Методическая разработка творческого проекта по технологии
проект по технологии на тему

Творческий проект "Изготовление сарафана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_balakireva.docx319.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема, потребность

    Сколько вещей должно быть в гардеробе современной молодой девушки?

Каждый может ответить по-разному. Я же думаю, что правильно будет не сколько, а каких. Покупая себе одежду, я отдаю предпочтение качеству перед количеством и продумываю: будет ли новая вещь сочетаться с теми, какие я уже имею? Когда я это буду носить? Пойдет ли эта вещь именно мне?

    Мой любимый вид одежды это брюки, они очень удобны, практичны, модны, актуальны в молодежной среде. В зависимости от погоды я создаю разные комплекты с рубашками, майками, топами. Еще мне нравятся сарафаны, меняя разные блузки, можно создать нарядные и повседневные комплекты. А вот летнего нарядного сарафана , в котором я могла бы пойти в кино, парк, в гости, у меня нет.

    Поскольку я умею шить, эту проблему подумала решить сама. Сейчас в моде льняные натуральные ткани, которые очень подходят для носки в летнее время, так как они обладают высокими гигиеническими свойствами, а именно: они гигроскопичны, воздухопроницаемы, да и технологическая обработка не вызовет затруднений, эта ткань не скользит, хорошо кроится и шьется.

    В качестве отделки я решила использовать вышивку шелковыми лентами, хотя с такой тканью хорошо сочетается тесьма, кружево, шитье, мережка, но мне хочется поэкспериментировать, как эта вышивка будет сочетаться со швейным изделием и не нарушит ли она целостность композиции.

     Простота форм сарафана, отделка, сама ткань придадут изделию фольклорный стиль, который представляет собой интерес, вдохновляет и располагает к творчеству. Это свобода выбора новых идей и решений.

Звездочка обдумывания

Цели и задачи

  • Самостоятельно работать с дополнительной литературой, находить и использовать необходимую информацию.
  • Выполнить свои идеи и замыслы в реальность.
  • Углубить знания по предмету технология.
  • Планировать работу на каждом этапе технологической последовательности.
  • Совершенствовать навыки, приемы вышивки лентами.

Историческая справка

    А знаете ли вы, что первые упоминания о русском национальном наряде – сарафане появились в далеком 1736 году. Сначала эта одежда считалась универсальной, сарафаны носили и женщины и мужчины разных социальных слоев – и великие князья, и крестьяне. В исключительно женскую часть гардероба сарафан превратился только к середине 17 века. В России он появился благодаря влиянию Востока, в переводе с персидского слово «сарафан» - сарапа – означало « с головы до ног, всецело», род длинной одежды. С трудом верится, что русская национальная одежда, сарафан, относится к заимствованным словам. Наши ученые считают, что до 17 века так называли только мужскую одежду, особенно боярскую – это было что-то похожее на длинный кафтан, и только позже сарафаном стали называть женскую одежду.

    Можно назвать такие типы сарафанов:

  1. Глухой косоклинный сарафан, сшитый из перегнутого полотнища, со вставленными по бокам слегка скошенными полотнищами, или клиньями.
  2. Косоклинный распошной сарафан со швом спереди. По расположению клиньев можно выделить четыре разновидности такого сарафана: с продольным клиньями, идущими от самого верха; с боковыми полотнищами, пришитыми к заднему как бы елочкой; С елочкой из швов по бокам; с полотнищами, которые располагаются параллельными рядами.
  3. Прямой сарафан, собранный на обшивке, с лямками. Такой сарафан был широко распространен, его носили в праздники девушки и женщины.
  4. Четвертый вид сарафана ( наиболее поздний ) – на кокетке, часто назывался полуплатьем.

    Как свидетельствует история сарафана, наиболее доступным и подходящим украшением для этого вида женской одежды служила вышивка, которая была всегда в моде. Обучатся этому искусству, считалось обязательным для девушек и женщин всех возрастов, пока позволяло зрение, часами сидели за этим приятным ремеслом.          

