Урок технологии в 7 классе на тему "Химические волокна. Их классификация и производство"
материал для подготовки к егэ (гиа) по технологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по технологии в 7-м классе.
Тема: "Химические волокна. Их классификация и производство."
Цель:
Повторить знания о натуральных волокнах, дать представление о видах химических волокон, познакомить с технологией получения химических волокон, технологией обработки, классификацией волокон.
Развивать способность к анализу и сопоставлению, развивать наблюдательность и внимание, быстроту мышления.
Воспитывать активность в работе на уроке, аккуратность, уважительное отношение между детьми, положительную мотивацию к предмету.
Оборудование: коллекция тканей, карточки с заданиями, компьютер, мультимедийная установка, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемно-поисковый, информационно развивающий,репродуктивный, творчески-репродуктивный.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация ранее изученных знаний.
а) просмотр презентации;
б) блиц – опрос;
в) работа по карточкам;
3. Изучение нового материала.
а) вводная беседа;
б) история химических волокон;
в) классификация химических волокон.(показ образцов)
г) этапы производства химических волокон;
4 Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала.
а) графический диктант;
б) тест;
6. Подведение итогов.
а) беседа;
б) выставление оценок ;
в) домашнее задание.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку.
- Подготовка учащихся к восприятию урока. (Слайд 1,2)
- Сегодня замечательное утро, давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу. У нас присутствуют на уроке гости.
II. Актуализация ранее изученных знаний.
1.Вводная беседа.
-Мы с вами закончили раздел «Кулинария». Сегодня начинаем новый раздел «Материаловедение» и отправимся в плаванье по тканевому морю. (Слайд 3,4)
- Вы любите красиво одеваться?
- Как вы считаете, с чего начинается создание одежды? ( Подбираем ткань.)
- Что служит сырьем для получения ткани?( волокно)
- Что такое волокно? ( Это гибкое и прочное тело, длина которого во много раз больше его поперечного размера. (Слайд 4 )
- На какие 2 класса подразделяются все волокна? (Слайд 5)
- К натуральным волокнам относятся?
7. К волокнам растительного происхождения относятся? ( Слайд 6 )
8. К волокнам животного происхождения относятся? (Слайд 7 )
9. К волокнам минерального происхождения относится? (Слайд 8 )
10. Таблица « Классификация волокон» (Слайд 9 )
2. Блиц – опрос. (Слайд 10 )
Вставить пропущенные слова.
- Самое тонкое волокно ( шелк)
- Самое гладкое волокно ( лен)
- Самое короткое волокно ( хлопок)
- Самое пушистое волокно (шерсть)
- Значительной гигроскопичностью обладают ( все натуральные волокна)
- Большой пылеемкостью обладают ( шерстяные ткани)
- Лучше других драпируются (шелковые ткани)
- Работа по карточкам.
- Я вам предлагаю текст, в котором допущены ошибки. Вы их должны исправить.
Всего 10 ошибок.
Все натуральные волокна делятся на группы: цветочные, шерстяные и минеральные. Натуральные волокна бывают растительного происхождения (хлопок и асбест), животного (лен и шерсть) и минерального происхождения (шелк).
Хлопок - однолетнее травянистое влаголюбивое растение. Волокно у хлопка белого цвета, находится в стебле.
Лен - однолетнее кустарниковое солнцелюбивое растение, волокно льна серого цвета, в коробочке.
Шерсть - это длинная тонкая нить, которая разматывается с коконов.
Асбест волосяной покров некоторых животных, он огнеупорен и термостоек.
Найти и исправить допущенные ошибки.
( Исправляем и комментируем ошибки)
- III. Изучение нового материала.
- Сообщение темы и цели урока.
-Натуральные волокна недостаточно прочны и их производство очень трудоемкое и дорогое. Люди стали искать более дешевое сырье.
Мы сегодня с вами познакомимся с химическими волокнами , их производством и классификацией.
