История возникновения ручного столярного инструмента
творческая работа учащихся по технологии (11 класс) на тему

Завьялова Ольга Ивановна

история возникновения ручного столярного инструмента-реферат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_vozniknoveniya_ruchnyh_stolyarnyh_instrumentov.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

РЕФЕРАТ

по МДК.02.01 Техника изготовления и декорирования художественных изделий из различных древесных материалов

Тема:

«История возникновения ручных столярных инструментов»

Выполнил: Гурин Всеволод Евгеньевич

(Группа № 10)

Руководитель: Завьялова Ольга Ивановна

Санкт-Петербург

2016

ВВЕДЕНИЕ

Инструмент. Понятия и определения

В книге П. Хаслака[1] дано следующее определение инструмента: «Инструментом можно считать любое орудие труда, используемое для выполнения или облегчения механических операций или позволяющее человеку изменять форму материала».

Здесь же говорится о втором определении, которое, однако, не дано – сказано только, что оно имеет ограничивающий характер: существует различие между инструментом и приспособлением.

Инструменты и приспособления – это предметы, предназначенные для выполнения полезного действия или поставленной задачи. Приспособления могут быть инструментами и наоборот. Разница заключается в том, что инструмент активно используется человеком при выполнении какого-либо действия, в отличии от приспособления, которое может выполнять свою функцию без активного участия человека[2]. К примеру, при обработке древесины мастер активно использует стамеску, выполняя регулярные движения, а ограничитель для двери, как приспособление, выполняет свою задачу без участия человека. Инструменты обладают многофункциональностью, а приспособления, как правило, имеют узкое предназначение.

Трудно провести грань между инструментом и механизмом, поскольку они очень тесно связаны друг с другом, даже несмотря на то, что первый проще второго. Некоторые инструменты настолько сложны и технологичны, что считаются механизмами[3].

В целом определений инструмента существует множество, и все они связаны с конкретными сферами их использования.

Исследование темы, основные проблемы

Большинство из нас уже в юном возрасте имеет представление о том, как выглядит основной набор столярных инструментов, поскольку многие из них регулярно используются в быту. Тем не менее, мы редко задумываемся о том, когда и каким образом они появились, и как эволюционировали в ходе истории.

Пытаясь расширить свой круг познаний в указанном отношении, и обращаясь к специализированной литературе о столярном деле, мы сталкиваемся с проблемой дефицита сведений, касающихся именно истории инструмента. В подавляющем большинстве случаев они весьма краткие и поверхностные. Авторы книг, посвященных столярному делу и резьбе по дереву, уделяют внимание в основном истории развития стилей и традиций (прежде всего, в России), обходя стороной вопрос происхождения инструментов.

В действительности, данная тема представляет собой малоизученную и весьма непростую научно-исследовательскую проблему, поскольку основным источником сведений являются данные археологии, и сам вопрос довольно специфический. Как это часто происходит в науке, находится немного исследователей, чьи изыскания сосредоточены на такой узкой теме – в первую очередь потому, что для серьёзной научной публикации необходимо подвести прочную фактологическую базу, а это не всегда возможно. Историческая наука часто страдает от того, что в ходе истории люди не считали нужным фиксировать сведения о многих вещах, которые считались обыденными.

Валентин Анатольевич Горлов, создатель художественного фонда «Новая Галерея», куратор первого в России Музея столярного и плотницкого инструмента, говорит, что, когда он стал интересоваться старинными инструментами, то обнаружил в этом вопросе полный вакуум[4]. Специалисты из Музея впервые в истории современной России выпустили полный каталог инструментов, которые были в ходу у русских мастеров за последние 200 лет. В. А. Горлов так же утверждает, что в России до сих пор никто всерьез не занимался историей возникновения и развития, к примеру, топора, который в русской деревянной архитектуре и столярном деле был основным инструментом на протяжении большей части истории.

По словам названного специалиста «до настоящего времени систематизацией различных видов инструментов занимались только в Европе, да и там результаты подобных исследований предъявлялись публике в законченном виде лишь два раза за последние 500 лет! А вот в России никто и никогда из профессиональных историков не занимался такой «мелочью», как топоры или пилы»[5].

Краткий обзор мировой истории резьбы по дереву

Резьба по дереву, как один из древнейших видов искусства, была известна во всех культурах, начиная с каменного века, поскольку данный материал был доступным, пластичным и дешевым[6]. Его самый большой недостаток – это способность впитывать влагу и подверженность гниению, поэтому для монументальных произведений предпочитали использовать более долговечные материалы. Это так же она из причин, по которой с древних времен до нас дошло мало предметов из дерева, а в некоторых регионах и вовсе ничего не сохранилось из-за высокой влажности. Тем не менее, дерево служит основным материалом для скульптуры, изготовления ритуальных предметов, масок в культурах африканских племён, народов Океании, Австралии и индейцев Северной Америки.

Резьба по дереву была известна в древней Греции, хотя она была менее престижной, чем резьба по кости или камню, и в основном из дерева делали предметы небольшого размера.

Резьба по дереву активно развивалась позднее в Европе, в эпоху Средневековья, в романской, готической архитектуре (в основном в украшении церквей и соборов, мебели и интерьеров) и особенно в стиле Рококо. Современные виды пластического искусства так же находят новые формы применения этому материалу, а народное творчество в XX-XXI веках по-прежнему от него зависит.

В искусстве палеолита мы встречам множество образцов доисторической скульптуры, таких как фигуры «Венеры», вырезанные из бивня мамонта, разной кости животных и камня. Несомненно, резные изображения из дерева так же делали, однако, немногие из них дошли до наших дней. Почти чудом является сохранившийся Шигирский идол (7500 лет до н.э., Екатеринбург, Урал)[7] – шедевр мезолитического искусства.

Дерево широко применялось в искусстве древних цивилизаций, таких как японская, месопотамская и египетская. В греческой архаике деревянная скульптура тоже присутствует, однако, с появлением мраморной, а затем бронзовой скульптуры, использование древесины стало быстро снижаться. Ко времени классической греческой скульптуры (480 – 450 гг. до н.э.) резьба по дереву ограничивалась изображениями мелкого масштаба. Тем не менее, была популярна хрисоэлефантинная техника.

Величайшие резные работы из дерева появились в эпоху поздней готики в Германии (ок. 1470 – 1530)[8], в то время, когда были созданы выдающиеся запрестольные образа и другие произведения религиозного искусства. В число скульпторов этой эпохи входит прославленный немецкий мастер Тильман Рименшнайдер [Tilman Riemenschneider] (1460-1531), который создал знаменитый алтарь Святой Крови в Ротенбурге (1499-1504). Среди прочих знаменитых  немецких резчиков по дереву были Вейт Штосс  [Veit Stoss] (1445-1533), известный как создатель Большого алтаря в церкви Cв. Марии в Кракове (1484); Михаэль Пахер [Michael Pacher] (1435-98), известный как автор алтарного изображения Св. Вольфганга (1471-81); Гергор Эрхарт [Gregor Erhart] (ок. 1470-1540), создавший статую Марии Магдалины (ок. 1510, Лувр); и загадочный Йорг Цурн [Jorg Zurn] (1583-1638), который создал ослепительно прекрасный Алтарь Девы (1613-16) в Уберлингене[9].

В Новое Время в Англии произошло своего рода возрождение скульптурной резьбы по дереву (обычно использовали дуб), к примеру, в работах Гринлинга Гиббонса [Grinling Gibbons] (1648-1721). Искусство резьбы применяли так же известные кабинетных дел мастера Джон Линнель [John Linnell], Джон Кобб [John Cobb], Бенджамин Гудисон [Benjamin Goodison], Вильям Вайл [William Vile] и выдающийся Томас Чиппендэйл [Thomas Chippendale] (1718-79).

На континенте традиции работы с деревом поддерживали мастера эпохи Рококо, такие как (во Франции) Фолье [Foliot], Леларже [Lelarge], Сене [Sene], Крессен [Cressent]; (в Германии) Ойбен [Oeben], Ризенер и Вайсвайлер [Riesener and Weisweiler]; (в Италии) великие художники Филиппо Юварра [Filippo Juvarra] (1678-1736) и Бернардо Йиттоне [Bernardo Yittone] (1704-1770).

