Опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.
статья по технологии на тему

Шестакова Лариса Васильевна

В настоящей работе говорится о роли трудовой деятельности как одного из важных факторов воспитания личности, раскрывается опыт включения учащихся в общественнополезную трудовую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shestakova_l.v.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.

Шестакова Л.В., учитель технологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

Ключевые слова: общественно – полезная деятельность, трудовая деятельность,  опыт включения учащихся.

Аннотация: В настоящей работе говорится  о роли   трудовой деятельности как одного из важных факторов воспитания личности,  раскрывается опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.

      Общественно-полезная трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

     Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания  школьников, подготовке учителя  к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя  к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.

    В трудах классиков хорошо показана роль трудовой деятельности в познании мира и его преобразовании.

      В. А. Сухомлинский разработал психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников в различных видах трудовой деятельности, убедительно показав, каким образом формируется положительная мотивация относительно любого вида труда у каждого школьника. Он раскрыл связь между мотивацией и выбором способа действия в конкретных условиях повседневного труда, осуществляемого учащимися, последовательно, в определенной системе, разработанной педагогическим коллективом. [4]

     А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости. [10]

    Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения следующих педагогических условий:
1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспитания детей.
2. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Педагогический опыт В.А.Сухомлинского наглядно показывает эффективность соблюдения данного педагогического условия. Ученики В.А.Сухомлинского решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села.
3. Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил — трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.
4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства.
5. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
    Эффективное трудовое воспитание — фундамент творческой активности и нравственного становления личности учащихся.
 [7]

    Огромное значение в деле трудового  воспитания  имеет включение учащихся в общественно полезную трудовую деятельность и производительный труд учащихся на учебно-опытном участке, на полях и фермах, в летних лагерях труда и отдыха, в школьных лесничествах и других формах внеклассной работы. Очень важно при этом добиваться тесной связи трудовой деятельности учащихся с теорией, применения знаний биологических закономерностей в процессе трудовой деятельности. Общественно полезная трудовая деятельность включает в себя элементы труда, в процессе которого не всегда создаются те или иные материальные ценности. Однако такой труд способствует применению комплексного подхода к решению задач воспитания: умственного, нравственного, эстетического и  развития учащихся, проверке истинности полученных знаний, экологического и экономического воспитания. [5]

    Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы её формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а иной раз и романтические черты. Многое здесь даёт использование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных норм организации. [9]

     МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области  в  организации включения учащихся в общественно-полезную трудовую деятельность руководствуется  «Положением об организации общественного труда  учащихся», разработанного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном положении определены основные задачи  общественно-полезной трудовой деятельности:

- Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание трудовой и производственной дисциплины: чувство причастности к результатам труда, привитие навыков самообслуживания.

- Экономическое воспитание, формирование представлений о производительности труда, производственном плане, учёте и нормировании труда, заработной плате.

- Оказание посильной помощи в благоустройстве школьной территории.

- Самообслуживание по наведению порядка и чистоты в здании школы, предметных кабинетах, пришкольной территории.

- Привитие навыков самообслуживания.

- Формирование осознанной потребности в общественно полезном труде.

- Воспитание бережного отношения к природе, имуществу школы, уважительного отношения к  селу.

- Воспитание трудовой дисциплины, коллективизма, оказание помощи социальной адаптации учащихся.

- Формирование обоснованной мотивации профессиональных намерений тех учащихся, которые пожелают посвятить себя какому-то делу.

- Удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей учащихся, развитие их умственных способностей, ознакомление с научно-технической и технологической культурой, помощь в определении личной трудовой творческой деятельности.

- Обучение грамотного отношения к своему здоровью.

  В «Положении об организации общественного труда  учащихся» раскрывается содержание и организацию общественно полезного труда.

Главными направлениями общественно полезного труда являются:

- общественная работа – активное участие в работе актива класса, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной работе;

- дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закреплённой территории, помощь учителям, библиотекарю;

-  практическое овладение учащимися технологией (помощь руководителям кружков, изготовление учебных макетов и т.Д.);

- овладение основами экономики и организации сельскохозяйственного опытничества (работа на производственном  участке: перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);

- техническим творчеством;

- участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий.