Открыли тетради и записали тему урока : «Химические волокна. Их классификация и производство».( Слайд 11, 12)
Мы сегодня:
- Познакомимся с процессом получения химических волокон и выясним, что является сырьем для них;
- , познакомимся с классификацией волокон.
- Определим, как правильно ухаживать за вещами из искусственных и синтетических тканей.
2 Рассказ из истории производства химических волокон.. ( модуль №1)
-Мы продолжаем наше путешествие по тканевому морю.
( При рассказе я показываю схему. Дети записывают схему в тетрадь.)
-Ребята, посмотрите на схему. Давайте ее перенесем в тетрадь.
- Показ образцов химических волокон. ( образцы волокон)
- Этапы производства химических волокон. ( Слайд 13)
В современном мире все больше тканей производят из химических волокон.
Сырьем для искусственных волокон является древесная целлюлоза.( сосновая щепа)
Сырье для синтетических волокон являются газы - продукты переработки угля, нефти. В результате сложных химических реакций получают синтетические волокна. Наиболее распространены: полиэфирные, полиамидные, полиакрилонитрильные, эластановые волокна.
Производство химических волокон делится на три этапа (слайд 13).
I этап: Получение прядильного раствора.(Слайд 14,15)
Для искусственного волокна растворяют целлюлозную массу в щелочи.
Для синтетического волокна: сложение химических реакций различных веществ.
II этап: Формирование волокна. .(Слайд 16,)
Пропуск раствора через фильеры.
Фильера с французск. Волокно, нить. Деталь машин в виде колпачка или пластины с отверстиями диаметром 0,06-0,8 мм для формования химических волокон
Количество отверстий в фильере – 24-36 тысяч.
Раствор затвердевает, образуя твердые тонкие нити. (слайд 17)
III этап: Отделка волокна. .(Слайд 18)
Нити промывают, сушат, крутят, обрабатывают высокой температурой.
Отбеливают, красят, обрабатывают раствором мыла.
Ткани из химических волокон (Слайды 19-21)
Ткани из хим. волокон всегда имеют красивый внешний вид, высокую прочность, отлично удерживают тепло. Отрицательные свойства их в том, что они менее прочны во влажном виде .
IV. Физкультминутка.
Давайте с вами перенесем рыбок в аквариум.
V. Закрепление изученного материала.
1. Графический диктант.
Предлагаются 10 высказываний, необходимо оценить их верность по шкале «да» и «нет».
ДИКТАНТ.
1. Сырье для искусственных волокон является сосновая щепа. (да)
2. Лен и хлопок это искусственные волокна? (нет)
3.Химические волокна делятся на натуральные и искусственные.( нет)
4. На получение химических волокон затрачивается меньше средств и времени, чем на натуральные. (да)
5. К химическим волокнам относится асбест? ( нет)
6. Первый завод по производству химических волокон в России был построен в Мытищах.(да)
7. Для производства химических тканей используют газы угля, нефти. ( да)
8. Ткани из натуральных волокон прочнее , чем ткани из химических волокон.( нет)
9.Фильеры – это тонкие нити . (нет)
10 Ацетатное волокно относится к искусственным волокнам? ( да)
Проверка графика.
- Тест на закрепление знаний по теме. ( Модуль 2)
-Из каких волокон получают перечисленные ткани?
-Что служит сырьем для производства перечисленных видов волокон?
-Для какой ткани сырьем является волокно животного происхождения?
- Для какой ткани сырьем является волокно растительного происхождения?
-У льна волокно вырабатывается из какой части растения?
-Какие ткани обладают большей осыпаемостью?
Какие ткани обладают большей гигроскопичностью?
-Какие ткани теряют прочность в мокром состоянии?
III. Лабораторная работа:
Определение состава тканей по их свойствам.
Цель: научить определять вид волокна по внешнему виду; использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий; развивать логическое мышление.
Материалы, инструменты: образцы тканей из искусственных и синтетических волокон, игла, сосуд с водой, тигели для поджигания нитей, кювета с водой, ножницы, рабочая тетрадь, пинцеты.
Вам необходимо в рабочих тетрадях заполнить предлагаемую таблицу.
