Мастер - класс "Вариативность форм и технологий в работе с одаренными детьми"
учебно-методический материал по теме

Назарук Нина Алексеевна

Мастер - класс по теме: "Вариативность форм и технологий в работе с одаренными детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnost_form_i_tehnologiy.docx31.93 КБ
Файл variativnost_form_i_tehnologiy.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Вариативность форм и технологий

 в работе с одаренными детьми

Существует прекрасная, на мой взгляд, притча о появлении на Земле талантливых людей.

В руках у Творца была чаша сотворения мира. Взглянул в неё Отец Небесный, а на самом дне чаши блестит несколько волшебных капель. Блестящие капли источали тонкий, приятный аромат, но этих капель было очень мало. Бог сказал: «Подарю я этот чудесный нектар людям!»

Однако человечество в ту пору уже разрослось. Удивительного нектара не хватило бы на всех. Тогда, вершитель судеб человеческих, как художник, обмакнув кисть в чашу, одарил людей благодатным дождём. Дождь этот состоял не из воды. Это были капли таланта. Достался этот нектар не всем людям, но кому посчастливилось быть одарёнными, имеют различные способности в искусстве. Остальным людям Всевышний дал умение слушать и воспринимать прекрасное.

     Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса " Вариативность  форм и технологий в работе с одаренными детьми"

Заявленную мной тему я считаю актуальной, так как выявление и развитие одаренных детей является приоритетной задачей нашего государства

Я надеюсь, что процесс работы  будет двусторонним и вы, так же как и я, будете      активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

        Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.

- Особенности, присущие одарённому ребёнку.

-  Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.

-  Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей.

-  Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка.

-  Формы и методы работы с одарёнными детьми.

- Прежде чем перейти к обсуждению вопроса, предлагаю выполнить упражнение  (Работа в группах) Подтвердите или опровергните следующие стереотипы, предварительно обсудив их в группах.

1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.

2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь.

3. Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности?

4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена.

Сейчас мы выслушали ваше мнение по поводу стереотипов об одаренных детях. Мы с вами обсудили 4 стереотипа, хотя их гораздо больше. Исходя из этого мы можем сказать, что при работе с одаренными детьми возникают определенные стереотипы, которые зачастую не позволяют учителю более тесно работать с учеником, помогая ему развиваться. (Наверное, мы должны отходить от этих стереотипов.)

- Но что же такое одаренность вообще?

Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?

Поднимите руки те, кто умеет играть на музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать, вышивать, плести макраме?

Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным.

Я хочу сказать, что вы - одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, по моему мнению, может только увлеченный, творческий педагог и Человек! Сама профессия учитель предполагает одаренность человека в чем-то.

   Давайте с вами вместе (используя выделенные слова ) дадим определение кто же такой одаренный ребенок ,  что такое одаренность?

СПОСОБНОСТИ, ТАЛАНТ,  ГЕНИАЛЬНОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ, ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

______________индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

______________выдающиеся способности, имеющие высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего … проявляется в какой-то определенной сфере.

____________высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

__________системное, развивающееся в течение жизни качество   психики,   которое   определяет  возможность  достижения человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких   видах деятельности по сравнению с другими людьми

____________это  ребенок,   который   выделяется   яркими, очевидными,  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

                                                                                                                                                                               

- Выделяют разные виды одаренности.

- Одарённость в практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная, организационная.

- Одарённость в познавательной деятельности: интеллектуальная

- Одарённость в художественно-эстетической деятельности; хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная,музыкальная.

- Одарённость в коммуникативной деятельности: лидерская, аттрактивная (установка на другого человека в совместной деятельности).

-  Одарённость в духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, одаренность в служении людям.

Работа в группах.

Давайте попробуем создать образы:

-  интеллектуально одаренного ученика (1 группа)

-  учителя, работающего с одаренным ребенком (2 группа).

Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися:

- увлечен своим делом,  желание работать нестандартно;

- мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися,

-способный к экспериментальной и творческой деятельности;

-профессионально грамотный;

-интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

-проводником передовых педагогических технологий;

-психологом, воспитателем   и   умелым  организатором   учебно-воспитательного процесса;

осуществлять  индивидуальный подход и консультировать учащихся;

Посмотрим, какая картинка у нас получилась. Мы можем отметить, что некоторые качества схожи у одаренного ребенка и учителя. И это правильно, ведь только тогда, когда качества учителя и ученика схожи (хотя бы некоторые), работа будет наиболее плодотворной.

- Но есть такие качества у учеников, которые нам, учителям, не всегда нравятся.

 На слайде даны личностные и деловые качества учеников. Предлагаю вам отметить знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Если чётных «+» больше, то вы – нестандартный учитель,

умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

 Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей:

- Неровно успевающий.