В число современных художников, которые занимались деревянной скульптурой, входят румынский мастер Константин Бранкузи [Constantin Brancusi] (1876-1957); английский скульптор Генри Мур [Henry Moore] (1898-1986); Барбара Хепвот [Barbara Hepworth} (1903-75); художник Поль Гоген [Paul Gauguin] (1848-1903); экспрессионист Эрнст Барлах [Ernst Barlach] (1870-1938); польский скульптор Ксаверий Дуниквский [Xawery Dunikowski] (1875-1964); бельгийский скульптор-абстракционист Жорж Вантонгерлоо [Georges Vantongerloo] (1886-1965); и Луиза Невельсон [Louise Nevelson] (1899-1988), известная своими модернистскими композициями из «найденного» дерева[10].

Перечень и функциональная классификация столярных инструментов, используемых в наши дни[11]

Измерительный и разметочный

Линейка

Поверочная линейка

Радиально-разметочная линейка

Угольник (наугольник, винкель)

Угломер

Ярунок

Малка

Уровень (ватерпас)

Отвес (весок) (выверка горизонтальных и отвесных плоскостей)

Юстир (для выравнивания деталей, стоек и поверхностей — в соответствии с заданным направлением или под необходимым углом)

Поверочная рейка

Кронциркуль

Нутромер

Штангенциркуль

Рулетка

Шнур

Масштаб (четырёхгранная линейка)

Карандаш

Рейсмас (ресмус, рейсмус)

Черта

Чертилка

Циркуль

Отволока (для нанесения линий)

Раскроечный

Ручная пила

Пила для выпиливания шпунтов

Ленточная пила

Лучковая пила (пила с натянутым полотном)

Выкружная пила

Обушковая пила

Поперечная пила

Пила одноручная

Ножовка

Наградка (маленькая пила короче ножовки)

Станок для обрезки брусков из дерева

Разводка (для регулировки угла зубьев пил)

Лобзик электрический

Лобзик пружинный

Лобзик рамочный

Циркулярная пила (дисковая пила)

Нож

Резак (для тонких реек)

Скальпель

Сверлильный и резьбонарезной

Инструмент для резьбы

Коловорот

Напарье (вывертывание дыр в дереве)

Центровая перка (для ручного высверливания отверстий)

Винтовая перка (для глубокого ручного сверления)

Шурупная перка

Сверла

Раздвижное сверло

Коловорот

Дрель ручная

Дрель спиральная

Сверлильный станок

Шило

Буравчик

Ворот

Вспомогательный

Молоток

Молот

Скобозабиватель

Оборудование мастерской

Верстак

Струбцина (струбцинка, для сжимания и удерживания деталей)

Струбцина большая

Тиски деревянные

Тиски

Зажимы (для сжимания и удерживания деталей)

Долото (толстая стамеска для выдалбливания шиповых отверстий и т. п.)

Ерунок

Киянка

Лобзик (фигурная пила с натянутым тонким полотном-пилкой)

Рубанок (одинарный)

Фуганок

Стамеска (стамески плоские, полукруглые, фасонные, мелкие)

Зензубель (узкий рубанок)

Фальцгебель

Цикля (цикла, используется для окончательной сточки шероховатостей, зачистки и обработки поверхностей)

Шпунтубель

Стусло

Тесло

Ножовка

Топор ручной

Фрезерный станок (электрофрез)

Шерхебель (рубанок для грубой очистки дерева)

Рубанок двойной

Шлихтик (рубанок для самых чистых работ)

Медведка (медведок, медведон) — большой рубанок

Шпунтовый рубанок, назник (для изготовления пазов)

Гребневый рубанок

Галтельник (узкий рубанок, фигурный рубанок)

Горбач

Грунтубель

Шуруп (уже чем шерхебель)

Стружок (специальный рубанок, для обработки выпуклых и вогнутых поверхностей)

Донце (приспособление для строгания)

Протяжка (приспособление для строгания и калибровки тонких реек)

Фуганок электрический

Дорожник (рубанок для желобления)

Строгально-пильный станок (включает фуганок, дисковую пилу и наждачный круг)

Колодка

Фризник

Закройник

Углубитель

Лапчатое долото (для выдалбливания лапчатых гнезд)

Угловое долото

Заточный станок

Брусок шлифовальный (для заточки инструментов)

Рашпиль (пластина-напильник с грубой насечкой)

Напильник (напилок, пластина с насечкой для сточки шероховатостей, зачистки и обработки поверхностей)

Надфиль (небольшая тонкая пластина с насечкой для сточки шероховатостей, зачистки и обработки поверхностей)

Шкурка (плотная бумага или ткань покрытая шлифовальным зерном или порошком, используется для окончательной сточки шероховатостей, зачистки и обработки поверхностей)

Оселок (мелко- и тонкозернистые бруски для правки и окончательной заточки, наводки инструментов)

Точило

Ручник

Вьюшка

Нажим

Скобель

Скоба

Таскальные скобы

Таскальные крючья

Отвёртка

Гаечный ключ

Клещи

Щипцы

Пинцет

Плоскогубцы

Круглогубцы

Кусачки

Ножницы

Маслянка (маслёнка, для масла, используется для смазки)

Как мы видим, столярных инструментов сегодня используется множество. В своем нынешнем виде они представляют длительный процесс развития технологий и многотысячелетнюю историю ремесел, связанных с обработкой древесины. В рамках настоящей работы описать историю каждого инструмента в отдельности не представляется возможным, поэтому мы представим только общие доступные сведения об их возникновении и эволюции.

ГЛАВА I. История возникновения ручных столярных инструментов

История обработки древесины человеком при помощи инструментов уходит в глубокую древность, во времена первобытного общества - до возникновения цивилизаций и технологий. Художественной обработкой дерева (в основном в ритуальных целях) человек начал заниматься раньше, чем начал строить деревянные жилища.

Первые орудия труда были весьма примитивные, как мы знаем, однако, даже обыкновенный камень увеличивал и разнообразил силу человека. В ходе эволюции человек приобрел большой мозг, который позволил ему сформировать сложную культуру, чего нет у других высших животных, но при этом утратил естественные средства защиты и нападения, необходимые для выживания в дикой природе, которые есть у других существ. Благодаря мозгу человек стал осваивать окружающий мир и на основе своих наблюдений стал использовать различные природные объекты и материалы для выполнения своих задач. Так появились первые орудия труда, оружие и инструменты[12].

Те инструменты, которые мы знаем сегодня, являются результатом очень долгого пути развития на основе опыта, полученного человеком в ходе решения всё более усложняющихся задач, круг которых постоянно расширялся вместе с развитием культуры и цивилизации. Электрический и механический инструмент появился сравнительно недавно с появлением технологий, а конструкция некоторых ручных инструментов принципиально не менялась уже сотни и даже тысячи лет. Этим ручные столярные инструменты и интересны – используя аналогичные приспособления, что и мастера давно ушедших эпох, мы имеем возможность получить аналогичный опыт работы с материалом и посредством этого прийти к адекватному пониманию того, как в древние времена создавались те или иные вещи и архитектурные сооружения, сколько времени и усилий (человеко-часов) для это потребовалось, какие трудности возникали в процессе работы. Именно этим в наши дни занимается экспериментальная археология.

  Создание и использование орудий труда является принципиально важным критерием, отличающим человека от животных. Этот критерий впервые был введен Аристотелем (384 – 322 гг. до н. э.) для определения места человека в зоологической классификации[13]. Опираясь на него современная наука предполагает, что, если где-либо были обнаружены орудия труда, значит, там обитал человек.

1.1 Доисторический период

Первые свидетельства того, что человек обрабатывал дерево, были обнаружены в геологических пластах так называемого доисторического периода[14] - остатки деревянных лодок, жилищ, построенных на сваях, фрагменты обожженного дерева, орудия из кремня и камня.

Существует связь между орудиями труда доисторической эпохи и теми, которые используют примитивные племена Африки, Австралии и Океании в наше время. Они схожи с теми, которые обнаружены археологами в гробницах и в древних слоях земли, и дошли до нас без изменений. Таким образом, мы можем наблюдать способы их применения и технику обработки материалов с их помощью даже сегодня[15].

Раскопки показывают, что инструменты из камня были в ходу даже после того, как металл стал широко использоваться. Примером могут служить египетские кремневые ритуальные ножи для бальзамирования, обнаруженные в гробницах, древнегреческие хирургические инструменты и наконечники стрел индейцев Северной Америки из обсидиана.