При организации работы учитываются возрастные особенности учащихся.

    Основным результатом трудовой деятельности школьников является практическая и психологическая готовность их к труду. Психологическая готовность к труду означает такой уровень развития личности, который является достаточным для успешного овладения любым видом производительного труда.   [2]

     Физический и другой труд, дающий целесообразный  продуктивный выход детским силам и потребностям, содержит предпосылки формирования активно- волевого ядра личности, что актуализируется рядом воспитательных систем. Труд, соединяющий мускульные усилия с интеллектуальными, нравственными, социальными силами детей, вовлекает в деятельное участие наибольшее число органов и мозговых центров, требует их согласованного взаимодействия, а также подчинения тела и нервной системы воле. Он становится прочным основанием для укрепления внутренней активности в той мере, в какой несёт возможности для:

а) свободного проявления продуктивных сил  и стремлений детей;

б) развития этих сил вместе с обогащением желаний приводить их в действие.

    Осуществление первого аспекта обусловлено разнообразием объектов труда, доступных  и привлекательных для детей данного возраста, а также степенью субъективности ребёнка в определении содержания и средств трудовой деятельности. Второй аспект предполагает развитие трудовой сноровки – длительное, всё более полное и совершенное овладение воспитанниками своим телом и орудиями труда, а также  смекалки – способности применять в деле знания об объектах труда, способах и средствах их преобразования. Для этого  требуется сопутствующее «включение» трудовой мотивации, адекватной концепции воспитательной системы.  [6]     Человек не мыслит своего существования без труда. Радость труда- могучая сила воспитания. Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость, преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых не мыслима и невозможна жизнь человека.

   Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать включению учащихся в общественно-полезную трудовую деятельность, правильному трудовому воспитанию детей, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что трудовое воспитание- это гармония трех понятий: НАДО, ТРУДНО, ПРЕКРАСНО.

Список использованных материалов.

  1. Антология педагогической мысли. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной ориентации.- М.,1988.
  2. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. 2-е изд. Мн.: Университетское, 1988. С. 63-70.
  3. Котов В.Н. Труд дарит красоту// школа и производство.-1990.-№4
  4.  Методы трудового воспитания учащихся.-studopedia.net
  5. Общественно полезный труд.- http://www.template-cms.ru/)
  6. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания: история  и современность: монография. Изд. 2, перераб. И доп./А.Г.Пашков;Славянский –на Кубани государственный педагогический институт.- Славянск – на Кубани: Издательский центр СГПИ, 2011.-144с.   (с.107-108)
  7. Педагогические условия организации трудового воспитания.- textfighter.org)
  8. Сухомлинский В.А. О воспитании. (Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик).-Изд.2-е.-М.6Политиздат, 1975.- 272 с.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков.- М.: Гардарики, 1999.-520с.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Гардарики,1999.-520с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения учебной мотивации»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Степное...

«Практика социального партнерства в процессе организации общественно- полезной и досуговой деятельности»

В статье раскрывается система партнёрства нашего центра школы ,социального центра и библиотеки,совета ветеранов....

Сообщение на тему: «Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе».

  Одна их важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе её развития, заключается в том, чтобы воспитать у учащихся стремление к совершенствованию своих знаний, научить пополня...

Формирование у учащихся школы 8 вида с ДЦП морально-психологической готовности к различным видам трудовой деятельности через трудовую деятельность.

Наиболее значимое для целей адаптации детей с интеллектуальным и физическим недоразвитием является трудовое воспитание. Формируются трудовые навыки напротяжении всего учебного процесса....

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение) Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать покол...

Карта оценивания способностей учащихся в процессе учебно-трудовой деятельности на уроках слесарного дела

Карта предназначена для отслеживания динамики психофизического развития ребенка с ОВЗ во время занятий трудовой деятельностью на уроках слесарного дела в специальной (коррекционной) школе....

Статья "Включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе"

При обучении учащихся методисты и учителя должны дать ответ на вопрос: как заинтересовать учащихся, как взять для начала материал, который «затронет» души учащихся, заденет ребёнка за живо...