Мастер классы, выступления , открытые уроки
методическая разработка по технологии на тему

Розенталь Инна Альфредовна

«Диагностика развития УУД при изучении разделов «Электротехника», «Технологии домашнего хозяйства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_uud_rozental.docx138.19 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и Профессиональной переподготовки работников образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №102» Московского района города Казани

МАСТЕР-КЛАСС

в рамках семинара учителей технологии, слушателей курсов повышения квалификации Межрегионального института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования по теме: «Обновление содержания и методики преподавания учебного предмета «Технологии» в условиях введения ФГОС ООО» 5апреля 2016  года

«Диагностика развития УУД при изучении разделов «Электротехника», «Технологии домашнего хозяйства»

                                                                        Учитель высшей

                                                                         квалификационной категории

                                                                         Розенталь Инна Альфредовна

Казань, 2016

«Диагностика развития УУД при изучении разделов «Электротехника», «Технологии домашнего хозяйства»

       Каждая учебная дисциплина должна внести свой вклад в формирование у школьников УУД. Каждый урок должен включать УУД. При этом одни УУД необходимо включать в каждый урок для реализации деятельностного подхода, другие включаются по возможности, исходя из содержания урока.

       Основа развития УУД в основной школе – системно-деятельностный подход. Активность обучающегося - основа достижения развивающих целей образования:

•знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности

•обучения строится не как презентация системы знаний, а как активная работа обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с практическими ситуациями, которые встречаются в их жизни

•взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками принимает характер сотрудничества

Типовые задачи применения универсальных учебных действий :

Личностные универсальные учебные действия:

— на личностное самоопределение;

— на развитие Я-концепции;

— на смыслообразование;

— на мотивацию;

— на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— на учёт позиции партнёра;

— на организацию и осуществление сотрудничества;

— на передачу информации и отображению предметного содержания;

— тренинги коммуникативных навыков;

— ролевые игры;

— групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

— задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

— на планирование; на рефлексию; на ориентировку в ситуации; на прогнозирование; на целеполагание; на оценивание; на принятие решения; на самоконтроль; на коррекцию.  

      Рассмотрим возможности формирования и диагностики УУД на уроках технологии, при изучении раздела «Электротехника». Важную роль играет атмосфера сотрудничества. В классах, где ребята доброжелательно относятся друг к другу я использую памятки по ведению дискуссии , правила работы в паре. В более сложных группах формирования коммуникативного УУД – умение договариваться и принимать решение в группе, я использую такой прием: каждый учащийся обдумывает ответ на вопросы: «Что хорошего в драках?» и «Что плохого в драках?». Учитель обобщает, что получилось. Из этих правил, школьники выбирают наиболее конструктивные. Учитель пишет памятку для конкретного класса, какие правила, они установили, чтобы не было конфликтов. На последующих уроках напоминает, если это необходимо, какие правила ребята сами установили в своей группе. Когда мы выбирали правила поведения, то тем самым ещё мы развивали личностное УД – умение выбирать.

       Первым требованием в Стандарте названо овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, т.е. целеполагание (это регулятивные УУД). Возможные варианты подведения школьников к осознанию цели урока или цели отдельного этапа: Цель: овладение умением читать схемы. «Мы знаем условные знаки элементов электроцепи. Теперь давайте научимся  читать схемы». Цель: Овладение умением собирать эл.цепи. «Мы умеем проектировать  схемы. теперь давайте научимся собирать эл.цепи» и т.д. На каждом уроке они приобретают опыт в постановке целей. После того как ребята назвали тему урока «Осветительные приборы. Люстра» (это пятое занятие) практически все легко называют цель и задачи урока. Без этого трудно сформировать другой вид УУД – способности оценивать собственные образовательные достижения. Учитель задает вопрос: Как мы поймем, что достигли цели урока? Ответы: Модель люстры будет работать!

      Оценку определяет ученик по критериям, установленным заранее. Можно провести соревнование: три школьника рисуют на доске по памяти условные знаки.( Это формирование познавательных УУД – умение воспроизводить информацию по памяти). Остальные – эксперты – рисуют в тетради. Ученик, работающий у доски, оценивает сам свою работу (самооценка), он имеет право на ошибку, может сам её исправить. Если не может, помогают эксперты. Далее меняются задания и ученики. Умение оценивать и вносить коррективы – это регулятивные УУД.