    Из истории я так же узнала, что ленты – одна из первых появившихся отделок. Еще в древние времена люди использовали для разных нужд узкие полоски ткани, а позже с помощью ярких красивых лент мастера отделывали и украшали одежду, мебель, занавески, скатерти и салфетки. Ленты бывают разные: атласные, шелковые, капроновые.  Изобилие лент, представленных ныне в продаже, позволяет свободно подбирать их для работы и по ширине, и по цвету, и по фактуре.                                                                                                          

Выбор модели

   Сарафан прямого силуэта, двухшовный, с разрезами в боковых швах. Верхний край переда обработан планкой, спинка и проймы – подкрайной обтачкой. По линии груди заложены не глубокие односторонние складочки. Бретели из трех тонких полос.

Верхний край сарафана, проймы и низ отделаны лентой косыми обметочными  стежками.

По планке и сбоку переда выполнена вышивка шелковыми лентами.

Технологическая последовательность

обработки сарафана

1.  Обработка бретелей

   - заметать срезы бретелей внутрь на 0,5 см

   - застрочить на 0,2 см

   - удалить нитки заметывания.

   - отстрочить вторую сторону бретели на 0,2 см

    -  приутюжить

2. Обработка переда сарафана

   - заметать по верхнему срезу сарафана складочки

   - приметать планку к верхнему срезу, со стороны планки ширина шва

       0,5 см

   - притачать планку, ширина шва 0,5 см

   - удалить стежки приметывания

   - заутюжить шов на сторону планки

   - перегнить планку на изнаночную сторону по середине и заутюжить

   - застрочить, отступая от шва притачивания на 0,2 см

   - приутюжить

3. Обработка спинки сарафана

   - обметать нижний срез обтачки на оверлоке

   - приметать обтачку к верхнему срезу спинки, ширина шва 0,5 см., вставляя бретели

   - притачать обтачку, ширина шва 0,5 см

   - удалить стежки приметывания

   - застрочить обтачку на 0,2 см

   - выметать шов притачивания

   - приутюжить

4. Обработка боковых швов

   - обметать боковые швы на оверлоке

   - сметать боковые швы, ширина шва 1,5 см

   - стачать боковые швы, ширина шва 1,5 см., оставляя внизу разрезы

    20 см

   - разутюжить швы

5. Обработка пройм

   - обметать верхние срезы обтачки на овеглоке

   - приметать обтачки, ширина шва 0,7 см

   - притачать обтачки, ширина шва 0,7 см

   - удалить нитки приметывания

   -  выметать шов враскол

   - приутюжить проймы

   - удалить нитки пиметывания

   - отстрочить на 0,2 см

6. Обработка низа изделия

   - обметать низ на оверлоке

   - заметать на изнаночную сторону, ширина шва 0,7 см

   - застрочить низ изделия на 0,7 см

   - удалить нитки заметывания

   - приутюжить низ изделия

7. Отделка низа, верхнего среза и пройм сарафана лентой обметочным швом

8. Нанести рисунок вышивки на переднюю деталь сарафана и вышить лентами, используя швы: стебельчатый, ленточный, прямой шов, французский узел

   -

   -

 

Технологическая последовательность

обработки шляпы

  1. Обработка полей шляпы

   - стачать детали полей, ширина шва 1 см

   - разутюжить швы

   - расстрочить швы

   - продублировать нижнюю деталь полей

      2.   Обработка тульи верха

               - стачать клинья, ширина шва 1 см

               - разутюжить шва

                - расстрочить швы

   3.   Соединение полей шляпы с тульей

                - приметать верхнюю деталь полей к тульи

                - притачать верхнюю деталь полей к тульи

                 - удалить нитки приметывания

                 - заутюжить шов на сторону тульи

Так же обрабатывается подкладка тульи и нижняя деталь полей.

 4. Соединить детали верха и подкладки, совмещая изнаночные стороны и сметать.

5. Выровнить обрезные края полей и обметать на оверлоге.

6. Отделать края полей лентами обметочным швом.