Первобытный человек сообразил, что если взять в руку камень, то можно увеличить силу удара руки[16]. Так возник первый, древнейший, вид инструмента - ударный. Но камни в природе обычно имеют округлую форму. Человек заметил, что при падении с высоты или при сильном ударе по камню он раскалывается с образованием кусков неправильной формы. Был подобран камень лучше всех ложившийся в руку и с удобно расположенной на нем режущей кромкой. Это было ручное рубило. Так возник второй вид инструмента - режущий.

Применение рубила показало, что для успешной работы им нужно искать достаточно твердые камни для его изготовления. Режущая кромка рубила быстро затуплялась, тратилось время на изготовление другого. Опыт применения рубила показал, что его режущие свойства обеспечиваются клиновидной формой. Чем меньше угол при вершине этого клина, тем выше режущие свойства рубила. Открытие клина и его режущих свойств, наряду с открытием огня и умением добывать и использовать его, с изобретением колеса и рычага, было одним из величайших открытий человека.

Создание новых видов инструментов и орудий требовало высококвалифицированной работы на постоянной основе - в роду появился мастер, который выполнял эту работу. Появилась новая методика обработки. Она заключалась в нанесении несильных, но частых и точных ударов по заготовке. Такие удары отделяли от нее мелкие кусочки кремня, создавая инструмент с ровной и прямой режущей кромкой. Еще одна новая методика состояла в том, что по готовому уже предмету, уложенному на массивную твердую "наковальню", наносились частые удары деревянной колотушкой, отбивая от него совсем маленькие кусочки. Эта технология применялась для заточки новых режущих инструментов и для переточки затупившихся.

Мезолит ознаменовался созданием составных инструментов[17]. А составным является рубило, соединенное с палкой. Так появился новый вид инструмента - топор, резко увеличивший силу удара режущей частью рубила. В деревянную или костяную основу вставлялись небольшие кремневые отщепы с острыми кромками. Вслед за этим был создан молот. Прототип значительно отличался от своего "потомка". В качестве крепления рабочей части к ручке использовали прутья. Позднее в камне стали выдалбливать отверстие, в которое вставлялась палка. 

При обтесывании кремневой заготовки для рубила от нее отлетали пластинки различных размеров с острыми краями, слишком маленькие для использования в качестве рубил, но вполне пригодные для резания. Из этих отщепов возник так называемый скребок, которым было удобно очищать звериные шкуры от остатков мяса и жира. Да и дерево неплохо резалось этим скребком. Длинные и тонкие отщепы стали применять для прокалывания и высверливания отверстий в шкурах и дереве.

Ассортимент инструментов постепенно расширялся, появлялись специализированные инструменты, предназначенные для выполнения определенных операций, например, для шитья одежды из мехов и кожи - иголки с ушками, для деревообработки - резцы и т. д. В производстве деревянного инструмента и орудий нашел применение и огонь. Твердость дерева в результате обжига повышалась. Эта технология также предохраняла дерево от гниения.

В период мезолита рукояткам инструментов начали придавать такие формы, которые меньше утомляли руку при работе. Размеры их уменьшились, они стали изящнее по своим формам при сохранении свойств и даже их расширении. Упростилась технология производства наиболее распространенных инструментов, сократились расход и потери сырья, а также снизились затраты времени на производственный процесс.

На смену мезолиту пришел неолит - последняя стадия каменного века в истории инструмента. Этот период явился временем наивысшего развития технологий обработки камня, кости и рога. Были открыты свойства аналогов кремня - яшмы, диорита, нефрита и др. минералов, пригодных для производства предметов труда и орудий. Найден обсидиан (вулканическое стекло) - материал, непревзойденный по остроте режущих кромок его отщепов. В VIII тысячелетии до н.э. в Междуречье, во времена, когда распространение культурных влияний происходило мирным путём, новые технологии приходили в ту или иную местность по путям, которыми распространялся этот ценный, и вероятно престижный, минерал[18], из которого делали новые, более совершенные инструменты.

Технология сверления с применением абразивных порошков и трубчатых костей стала очередным великим открытием в производстве инструментов. Под перпендикулярно срезанный торец трубчатой кости, приводимой во вращение сначала руками, а затем, с открытием лука - тетивой лука, обернутой вокруг кости, подсыпался абразивный порошок, и подавалась вода, как смачивающая и охлаждающая жидкость. Эта технология позволяла выполнять сквозное сверление во всех известных материалах, включая и кремень, окончательно решая проблему надежного закрепления ручек в ударных инструментах - топорах, молотках и т. п. Применение абразивных материалов для заточки и полировки лезвий позволило довести остроту до максимально возможного предела. Неолит стал также и временем первого знакомства с самородными металлами - медью, золотом и серебром.

1.2 Древний мир

Когда человек научился добывать и обрабатывать металл, наступила новая эпоха. На смену медно-каменному веку пришёл бронзовый. В бронзовом веке так же изредка встречаются орудия из чистой меди[19]. Чёткую границу между временем использования меди, бронзы и железа провести не возможно, поскольку в одно и то же время в разных регионах мира одни народы уже использовали железо, а другие - бронзу. Использования более твердого металла означало технологическое превосходство, и оно хорошо проиллюстрировано в историческом романе Болеслава Пруса «Фараон» (1895), в котором он описывает столкновение Египта с ассирийцами.

Серьезным недостатком меди и бронзы являлась их низкая твердость и, в силу этого, неудовлетворительная стойкость режущих кромок. Режущие инструменты приходилось часто перетачивать или вообще изготовлять заново. Поэтому полностью вытеснить из обихода каменные, костяные и роговые орудия, в особенности их режущие виды, ни медь, ни бронза не могли[20]

Известно, что в древности существовал способ изготовления бронзы, свойства которой были такими же, как и у бронзы, которая используется в наше время[21]. Анализ древних бронзовых орудий труда показывает, что медь в них составляет 5-10 % от содержания олова. Анализ египетских бронзовых орудий труда даёт до 94 % меди, 5-9 % олова и 0-1 % железа[22].

Древнее происхождение многих современных инструментов подтверждается находками из пирамиды в г. Фивы[23]. В Британском музее хранятся теперь найденные там образцы инструментов и деревянная корзина, принадлежавшие столяру-краснодеревщику. Среди этих приспособлений и инструментов сумка из пальмовых волокон с крышкой, конусовидные деревянные киянки или молотки (такими пользуются современные каменщики), бронзовые гвозди, мешочек для хранения мелких инструментов и гвоздей, рожок для масла, используемого при затачивании гвоздей, сверлильные приспособления и наконечники, стамески, топорики, тесла, ножи и долота с деревянными рукоятками. На одном бронзовом топорике, на бронзовом ноже и на бронзовой пиле высечено имя фараона Тотмеса III, XVIII династия (1453 г. до н.э.). Эти орудия использовались 3469 лет назад. На лезвиях других топориков было высечено имя «Ata» - офицера в период VI династии. В сумке столяра так же находились рашпили, отвес и точильный камень – приспособления, без которых сегодня не обходится ни одна стройка или мастерская. Однако, египтянам был не известен рубанок, поэтому поверхности выравнивали ножом или теслом, а затем зачищали песчаником и пемзой[24]. Примером древнеегипетской столярной техники являются саркофаги, которые чаще всего изготавливали из древесины сикомора с помощью топора и ножа[25].

В те далёкие времена многие цари и верховные жрецы не чурались плотницкой работы, полагая ее достойным сану занятием. Так, например, при раскопках древнего города Ур археологи в гробницах царей обнаружили целый набор инструментов: топорик-тесло, два золотых долота, бронзовые пилу и молоток. В саркофаге царя Мешкаламдуга и царицы Шубад, правивших Месопотамией в начале 3-го тысячелетия до н. э., также были найдены бронзовые пилы, долото и сверло. Рядом лежала и маленькая модель судна из серебра — очевидно, царь Мешкаламдуг лично руководил постройкой кораблей для своего флота[26]

В Древнем Египте и Междуречье впервые появилось ремесленничество. Основными производителями орудий труда среди ремесленников были кузнецы. Из новых видов инструментов нужно назвать коловорот - служит для сверления отверстий. Египтяне широко применяли для соединения частей деревянных изделий деревянные же гвозди, для которых требовалось сверлить огромное количество отверстий в соединяемых деталях. Они же ввели в употребление и молоток с головкой из дерева. Новый вид - измерительный инструмент - применялся, в основном, для землемерных работ, а также при разбивке строительных площадок под возводимые сооружения. Материалом для мастеров-инструментальщиков была медь и бронза, а также природно-легированные сплавы на основе бронзы.  Первые изделия из железа, полученного из природных руд, известны с 1500 года до н.э. Лишь с открытием в IX - VII вв. до н. э.[27] способов изготовления стали из железа и её термической обработки начинается широкое распространение нового материала. Более высокие механические качества железа и стали, а также общедоступность железных руд и дешевизна нового металла обеспечили вытеснение им бронзы, а также камня, который оставался важным материалом для производства орудий и в бронзовом веке.

