Доклад по теме «Воспитательный эффект уроков технологии в современной школе миф или реальность?
статья по технологии (8 класс) на тему
В докладе я определила воспитательный потенциал уроков технологии, рассмотрела основные воспитательные задачи, решаемые на уроках, проанализировала возможности воспитательного воздействия уроков технологии на обучающихся, отметила проблемы организации процесса качественного технологического образования школьников на современном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vospitanie_na_urokah_tehnologii.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный эффект уроков технологии в современной школе миф или реальность?
Труд – основное условие существования человеческого общества, источник его материальных и духовных богатств. Благополучие общества, его социально-экономические успехи, его нравственная атмосфера определяются прежде всего отношением членов этого общества к труду. Поэтому на современном этапе развития общеобразовательной школы всё большее место занимает трудовое воспитание учащихся.
Школа – храм науки, в которой каждый ученик получает образование и формируется как личность. Цель нашей работы - превращение школы Знаний в школу Воспитания.
- Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.
- Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к труду, свободной импровизации.
- Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; осознание своих прав и обязанностей; овладение эстетическими нормами поведения человека в обществе.
- Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании.
- экономическое воспитание учащихся (бережное отношение к природе и вещам).
Но главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Процесс самопознания и самовоспитания непрост. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами сверстников, существующими нормами и правилами. Учителю нужно как можно раньше учить ребенка умению анализировать свои действия, знакомить с нравственными нормами поведения, так как нравственность – сердцевина личности.
Вся работа школы в итоге направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток.
Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.
Многие мои ученики выбрали работу в сфере обслуживания, обучаются в ТГПУ на факультете технологии и предпринимательства, в училищах.
Одной из первостепенных задач как учителя технологии я считаю дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме ученицы могут попробовать себя в роли различных специалистов. Наряду с этим в реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение учащихся к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив положительный интерес в какой-либо области у учащихся, очень важно проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности. Моя роль, как учителя технологии, является ключевой в проведении профориентационной работы с учащимися, в формировании положительной мотивации труда. Поэтому тщательно отбираю учебный материал, дифференцируя его по степени сложности, стараюсь подходить к каждому ученику индивидуально, слежу за методикой объяснения и спроса. В конце каждого урока мы выясняем с учащимися: пригодятся ли им данный урок в быту?
Я считаю, что воспитательный эффект урока во многом зависит от того как полученные учащимися знания и умения могут быть использованы ими в жизни. Но в тоже время нельзя превращать предмет в ремесленнический, сводя его к обучению элементарным работам в домашнем быту и обучению шитью. Ведь это не кружок кройки и шитья! В своей работе я ориентируюсь на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей трудного образа жизни.
Организация занятий, личность учителя, методы, которые он применяет в процессе трудового воспитания учащихся, знание возрастных особенностей школьников и умение их учитывать в воспитательной работе являются одними из важных условий, определяющих успешность проведения работы по воспитанию учащихся на уроках технологии в современной школе.
Занятия по технологии я начинаю с организации рабочего места. Я напоминаю, что должно находиться на столе на данном занятии. Ученицы знают, что в конце занятия они обязательно получают оценку. Некачественная работа не оценивается – ее нужно переделать. Если ребенок забыл дома принадлежности, ему все равно не придется бездельничать: я даю все необходимое. Если заняты все швейные машины – выполняют ручную работу, изучают инструкционные карты или работают по карточкам-заданиям. В конце работы – самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок, уборка рабочих мест и кабинета. Каждая ученица знает свои обязанности и без напоминаний делает все, что положено.
При организации занятий важно продумать и размещение оборудования, и оформление кабинета, и создание соответствующих условий для работы учащихся. Цветы, со вкусом подобранные занавеси, строго размещённые по плану ряды швейных машин должны служить воспитанию у учащихся собранности, аккуратности, дисциплинированности, вызывать потребность в соблюдении порядка на своих рабочих местах. Рабочее место учителя должно служить для учащихся образцом организованности и порядка.