- Выбивающийся из общего темпа.

- Странный в поведении, непонятный.

- Занятый своими делами (индивидуалист).

- Не умеющий общаться, конфликтный.

- Иногда тугодум, не может понять очевидного.

- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

- Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Вывод. Выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка.

       Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств:

  • общие или специальные способности выше среднего (интеллект);
  • высокий уровень включенности в задачу (мотивация);
  • высокий уровень креативности  (творчество).

 Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.

        Можно привести много примеров когда талантливых людей в детстве считали дураками. Например:

Альберта Эйнштейна, величайшего физика, перевернувшего представления человечества о строении мироздания, тоже считали в школе непроходимым тупицей. А все потому же — он из рук вон плохо читал и писал…

Петр I совершенно безграмотно писал, и, как ни бились его наставники, они ничего не могли с этим поделать.

Исаак Ньютон (1643-1727) - великий физик, открыл закон всемирного тяготения. Учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его и в знаниях, и в бою и уже через несколько месяцев стал первым в классе.

Наполеон Бонапарт (1769-1821) - французский император и великий полководец. Учился плохо по всем предметам, кроме математики.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий композитор. Учился плохо, писал с ошибками, делить и умножать так и не научился.

Александр Дюма-отец (1802-1870) - великий французский писатель. Деление так и не освоил.

Сергей Королев (1906/07-1966) - ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники, космические корабли "Восток" и "Восход". Круглый троечник.

  Цели работы с одаренными детьми:

  • Выявление одаренных детей.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,   в   отношении   которых   есть   серьезная   надежда   на уверенный скачок в развитии их способностей.

       

  Всем нам по собственному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьные учителя, которые ценят прилежание, послушность, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений..

предлагаю аудитории поиграть в игру «Доскажи словечко»

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

         Шестые классы. Токмаков

         И тут спросил учеников:

        «Ну, кто умеет рисовать?»

         Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

           А ведь, ребята, в самом деле

           Когда-то рисовать умели,

           И солнце на листах смеялось.

           Куда всё это подевалось?

 У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий.

-В работе с интеллектуально одаренными детьми учитель решает определенные задачи. Подумаем, какие?

Например:

  • создавать ситуацию успеха – необходимое условие для развития одаренности.

Предложите, пожалуйста, формулировки этих задач.

  • учить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми,
  • повышать интеллектуальную нагрузку, развивать познавательную активность,
  • организовать внеурочную деятельность ребенка, развивать социальные и коммуникативные компетенции,
  • стимулировать ребенка к участию в интеллектуальных играх и т.д.

В  своей работе я использую разные формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
  • профильное и предпрофильное обучение;
  • активные формы обучения
  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
  • участие в олимпиадах;
  • проектная деятельность обучающихся;
  • исследовательская деятельность обучающихся;
  • научное общество учащихся "Родник"
  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • создание детских портфолио
  • взаимодействие с организациями доп. образования

Большую роль  в работе с одаренными детьми играют педагогические технологии ........

Как вы думаете, какого возраста должны быть родители , чтобы у них родился одарённый ребёнок?

    Наблюдая за детьми я вижу, что каждый ребенок одарен по своему. У кого -то золотые ручки и он проявляет себя в рукоделии в практической деятельности, а  кому-то дан дар слова и он прекрасно может презентовать проект.  И наша задача  не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик "Мир глазами одаренных детей"

Главное! Каким бы одаренным не был ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть.

6.Рефлексия. 

Продолжите фразу

"Я возьму в свою методическую копилку.............................................................

........................................................................................................................."

"Хочется отметить.................................................................................................

.........................................................................................................................."

"Я ухожу с мастер-класса ....................................................................................

..............................................................................................................................

"Хотелось бы пожелать...........................................................................................

.............................................................................................................................."

СПАСИБО за работу. Удачи! Добра! Побольше одарённых детей! И пусть напутствием в работе станет прекрасное стихотворение Ф.Тютчева.

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив.
 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вариативность форм и технологий в работе с одаренными детьми Назарук Н.А. – учитель технологии МАОУ «Школа №11 города Белогорск»

Слайд 2

Президент Российской Федерации В.В.Путин Одаренные дети — достояние нации Из ежегодного послания к Федеральному Собранию «…создание условий, обеспечивающих не только выявление, но и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества»

Слайд 3

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа » 04 февраля 2010 Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов , утвержденная Президентом Российской Федерации 03 апреля 2012 г. ) Программа «Дети России» ФГОС

Слайд 4

Особенности, присущие одарённому ребёнку. Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей. Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка. Формы и методы работы с одарёнными детьми. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.