       Умение работать по плану относится к регулятивным УУД можно разбить на два этапа: а) учиться работать по предложенному плану. б) обучение самостоятельному составлению плана. Примером служит или готовый план сборки модели светильника или его составление. Школьники предлагают пункты плана и выбирают их последовательность, результат фиксируется на доске.      К познавательным УУД относятся умения перерабатывать информацию, такие как анализ, синтез, классификация, сравнение. Анализ – это умение разбивать материал на логически взаимосвязанные части. Рассмотрим схему елочной гирлянды с последовательным соединением, какой у неё есть недостаток? Если перегорит одна лампочка, что будет? Синтез – умение комбинировать элементы, чтобы создать из них целое, обладающее новизной. Придумайте схему, в которой элементы работают независимо друг от друга, изобретение самостоятельно схем последовательного. параллельного, смешанного соединений. Отдельно хотелось бы сказать о знаково - символьном моделировании, которое формирует такое УУД, как умение преобразовывать действительность с помощью компьютерных программ ЕлектроМ  н Начала электроники. Его можно формировать поэтапно: 1 этап – ознакомление с символами, знаками; 2 этап – использование знаков для построения схем; 3 – этап – распознавание моделей.

Сравнение – вид мышления, в процессе которого получаются суждения об общности и различии свойств нескольких предметов. Сравнение: предлагаю рассмотреть и сравнить выключатели двухклавишный и одноклавишный, электрический утюг старинный 1955 и современный 2007г. Для выполнения задания ученикам предоставляются натуральные объекты, плакаты, инструкционные карты, презентации. Задания способствует раскрытию сущности изучаемых объектов, помогает восприятию механизма, принципа работы,  плюс добывание новых знаний самостоятельно, т.е. деятельностный подход.

Сравнение интересует нас как логическое действие (метапредметный результат) и  как способ изучения (требование стандарта). Техника сравнения начинается с выделения признаков, по которым осуществляется сравнение. Это могут быть форма, размер, материал, длина, ширина, высота, площадь, объем, масса и т.д. Эти признаки школьники устанавливают самостоятельно. Даже если их не обучали специально,  они к этому интуитивно подходят.

Сравнение является составной частью многих других логических операций, например, таких, как аналогия. Логический прием сравнение входит в структуру и другого приема – классификация.

Классификация – система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Наиболее распространено упорядочивание объектов и явлений на группы по тому или иному признаку. Способ классификации связан с умением абстрагировать и удерживать признак(критерий) классификации. Поэтому важно выделенные группы обозначать, например символом, указывающим признак, который объединяет их в одну группу.

Работу по обучению классификации можно проводить такими способами: а) дать признак, школьники собирают по этому признаку группу объектов. б) дать группу объектов, школьники выясняют признаки классификации. Можно использовать наглядно-образные  изображения.

Выявление причинно-следственных связей, т.е. связей которые выявлены, в которых установлена, понятна причина их возникновения. Способность устанавливать и изучать причинно-следственные связи – необходимое качество ребенка изучающего мир.

Примеры: установление парной связи  - электрический ток может оказывать магнитное действие, тепловое действие, световое действие. Построение цепочек связей: вода—турбина—генератор—эл.ток.

Универсальным приемом выявления связей является сравнение и построение таблиц сравниваемых элементов.

Примерные задания для формирования универсальных учебных действий.

Вопросы можно распределить на два варианта.

1 занятие

  1. Задайте вопрос по тексту: На батарейке написано: 1,5V. Буква «V»  - это сокращенное обозначение слова «Вольт». Так назвали единицу измерения напряжения в честь итальянского ученого Алессандро Вольта.
  2. Задайте вопрос по тексту: Величину электрического тока договорились измерять в амперах. Эта единица названа в честь знаменитого французского ученого Ампера, который первым исследовал законы электрического тока.
  3. Заполните пропуски в таблице:

величина

ед.измерения

прибор

напряжение

сила тока

 Ампер

сопротивление

омметр

величина

ед.измерения

прибор

напряжение

   Ампер

омметр

  1. Расположите источники тока по порядку от слабого к сильному:

батарейка, генератор, аккумулятор, элемент

  1. Расположите в правильной последовательности порядок оказания помощи пострадавшим от электрического тока:

а) вызвать врача

б) сделать искусственное дыхание массаж

в) освободить пострадавшего от действия тока

7.  Установите соответствие между схемой работы и названием электростанции:

