« Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках трудового и профессионального обучения»
методическая разработка по технологии на тему

Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного   материала на уроках трудового и профессионального обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Тема: « Наглядность, как средство эффективного усвоения учебного                                                   материала на уроках трудового и профессионального обучения»

Основной формой коррекции на уроках выступает дифференцированный подход к учащимся, испытывающим затруднение в обучении, осуществляемый  с помощью специальных методов и приемов. Большинство из них направлено  на исправление определенных недостатков учащихся, но часть их не связана с конкретными особенностями школьников, носит общий характер и может применяться в работе со всеми учащимися класса. Имеется в виду, например, формирование соответствующего морально – психологического климата,  стимулирование товарищеской взаимопомощи,  осуждение коллективом грубых проступков и т.д. Специальные методы и приемы дифференцированного подхода учитывают индивидуально – типические свойства школьников. Так, в работе со слабыми учащимися используются наглядные пособия при устном ответе, упрощается планирование учебного задания; в работе со школьниками, имеющими нарушения работоспособности, прибегают к временному переключению внимания на другой вид труда,  стремясь интенсивнее вытеснять мотивы нежелания учиться; учащимися с двигательными нарушениями предлагается более детальная структура овладения трудовыми действиями, использование  приспособлений, сигнализирующих о правильности движений, и т.д.

При решении коррекционных задач в рамках дифференцированного подхода необходимо учитывать, что у значительной части школьников нарушения проявляются в различных аспектах трудовой деятельности. Это существенно меняет методику коррекционной работы. Например, если нарушена исполнительная сторона деятельности за счет недостатков моторики, то коррекция в основном состоит в применении специальных практических упражнений, которые могут быть продолжительными. В другом случае, когда двигательные нарушения сочетаются  со снижением энергетических потенциалов, простое увеличение количества не может быть использовано как  основная мера быть использовано как основная  мера коррекционного воздействия.

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе трудового обучения предполагает:

          всестороннее изучение  учебно- трудовой деятельности учащихся с учетом их  психофизиологических особенностей;

           ориентирование на динамику развития учебной деятельности и личности школьника;

            исправление наиболее нарушенных сторон трудовой деятельности при опоре на сохранные;

              использование специально подобранных индивидуальных приемов предупреждения ошибочных действий,  обусловленных особенностями учащихся;

                наличие высокой организованности и устойчивого положительного отношения школьников к занятиям в учебных мастерских.

Среди прочих важных условий, определяющих эффективность коррекционной работы, следует выделить оснащение учебных мастерских специфическими для коррекционной школы наглядными пособиями и тренажерами. Опыт работы в специальной трудовой школе заставил задуматься о возможности применения в  процессе обучения столярному делу пособий, которые способствовали бы  устранению некоторых недостатков учащимися.

Представляемое  мной коррекционное оборудование  предназначено для развития координации движений, мелкой моторики.

Представляемое  оборудование это тренажер для обучения строганию.

Тренажер для обучения строганию.

Характер трудностей, испытываемых детьми, их ошибки:

          строгание рывками;

          не доведение рубанка до торца;

          неправильная постановка ног;

          неправильная хватка инструмента;

            неправильное направление рубанка при движении (рубанок развернут);

             отсутствие размаха рук, сильного толчка и резкого посыла рубанка вперед.

Задача, решаемая с помощью тренажера: выработка навыков строганию.

Описание тренажера.

Тренажер представляет собой колодку с двумя пазами и с движущимся по ним деревянным рубанком на круглом резиновом жгуте. Жгут создает при движении рубанка отягощение. С нижней части колодки тренажера  закреплены два шурупа на разном расстоянии от торца. На них крепится жгут, что позволяет усиливать или ослаблять отягощение. В целях обеспечения безопасности эксплуатации пособия жгут закрыт плотной тканью. Тренажер крепится на верстаке клином и задним зажимом, что обеспечивает его неподвижность. Пазы  по бокам тренажера дают возможность  рубанку свободно перемещаться вперед и назад и исключают смещение рубанка в сторону, что позволяет  отрабатывать навык  прямолинейного движения инструмента при работе, т.е. способствует технически правильному выполнению тренировочного строгания.

Последовательность работы на тренажере.

На свободном верстаке закрепляется тренажер. Учащимся дается задание: отстрогать брусок рубанком. Прежде чем приступить к строганию бруска рубанком, учащиеся отрабатывают хватку, стойку, технику и темп движений на тренажере. Ступни ученика очерчиваются на полу мелом и в таком положении должны оставаться во все время строгания.  Ученик вынужден следить  одновременно за положение рук и ног. Фиксированное положение рук и ступней способствует формированию правильной стойки и хватки инструмента. Наличие отягощения заставляет преодолеть сопротивление, развивает мышечное чувство при работе инструментом , способствует более уверенному обращению с ним. Производя  некоторое количество движений на тренажере, ученик переходит к работе в нормальных условиях без отягощения. Работа на тренажере и на обычном верстаке чередуется. Это и способствует формированию уверенности ученика в своих возможностях, корректирует правильность движений при строгании.

По мере необходимости учитель  возвращает учащихся к тренажеру.

Доклад  составил: Саидвалиев А.А. учитель ПО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

Исследование влияния наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.

В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу....

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...

Статья на тему: " Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала"

Данная статья - это обобщение моего опыта по применению опорных схем, используемых на уроках русского языка в 5 - 7 классах основной школы.Представленный вид опорных схем является моей собственной раз...