Производство – основа экономики.
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Задачи:

1.Показать, что производство выполняет  важнейшую  роль в обществе – создание экономических благ.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника,  анализировать документы, делать выводы

3.Воспитывать понимание значения знаний для человека, стремление реализовать свои способности и возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl._-_proizvodstvo_-_osnova_ekonomiki.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Производство – основа экономики.

Класс: 8

Дата: 11 февраля 2016 г.

Цель урока: Создать условия для формирования  представлений о роли  производства в экономике,   о том,  что способствует повышению производительности труда.

Задачи:

1.Показать, что производство выполняет  важнейшую  роль в обществе – создание экономических благ.

2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника,  анализировать документы, делать выводы

3.Воспитывать понимание значения знаний для человека, стремление реализовать свои способности и возможности.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран, авторская презентация, учебник

               

Основные понятия и термины: производство, товар,  потребительная и меновая стоимость, факторы производства,  разделение труда, специализация, производительность, услуги

Планируемые образовательные результаты:

 Научатся: определять роли производства в экономике;  характеризовать особенности услуги как товара; называть ресурсы, необходимые для осуществления производства.

Получат возможность научиться: осуществлять поиск социальной информации; адекватно воспринимать оценку учителя; формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения  проблем


Этапы урока

Время

    Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия (УУД)

1.  Организационный  этап

1 мин.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к занятию.

Приветствуют учителя.

Готовят рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм

2.Актуализация знаний.

 3 мин.

 Вопросы:

1). Как соотносятся  затраты и прибыль?
2).Как различаются свободные и экономические блага?

3). Как решается вопрос: что и как производить?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: слушают друг друга; владеют монологической и диалогической формами речи 

3. Постановка учебной задачи

4 мин.

Слайд № 1.        

Учитель сообщает  тему и цели  урока.

Тема нашего урока: «Производство – основа экономики».  

Вопрос: Предположите, о чём пойдёт речь на этом уроке?

Нам предстоит выяснить  роль  производства в экономике, определить,  что способствует повышению производительности труда,  а также познакомиться с  новыми терминами и понятиями.  

           План урока.

1.Главный источник экономических благ.

2.Товары и услуги

3.Факторы производства

4.Разделение труда и специализация

Рассматривают слайд № 1.

Формулируют учебную задачу.

Записывают тему и план урока в тетрадь.

Регулятивные:

принимают учебную задачу.

4.Усвоение новых знаний

1). Главный источник экономических благ.

22 мин.

Вопросы:

 1). Что такое потребности?

2).  Как человек может удовлетворить свои потребности?

Вопрос: Что такое производство?

Производство – это процесс создания экономических благ (товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.

Основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага, является предприятие. Большинство предприятий в экономике группируется по отраслям.

Слайд № 2.

Отрасль экономики – совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги.

Вопрос: А какие отрасли экономики вы знаете?

Слайд № 3.

Отрасли экономики:  

1.Производящие материальные блага (промышленность,  сельское хозяйство, строительств)

2. Производящие услуги  (транспорт, образование,  медицина, наука)

                                                               

Следят за рассказом учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают ответы товарищей.

Отвечают на вопрос.

Проводят словарную работу с новым  термином.

Следят за рассказом учителя.

Читают текст на слайде.

Проводят словарную работу с новым  термином.

Высказывают свои предположения.

Следят за рассказом учителя.

Личностные:

понимают значение знаний.

Регулятивные:

планируют решение учебной задачи, корректируют свою деятельность.

Познавательные:

 владеют умением смыслового восприятия познавательного  рассказа.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

2).Товары и услуги.

  Вопрос: Что такое товар?

Слайд № 4. Свойства товара:

 1.Потребительная стоимость

(полезность товара,  его способность быть полезным, нужным людям – т.е. товар как предмет потребления)

2.  Меновая стоимость 

     (способность товара обмениваться на другие товары в количественном отношении)

Вопрос: Чем товар отличается от продукта труда?  

Слайд № 5.

Продукт – это материальные блага и услуги, созданные в результате работы

Товар – это продукт труда, созданный для обмена

Слайд № 6. 

Товар:

1.Средства производства

(здание, оборудование, станки, машины)  

2.Предметы потребления

(продукты, одежда, обувь, посуда, мебель и т.п.)

Вопрос:  Как отличить товар от услуги?

Слайд № 7.

В экономике: 1). производятся товары

2). оказываются услуги

Сегодня сфера услуг превращается в главную сферу

Отвечают на вопрос.

Читают текст на слайде.

Словарная работа с новыми  терминами.

Отвечают на вопрос.

Проводят словарную работу с новыми  терминами.

Следят за рассказом учителя.

Воспринимают материал, уточняют.

Отвечают на вопрос.

Воспринимают материал, уточняют.

Слушают учителя.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения.