1)ветер – турбина - генератор – эл.ток        а)ГЭС

2)вода – турбина – генератор – эл.ток        б)ТЭС

3)уголь или газ – вода – пар – турбина – генератор – эл.ток        в) ВЭС

8.Исключите лишнее слово:

1в. Древесина, стекло, бумага, полихлорвинил, железо, гетинакс

2в. Аккумулятор, элемент, лампочка, генератор, батарейка

9. Практическая работа «Классификация материалов на ПРОВОДНИКИ и ИЗОЛЯТОРЫ»

2-3 занятие

  1. Исключите лишнее:

лампочка, пылесос, стиральная машина, утюг, телевизор, батарейка

  1. Установите соответствие:

1)ремонт внутридомовых эл.сетей                            а) электромонтажник

2) ремонт наружных эл.сетей        б) электрослесарь

3) ремонт бытовых электроприборов        в) электрик

4. Установите правильную последовательность оконцовывания провода петелькой:

            а) снять изоляцию

            б) зачистить жилы до блеска

            в) отмерить 30мм от конца провода

            г) сделать надрез на изоляции

            д) скрутить жилы в тычок

5. Заполните пропуски:

     Монтажный нож нужно держать ____________, лезвие должно быть направлено от ___________. При работе отверткой следите, чтобы _____________ не соскользнуло с винта и не _______________ руку.

6. Установите последовательность зарядки патрона:

а) Собрать патрон

б) зачистить провода

в) сделать петельки

г) разобрать корпус патрона

д) присоединить провода к контактным винтам

е) прикрутить винты

  1. Установите последовательность зарядки штепсельной вилки:

а) собрать вилку

б) зачистить провода

г) разобрать корпус вилки

д) присоединить провода к контактным винтам

е) прикрутить винты

4 занятие

7. Рассыпанное предложение:  графическое, схема, электрической цепи, Принципиальная, электрическая, изображение, элементов, при помощи, это, обозначений, условных.

8. Мальчик собрал электрическую цепь из батарейки и лампочки. Какой предмет надо выбрать, чтобы замкнуть цепь и зажечь лампочку:

а) кусок мела        в) гвоздь

г) карандаш        б) стеклянная палочка

9. Установите соответствие между условным обозначением и его названием:

                   а) выключатель,

                     б) штепсельная вилка,

                      в) лампочка

                      г) элемент                                                                                        

                        д) провод

                                           

                                                             

10. На каком рисунке  изображена схема гирлянды?

1)                                  2)

11. Какой недостаток есть у гирлянды:

а) одна лампа перегорит, остальные работают

б) одна лампа перегорит, остальные не работают

в) одна лампа перегорит, все остальные перегорят

        

5 занятие

12. Я изучаю тему: «Электроосветительные приборы. Одноламповый светильник». Моя цель_________________________________

13. Установите последовательность сборки модели светильника:

а) зарядить патрон

б) присоединить шт. вилку

в) зачистить и оконцевать провода,

г) подготовить рабочее место

д) ввернуть лампочку и провести испытание

е) убрать рабочее место

ж) зарядить выключатель

6 занятие

14. Я изучаю тему: «Электроосветительные приборы.3-5 ламповая люстра». Я буду знать______________________________.

Я буду уметь_____________________________________________.              

15. Практическая работа по алгоритму: сборка эл.цепи люстры

16. Вставьте пропущенные слова:

1) Избегайте ___________ критикой.

2)Уважайте   ____________ других.

3) Запоминайте ___________.

4) Будьте хорошим  ___________.

Слова:  слушателем, имена, мнение, злоупотреблением.

7 занятие

17. На каком рисунке изображено последовательное соединение        

      а)        б)

18. При параллельном соединении элементы электрической цепи:

а) работают в зависимости друг от друга.

б) работают независимо друг от друга.

19. Выскажите свою точку зрения: Назовите способ соединения лампочек  Л1 и Л3

а) последовательный

б) параллельный


20. Выскажите свою точку зрения: Назовите способ соединения лампочек  Л1 и Л3

а) последовательный

б) параллельный

                                                 

8 занятие

21. Я изучаю тему «Электропроводка квартиры».

Моя цель_____________________________________________________

22. Установите соответствие:

1) Счетчик электроэнергии                                    а) устройство для защиты от

                                                                                        коротких     замыканий

2) Автоматический выключатель        б) прибор для определения

(предохранитель)                                               расхода потребляемой энергии

3) Индикаторная отвертка                     в) устройство для определения места

                                                                      положения скрытой электропроводки

23. В осветительной сети квартиры используется:

а) последовательное соединение              б) параллельное соединение

24. Работу по алгоритму:

Проектирование схемы осветительной сети 2-х комнатной квартиры.

