предполагает отсутствие каких-либо резервирующих веществ, ограничивающих растекание красителей по ткани. Поскольку без них трудно получить четкий рисунок, как правило, ткань перед свободной росписью грунтуют, используя концентрированный раствор поваренной соли, растворы и эмульсии высокомолекулярных соединений (крахмала, ПВА, КМЦ, желатина, анальгина и др.). Для набора «батик – хобби» лучше всего подходит КМЦ, продающийся в магазинах в качестве обойного клея. Порошок КМЦ хорошо разводится в теплой воде, щетинистой кистью жидкий клей наносится на ткань, ткань высушивается и дальше по ней можно работать как по акварельной бумаге. Еще один метод свободной росписи представлен ниже.

Этапы работы в технике свободной росписи:

     1 этап: ткань, натянутая на раму, равномерно смачивается водой, но так чтобы не стояли лужи, лучше это сделать губкой.

2 этап: нанесение краски широким флейцем на влажную поверхность ткани в соответствии с рисунком (растяжками цвета от светлого к темному и от теплого к холодному).

3 этап: нанесение изображения по чуть влажной ткани темным цветом крупными мазками.

4 этап: проработка деталей рисунка по сухой ткани мелкими мазками.

5 этап: дополнительные эффекты создают капли краски, на которые дули через соломинку (для коктейля). Эти капли можно превратить в причудливые очертания деревьев, кустарников и т.п.

2.Узелковая техника. Неожиданные эффекты и все время разные рисунки возникают при работе в этой технике.

Этапы работы в узелковой технике:

      1 этап: свободная роспись по фону.

2 этап: высушенная ткань снимается с рамы и с помощью камешков или других аналогичных вещей, нитками согласно рисунку, завязывается несколько узлов на ткани.

3 этап: весь кусок ткани скручивают с двух сторон очень туго и складывают в два-три слоя, туго обвязывая нитками еще раз (плотность перекручивания и завязывания существенно влияет на будущий рисунок).

4 этап: перевязанную ткань опускают в емкость с краской.

5 этап: осторожно вынимаем ткань из раствора, даем стечь, развязываем нити и высушиваем.

3.Техника «Гутта» С применением резервирующего состава. Это самая популярная техника холодного батика,

     Эта техника была разработана в начале прошлого столетия русскими художниками, работавшими в росписи по шелку. Техника с применением контурного состава, гарантирует успех даже начинающим.

В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета.

     Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва. Импортный резерв обычно расфасован в пластиковые тюбики или флаконы с насадками, из которых его можно наносить непосредственно на ткань.

При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально), жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров. Предварительно нанеся резервные средства, можно предотвратить растекание красок и разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной прием техники росписи с нанесением контуров.

     Необходимое количество резерва переливают в стеклянную емкость, после этого тюбик или баночку с резервом следует плотно закрыть. Затем резиновой грушей или ртом (но очень осторожно), резерв всасывают из промежуточной посуды в трубочку. Теперь можно нанести резервный состав на ткань. Касаясь ткани загнутым концом трубочки, медленно обведите все контуры рисунка. Чем медленнее вы ведете трубочку, тем толще линии, и тем лучше состав проникает в ткань. При использовании пластмассовых бутылочек и тюбиков со съемными насадками необходимо равномерно выдавливать резерв, чтобы линии были ровными.

Устранение ошибок

     Как только нанесенные на шелк резервные линии высохнут, можно продолжить оформление ткани жидкими красками. Каждой художнице, занимающейся росписью по шелку, знакома ситуация, когда разъединяющая линия не "держит". Это проявляется в том, что жидкая краска для росписи по шелку перетекает на соседнее поле. Подобные ситуации являются поводом для огорчений и нарушают процесс росписи.

    Для устранения ошибок после высыхания красок проводят пастой новую линию. После высыхания резерва краску пытаются растворить и удалить смоченной в воде ватной палочкой.

Тест на отблеск и воду

    Чтобы избежать перетекания жидких красок при росписи сквозь разъединяющие линии, имеет смысл проконтролировать по всей длине полосу, нанесенную контурным средством. Для прозрачного резерва подходит тест на отблеск. Если держать подрамник с натянутым шелком против света, то линии, выполненные контурными средствами, выступают как очень светлые. Если на некоторых участках они выглядят иначе, значит, там это средство недостаточно хорошо проникло в шелк.

    Кроме того, проводят тест на воду. Нанесите немного воды вблизи от разделяющих линий. Неплотные участки пропустят воду. Там тоже надо подработать линию, однако, делайте это только после того, как шелк высохнет. Время ожидания можно сократить с помощью фена.