7. Нанести рисунок вышивки на поля шляпы и вышит лентами, используя швы: стебельчатый, ленточный, прямой шов, французский узел

   

Выбор ткани

                                                         Ткань- натуральный лен,

                                                                 гладкоокрашенная ,

                                                                 полотняного переплетения

                                                                     

                                                     

                                                                    Синтетические ленты атласного

                                                                     переплетения, шелковые ленты

                                                                      полотняного переплетения.

Конструирование

Мерки и прибавки

Сш-18                                       Пг-3

Сг-43                                         Пб-3

Ст-34

Сб-48

Шг-17

Шс-17,2

Шп-13,5

Вг-26

Ц-8

Дст-37

Ди-86

Ог-56

Построение чертежа

Построение сетки

построить прямой угол в точке А

ширина изделия АА1= Сг+Пг=43+3=46

длина изделия АН=Ди=86

линия груди Аг=Сг/3+5=19,3

линия талии АТ=Дст=37

линия бедер ТБ=Дст/2-1=17,5

ширина спины ГГ2=Сг/3+3=43/3+3=17,3

ширина проймы Г2 Г3=Сг/4=43/4=10,7

боковой срез Г2 Г4= 1/2Г2 Г4 по чертежу

Построение спинки

ширина ростка АА4=Сш/3+0,5= 18/3+0,5=6,5

высота ростка А4 А5=АА4/3+0,5=6,5/3+0,5=2,6

наклон плеча А2 А6=2

ширина плеча А5А7=Шп=13,5

Г25=1/4 А2Г2-по чертежу

Г21=2,5

Построение переда

баланс Г1В=Сгш/2+1=22,5

ширина горловины ВВ1= АА4=6,1

глубина горловины ВВ2=ВВ1+1=7,1

центр груди Г1 Г5= Цг=8

раствор выточки В1В3=Сг/8=4,3

наклон плеча В3В4=В2В4+1,5=3,5

линия плеча В3В5=А5А7=Шп+13,5

вспомогательные точки Г3Г5*=Г25-по чертежу

Г32=1,5

Расширение по линии бедер Б2Б3=Б2Б4=1,5

Конструирование шляпы

Построение клина

построить прямой угол К

ширина клина К1К2=Ог/4=14

КК1=К1К2/2+14/2=7

Высота клина КК3-по модели

К3К4=КК1=7

К44=4

Построение полей шляпы

Построить прямой угол П

Линия внутреннего среза полей ПП1= Ог/4-2=12  R=12- (дуга вправо)

Ширина полей П1П2=10 -по модели  R=22-(дуга вправо)

П2П3-3,5- по модели

Моделирование

   Разработку модели проводила на основе первичного чертежа с учетом рисунка. На полочке нанесла линию верхнего среза сарафана с учетом своих данных, наметила расположение складочек. Затем по намеченным линиям разрезала и раскрыла на 2,5см. (по модели ), т.е. дала дополнительный припуск ткани на образование складочек. Таким образом, полочка стала состоять из двух деталей: планка и основная деталь.

   На детали спинки (по модели) наметила верхний срез сарафана и отрезала. Далее на чертеже наметила обтачки спинки, проймы. Так как моя мерка Сб

(полуобхват бедер) больше, чем на чертеже основы на 3 см., я сделала расширение спинки и полочки на 1,5 см., поэтому изделие оказалось слегка расширенное к низу.

Изготовление лекал

    Лекала получают на основе чертежей. Отдельно переводят каждую деталь изделия да другой лист бумаги и вырезают по контуру. На вырезанных деталях указывают наименование детали, направление долевой нити, наименование каждого конструктивного среза, величину припусков на швы.

Подготовка ткани к раскрою

    Во избежание усадки пошиваемого изделия из ткани, ее до раскроя необходимо смочить теплой водой. Определить направление долевой нити, лицевую сторону ткани, проверить, нет ли дефектов на ткани. В выбранной мной ткани с полотняным переплетением, лицевая сторона определяется по чистоте обработки ткани.

Раскладка лекал на ткани

    Перед раскладкой лекал на ткани, еще раз проверить наличие деталей. Отутюженную ткань сложить вдвое по долевой нити лицевой стороной внутрь и разложить на столе. Разложить лекала на ткань и приколоть их булавками, обвести контур тонко заточенным мелом, указать все контурные знаки, отметить пунктирной линией припуски на швы. После обмеловки лекала снять и вырезать по линии припусков.