Слайд 5

Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется. 2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь. 3. Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности? 4. Если ученик явно способен, то ему нужно давать больше учебного материала и потруднее, и проблема его обучения будет решена. Подтвердите или опровергните следующие стереотипы

Слайд 6

____________ индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью . __________ выдающиеся способности, имеющие высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего … проявляется в какой-то определенной сфере . СПОСОБНОСТИ ТАЛАНТ ГЕНИАЛЬНОСТЬ ОДАРЕННОСТЬ ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК Дайте определение используя выделенные слова

Слайд 7

____________ высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. __________системное , развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми ТАЛАНТ ОДАРЕННОСТЬ ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК СПОСОБНОСТИ ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Слайд 8

В практической деятельности В познавательной деятельности В художественно-эстетической деятельности В коммуникативной деятельности В духовно-ценностной области Типы одаренности

Слайд 9

Каким должен быть учитель, работающий со способными и одарёнными учащимися?

Слайд 10

Учитель должен быть: талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллигентным, нравственным и эрудированным; владеть современными педагогическими технологиями; иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным , настойчивым , эмоционально стабильным; умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом .

Слайд 11

Учитель должен уметь: Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся; Стимулировать познавательные способности учащихся; Принимать взвешенные психолого-педагогические решения; Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.

Слайд 12

Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся. личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников.

Слайд 13

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЧНОСТНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКОВ 1. Дисциплинированный. 2 . Неровно успевающий. 3. Организованный. 4 . Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6 . Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело . 8 . Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями . 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, “на лету” схватывающий . 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14 . Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного . 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю

Слайд 14

Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то: Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!

Слайд 15

- Неровно успевающий. - Выбивающийся из общего темпа. - Странный в поведении, непонятный. - Занятый своими делами (индивидуалист). - Не умеющий общаться, конфликтный. - Иногда тугодум, не может понять очевидного. - Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. - Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству. Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей

Слайд 16

Известный американский специалист в области обучения одаренных детей Джозеф Рензулли . Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств: общие или специальные способности выше среднего (интеллект); высокий уровень включенности в задачу (мотивация); высокий уровень креативности

Слайд 17

Цели работы с одаренными детьми: Выявление одаренных детей. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

Слайд 18

С оздавать ситуацию успеха – необходимое условие для развития одаренности. учить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми, повышать интеллектуальную нагрузку, развивать познавательную активность, организовать внеурочную деятельность ребенка, развивать социальные и коммуникативные компетенции, стимулировать ребенка к участию в интеллектуальных играх и т.д. Задачи:

Слайд 19

Формы работы с одаренными детьми Участие в олимпиадах, конкурсах Проектная деятельность Исследовательская деятельность Научное общество учащихся «Родник» Групповые занятия с одаренными детьми Кружки Предметная декада Элективные курсы, факультативы Создание портфолио учащихся Активные формы обучения

Слайд 20

ИКТ- технологии технология проектной деятельности игровые технологии развивающее обучении развитие критического мышления технология проблемного обучения технология разноуровнего обучения технология исследовательской деятельности технология коллективной творческой деятельности здоровьесберегающие технологии Современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми

Слайд 22

Фамилия Возраст Фамилия Возраст Отца Матери Отца Матери Есенин Глинка Лермонтов Пушкин Тургенев Гоголь Достоевский Чехов Чайковский Петр 1 22 27 27 29 25 32 32 36 45 43 20 20 17 24 30 18 21 25 27 19 Бетховен Жюль Верн Вагнер Да Винчи Л. Бальзак Наполеон Байрон Гейне Шоу Б. Шопенгауэр 32 29 43 25 53 23 33 34 45 39 22 27 39 22 21 19 23 26 28 19 Сведения о родителях выдающихся людей

Слайд 23

Рефлексия ( Продолжите фразу !) « Я возьму в свою методическую копилку …………» «Хочется отметить ………………………………» «Я ухожу с мастер-класса ………………………….» « Хотелось бы пожелать ……………………»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

рассказ о работе летней конференции Турнира городов руководителя команды г. Жуковского Гайфуллиной Г.И....

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....

Современные технологии в работе с одаренными детьми

В данной статье описываются современные технологии, которые можно использовать в работе с одаренными детьми на уроках информатики...

"Современные технологии в работе с одаренными детьми"

В своей работе по «Современные технологии в работе с одаренными детьми»  я опиралась на собственный 20 летний опыт работы в школе. Наблюдая за детьми школьного  возраста  — период...

Информационные технологии в работе с одаренными детьми

Применение новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами....

Применению дистанционных технологий в работе с одаренными детьми

В докладе раскрывается опыт работы учителя химии общеобразовательной средней школы по применению дистанционных технологий в работе с одаренными детьми по подготовке их к научно - исследовательской дея...

Статья "Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроке английского языка в современной школе"

Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...