 Этапы работы в технике  «Гутта»:

     1 этап: выстиранный шелк, просушенный, и хорошо отутюженный натяните на раму. Предварительно раму оклейте малярным скотчем.

2 этап: затем перенесите рисунок с эскиза мягким не острым карандашом.

3 этап: следующее, что вы должны сделать, это с помощью резерва провести линию окончания рисунка по всему периметру ткани, линия должна быть обязательно замкнутая, тогда краска не выйдет за ее пределы.

4 этап: обведите карандашный рисунок резервирующим составом, здесь тоже очень важно помнить, что все линии должны быть замкнутыми.

5 этап: после полного высыхания резерва роспись рисунка с помощью разбавленных до нужного тона анилиновых красителей.  

4. Солевая техника .Или техника травления с использованием соли.

Причудливые узоры и изумительные структуры, возникающие в результате использования соли при росписи картин, платков, одежды в этой технике буквально завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Результат зависит от величины кристаллов соли.

Этапы работы в солевой технике:

      1 этап: на влажную расписанную в свободной технике ткань посыпается соль.

2 этап: важно не перестараться, соль посыпается там, где цветовое пятно необходимо обогатить интересной фактурой.

3 этап: после полного высыхания красок аккуратно удалите кристаллы соли.

Техника выполнения холодного батика

Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Наличие контура придает произведениям, выполненных в этой технике, дополнительную декоративность, графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием.

Прежде чем начать расписывать ткань, ее необходимо постирать. Стирать ткани, предназначенные для росписи лучше всего с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. После стирки ткань тщательно прополаскивают, отжимают, не выкручивая, подсушивают и гладят.

Натягивать ткань на рамку нужно с помощью кнопок как можно сильнее, при росписи она увлажнится и может провиснуть. Ткань должна быть натянута строго по долевой нити.

После того как ткань будет натянута можно обвести рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны под прозрачным контурным составом. Затем необходимо нанести контур.

При работе в технике холодного батика резерв наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура.

После выполнения контура ткани дают просохнуть. Резерв должен стать совершенно сухим. Передерживать ткань с нанесенным на нее резервирующим составом также нельзя. Потому что при слишком длительной выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контору вплотную.

Расписывают изделие в пределах контура в соответствии с эскизом. Количество цветов, которые можно использовать в этой технике, практически не ограничено.

Наносят краску кистями, ватными тампонами или губками.

После того как рисунок будет нанесен, ткани нужно просохнуть. Затем сняв ткань с рамки, ее пропаривают с помощью утюга через сухой проутюжельник ( чтобы зафиксировать краску на ткани).

Оборудование, инструменты, материалы.

Для росписи на ткани применяются различные инструменты.

Перед тем как приступить к работе, необходимо приобрести следующий набор инструментов:

  • рамка;
  • кисти;
  • палитра;
  • шаблон;
  • контур
  • резерв;
  • спринцовка;
  • краски (по батику).

Заключение

Работа в технике батик расширила мои границы об изобразительном искусстве.

В результате работы по данной теме я  обнаружила, что батик и роспись на ткани имеют широкое поле деятельности.

Батик открывает неограниченные возможности, позволяющие решать любые художественные задумки.

Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, я полагаю, что их изучение позволит мне и моим ученикам следующие работы сделать более интересными и содержательными.

Список литературы

  1. Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий к разделу «Художественная роспись ткани» / авт.-сост. А.А.Ярыгина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Давыдов С.Г. Батик; Техника; Приемы; Изделия – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.
  3. Журавлева И. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Батик. Москва. ЭКСМО. 2003 г
  4. Синеглазова М.О. Распишем ткани сами. Москва. Профиздат. 2004 г.
  5. Ресурсы интернета.

http://www.handmade72.ru/pages/История-происхождения-батика-в-разных-странах-мира..html

http://nhkt.narod.ru/batik.htm

http://anysite.ru/publication/batik

http://referatwork.ru/refs/source/ref-17003.html

     



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Ики – Бурульская СОШ им.А.Пюрбеева » ВОЛШЕБНЫЙ БАТИК Учитель технологии : Мукабенова И.А.

Слайд 2

Актуальность выбранной темы Батик - это вид творчества, интерес к которому не только не гаснет, а наоборот – все больше и больше заинтересовывает своей спецификой и разнообразием.

Слайд 3

История батика Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском . Батик в древности был распространен и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название « бандхана » и « лахерия ». Китайцы подарили миру шелк и, как следствие, — способ его окраски. Техника « лацзе » — в переводе «узоры воском» — очень похожа на батик. В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался « рокэти ». Россия стала родиной холодного батика.