Успех воспитательного воздействия на уроках технологии зависит также от личности учителя, его умения применять различные методы воспитания в организации трудовой деятельности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Широкий кругозор. Умение доходчиво и просто объяснить сложный учебный материал, тактичность. Требовательность без нравоучений, справедливость, эстетический вкус – всё это оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, вызывает чувство уважения к учителю, способствует созданию творческой атмосферы на занятии. Модный, но в тоже время деловой стиль в одежде, чувство меры в выборе украшений – всё это помогает формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека. Вырабатывать у них разумное, творческое отношение к моде. Личный пример учителя в отношении к работе. Его умение продемонстрировать высокое качество выполнения операций являет собой наглядный пример для подражания.
Воспитательный эффект на занятиях достигается при взаимодействии различных методических средств воспитания (методов, приёмов, путём создания ситуаций воспитательного воздействия), творчески используемых учителем. Например, метод убеждения приобщает к осознанной трудовой деятельности, общественным нормам жизни (беседа, разъяснение, пример, общественное или трудовое поручение и т.д.).
Метод упражнений способствует выработке и закреплению определённых умений, навыков, привычек. Специально направленные упражнения позволяют вырабатывать и закреплять у учащихся не только трудовые умения и навыки, но и нормы поведения, черты характера. Так, например, учащемуся плохо справляющемуся с теми или иными операциями, можно поручить выполнить эти операции для классного альбома. А тех, кто часто нарушает дисциплину, сделать ответственными за порядок в кабинете и организацию рабочих мест. Таким образом, учащиеся становятся в условия, помогающие им выработать необходимые трудовые качества или же способствующие преодолению недостатков в характере и поведении.
Метод требования направлен на побуждение учащихся к положительным действиям и поступкам. При этом требование педагога должно быть разумным, ясным, выполнимым. Например, нельзя начинать усвоение программы без ознакомления учащихся с основными и обязательными требованиями:
- заходи в кабинет только в рабочей одежде
- соблюдай дисциплину и т. д
Основная задача метода требования - добиться правильной организации трудового процесса, привить учащимся жизненно важные умения и навыки, в том числе усидчивость, целеустремлённость, самостоятельность, желание выполнять работу творчески. Формы требований могут быть различны и применять их надо в зависимости от конкретных педагогических ситуаций: прямое требование «делай так и только так» должно вызвать немедленную ответную реакцию и готовность приступить к делу. Или косвенное требование: требование – совет (мне кажется это лучше сделать так), требование доверием (я уверена у тебя это получиться), требование-просьба ( может ты поможешь ), требование –осуждение (ну как же ты могла) и т. д. Учитель таким образом добивается выполнения своих требований, приучает учащихся к исполнительности, аккуратности во всём. Очень важно добиваться от учащихся качественного выполнения заданий, но посильного для учащихся данного возраста.
Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с 5-го класса. На своих уроках я стараюсь добиваться выполнения своих требований. Это работа не одного года. К 7-му классу учащиеся привыкают к моим педагогическим требованиям, видят их обоснованность. Они принимают их как должное, а не как каприз. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.
Но ни о какой воспитательной работе не может идти речь, если на уроках нет дисциплины. Не той дисциплины, которая построена на авторитаризме, на окриках и наказаниях, а сознательной дисциплины, предполагающей соблюдение общепринятых норм поведения: не опаздывать на уроки, выполнять свои обязанности без напоминаний и нареканий, переговариваться вполголоса и только по делу, причем доброжелательным тоном, без крика и грубости, с уважением относиться к товарищам, к учителям, не мешать и не отвлекать от работы других. Настоящая дисциплина есть активное устремление соблюдать нормы поведения, которые уже делаются «второй натурой», побуждают в человеке корректировать свои поступки без непременного понукания свыше.