Для этого у вас на столах лежат инструменты и материалы, необходимые для работы. На доске записана инструкция выполнения лабораторной работой.
Но сначала мы с вами повторим правила безопасной работы.
Инструктаж по технике безопасности:
- булавки после работы вкалывать в игольницы в рабочих коробках;
- лезвия ножниц должны быть закрыты, повернуты от себя;
- отрезанный кусочек ткани держать пинцетом над кюветом. Не давать догорать полностью;
- тушить в ванночке с водой.
Инструктаж во время лабораторной работы (инструктирование учащихся по выполнению операций и заданий на различных этапах).
Сравнительная характеристика свойств ткани.
Свойства тканей | Хлопчато-бумажная | Льняная | Шерстяная | Натуральный шелк | Искусственный шелк | Синтетический шелк( капрон) |
Физико-механические Прочность Сминаемость драпируемость | Высокая Средняя средняя | Выше, чем х\б Большая плохая | Ниже, чем у х\б Малая хорошая | Высокая Малая хорошая | Ниже, чем у х\б Большая средняя | Очень высокая Несминаем плохая |
Гигиенические Воздухопроницаемость Гигроскопичность Намокаемость Теплозащитные св-ва | Хорошая Высокая Хорошая средние | Хорошая Высокая Хорошая низкие | Средняя Высокая Хорошая высокие | Хорошая Высокая Хорошая средние | Высокая Хорошая большая средние | Плохая Низкая Плохая низкие |
Технологические Осыпаемость Усадка растяжимость | Средняя Средняя Небольшая | Большая Средняя небольшая | Средняя Средняя большая | Средняя Средняя Средняя | Большая Большая Большая | Большая Малая Большая |
Ткань растительного происхождения ( хлопок, лен или вискоза) сгорит быстро, ровно, ярко, зола легко рассыплется, а в помещении останется запах жженой бумаги.
Ткань животного происхождения (шерсть, шелк) будет гореть плохо,
распространяя запах жженой кости; на конце нити останется спекшийся шарик, который чуть тронь – разрушится.
Уксусной кислотой пахнет при горении нить ацетатного шелка, на конце нити образуется темный и твердый шарик.
Завершив лабораторную работу, можно сделать следующий вывод:
Умение определять природу сырья ткани необходимо для последующей работы с тканью на всех этапах изготовления. При выборе фасона одежды необходимо определить ее назначение, а в зависимости от этого выбрать подходящую ткань, по свойствам отвечающую тем или иным требованиям.
V. Подведение итогов.
1. Беседа.
-Итак, наш урок подошел к концу. Давайте вспомним, что мы узнали на уроке и подведем итог?
Вывод.
В нашей жизни нужны не только натуральные ткани , но и ткани из химических волокон. Кто может себя представить без зонтика или красивой сумочки. Появление искусственных тканей было обусловлено экономической выгодой. Они более дешевые и требуют меньших затрат.
- Выставление оценок и их аргументация.
3.Домашнее задание. П. 2.1 , стр. 121-125. И творческое задание.
Свойства химических волокон.
Красивые, легкие, прочные, легко стираются, быстро сохнут, хорошо утюжатся, легче сминаемы чем натуральные волокна, более дешевые, имеют слабо выраженные гигиенические свойства - воздухопроницаемость, гигроскопичность и т.д. - идет объяснение учителя.
3. Закрепление и проверка знаний (графический диктант).
Предлагаются 10 высказываний, необходимо оценить их верность по шкале «да» и «нет».
ДИКТАНТ.
- Химические волокна делятся на две группы: искусственные и синтетические.
- Сырьем для получения синтетических волокон служит еловая щепа, отходы от переработки хлопка.
- Сырьем для получения искусственных волокон служат полезные ископаемые: нефть, уголь, газ.
- Технология получения нитей химических волокон едина и проста:
- сырье + растворители (Х.В.) = вязкая масса;
- формирование нитей (через фильтры;
- обработка нитей затвердителем, промывание;
- сматывание в бабины. - Химические волокна легкие, красивые, отлично и легко обрабатываются в изделиях.