Слайд 4

Виды холодного батика 1.Техника свободной росписи 2.Узелковая техника . 3.Техника « Гутта » 4. Солевая техника

Слайд 5

Материалы, инструменты, оборудование

Слайд 6

Изготовление Изготовление шаблона

Слайд 7

Осень

Слайд 8

Осень

Слайд 9

Творческий проект «Древо жизни»

Слайд 10

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Ики – Бурульская СОШ им.А.Пюрбеева » Шейный платок в технике узелкового батика Мастер – класс Учитель технологии: Мукабенова И.А.

Слайд 2

Эта техника росписи доступна любой возрастной группе. Участники мастер — класса могут не иметь художественных навыков. Ваш творческий потенциал, воображение и фантазия гарантируют успех работы.

Слайд 3

Во время мастер — класса Вы сами: ✔ распишите красками шелковую заготовку — платок по своему замыслу; ✔ завяжите платок узелками и нитками для создания узоров; ✔ закрепите получившийся рисунок, путем горячего крашения.

Слайд 4

В результате Вы получите: * авторское изделие — готовый шелковый платок с волшебным орнаментом; * творческое удовольствие от плодотворного сотрудничества; * сможете использовать полученный опыт в самостоятельном творчестве (росписи платков, одежды, тканей для интерьера).

Слайд 5

Материалы и инструменты для узелкового батика ткань; специальные краски; хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг. Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Слайд 6

Ткани для батика Для выполнения изделия в технике батик можно использовать следующие виды тканей: хлопок; лен, атлас, крепдешин, шифон, шелк. Основные приемы лучше отрабатывать на хлопчатобумажной ткани. Краски для батика Для крашения можно использовать анилиновые красители или специальные краски для батика

Слайд 7

Технология выполнения узелкового батика подготовка ткани к крашению; подготовка краски; крашение; сушка изделия.

Слайд 8

Подготовка ткани к крашению завязывание узелков; составление узоров; складывание; Прошивание.

Слайд 9

Узелки Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы. Завязывание по долевой нити Завязывание по косой нити Круг Центрический круг

Слайд 10

Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор. Узоры При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы. Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой. Ткань обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма .

Слайд 11

Складывание Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Слайд 12

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим крестообразную звезду.

Слайд 13

Цветы: заплиссируйте сложенную вдвое ткань, загните вовнутрь уголки на верхнем сгибе.

Слайд 14

Прошивание Прошивание ткани используется, как правило, в сочетании с приемами складывания и обматывания нитками и веревками. Сначала необходимо разметить рисунок простым карандашом, затем по намеченным линиям прометайте ткань суровой ниткой (№10). Длина стежка должна быть не большой - не более 5 мм. После этого нить сильно затягивают, чтобы краска не проникла в складки. Концы нитей служат обмоткой, но ее при желании можно усилить веревкой.

Слайд 15

Прошив ткань по диагонали, вы получите наклонные полосы.

Слайд 16

Крашение Запомните, если вы окрашиваете ткань в разные цвета, то начинают с светлого и заканчивают темным цветом.

Слайд 18

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно. Высушенные работы проглаживаются горячим утюгом с двух сторон.

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Слайд 20

Источники информации А.А.Ярыгина Технология. Этот чудесный батик: конспекты занятий по разделу «Художественная роспись ткани» / - Волгоград: Учитель, 2006.- 78с. Ю.С.Сараева Роспись по ткани. Серия «Рукодельница». Ростов на Дону: «феникс», 2000.- 160с. batikdesign.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Узелковый батик"

Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, во­ображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструмен­ты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и...

Узелковый батик (способы сложения ткани)

Схемы сложения ткани в "Узелковом батике"  рекомендую использовать для занятий декоративно-прикладным творчеством как на уроках технологии, так и во внеклассной работе по предмету....

конспект открытого занятия "Технология росписи тканей: Узелковый батик"

Конспект открытого занятия«Технология росписи тканей: Узелковый батик»Педагога дополнительного образования Юдиной Марины НиколаевныСП ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с. Большая Глу...

Узелковый батик

Разработка занятия объединения "Мастерская батика"...

Методическое пособие по технике крашения ткани «Узелковый батик» (для внеклассной работы, проектной деятельности и уроков технологии) 5-8 класс

Учебно-методическое пособие «Узелковый батик» предназначено учителям технологии, педагогам дополнительного образования, организующим декоративно-прикладное творчество детей. В пособии...

Мастер-класс ручная работа в технике узелковый батик "Платочек"

Батик – искусство нанесения рисунка на ткань, известное с древних времен. На протяжении многих веков предметы из батика высоко ценились, а мастерство некоторых художников достигало невероятного уровня...

Тема урока: Роспись ткани в технике «Узелковый батик»

Цель урока: познакомиться с искусством техники «Узелковый батик»....