9 занятие

тема: «Бытовые электроприборы»

25. Придумайте название для каждой группы приборов:

1) настольная лампа, ночник, люстра

2) электрический чайник, паяльник, утюг

3) пылесос, холодильник, стиральная машина

4) компьютер, планшет, сотовый телефон, телевизор

26. Проведите классификацию, т.е. разделите на группы по какому-либо признаку, подберите к каждой группе обобщающее слово:

настольная лампа, электрическая плита, пылесос, холодильник, компьютер, люстра, планшет, сотовый телефон, стиральная машина, паяльник, утюг, телевизор

27. Работу по алгоритму:

«Сборка электрической цепи 2-х комнатной квартиры»

10 занятие

28. Я изучаю тему «Электрические устройства с элементами автоматики», потому что

___________________________________________________________________

29. Автоматическое устройство  - это устройство, которое работает:

а) с помощью человека

б) при минимальном участии человека

30. Установите соответствие:

1). Блок автоматического устройства,        а) Терморегулятор

 который улавливает и преобразует сигнал в ток

2) Блок автоматического устройства,        б) Исполнительный

 который выполняет какое-либо действие                                механизм

3) Блок автоматического устройства,        в) Датчик

 который усиливает сигнал        

4) Устройство, срабатывающее при заданной         г) Блок управления

температуре        (усилитель)

31. Принцип работы электромагнита основан на законе:

1) Электрический ток  обладает свойством нагревать проводник.

2) Вокруг проводника с электрическим током существует магнитное поле

32. Подчеркните названия деталей, необходимых для сборки электрического звонка:

датчик, электромагнит, молоточек, колокольчик, двигатель, якорь, пружинный контакт, усилитель

33. Устройство электромагнита:

1) катушка, якорь, медная обмотка

2) катушка, медная обмотка, стальной сердечник

3)катушка, медная обмотка, пластмассовый сердечник

11 занятие

34. Как сделать супермощный электромагнит?

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

35. Установите соответствие:        а)

1) схема подключения

электромагнитного реле

                                                                                                   

                                                                                      б)

2) схема подключения электродвигателя

постоянного тока

36. Распределите шаги выполнения проекта по этапам:

А.  Разработка конструкции и технологии изготовления изделия

Б.   Защита проекта

В.   Выбор темы проекта, обоснование

Г.   Организация рабочего места

Д.   Анализ того, что получилось, а что нет

Е.   Подбор материалов и инструментов

Ж.  Формулировка требований к проектируемому изделию

З.   Изготовление изделия

И.  Окончательный контроль готового изделия

К.  Разработка нескольких вариантов и выбор наилучшего варианта

Л.  Испытание изделия

этапы выполнения проекта

Поисковый

Технологический

Заключительный

Задания для проведения диагностики сформированности УУД

6 класс электротехнические работы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

ЦЕЛЬ: проверить умение воспринимать информацию

  1. Задайте вопрос по тексту: На батарейке написано: 1,5V. Буква «V»  - это сокращенное обозначение слова «Вольт». Так назвали единицу измерения напряжения в честь итальянского ученого Алессандро Вольта.

Критерии оценивания:

Высокий уровень – Вопрос сформулирован правильно.

Средний уровень – Вопрос сформулирован неверно

Низкий уровень  - Вопрос не сформулирован.

ЦЕЛЬ: проверить умение классифицировать, сравнивать, анализировать, обобщать и т.д.

  1. Исключите лишнее слово :

батарейка, генератор, лампочка, аккумулятор, элемент

  1.   Назовите одним словом:

 Древесина, стекло, бумага, полихлорвинил, гетинакс -

  1.  Приведите примеры проводников тока:    ….., ……, …….

5.  Мальчик собрал электрическую цепь из батарейки и лампочки. Какой предмет надо выбрать, чтобы замкнуть цепь и зажечь лампочку:

а) кусок мела        в) гвоздь

г) карандаш        б) стеклянная палочка

6.    Продолжите перечень  и придумайте название для группы приборов:

1) настольная лампа, ночник, фонарик,……………. -

2) электрический чайник, утюг ,………………..–

 Критерии оценивания:

Высокий уровень – 5 правильных ответов

Средний уровень – 3-4 правильных ответа

Низкий уровень – 1-2 правильных ответа

ЦЕЛЬ: проверить умение применять знания на практике

7. Перекодируйте информацию в виде схемы: Электрическая цепь фонарика состоит из батарейки, лампочки, выключателя и проводов.