Коммуникативные:

владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

Коммуникативные:         высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других, допускают существование

общественного производства, оказывающую существенное влияние на уровень экономического развития страны и благосостояние населения.

различных точек зрения, приходят к общему решению.

       3) .Факторы          

          Производства

Слайд № 8.

Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности.

Земля как фактор производства — это природные ресурсы, используемые в производстве: собственно земля (пахотные земли, место размещения производственных зданий и сооружений), полезные ископаемые, леса, вода, растительный и животный мир природы.

Труд — это так называемый «человеческий капитал»: физические и умственные усилия, способности и умения, здоровье и квалификация работников.

Капитал как фактор производства — это созданные людьми средства производства: здания и сооружения» машины и инструменты, оборудование. 

Предпринимательские способности - это совокупность энергичной деятельности предпринимателей, их организационно-хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий)  и готовности к риску при организации своего дела. 

 

Слайд № 8. Производительность – количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов

Учебник, стр. 120 - ситуация

Во второй половине XX века  стал очевиден еще одни источник богатства — информация. Информация настолько важный в современном обществе ресурс, что, по мнению экономистов, заслуживает особого места в ряду факторов производства.

Читают текст на слайде.

Проводят словарную работу с новым  термином.

Следят за рассказом учителя.

Проводят словарную работу с новым  термином.

Выполняют задание.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения задания

4).Разделение труда и специализация.

Слайд № 9.

Разделение труда – разделение процесса производства  на ряд отдельных операций, выполняемых разными работниками.

Специализация - сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции.

Работа учащихся с документом «Фрагмент труда А.Смита» (учебник, стр.121)

Вопрос:  Почему разделение труда и специализация способствуют повышению производительности труда?

Слайд № 10.

Подумайте:

1. Почему разделение труда способствуют повышению производительности труда?

2. Почему специализация  способствуют повышению производительности труда?

Делаем вывод: специализация и разделение труда позволяют сосредоточить производство в руках наиболее эффективных работников.

Проводят словарную работу с новыми  терминами.

Выполняют задание

Слушают учителя, отвечают на вопрос.

Высказывают свои предположения.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, осуществляют поиск нужной информации, выдвигают гипотезы и обосновывают их.

Коммуникативные: высказывают своё мнение, прислушиваются к мнению других.

5. Первичное осмысление и закрепление знаний

10 мин.

Слайд № 11.  Выберите правильный ответ.

 Специализация приводит:

1. к  росту цен на продукцию

2. к  снижению производительности труда

3.  к  усилению экономической взаимозависимости

4.  к равномерному распределению доходов

Слайд № 12.

Задание.

1.Объясните экономический  смысл строчек  из басни И.Н.Крылова: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».

2.«Каждое новое поколение техники экономит всё больше ресурсов».

Так ли это?  Приведите примеры.

Обобщает материал, при необходимости даёт уточняющий комментарий.

Выполняют задания слайдов   № 11 – 12.

Отвечают.

Слушают ответы одноклассников.

Познавательные:

строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:  полно и точно выражают свои мысли;  слушают и понимают речь других.

6. Рефлексия

4 мин.

Слайд № 13.  «Подводим итоги».

Учитель предлагает выполнить задание:

1).  Выбрать ответ из предложенных:

- Мне всё понятно!

- Не всё понял, но хочу разобраться.

- Было трудно. Ничего не понял.

2).  Продолжить  предложения:

- На этом занятии я узнал….

- Я задумался…

Записывают на листочке  ответы.

По окончании занятия,  выходя из  класса, прикрепляют листочки на доску.

Личностные:  

оценивают собственную учебную деятельность,  развивают способность к самооценке

7. Информация о домашнем задании.

1мин.

Учебник, § 15.

Вопросы и задания к параграфу. 

Воспринимают задание.

Записывают в дневник.

Регулятивные: принимают учебную задачу для  самостоятельного выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания по теме "Производство - основа экономики"

Дать представление о производстве как основе экономики, обеспечивающей выполнение ею важнейшей роли в обществе – создание экономических благ....

Презентация по обществознанию "Производство – основа экономики"

Презентация по обществознанию "Производство – основа экономики" (обществознание, 8 класс)...

Производство - основа экономики

Презентация к уроку обществознания "Производство - основа экономики"...

Урок обществознания по теме: "Производство - основа экономики" 8 класс

Урок обществознания 8 класс Тема: «Производство – основа экономики». Цель урока: Создать условия для формирования представлений о роли производства в экономике, о том, что способствует повышени...

Презентация "Производство - основа экономики". Обществознание. 8 класс

Обществознание. 8 класс. Урок 6. Экономика. Производство - основа экономики. По учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова....

12_02_8кл_общество_Производство – основа экономики

12_02_8кл_общество_Производство – основа экономики...