1.3. Античность

Античный железный инструмент повторял уже существовавшие виды медных и бронзовых орудий труда, но стал легче и изящнее в силу более высокой прочности железа. Зарождающееся кораблестроение в странах, бедных строевым корабельным лесом, потребовало создания новых инструментов для обработки древесины, позволяющих экономнее расходовать драгоценную древесину. Возник такой вид орудия труда как продольные пилы для разделки на доски, необходимые для строительства кораблей с набойной обшивкой. Произошло разделение деревообрабатывающего инструмента на плотницкий и столярный. Все возрастающие масштабы строительных работ потребовали новых строительных инструментов[28]. Существование отдельных профессий столяра, плотника и мебельщика свидетельствует о высоком уровне разделения труда в Древней Греции.

В Древней Греции (VI – IV вв. до н.э.) было достаточно высоко развито производство деревянной мебели, хотя подлинных образцов не сохранилось[29]. Представление о ней нам дают росписи на вазах, скульптурные и рельефные изображения, танагры (маленькие терракотовые статуэтки). Важным изобретением этого периода стал рубанок, что способствовало совершенствованию столярного дела и деревообработки. Рубанок, найденный в Помпеях очень похож на современный[30]. Греческие мастера использовали токарный станок.

В Римскую эпоху столяры владели уже всем известным сегодня набором инструментов[31]. Римский декоративный стиль отличался от греческого избыточной орнаментальностью и помпезностью. В сравнении с греческой мебелью в римской появились орнаменты выполненные техникой резьбы по дереву или металлической пластики, что говорит о более широких технических возможностях римских краснодеревщиков. К сожалению, деревянная римская мебель и предметы домашнего обихода погибли – остались только мраморные и бронзовые памятники. Однако, нам известно (по остаткам), что в их изготовлении применяли резьбу, гравировку, позолоту, роспись, фанерование и инкрустацию[32].

1.4 Средние Века

Эпоха, начавшаяся после ухода римских легионов из Европы, недаром называется «Тёмными веками», поскольку на смену Империи пришли варвары, не владевшие развитыми технологиями, науками и разрушавшие всё на своем пути. Достижения античной цивилизации оказались забытыми на долгие столетия. Науки и изящные искусства развивались только в рамках религиозных канонов за стенами монастырей.

Раннесредневековые методы обработки дерева в Европе были более грубыми и менее изящными, чем в Греции и Риме. Были забыты на долгое время такие инструменты, как лучковая пила. Когда воинствующие народы в результате Великого Переселения стали оседать на занятых ими территориях, когда начали формироваться государства и возникать города, потребность в ремеслах и в совершенствовании технологий стала снова возрастать. Возникла потребность в профессиональных, узкоспециализированных мастерах, возникли цеховые общины. Под влиянием более развитых культур, таких как Византийская, появился сначала романский стиль, а в период Зрелого Средневековья развилась готика. О творениях выдающихся мастеров этого периода мы уже упоминали во введении.   

Как уже было отмечено, материала связанного с историей непосредственно столярного инструмента, на сегодняшний день мало, и в основном мы можем опираться на результаты археологических раскопок.

Одна из основных проблем исследования древних и средневековых технологий заключается в том, в прошлом многие материалы, такие как дерево и металл подвергались многократному использованию любым способом, который позволяло состояние материала, до полного износа или разрушения. Иными словами, многие инструменты и конструкции (по причине экономии) в случае поломки разбирали и снова пускали в ход там, где материал мог пригодиться – ни один кусок железа не оставался лежать без дела. Кроме того, современных средств обработки материалов не существовало, поэтому дерево и железо разрушались очень быстро под влиянием климатических условий. Европейская археология по этой причине сильно страдает, поскольку по некоторым периодам истории регионов находки крайне скудны и степень их сохранности неудовлетворительная.

К счастью, в отличие от доисторического периода, когда не было письменности, у нас есть не только археологические сведения об инструментах для обработки дерева в Средние века, поскольку в эту эпоху многие процессы были в той или иной степени задокументированы, осуществлялся учёт материалов и имущества при централизованных коллективных работах.

1.4.1 Северная Европа, Скандинавия VIII – XI вв[33].

Весьма разнообразной и интересной с точки зрения стилей является резьба по дереву, выполненная на всевозможных предметах мастерами «эпохи викингов». Художественное наследие скандинавских викингов распространено от Исландии до Новгорода и от Норвегии до северной части материковой Европы.

В соответствии с местами наиболее значительных археологических находок различают целый ряд стилей резьбы по дереву:  Осеберг (800-875 гг. н.э.), Броа (800-875 гг. н.э.), Борре (875-950 гг. н.э.), Еллинг (880-1000 гг. н.э.), Маммен (950-1060 гг. н.э.), Рингерике (980-1075 гг. н.э.), Урнес (1050-1150 гг. н.э.), Урнес-Романский (1100 – 1175 гг. н.э.). Скандинавские плетёные орнаменты отличаются от кельтских отсутствием строгой геометрии и имеют более свободный рисунок.

Резьбой покрывали все предметы и поверхности, которые было возможно. Исследование технологий обработки древесины показывает, что среди викингов были как профессиональные мастера, так и любители. Мастера имели в своем распоряжении набор разнообразных инструментов и могли выполнять сложные художественные работы, а любители, используя только нож, вырезали на любых предметах разные надписи и простые декоративные элементы.

В дохристианский период в Скандинавии, в отличие от материковой Европы, не были развиты виды искусства, связанные с обработкой камня или рисованием на бумаге – основным материалом для художественного творчества было дерево, и оно имело в культуре принципиальное значение. В связи с этим, мастер, работающий с деревом, был важной фигурой в обществе.

Существует распространенное заблуждение относительно того, что скандинавские резчики орудовали только одним ножом для резьбы. Археологические находки (о-в Мастремир, Шведция, 1936) говорят о том, что инструменты, которые были в ходу тысячу лет назад, до сих пор используются мастерами и весьма разнообразны (топоры, тесла, свёрла, скобели, пилы, напильники и рашпили, долота и стамески). В реконструированном виде многие из них мало отличаются от современных.

Топоры из Мастермира отличаются от боевых топоров. Данный вид топора применяли для рубки деревьев и, в некоторых случаях, использовали в качестве клиньев для раскалывания брёвен на доски (радиальные планки).

Тесла редко встречаются в находках эпохи викингов, хотя, несомненно, этот инструмент широко использовали. С помощью тесла выравнивали поверхности досок, полученных путём раскалывания. Такой способ выравнивания в Северной Европе применяли до тех, пока не появились продольные пилы, позволявшие делать более гладкие доски. Так же тесло использовали бондари для выравнивания внутренних поверхностей бочек.

Среди находок в Мастермире были так же две ручных пилы и ножовка, которую предположительно использовали для пиления металла и кости.

Свёрла в эпоху викингов представлены в большом многообразии. У некоторых имеется кольцо, в которую можно было вставить деревянную рукоять. Считается, что большинство из найденных свёрел – это грудные буры. Наконечник был присоединён к стержню с поперечной ручкой, при помощи которой вращали бур, а на противоположном конце инструмента была вращающаяся изогнутая крестовина, которую ремесленник упирал в грудь, создавая таким образом давление на сверло.

Викинги так же пользовались простым скобелем и фигурным. Скобелем могли вынимать древесину как долотом из внутренней части чаш или корыт при изготовлении. Фигурный скобель по принципу – тот же скобель, но применялся для декоративных работ – для создания профилей на досках.  

У викингов так же были стамески и напильники. Напильники имели линейную диагональную насечку. Вероятно, её наносили стамеской, а затем заготовку закаливали в кузнечном горне. Подобная практика описана Теофилом[34]. В Мастермире найдено три плоских напильника, один круглый, и ещё два рашпиля.

В европейском контексте в эпоху, совпадающую с эпохой викингов, широко использовали рубанок. Учёные установили, что в эпоху викингов рубанок так же был в ходу, поскольку древненорвежское слово lokarr, заимствованное из староанглийского, обозначающее этот инструмент встречается в исландской поэме X в.