Развитию и закреплению положительных черт характера и поведения учащихся содействует применение учителем оправдавших себя в практике воспитания методов стимулирования – поощрения и наказания, которые эффективно воздействуют не только на отдельных учащихся, но и на весь коллектив в целом. Формы морального поощрения могут быть разными: это и одобрение действий (молодец, сделала аккуратно), выражение словесной благодарности (спасибо, девочки, вы постарались), похвальный отзыв на классном и родительском собрании. Более высокой формой поощрения являются благодарность директора в приказе по школе. Поощрение как метод воспитания целесообразно использовать с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Так, доброе слово, похвала особенно нужны тем, кому трудно даются задания. Школьная практика не исключает и метод наказания, хотя он применяется не так часто (замечание, обсуждение на классном собрании и т.д ). Этот метод требует творческого подхода, большой чуткости, такта, внимания к учащимся.
Метод соревнования.
Воспитательный смысл организации соревнования – в формировании у учащихся творческого отношения к труду, чувства долга, ответственности. В соревновании проявляются не только способности, знания, умения и навыки учащихся, но и черты характера: настойчивость, способность к преодолению трудностей, самостоятельность и чувство коллективизма. Совместно с учащимися учитель определяет меры поощрения соревнующихся ( отличная оценка, демонстрация изделий в специальный альбом или на школьной выставке и т.д.). Сообщение об отстающих сопровождается показом недостатков в их работе и разъяснением их причин. Наглядная демонстрация лучших образцов изделий вызывает у учащихся желание выполнить работу так же хорошо, воспитывает чувство ответственности за качество продукции.
Оценка, которая выставляется в классный журнал, имеет большое воспитательное значение, так как это мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильно организовывать свой труд, нарушение требований техники безопасности. В. А. Сухомлинский писал: «Оценка трудовых усилий является большим стимулом для ученика с самыми заурядными способностями, и благодаря этому стимулу он успевает. Вот почему нет неуспевающих у педагогов, которые, добиваясь глубокого понимания материала школьниками постоянно дают оценку их трудовых усилий. Благодаря постоянной оценке трудовых усилий и способности воспитанников развиваются».
На занятиях я ставлю перед собой конкретные учебные и воспитательные задачи. Например, учащимся дано задание не только приготовить вкусное блюдо, но и умело его украсить, придать привлекательный и аппетитный вид, придумать название, красиво сервировать стол, а также, определить место и правила подачи блюда за национальным столом. В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, советуя друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.
При выполнении практических заданий я стараюсь не навязывать учащимся готового решения, а предлагаю найти другой способ выполнения поставленной задачи. И если кому-нибудь удается найти новое решение, не такое, которое описано в инструкционной карте, я обязательно хвалю этого ученика. Похвала стимулирует дальнейшее творческое развитие учащегося.
Часто бывает, что в результате овладения знаниями и умениями у учащихся появляется желание получить дополнительную информацию, желание выполнять своими руками более сложные изделия, чем предусмотренные программой. На этот уровень способны подняться, конечно же, не все. Я стараюсь вовремя заметить таких учениц, поддержать их и поощрять их стремление. Начинаю работать с ними по индивидуальному плану. Лучшие работы учениц ежегодно принимают участие в школьной выставке детского творчества «Юная швея».
Отмечу, что жизнерадостные дети проявляют большую любознательность, инициативность, более догадливы, много фантазируют. Такими их делает уверенность в том, что их любят.
Дети нетерпеливы. Глядя на образы, которые я демонстрирую в процессе урока, учащимся хочется побыстрее сделать такие же вещи. Я стараюсь объяснить, что сначала они должны достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, а потом уже воплощать в жизнь свои смелые творческие замыслы.
Творчески работающие люди редко повторяются. В любую работу они вносят что-то свое, свойственное только им. Автоматизация и механизация производства избавляют человека от тяжелого ручного труда, чрезмерных физических нагрузок, тем самым расширяя возможности для применения его творческих способностей. Общество всегда нуждалось в высококвалифицированных специалистах. И какого бы высокого уровня развития не достигла техника, все равно потребность в «золотых» руках не отпадет. Высокий профессионализм в сочетании с деловитостью всегда высоко ценились в людях. Эти качества являются основными для достижения успеха.