I:\Лена\DSCN2085.JPG

Оборудование и инструменты

    При практической работе я использовала следующие инструменты и оборудование:

  • Швейная машина «Чайка»
  • Овеглог 51-«А» класса
  • Утюг
  • Гладильная доска
  • Ручные иглы
  • Ножницы
  • Наперсток, мел
  • Сантиметровая лента, линейка закройщика
  • Лекала Булавки
  • Швейные нитки
  • Пяльца

Техника безопасности

При работе на швейной машине:

  1. На машине не должно лежать посторонних предметов
  2. Перед работой надо проверить, не осталось ли в изделии булавок и иголок
  3. Не наклоняться близко к движущимся частям машины
  4. Следить за положением рук

При работе с утюгом:

  1. Проверить исправность шнура
  2. Включать и выключать утюг сухими руками
  3. Ставить утюг на подставку, следить за температурой утюга, следить, чтобы утюг не касался шнура
  4. По окончании работы выключить утюг

При работе с ножницами:

  1. Хранить ножницы в определенном месте
  2. Класть их лезвием от себя
  3. Передавать кольцами вперед

При работе с иглами и булавками:

  1. При работе одевать наперсток
  2. Хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем столе
  3. Не использовать для шитья ржавые иглы

Экономический расчет

Материалы

Количество

Стоимость

Цена

1.

Ткань натуральный лен

1 метр

600 рублей

600 рублей

2.

Дублерин

20 см.

130 рублей

26 рублей

3.

Нитки

1 катушка

15 рублей

15 рублей

4.

Ленты атласные

10 метров

2 рубля

20 рублей

5.

Ленты шелковые

8 метров

4 рубля

32 рубля

6.

Нитки «Ирис»

1 шт.

45 рублей

45 рублей

Итого: 738 рублей

Заключение

    Работая над проектом, я поняла, насколько интересно и увлекательно разрабатывать, а потом шить вещи своими руками. Это творческий процесс, неповторимое ощущение того, что ты сама сможешь сшить любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде, воплотить свои идеи реальные, конкретные дела.

    Я, не знаю, насколько  качественно и эстетично мне удалось выполнить швейное изделие, но я точно знаю то, что без определенных знаний и умений быть творческой личностью нельзя. Мне пригодились знания многих предметов: анатомии и химии, рисования и черчения, алгебры и геометрии и даже экономики. При самостоятельном выполнении проекта, работая с дополнительной  литературой, я приобрела новые знания и навыки в моделировании и раскрое, стала лучше разбираться в назначении тканей.

    Трудностей в пошиве сарафана я не встретила, так как ткань не скользит, хорошо утюжится. Один недостаток-обладает сминаемостью.  Тем не менее, подбор ткани для летнего времени года, я считаю оправданным, да и материальные затраты не велики.

    Конструкция изделия проста, но необычная отделка делает его оригинальным. Сегодня сарафан, это одежда на все случаи жизни. Что

немало важно, он позволяет корректировать изъяны женской фигуры, если выбрать для этого подходящую модель. Дизайнеры не только России, но и других стран уверены, что история сарафана не заканчивается на наших поколениях, ему уготовлена долгая жизнь в модельном бизнесе с новыми находками и идеями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"

Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...

Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"

Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...

Методическая разработка творческого проекта «Дизайн интерьера»

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку творческого проекта «Дизайн интерьера»...

Методическая разработка: «Творческий проект «Мак - цветок плодородия»

Издавна Кубанские казачки украшали костюмы этими прекрасными цветами, венки из маков обрамляли их головы. Букеты из маков украшали дома казаков.В настоящее время маки пользуются такой же популярностью...

Методическая разработка Творческий проект и его этапы

Творческий проект по технологии. Технология изготовления юбки....

Методическое пособие: Творческий проект по технологии

Примеры  для выполнения творческого проекта к школьному этапу Всероссийской олимпиады по технологии....

методическая разработка "Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы"

Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в пра...