Стоит так же упомянуть токарный станок особой конструкции с ножным педальным приводом. Вращение заготовки осуществлялось при помощи ремня обернутого вокруг неё. Верхний конец ремня был прикреплен к гибкой жерди, которая сгибалась при нажатии на педаль. Заготовка вращалась, и производилось точение. Когда педаль отпускали, заготовка вращалась в обратном направлении, точение останавливали.

Во времена викингов ещё не появилась v-образная стамеска, которая сегодня является одним из наиболее часто используемых резчиками инструментов. Чтобы сделать контур, выполняемый в наши дни v-образной стамеской, мастер должен был сделать несколько ударов прямым долотом так, чтобы сформировать две наклонные грани, сходящиеся к центральной линии. Такие операции требовали высокой точности и занимали много времени.  

1.4.2 Русь X – XV вв.

При работе с опубликованными материалами по древнерусскому ремеслу всегда возникает проблема датировок: большая часть находок относится к XI — XIII в. В то время как Х в. не настолько богат находками специализированных деревообрабатывающих инструментов, как может показаться на первый взгляд. Для IX в. такие находки и вовсе единичны[35].

На сегодняшний день наиболее популярными сводами по древнерусскому ремеслу являются труд Б. А. Рыбакова «Ремесло Древней Руси» и комплексная работа «Древняя Русь. Город, замок, село».

Работа Б. А. Рыбакова по ряду пунктов устарела в отношении объема материала: например, автор отмечает отсутствие находок пил на Х в. (в то время как с середины ХХ в. такие находки уже известны). Более того, эта работа, которую многие несведущие люди принимают за наиболее авторитетный источник сведений по русской культуре, подвергается острой критике со стороны современных специалистов-антропологов и этнографов. Фундаментальный труд «Древняя Русь. Город, замок, село», к сожалению, отличается чрезвычайно широкими датировками материала (как правило, для большинства находок дается «общая» датировка IX — XIII вв.) и стремлением к экстраполяции реалий XI — XIII вв. на более ранний материал Х в. Очень часто такие экстраполяции не оправданы.

Единственное и по своему уникальное упоминание русских деревообрабатывающих инструментов относится к середине Х в. Ибн-Мискавейх при описании руссов, отмечает, что некоторые инструменты они предпочитают носить при себе: «Каждый из них носит оружие и прикрепляет к себе большую часть ремесленных орудий, [состоящих] из топора, пилы, молота и прочего»[36].

Деревообрабатывающий инструментарий в XIV-XV вв., как впрочем и в X-XIII вв., был представлен всеми видами режущего и рубящего инструмента. Специализированные кузнецы изготовляли для плотников, столяров, токарей и других ремесленников по дереву высококачественные стальные инструменты. Наиболее полная коллекция деревообрабатывающего инструмента - новгородская; там есть топоры, тесла, пилы, скобели, долота, сверла, наструги (инструмент типа рубанка), стамески, бондарные скобельки, уторные пилки, резцы токарные, резцы ручные, резцы для художественной резьбы, ножи, гвоздодеры и другие орудия. Кроме того, в инструментарии были деревянные клинки, чекмари и ряд деревянных приспособлений[37].

Самым распространенным инструментом деревообработки был, естественно, топор[38]. Этому универсальному орудию посвящена огромная литература, поэтому на нем мы подробно останавливаться не будем.

Топоры а России получили множество различных специализаций. Плотницкий топор отличался от столярного. Топоры XIV в. с легким симметричным лезвием, наварным стальным острием и круглым обухом в XV в. сменились новым, более утяжеленным типом с немного асимметричным лезвием и плоским массивным обухом. Острие топора также делали стальным наварным. Деревянные рукоятки топоров в отличие от современных были прямыми и довольно удлиненными. Топоры с прямыми рукоятками имели очень большой коэффициент полезного действия (0,8-0,973)[39].

Вот некоторые другие из основных инструментов, которые были в ходу в означенный период[40]:

Тесло

Тесла использовались для выдалбливания выемок и внутренних объемов, а также для предварительной обработки древесных стволов. Формы тесел были очень разнообразны — от массивных тесел-пешней до небольших тесел с короткой рукояткой для легких резных работ. При помощи тесла можно было также заравнивать поверхность доски (остаются характерные следы — небольшие овальные выбоины, идущие вдоль волокон дерева).

Из конкретных характерных примеров для Х в.: тесло с закраинами и остро отточенным лезвием найдено в Седневе Д. Я. Самоквасовым (Самоквасов, 1916); несколько тесел Х в. найдено в Гнездово (Мурашева и др., 2007. С. 54). Самые ранние, из найденных тесел Новгорода (вторая половина Х в.) — втульчатые с коленчатой рукояткой, использовались в основном для изготовления деревянной посуды (Сингх, 2009. С. 14). В целом, тесло — наиболее распространенный специализированный деревообрабатывающий инструмент, который в Х в. встречается на многих сельских и раннегородских памятниках.

Долото

Долото изготавливалось из цельного железного четырехгранного стержня (по новгородским материалам). Стержень либо равномерно переходит в острие, либо срезан наискось как современная стамеска. Ширина режущего края — от 0,3 см до 3 см. В Х в. применялись также втульчатые долота для изготовления крупных выемов. На короткий четырехгранный стержень наваривалась втулка, в которую вставлялась деревянная рукоять. Длина такого долота могла достигать 30 см[41]. Ширина лезвий колебалась от 6 до 22 мм[42]. Долота были массивными и имели наиболее целесообразную конструкцию лезвия и обуха.

На южнорусском поселении Автуничи был найден чекмарь — специальный деревянный молоток для работы с долотом (Петраускас, 2003. С. 16).

Сверло

Сверла бытовали двух типов — перовидные и спиральные[43]. Оба типа встречаются в Новгороде со второй половины Х в. (Сингх, 2009. С. 18). Перовидные сверла представляли собой стержень с заостренным пером ложковидной формы с двумя режущими гранями. Такой стержень либо насаживался на Т-образную рукоять, либо использовался как лучковое сверло. По сводке Б. А. Колчина (включающей, правда, и материалы XII–XIII вв.) такие сверла абсолютно преобладали над спиральными — их доля составляет 85% всей коллекции древнерусских сверел (Древняя Русь. Город, замок, село, 1985. С. 257). У спиральных сверел рабочая часть представляла собой, соответственно, закрученную в 1-2 оборота спираль с режущей гранью. Диаметр колебался от 4 до 20 мм[44]. Режущие грани всегда делали стальными.

Скобель

Скобель, как специализированный инструмент для обработки древесных стволов, в «эпоху викингов» на Руси встречается редко. До обработки скобелем ствол предварительно мог обрабатываться теслами, находки которых на Х в. гораздо более многочисленны и разнообразны.

Археологически известно четыре скобеля Х в. традиционного типа — из Новгорода, из Черной Могилы, с Сарского городища и из Гнездова (если такие находки еще известны — буду признателен). В Черной могиле скобель был положен прямо на груду оружия в погребальном инвентаре; автор раскопок Д. Я. Самоквасов ошибочно определил его как шпору (Рыбаков, 1949. С. 25). В 2010 г. скобель был найден в Гнездово в слоях второй половины Х в. Он относится к рязряду мелких: длина его рабочей части (ширина дуги) — ок. 7,5 см, ширина рабочей части (лезвия) — ок. 1,5 см.

В Северной Руси во второй половине Х — XI вв. встречается и другой тип скобелей — плоские пластины с заточенной режущей кромкой и отверстиями в торцевых частях для крепления рукояти. В это время единичные их экземпляры встречены в Изборске, хотя в основном эти орудия — реалии более позднего времени (с XII в.) и широкого распространения на Руси не получили. Прямые аналогии этому типу скобеля хорошо и в большом количестве известны в Юго-Восточной Прибалтике (Седов, 2007. С. 2012).

В XIV-XV вв. известно несколько типов скобелей[45]: большие и малые, а также с прямым и дугообразным лезвиями. Тонкие стальные лезвия имели очень маленький угол резания (15-18°), который обеспечивал им при надлежащей заточке большую остроту.

Наструги[46] - это те же маленькие скобели с прямым лезвием, но вставленные в деревянную колодку. Таким инструментом легче строгать и, главное, всегда можно брать стружку заданной толщины (регулируя железку).

Резцы токарные археологически известны двух типов: с крючковидными лезвиями для внутренних выемок в вытачиваемых предметах (например, посуда) и с прямолинейным лезвием для наружной обточки. Оба типа резцов делали со стальными лезвиями.