8. Скомбинируйте последовательное и параллельное соединение:

Л1 иЛ2 – параллельно друг другу, а Л3 – последовательно им.

Критерии оценивания:

Высокий уровень - нарисованы правильно две схемы

Средний уровень – нарисована правильно одна схема

Низкий  уровень – схемы не нарисованы

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

ЦЕЛЬ: Проверить умение в постановке цели

9. Я изучаю тему: «Электроосветительные приборы. Одноламповый светильник». Моя цель_________________________________

ЦЕЛЬ: Проверить умение осуществлять самоконтроль, самоанализ

10. Установите, правильно ли выполнено оконцовывание провода петелькой: 

Мальчик проделал следующую работу -

а) отмерил 30мм от конца многожильного провода

б) снял изоляцию

в) зачистил  жилы до блеска

г) скрутил петельку с помощью гвоздика

 

11. Заполните пропуски:

 Монтажный нож нужно держать наклонно, лезвие должно быть направлено от___________. При работе отверткой следите, чтобы _____________ не соскользнуло с винта и не _______________ руку.

Критерии оценивания:

Высокий уровень – правильно выполнены два задания(10 и 11)

Средний уровень – правильно выполнено одно задание

Низкий уровень – задания выполнены с ошибками

ЦЕЛЬ: проверить умение работать по алгоритму, умение планировать

12. Установите последовательность сборки модели светильника:

а) зарядить патрон и выключатель

б) присоединить шт. вилку

в) зачистить и оконцевать провода,

г) подготовить рабочее место

д) ввернуть лампочку и провести испытание

е) убрать рабочее место

Критерии оценивания:

Высокий – правильно определена последовательность работ

Средний – последовательность определена почти правильно

Низкий  - последовательность определена неверно

ЦЕЛЬ: проверить умение высказывать свою точку зрения

13. Найдите правильное утверждение, аргументируйте:

при последовательном соединении, если одна лампа перегорит то,

а) остальные лампочки работают

б) остальные лампочки не работают

в) все остальные лампочки перегорят

 Критерии оценивания:

Высокий – дан полный  аргументированный ответ

Средний – дан верный ответ, но без аргументов

Низкий – дан неверный ответ

КОММУНИКАТИВНЫЕ        УУД

ЦЕЛЬ: проверить умение слушать, сотрудничать

14. Вставьте пропущенные слова:

1) Избегайте ___________ критикой.

2) Уважайте ____________ других.

3) Запоминайте ___________ .

4) Будьте хорошим___________.

Слова:  слушателем, имена, мнение, злоупотреблением

Критерии оценивания:

Высокий – все слова вставлены правильно

Средний – 3 слова вставлены правильно

Низкий – 1-2 слова вставлены правильно

ЦЕЛЬ: проверить умение оказывать помощь

15. Примите решение: Ваш одноклассник не может собрать электрическую цепь по схеме,  что вы будете делать?

а) сделаю вместо него

б) помогу найти ошибку, сделаем вместе

в) скажу -  думай сам

Критерии оценивания:

Высокий – выбран ответ б)

Средний – выбран ответ а)

Низкий – выбран ответ в)

Информационные  источники 

1.  http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-pred-2008/1blok/11gos.html   Государственные образовательные стандарты второго поколения.

2.       Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011. — 159 с. : ил. — ISBN 978-5-09-024005-5.

3.         Как построить урок в Соответствии с ФГОС/ А.В. Миронов.- Волгоград: Учител,- 2014.-174с.

4.        Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя/ А.А. Гин  - Вита пресс - 2011

5.        Технология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.В.Леонтҗев, В.С.Капустин, И.А.Сасова; Под ред.И.А.Сасовой.- М.: Вентана-Граф, 2010.-160 с.: ил. ISBN 5-88717-816-7978-5-360-01843-8;

6.        Д 66  Домашняя электрика. – м.: Вече, 2005. – 176.( «Домашний мастер»)    ISBN 5-9533-0565-6;  

7.        Настольная энциклопедия для мальчиков: Мир увлечений/ Авт.-сост. А.Ф.Конев. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер.К.Мишиной, А.Зыковой. – М.:Эксмо, 2007. – 512.: ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Мастер класс выступление на конкурсе "Учитель года 2020"

Мастер класс выступление на конкурсе "Учитель года 2020"...