При проведению воспитательной работы учителю необходимо учитывать так же физиололгические и психологические особенности учащихся.
В целях сохранения духовного и психического здоровья как своего, так и окружающих, на протяжении всего периода обучения я прививаю учащимся навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.
В настоящее время, когда страна осваивает рыночные отношения, чрезвычайно актуально стоят вопросы организации и проведения экономического, правового, а также, экологического воспитания учащихся. Одной из насущных задач является воспитание практического человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения.
Уроки технологии представляют возможность для частичного решения указанных задач. Например, я советую ученицам не покупать дорогую ткань для изготовления учебных изделий. Можно использовать старые мамины или бабушкины блузки и платья, вышедшие из моды или ставшие неподходящими по размеру. Конечно, их нужно предварительно аккуратно распороть, постирать и отутюжить. Про экономный расклад выкройки на ткань я напоминаю на уроках технологии. Припуски на швы не должны превышать размеры, предусмотренные чертежами. Оставшиеся от раскроя остатки ткани не выбрасывать, а сложить в специальный мешочек. Некоторые лоскутки могут пригодиться для починки изделия в случае необходимости. Демонстрирую ученицам стенд с изделиями из лоскутов ткани: прихватками, чехлами на чайники, салфетками, ковриками и др.
Регулярно напоминаю учащимся об экономном использовании ниток. При заправке машин концы ниток не должны превышать 10-15 см, нитки для сметывания могут использоваться многократно. Для удобства их можно намотать на пустую катушку. Во избежание травм и в целях экономии ученицам напоминаю, чтобы перед работой и после нее считали иглы и булавки, которые у них имеются. Если используют вещи, бывшие в употреблении, всю фурнитуру спарывают. Пуговицы, кнопки, крючки следует хранить отдельно в коробке.
Обязательно обращаю внимание учащихся на важность правильного ухода
за одеждой и своевременной ее починки. Это продлит срок службы
одежды, в итоге - экономятся средства. Учащимся необходимо знать, какую одежду чем стирать, как сушить и утюжить. После стирки нужно просматривать белье и одежду - все ли в порядке? Распоровшийся шов следует сразу прострочить, пока он не разошелся дальше, оторвавшиеся пуговицы и крючки пришить надежно, появилась дырочка — заштопать ее или наложить красивую аккуратную заплатку. Аккуратная хозяйка после стирки все белье переутюжит и разложит по местам, чтобы при необходимости можно было бы быстро найти нужную вещь.
На уроках технологии я ориентирую учениц на правильный выбор вещей при покупке. Прежде всего при покупке следует учитывать свои доходы. А также, вещь должна быть красивой и сочетаться с другими вещами из вашего гардероба. Не следует шить на выпускной вечер слишком экстравагантное платье — это не практично. Учениц следует научить пользоваться рекламой, уметь разбирать в информации, указанной на этикетках, знать права покупателей.
При проведении уроков по кулинарии я объясняю, как нужно экономно покупать продукты, готовить пищу, делать заготовки впрок, правильно хранить продукты, рационально питаться в семье. Предлагаю детям проанализировать, сколько продуктов пропадает в домашних условиях и почему? Затем вместе с детьми составляем правила, позволяющие экономно вести домашнее хозяйство, такие как:
— не покупать продукты, в качестве которых сомневаешься,
— не покупать больше того, что можно съесть в течение срока хранения для данного продукта,
— при обработке и приготовлении пищи экономно использовать все продукты,
— при приготовлении пищи соблюдать технологию, температурный режим, следить за временем приготовления, чтобы не пришлось выбрасывать испорченные продукты,
— не давать залеживаться оставшимся в небольших количествах продуктам,
— строго соблюдать сроки и условия хранения продуктов. При покупке обращать внимание на дату изготовления и дату реализации данного продукта.