Пила

Пила, в целом, несмотря на описание Ибн-Мискавейха, не была широко распространенным инструментом. Характерно, что сам глагол «пилить» впервые встречается только в документах XVII в. (Любомиров, 1941. С. 222), в то время как для работы с топором уже в самых ранних письменных памятниках существует множество глаголов (рубить, сечь, тесать и др). Некоторые авторы утверждают, что пила в России появилась только при Петре I, а в повседневный плотницкий обиход вошла лишь в XIX в[47].

Пилы-ножовки, по всей видимости, известны только среди материалов не ранее XI в[48]. Для Х в. мы имеем несколько находок лучковых пил. Железное полотно такой пилы крепилось к станку П-образной или лукообразной формы.

Фрагмент полотна лучковой пилы найден в Старой Ладоге в слоях IX в. Несколько экземпляров пил найдены в Новгороде в слоях середины Х в. Ширина полотна лучковой пилы составляла около 1,5 см; длина – до полуметра.

В 2000-х годах несколько фрагментов лучковых пил найдено в Гнездово в слоях  второй половины Х в. Они представляют собой узкие полотна с хорошо сохранившимися зубцами. На одном из фрагментов в торцевой части даже сохранилось отверстие для крепления полотна штифтом к стойке-лучку.

Рыбаков в свое время пришел к выводу, что пила на сельских поселениях не использовалась совсем – на всех удовлетворительно сохранившихся остатках жилищ и погребальных домовинах следов работы пилой нет (Рыбаков, 1949. С. 183).

Другой автор[49] утверждает, что пилы по дереву в древней Руси широко применяли плотники и столяры. Пилы археологически известны уже в X в. В XIV и XV вв. было два типа пил: ножовки для поперечного пиления и пилы лучковые для продольного пиления. Полотна пил-ножовок достигали до 450 мм длины. Деревянную рукоятку насаживали на черенок, являвшийся прямым продолжением полотна (как у ножа). Зубья имели треугольную форму и всегда разводились. Заточку зубьев производили так же, как и в настоящее время. Иногда зубья были двухвершинными. Например, на целой пиле XIII в., найденной в Новгороде, 44 зуба имели по две вершины. У каждого крупного зуба треугольный выпил, образующий на зубе две вершинки (всего 88 зубьев). Шаг зуба равнялся 10 мм. Пилы делали из стали и обрабатывали термически - закаляли с последующим высоким отпуском.

Лучковые пилы для продольного пиления имели также длинные полотна (500-600 мм). Профиль полотна и строение зуба лучковых пил были иными, чем у пил-ножовок. Зубья по форме похожи на зубья современных продольных пил, то есть односторонние и плоские. В Новгороде в слоях начала XIV в. найдено полотно лучковой пилы. Ширина полотна равна 22 мм, зубья односторонние, высотой 2,2 мм и шагом в 8,5 мм. Пила была цельностальная.

Рубанок

Чрезвычайно редким инструментом являлся рубанок. На Х в. находки его деталей не неизвестны, однако, среди новгородских материалов есть железное лезвие рубанка, найденное в слоях второй половины XI в. (Сингх, 2009. С. 15).

Коловорот[50]

В начале нашей эры в Риме был изобретен лучковый бурав — прообраз коловорота, а вот сам коловорот (инструмент с патроном для замены сверла, верхним упором и коленчатым валом для удобства вращения) появился в XV веке. Первые механические (или шестеренчатые) дрели появились лишь в середине позапрошлого столетия.

Бондарные изделия, то есть сосуды из отдельных планок-клепок, скрепленные обручами с вставным одним или двумя днищами, - массовая археологическая находка (конечно, на тех археологических памятниках, где сохраняется древесина). Например, в быту новгородцев бондарная посуда имела широкое распространение. Во всех слоях, а также и в слоях XIV-XV вв., фрагменты бондарной посуды в виде отдельных клепок, днищ или обручей встречаются в каждом жилище и на территории каждого двора по нескольку экземпляров. Бондарю для изготовления бочки или кадки были необходимы: топор, пила, скобель, сверло, бондарный нож, вогнутый нож, скобелька, уторник, натяг, циркуль, чекмарь и скамья-станок. Все эти инструменты, кроме натяга и скамьи-станка, представлены в археологическом материале Новгорода (См. Б. А. Колчин. УК. соч. МИА, № 65, стр. 45.)[51].

Одной из древнейших отраслей древнерусской промышленности было токарное дело[52]. Деревянная точеная посуда имела широкое распространение в быту уже в X в. На токарных станках изготовляли несколько видов посуды, в основном столовой. Кроме посуды на станке делали коробочки, балясины, шахматы, шашки, веретена и другие детали. В XIV-XV вв. в быту рядовых горожан применялись 8 видов точеной посуды: чаши, мисы, чашки, блюда, кубки, сосуды на стоянах, чаши фигурные и чарки (См. Б. А. Колчин. Новгородские древности. Деревянные изделия. М., "Наука", 1968, стр. 31.). Для технологического процесса изготовления точеных сосудов как пластинчатых, так и стоечных были необходимы: токарный станок с принадлежностями, топор, тесло, ножи, пила, набор токарных резцов, клинья, чекмари, клинки.

1.4.3. Европа периода Зрелого Средневековья

Известно, что при строительстве нормандских замков в Британии (XI – XIII вв.), к примеру, мастера использовали следующий набор столярных инструментов: ручной бур, топор, тесло, секач (кривой нож), измерительный циркуль, молоток, ручная пила, киянка, стамески для дерева[53].

Одним из основных инструментов для резьбы по дереву были ножи. И хотя ножи, найденные среди прочих предметов, могли быть использованы для выполнения разных задач, некоторые из них можно определенно связать с резьбой.

Обращаясь к истории резьбы по дереву в XII – XIII вв. иностранные авторы ссылаются на находки археологов в Новгороде[54]. Напомним, что в Средние века Новгород являлся крупным международным торгово-экономическим центром и входил даже в Ганзейский союз. В Новгороде были найдены даже арабские монеты. То есть, Новгород был близок к Западной Европе экономически и технологически как ни один другой русский город.

Ножи для резьбы, найденные в Новгороде, имеют изогнутое, заточенное с одной стороны лезвие, наклонённое вперёд по отношению к оси рукоятки.

В Европе существовал другой, похожий тип ножа – так же с деревянной рукояткой и наклоненным вперед лезвием. Только лезвие было прямое и намного короче по отношению к длине рукояти. Такие ножи используют в наши дни.  

Ножи имели разную форму лезвий. Следы обработки ножом видны на многих предметах из дерева, таких как ларцы из монастырей Люнебургера (Германия).

Ещё один тип ножа, который используют и поныне – это так называемый плечевой нож. Этот нож использовали в эпоху позднего Средневековья для выполнения очень тонкой работы, такой как вырезание букв или интарсии. Длинная рукоять ножа упиралась в плечо, что обеспечивало более высокую точность движений. Итальянский мастер Антонио Барили (1453-1516) из Сиенны, Италия, в 1502 году создал мозаичный автопортрет из дерева, на котором он изображен вырезающим надпись «HOC EGO ANTONIUS BARILIS OPVS COELO - NON PENICELLO EXCVSSI. AN.DN. MCCCCCII» с помощью плечевого ножа. На портрете так же видны долото, складной нож и карандаш. К сожалению, эта мозаика погибла во время Второй мировой войны.

 Был ещё один тип ножей, который предназначался специально для изготовления ложек и вырезания углублений при изготовлении чаш. Такие ножи были найдены в Новгороде (XI – XIV вв.), а так же в Архусе и Треллеборге (Дания) (X – XIII вв.)[55]. В России их называли ложкорезы. В настоящее время он вышли из обихода ремесленников.

1.5 Россия. Позднее Средневековье и Новое время

Когда в целом описывают, какой инструмент применяли на Руси столяры и плотники, апеллируют в основном к XVIII веку, поскольку только с этого времени появляются какие-либо конкретные  описания ремесел. Мы уже перечислили основной набор инструментов, который был в ходу у русских мастеров.

Иностранные путешественники дивились, насколько долговечными и прочными были сооружения, построенные русскими мастерами в основном при помощи одного топора[56].

Помимо топоров в России было множество других инструментов. Правда, какой именно это был инструмент, мы уже никогда не узнаем.

