"Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы" 5 класса
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Чернякова Надежда Владимировна

Технологическая карта урока в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_drevesina._pilomaterialy_i_drevesnye_materialy.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(по технологии по ФГОС второго поколения)

на тему «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы».

Учебный предмет

Технология

Класс

5

Тип урока

Комбинированный урок

Технология построения урока

Проблемно-диагностическая

Тема урока

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

Цель урока

Познакомиться с видами древесины и  пиломатериалами. Сформировать умения систематизировать полученные знания. Развивать профессионально важные качества: трудолюбие, аккуратность.

Основные термины, понятия

Древесина, породы деревьев, пиломатериалы, древесные материалы

Планируемые результаты

Личностные

Развитие мотивов учебной деятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование личностного смысла учения; формирование основных морально- этических норм; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету, познакомиться с пиломатериалами.  

Формирование способности к саморазвитию и самообразованию

Метапредметные 

Организация  учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками.  Научить принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей; выполнять операции по технологическим картам; осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения операций; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения операций; вносить необходимые коррективы в действия  после его завершения на основе его оценки  и учета характера сделанных ошибок.

Предметные

Учащиеся научатся распознавать виды древесины и пиломатериалов, научатся оказывать посильную помощь сверстникам и морально их поддерживать при выполнении учебных заданий: доброжелательно относиться к замечанию учителя при объявлению ошибок, соблюдать правила Т.Б.при работе в мастерской, получат возможность  научиться правильно находить способы устранения ошибок при выполнении этих операций.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Работа в группах

Индивидуальная работа

Учебник «Технология. Технический труд: 5 класс», А.Т. Тищенко, Н.В. Синицына. – Вентана-Граф, 2010. – 176 с. ББК 74.212я72.

Презентация « Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы ».

Образцы древесины, пород деревьев, пиломатериалов, древесных материалов

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

1. Организация на уроке

Цель этапа: 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- приветствует учащихся;

- организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал;

- проверяет готовность учащихся к уроку.

Визуально контролируют готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Слушают и высказывают возможные цели урока основываясь на свои знания. Воспринимают на слух.

ЛУУД: самоорганизация.

РУУД: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.

2. Актуализация учебной деятельности.

Цели урока:

Предметные – Учащиеся научатся распознавать виды древесины и пиломатериалов, Метапредметные (УУД):

регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей;

коммуникативные – научиться слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение.

Личностные – развитие мотивов учебной деятельности; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету, знакомство со способами применения разных видов пиломатериалов.

Предполагает ответить на вопросы:

где применяется древесина?

 как определить возраст дерева?

 что называют текстурой древесины?

Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о назначении пиломатериалов из древесины

ПУУД: умение анализировать,  строить речевые высказывания, умение ориентироваться в различных видах древесины, пиломатериалов и древесных  материалов.

КУУД: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

3. Изложение нового материала

Сформулировать и согласовать цели урока.

Демонстрирует презентацию « Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы ».

Объясняет различные способы получения пиломатериалов, демонстрирует разные виды пиломатериалов ( брус, бруски, доски, пластины, горбыль)  

Демонстрирует и объясняет способы получения древесных материалов, к которым относятся: фанера, шпон, древесно-стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты.)

Наблюдает за обсуждением учениками алгоритма действий определения различных видов пиломатериалов.

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач.

Формулируют критерии по которым они определяют направление волокон у древесины, ее породу, пороки древесины.

Отвечают на вопросы и формулируют вывод о видах пиломатериалов, полученных при распиливании ствола, при распиливании коротких бревен на лущильном станке.

РУУД:

- самостоятельное определение темы урока

- осознание целей и задач обучения

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

ЛУУД:

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

- применение на практике и последующее повторение нового материала

ПУУД:

- развитие умения получать информацию из рисунка, образца и строить  сообщения в устной форме

- развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

- развитие умения строить простые рассуждения

КУУД:

- умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

- формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

4. Вводный инструктаж

- Знакомит учащихся с заданием  и технологией его изготовления;

- предлагает учащимся самостоятельно заполнить технологическую карту изготовления объекта труда;

- организует выполнение учащимися пробных действий по изучаемым приемам работы, выясняет, степень усвоения учебного материала.

- проводит инструктаж по технике безопасности;

- напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.

Изучают объект труда, заполняют технологические карты на его изготовление. Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы.

Осуществляют пробное пиление, анализируют полученный результат, выявляют ошибки.

Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности.

РУУД:

- определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата;

- составляют план и последовательность действий;

ПУУД:

- выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.

КУУД:

- обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами.

5. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж

- Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений);

- проводит целевые обходы:

1й обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности

2й обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности

3й обход – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.

 Наблюдает за действием детей и при необходимости дает рекомендации по пути решения проблемы.

Через … минут ответственный защитит перед классом работу в группе.

Формулируют алгоритм действий,  по которым можно определить различные виды  и способы получения пиломатериалов.

В случае необходимости корректируют свою деятельность.

Учащиеся в группах

 пытаются определить  в образцах пиломатериалов основные элементы, измеряют толщину фанеры.

Выполняют практическую работу в группах.

Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный.

ЛУУД:  формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

РУУД: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

ПУУД: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.

КУУД: строят рабочие отношения, работая в коллективе.

6. Рефлексивно-оценочный этап

- предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.

- организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки);

- оценивает совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки.

Сравнивают работы, оценивают свои работы и членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод по теме урока. Проговаривают последовательность своих действий по определению  видов пиломатериалов.

Отмечают трудности, возникшие во время урока и их причины.

ЛУУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

РУУД:

- построение логической цепочки рассуждений и доказательство;

КУУД:

- оценка и самооценка учебной деятельности

обобщение и систематизация знаний;

- учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

ПУУД: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

7. Уборка рабочих мест

- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской.

РУУД: оценивают качество уборки рабочих мест.

ЛУУД: выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развивающего контроля по технологии (мальчики) «Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы»

Тема урока: «Древесина – природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы»Урок развивающего контроля Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности учащихс...

Презентация по технологии «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы»

Предлагаю Вашему вниманию красочную иллюстративную познавательную и интересную презентацию к уроку технологии в 5 классе «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». Работа добавлена на конкурс....

Конспект урока "Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы "

Цели урока: ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предм...

Самостоятельная работа для 5 класса по теме "Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы."

Самостоятельная работа для 5 класса по теме "Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы."...

План-конспект урока технологии в 5 классе на тему "Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы"

План-конспект урока технологии в 5 классе на тему "Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы"...

Конспект урока Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

Цели урока: ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предм...