Особое внимание учащихся я обращаю на экономное использование хлеба:
покупать не более того, что может съесть семья, черствый хлеб не выбрасывать. Знакомлю учениц с разнообразными рецептами блюд, которые можно быстро приготовить используя черствый хлеб.
Я придерживаюсь такой точки зрения, что хлеб — понятие нравственное, порой он стоил человеку жизни — поэтому, учащиеся должны это осознавать. Практические работы по кулинарии учащиеся проводят дома под наблюдением родителей. Мы тщательно подбираем рецепты блюд, чтобы в них входили доступные недорогие продукты, чтобы учащиеся использовали при приготовлении блюда продуктов не больше, чем требуется по норме.
Рекомендую после приготовления блюд рассчитать его стоимость, калорийность, содержание питательных веществ. На уроках технологии учащиеся рассказывают технологию приготовления блюда, которое они готовили дома, иногда приносят изделия на дегустацию.
На уроках технологии важно уделить внимание организации семейного бюджета: каковы источники дохода, распределение расходов на текущие и долговременные нужды, как использовать и как экономить деньги.
Правовое воспитание является одним из важных аспектов нравственного воспитания. Поэтому я объясняю учащимся их права и обязанности, стремясь воспитать законопослушных граждан. Знание прав своих и обязанностей позволит в дальнейшем избежать многих неприятностей по незнанию. Совершенно недостаточно донести правовые, нравственные и другие знания до учащихся — это только первый этап. Самое важное, чтобы эти знания перешли в убеждения и проявились в поступках. Словесным воспитанием здесь не обойтись. Решающую роль играет организация ученической деятельности и взаимоотношения между учеником и учителем.
Важным аспектом нравственного воспитания учащихся является экологическое воспитание. Экологическое воспитание подразумевает не только бережное отношение к природе. Это еще и знания, связанные со здоровым образом жизни. На уроках технологии и есть возможность для проведения этой работы. При изучении курса кулинарии я рассказываю ученицам о продуктах питания, которые снижают воздействие вредных веществ, в частности, радиоактивных, на организм человека; о продуктах, укрепляющих иммунитет, снабжающих наш организм витаминами; о значении и свойствах лекарственных растений.
Таким образом, организация занятий, личность учителя, методы, которые
он применяет, знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и умение их учитывать в воспитательной работе являются основными условиями, определяющими успешность проведения работы по трудовому воспитанию учащихся на уроках. Будем великодушны, терпеливы и отзывчивы. Будем воспитывать, опираясь на хорошее в ученике, с верой в достижение успеха.
Еще И.Г. Песталоцци писал: “Воспитание и только воспитание — цель школы”. Эту мысль подтверждают и слова писателя А.Сент—Экзюпери: «Человек создает воспитание». Оно признано обеспечить развитие и духовное обогащение личности. Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека. Важно добиться, чтобы учащиеся в своей повседневной работе стремились руководствоваться высокими моральными принципами. Поэтому необходимо настойчиво, изо дня в день приучать детей поддерживать правильные взаимоотношения с коллективом сверстников, со взрослыми людьми, вовлекать подростков в общественную работу, следить за добросовестным выполнением задания, прививать любовь к труду, к людям труда. Из всего этого и складывается процесс воспитания, который не является мифом, а реальностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Инновационные образовательные технологии в современной школе на уроках английского языка"
Доклад на педагогическом совете и на общешкольном родительском собрании....
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
ДОКЛАД НА ТЕМУ:«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».
Воспитание - это целенаправленное развитие личности человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества, осуществляющееся через образование, а также через организацию жизнеде...
Статья "Для чего нужны уроки технологии в современной школе"
Немного истории, роль и место технологии в современном образовании, размышления и выводы о значимости предмета в современной школе....
Доклад на тему: "Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников
Доклад на тему: Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников"...
Доклад МО «Современные информационные технологии в компетентностном подходе на уроках технологии в коррекционной школе»
Особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном применении информационно – коммуникативных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют сове...