По словам реставратора Михаила Мильчика, заместителя директора НИИ «Спецпроектреставрация»[57] в России в конце XVIII века произошла полная модернизация инструмента и всей технологической базы. Поэтому, применяя инструмент и технологию наших дней, невозможно получить на обрабатываемой поверхности следы, хотя бы отдаленно напоминающие те, что сохранились на постройках начала XVIII века. Специалисты попытались воссоздать эти инструменты, но многие детали так и остались неясными.

Пётр I Великий, как известно, не только активно внедрял в России западные технологии, но сам овладел ими, посетив Европу. Царь имел большую склонность к плотницкому и столярному делу и в свободное время занимался токарным ремеслом в собственной мастерской, оборудованной станками, которые по европейскому образцу сконструировал знаменитый русский инженер-изобретатель Андрей Константинович Нартов (1683–1756)[58]. С некоторыми из этих станков сегодня можно ознакомиться в музейной экспозиции Государственного Эрмитажа.

Практически все инструменты, которые использовались в России на протяжении XVIII — XIX веков, были импортного происхождения. В те годы в России существовала разветвленная дистрибьюторская сеть, благодаря которой в любой город страны мог быть в кратчайшие сроки доставлен требуемый инструмент от ведущих западных фирм. Например, в России активно работала французская фирма Peugeot, которая сегодня известна как производитель автомобилей. Но в начале прошлого века в России самым популярным товаром от «Пежо» были стамески, рубанки, сверла и коловороты. Также в России пользовались спросом американские рубанки от фирмы Stanley, ножовки германской компании R. Boker&Sons и немецкие резцы от фирмы Krupp, которая, кстати, существует и по сей день. Ну и самые роскошные инструменты выпускали итальянцы из миланской мебельной компании C. Nossotti Carver&Gilder, которая была поставщиком королевского двора Великобритании.

Разумеется, импортные инструменты стоили огромных денег. К примеру, простой рубанок от Peugeot стоил в 1901 году 1 рубль 97 копеек, что было сопоставимо со стоимостью коровы[59]. На эти деньги также можно было купить роскошный итальянский граммофон в коробке красного дерева — такой же аксессуар благополучной жизни, каким сегодня является плазменный домашний кинотеатр. По другим сведениям[60] в 1900-е годы американский металлический рубанок в России стоил 4-6 руб., а аналогичный деревянный российский – 60-80 коп. При этом заработок столяра-краснодеревщика в Петербурге мог составлять до 2 рублей в день, в деревнях за те же работы получали 50-60 коп. в день. Понятно, что дорогие инструменты были не по карману большинству российских плотников, и тогда предприимчивые дельцы налаживали кустарное производство собственного инструмента. Например, рубанки выпускались в Коврове на заводе Первого русского акционерного общества ружейных и пулеметных заводов. На выпуске пил и другого режущего инструмента специализировалась и знаменитая в то время Павловская артель из Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Спросом пользовалась и продукция сталелитейных заводов на Урале.

Качество отечественного инструмента во все времена оставляло желать лучшего. Единственное, что в России умели делать хорошо — это топоры, молотки да кувалды, то есть самые простые инструменты, где нет сложных сочленений или точной подгонки деталей. Так что российские мастера всегда зависели от западных технологий и западной точности[61].  

Ручной инструмент в России обычно делали сами мастера, иногда артельно[62]. Массовое производство окрепло лишь в советское время. Например, с конвейера завода «Кутшо» все столярные принадлежности выходили уже с клеймами, на которых указана дата выпуска, вплоть до числа и месяца. Своего рода знак качества.

В настоящее время деревянные и металлические инструменты заменены электрическими, производство мебели поставлено на конвейер и подчинено компьютерным технологиям, а ручной столярный инструмент используется чаще всего в производстве и реставрации индивидуальной мебели, а также в отделке интерьеров.

И лишь в редких коллекциях можно увидеть всё разнообразие столярных инструментов различных стран мира, понять, чем они отличаются друг от друга, и осознать, какое это великое искусство – совершенствовать древнейшее орудие труда, преклоняясь перед мастеровым человеком.

Помимо небольших частных коллекций столярного инструмента сегодня в России существует, по меньшей мере, две крупные общедоступные коллекции, где можно ознакомиться с инструментами разных стран и эпох:

Коллекция, собранная инженером-конструктором Олегом Оленевым, насчитывает около 1500 экспонатов, а рубанков за четверть века скопилось столько, что они попали в Книгу рекордов России. Данная коллекция выставлена в галерее частных экспозиций в Пушкино (Московская область)[63]. География коллекции – США, Великобритания, Голландия, Германия, Франция – страны, где издавна было развито столярное дело, налажено производство столярных инструментов и возникли первые коллекции этого старинного орудия труда. Особняком стоит Россия – столярное мастерство у нас стало заметным лишь с Петровских времён, окрепло в советские годы, шло по пути заимствования.

На основе частного собрания компания «Паркет Холл» создала свой уникальный «Музей столярного и плотницкого инструмента в России», который дает возможность познакомиться с европейской и российской историей художественной обработки дерева, развития технологий механики и слесарного дела. Коллекция, которая собиралась на протяжении многих лет, началась, как рассказывают ее владельцы, с необычного инструмента – двухметровой пилы для продольной распиловки бревен на доски. Сегодня она насчитывает около 500 предметов. И каждый из них можно назвать памятником материальной культуры. В дополнение к инструментам выставка представляет репродукции старинных гравюр, изображающих мастеров за работой, отрывки из руководств для столяров и плотников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня во всем мире столярное дело и резьба по дереву остаются востребованными. Несмотря на совершенствование технологий, механизацию и компьютеризацию производств, широкое применение электрического инструмента и станков, умелое владение ручным инструментом ценится очень высоко и остается по сей день главным критерием мастерства.

Изучение истории ручных столярных инструментов представляется таким же сложным предметом, сколь и увлекательным, поскольку применение ручных орудий труда пронизывает всю культуру нашей цивилизации от начала времен. Без этого мы бы не смогли сегодня созерцать прекрасные и величественные архитектурные сооружения, и большей части музейных коллекций просто не было бы, потому что дерево на протяжении большей части известной нам истории было основным материалом для строительства зданий, средств передвижения, механизмов, оружия и всего, что окружало человека в быту.

Отсюда следует, что деревообрабатывающий ручной инструмент, а так же фигура профессионального ремесленника, владеющего навыками его использования, имели принципиальное значение в культуре разных народов.

В ходе ознакомления с темой был сделан ряд основных общих выводов:

  1. Инструмент и историческая технология обработки древесины являются культурно-исторической ценностью.
  2. Тематика представляется сложной для изучения по причине: во-первых, почти полного отсутствия на русском языке историографических работ, посвященных непосредственно истории ручных столярных инструментов; во-вторых, дискретности фактологической базы для таких исследований.
  3. В разных странах мира техники работы с деревом при помощи ручного инструмента успешно продолжают практиковать. В отдельных странах они даже являются частью национального достояния, и существуют государственные программы по сохранению традиций.
  4. Несмотря на это, некоторые методы работы с деревом не удаётся реконструировать, в особенности, когда точно не известен инструмент, с помощью которого производилась обработка древесины. В истории ручного столярного инструмента таких лакун очень много.
  5. Наиболее чётко история инструмента просматривается, начиная с XVIII столетия. Для более ранних периодов истории основным источником служат данные археологии. Если исключить ряд уникальных и случайных находок, европейская археология была бы крайне бедной – и не только в отношении рассматриваемой темы.
  6. Помимо археологических источников для исследования в ряде случаев есть возможность изучать историю инструментов по иконографическим источникам, а так же письменным.
  7. В ходе известной нам истории было уделено крайне мало внимания систематизации и описанию инструментов.
  8. Сегодня в развитых странах существует ряд научно-исследовательских проектов, посвященных исследованию технологий обработки древесины и художественных предметов из дерева. Использование современных технологий позволяет собрать больше сведений о древних техниках и инструментах, чем было возможно ранее.
  9. Существование подобных проектов, частных и музейных коллекций говорит о том, что общественный интерес к старинным ремеслам, их истории и инструментам сегодня достаточно велик.
  10. Данная тема заслуживает комплексного и углубленного исследования с привлечением специалистов разного профиля.  