- На получение химических волокон затрачивается меньше средств и времени - они более экономичны.
- У химических волокон намного ниже гигиенические свойства, теплозащитность, гигроскопичность.
- Соединять, при выработке ткани, химические волокна с натуральными нежелательно, так как они не совсем совместимы.
- Распознавать химические волокна легко по горению - они горят ярким пламенем.
- Смешивают химические волокна с натуральными для расширения ассортимента тканей.
Проверка диктанта взаимная в парах, затем идет работа над ошибками под руководством учителя. РНО проводим устно или делаем краткие записи в тетрадь.
4. Практикум.
При работе помним о недостатках химических волокон технологического плана:
- повышенная осыпаемость;
- высокое скольжение;
- раздвижка нитей по швам;
- слабая термостойкость.
Все эти недостатки необходимо учитывать на практике при работе с тканью:
- увеличивать припуски на швы;
- при раскрое пользоваться булавками;
- подбирать правильно № ниток, иглы, величину стежка;
- следить за температурой нагрева утюга.
Учитель: урок - парадокс продолжается. Вы по-прежнему должны быть внимательны. Я демонстрирую приемы в работе и допускаю ошибки, а вы их подмечаете и, как только я ошиблась, останавливаете меня хлопком, и мы все вместе проговариваем эту ошибку. За найденную ошибку и предложение, как ее исправить, вы получаете жетон.
Выбираю помощницу и провожу вводный инструктаж с показом работы по обработке среза окантовочным швом.
Ошибки в показе:
- при раскрое режу на весу;
- ножницы помощнице передаю острием вперед;
- припуск на заготовках шва - 0,5 см;
- не правильная посадка за швейной машиной;
- после работы с утюгом не выдернула шнур из розетки или сделал это неправильно;
- шов в разутюжку выполнила неверно;
- после наметки ручную иглу заколола в одежду.
Подводим итог инструктажа: допущено 7 ошибок.
Благодарю внимательных девочек, которые помогли найти ошибки и исправить их.
Девочки приступают к практической работе, стараются не допускать ошибок в своих действиях. Получают заготовки для кроя и инструкционные карты.
Во время работы проводятся индивидуальные промежуточные инструктажи с теми, кто испытывает затруднения в работе.
5. Окончание урока - подведение итогов:
- Проверка лабораторных работ и оценивание всех девочек.
- Оценки за работу с лекцией можно ставить выборочно.
- За диктант можно выставить все или только лучшие оценки (на усмотрение
учителя). - Выборочно оцениваются девочки за подмеченные ошибки в практической
деятельности. - За практическую работу оцениваются все.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"
Разработка модульного урока по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"....
План-конспект урока технологии по теме НАТУРАЛЬНЫЕ ВОЛОКНА ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, 6 кл
Рекомендуется для учителей работающих по программе В. Д. Симоненко.В плане подробно раскрывается история волокон животного происхождения, имеется практическая работа для закрепления материала «Ср...
Поурочная разработка урока 8 класс по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Физические свойства."
Тема урока: Оксиды.Номенклатура. Классификация. Физические свойства. Цели: образовательные: – формирование представлений об оксидах; ...
Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс
Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...
Конспект урока основ социальной жизни 8 класс. Тема: Виды тканей: растительного, животного, минерального происхождения, синтетическое волокно. Профессии, связанные с производством ткани, пошивом одежды.
Формирование хозяйственно-бытовых компетенций....
Паспорт урока_5 класс_ФГОС_"Общая характеристика и классификация культурных растений"
Паспорт урока_ 5 класс, ФГОС_ "Общая характеристика и классификация культурных растений"Образовательная цель урока:- расширить и систематизировать знания учащихся о многообразии культурных р...
Паспорт урока_5 класс_ФГОС_"Общая характеристика и классификация культурных растений"
Паспорт урока_5 класс_ФГОС_технология под редакцией Казакевича В.М. "Общая характеристика и классификация культурных растений"...