Библиография

  1. Антонова Е. В., Литвинский Б. А.. К вопросу об истоках древней культуры Переднего Востока (Раскопки Невали-Чори) // Вестник древней истории (1998, № 1).– Москва: Наука, 1998. С. 36-47
  2. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. - Том III: Восточные источники. Сост. части I — Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова; части II — В. Я. Петрухин
  3. Мамфорд, Л. Миф машины. Техника и развитие человечества - М. Логос, 2001
  4. Хаслак, Пол. Основные инструменты и технологии обработки дерева. – Москва: АСТ-Астрель, 2007
  5. Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. – Москва: Высшая школа, 1987

Wood Carving. History, Types, Characteristics, Famous Wood Sculptures. www.visual-arts-cork.com/sculpture/wood-carving.htm#history

Список столярных инструментов ru.wikipedia.org/wiki/Список_столярных_инструментов

Чем отличаются приспособления от инструментов? thedifference.ru/chem-otlichayutsya-prisposobleniya-ot-instrumentov/

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ - КАМЕНЬ, СКРЕБОК, ТОПОР, РУБИЛО. http://www.dkd.ru/instrument/book/534

История возникновения инструментов /часть 3/ http://mastertool.net/news.php?group=1&id=56

Рубанок с патиной веков http://mayak-pushkino.ru/rubanok-s-patinojj-vekov/

Castles of Britain. Tools http://www.castles-of-britain.com/tools.htm

ПРО ДОСКИ И ОБРАБОТКУ ДЕРЕВА. http://blog.ratobor.com/odin-v-proshlom/2013/11/pro-doski-i-obrabotku-dereva/

Пушкарева О.Б., Новоселов В.Г. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ, НАЧИНАЯ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. http://symposium.forest.ru/article/2007/6_education/pushkareva.htm

The medieval toolchest: woodcarving knives  http://thomasguild.blogspot.ru/2012/02/medieval-toolchest-woodcarving-knives.html

Woodworking in the Viking Age http://www.vikinganswerlady.com/wood.shtml#Tools

Деревообработка http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000170/st013.shtml

Изобретения России / АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ НАРТОВ 

http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_nartov.htm

Тихомиров В. Топорная история // Журнал "Огонёк" № 39 от 28.09.2008, с. 30 kommersant.ru/doc/2301479


[1] Хаслак, Пол. Основные инструменты и технологии обработки дерева. – Москва: АСТ-Астрель, 2007, С.1

[2] Чем отличаются приспособления от инструментов?

thedifference.ru/chem-otlichayutsya-prisposobleniya-ot-instrumentov/

[3] Хаслак, Пол. Основные инструменты и технологии обработки дерева. – Москва: АСТ-Астрель, 2007, С.1

[4] Тихомиров В. Топорная история // Журнал "Огонёк" №39 от 28.09.2008, с. 30

[5] Тихомиров В. Топорная история // Журнал "Огонёк" №39 от 28.09.2008, с. 30

[6] Wood Carving. History, Types, Characteristics, Famous Wood Sculptures. http://www.visual-arts-cork.com/sculpture/wood-carving.htm#history

[7] Ibid.

[8] Ibid.

[9] Ibid.

[10] Ibid.

[11] Список столярных инструментов ru.wikipedia.org/wiki/Список_столярных_инструментов

[12] См. Мамфорд, Л. Миф машины. - М. Логос, 2001

[13] Хаслак, Пол. Основные инструменты и технологии обработки дерева. – Москва: АСТ-Астрель, 2007. С. 1-2

[14] Ibid.

[15] Ibid.

[16] ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ - КАМЕНЬ, СКРЕБОК, ТОПОР, РУБИЛО. http://www.dkd.ru/instrument/book/534/

[17] Ibid.

[18] Антонова Е. В., Литвинский Б. А.. К вопросу об истоках древней культуры Переднего Востока (Раскопки Невали-Чори) // Вестник древней истории (1998, № 1).– Москва: Наука, 1998. С. 47

[19] ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ - КАМЕНЬ, СКРЕБОК, ТОПОР, РУБИЛО. http://www.dkd.ru/instrument/book/534/.

[20] История возникновения инструментов /часть 3/ http://mastertool.net/news.php?group=1&id=56

[21] Хаслак, Пол. Основные инструменты и технологии обработки дерева. – Москва: АСТ-Астрель, 2007. С. 1-2

[22] Ibid.

[23] Хаслак, Пол. Основные инструменты и технологии обработки дерева. – Москва: АСТ-Астрель, 2007. С. 3

[24] Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. – Москва: Высшая школа, 1987. С. 15

[25] Ibid., C. 17

[26] Тихомиров В. Топорная история // Журнал "Огонёк" № 39 от 28.09.2008, с. 30 kommersant.ru/doc/2301479

[27] История возникновения инструментов /часть 3/ http://mastertool.net/news.php?group=1&id=56

[28] Ibid.

[29] Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. – Москва: Высшая школа, 1987. С. 19

[30] Рубанок с патиной веков http://mayak-pushkino.ru/rubanok-s-patinojj-vekov/

[31] Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. – Москва: Высшая школа, 1987. С.22

[32] Ibid. С.23

[33] Woodworking in the Viking Age http://www.vikinganswerlady.com/wood.shtml#Tools

[34] Теофил Пресвитер (1070–1125) – монах-бенедиктинец, металлург, оружейник, художник, автор книги-руководства по средневековым ремеслам и искусству. Считается, что это  псевдоним Рогера фон Хельмарсхаузена. (https://en.wikipedia.org/wiki/Theophilus)

[35] ПРО ДОСКИ И ОБРАБОТКУ ДЕРЕВА. http://blog.ratobor.com/odin-v-proshlom/2013/11/pro-doski-i-obrabotku-dereva/

[36] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. - Том III: Восточные источники. С. 101

[37] Деревообработка http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000170/st013.shtml

[38] ПРО ДОСКИ И ОБРАБОТКУ ДЕРЕВА. http://blog.ratobor.com/odin-v-proshlom/2013/11/pro-doski-i-obrabotku-dereva/

[39] См. В. А. Желиговский. Эволюция топора и находки на метрострое. Сб. "По трассе первой очереди Московского метрополитена". Архивно-исторические и археологические работы Академии в 1934 г. Л., ОГИЗ, 1936, стр. 147

[40] ПРО ДОСКИ И ОБРАБОТКУ ДЕРЕВА. http://blog.ratobor.com/odin-v-proshlom/2013/11/pro-doski-i-obrabotku-dereva/

[41] ПРО ДОСКИ И ОБРАБОТКУ ДЕРЕВА. http://blog.ratobor.com/odin-v-proshlom/2013/11/pro-doski-i-obrabotku-dereva/

[42] Деревообработка http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000170/st013.shtml

[43] ПРО ДОСКИ И ОБРАБОТКУ ДЕРЕВА. http://blog.ratobor.com/odin-v-proshlom/2013/11/pro-doski-i-obrabotku-dereva/

[44] Деревообработка http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000170/st013.shtml

[45] Ibid.

[46] Ibid.

[47] Пушкарева О.Б., Новоселов В.Г. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ, НАЧИНАЯ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. http://symposium.forest.ru/article/2007/6_education/pushkareva.htm

[48] ПРО ДОСКИ И ОБРАБОТКУ ДЕРЕВА. http://blog.ratobor.com/odin-v-proshlom/2013/11/pro-doski-i-obrabotku-dereva/

[49] Деревообработка http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000170/st013.shtml

[50] Тихомиров В. Топорная история // Журнал "Огонёк" № 39 от 28.09.2008, с. 30 kommersant.ru/doc/2301479

[51] Деревообработка http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000170/st013.shtml

[52] Ibid.

[53] Castles of Britain. Tools http://www.castles-of-britain.com/tools.htm

[54] The medieval toolchest: woodcarving knives  http://thomasguild.blogspot.ru/2012/02/medieval-toolchest-woodcarving-knives.html

[55] Ibid.

[56] Тихомиров В. Топорная история // Журнал "Огонёк" № 39 от 28.09.2008, с. 30 kommersant.ru/doc/2301479

[57] Ibid.

[58] Изобретения России / АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ НАРТОВ  http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_nartov.htm

[59] Тихомиров В. Топорная история // Журнал "Огонёк" № 39 от 28.09.2008, с. 30 kommersant.ru/doc/2301479

[60] Рубанок с патиной веков http://mayak-pushkino.ru/rubanok-s-patinojj-vekov/

[61] Ibid.

[62] Ibid.

[63] Рубанок с патиной веков http://mayak-pushkino.ru/rubanok-s-patinojj-vekov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Цели:  сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п...

Столярный инструмент.

Реферат "Столярный инструмент"...

Памятка по безопасной работе ручным столярным инструментом.

Представлены основные правила безопасности при работе ручным столярным инструментом....

Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами

Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами...