доклад по самообразованию
опыты и эксперименты по технологии на тему

мои методы ведения учебной практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методы ведения учебной практики888.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по самообразованию на тему:

формы работы по повышению мотивации па уроках

производственного обучения.

Центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования учащихся является урок производственного обучения. Решающая роль в этом процессе принадлежит мастеру производственного обучения. Урок производственного обучения имеет свою последовательность и делится на различные этапы, а каждый этап урока включает в себя структурные элементы. Рассматривая структуру урока производственного обучения следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера производственного обучения и обучащихся.

 У большинства обучающихся, выбравших к примеру профессию «Автомеханик», в значительной мере деформированы смысловые основания профессионального выбора (это происходит в начале процесса обучения), а значит, отсутствуют или выражены крайне слабо показатели сфорсированности жизненных и профессиональных планов и как следствие уровень внутренней мотивации получить профессию не высок. Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированное™, когда обучающийся получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата».

       В предыдущем своем докладе я изложил общее видение мотивации обучающихся на уроках производственного обучения. В процессе обучения я использую два способа мотивации; актуализация опорных знаний и обращения к практическим занятиям. Наиболее приемлемыми формами обучения я считаю индивидуальное обучение и коллективную работу в группах, а так же деятельность учащихся в условиях проблемных ситуаций, которые я им подкидываю на уроках производственного обучения и нетрадиционные формы обучения.

Индивидуальное обучение я практикую через самостоятельную работу, которая протекает в зависимости от особенностей обучающихся. Понятие «самостоятельная работа», которое обрело прочный статус в дидактике, имеет два смысловых значения. В одном случае – это форма и метод организации учения, в котором представлена деятельность педагога и деятельность учащихся, в другом случае – это специальное задание, предназначенное для самостоятельного выполнения, как деятельности учащихся, которая протекает в процессе обучения без непосредственного участия педагога. Отсюда – неоднозначность трактовки этого понятия. А вот как  сформулировал данное понятие о самостоятельной работе Б.П. Есипов: «Самостоятельная работа», включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию и в специально представленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий».

      Такую работу я осуществляю с использованием инструкционно-технологических карт. На моих уроках обучающиеся работают как самостоятельно (в группах или индивидуально)  так и под моим руководством. Примером работы обучающихся совместно с мастером может служить любой урок производственного обучения  по изучению новых приёмов и навыков. Совместная деятельность учащихся порождает особую систему отношений в группе. Вместо «единичной» связи «мастер - обучающиеся» появляются многочисленные каналы коммуникаций в системе «учащиеся - учащиеся», в результате чего во взаимодействие оказываются втянуты все члены учебной группы. Количество источников информации возрастает, у мастера появляются дополнительные возможности воспитательного воздействия на обучающихся. 

 

        Нетрадиционные уроки производственного обучения проводятся во время изучения нового материала, но наиболее целесообразно проводить их по итогам изучаемых тем, с целью закрепления знаний, умений и навыков учащихся полученных во время проведения производственной практики.

Значимость нетрадиционных учебных занятий определяется тем, что создаются предпосылки для формирования личностно-профессиональных качеств, определяющих облик квалифицированного рабочего, имеющего способность к самореализации, умению работать в коллективе, способного смело проявлять свои профессиональные качества и навыки полученные на уроках производственного обучения.

                        ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.

       Как я уже писал выше, индивидуальное обучение проходит через самостоятельную работу. У обучающихся на партах лежат инструкционно-технологические карты по теме урока. После актуализации опорных знаний и показа  мною операций по выполнению работ, обучающиеся расходятся по рабочим местам (в зависимости от темы занятий – по постам) и приступают к выполнению работ согласно инструкционно-технологической карты.

     Выглядит все это так. В инструкционно-технологической карте показаны поэтапные операции (к примеру, разборка генератора) и  инструменты и приспособления для выполнения работ.

разборка генератора

Отжав три защелки кожуха, поддеваем его отверткой. 

снятие кожуха

Снимаем кожух. 

винты

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта.

регулятор и щеткодержатель

Отводим регулятор напряжения со щеткодержателем. 

провода и регулятор

Отсоединяем провод и снимаем регулятор напряжения со щеткодержателем. 

сборка генератора ваз 2110

Ключом "на 10" отворачиваем гайку вывода "В+". 

контактный болт наконечник конденсатора ваз 2110, ваз 2111, ваз 2112

Сняв пружинную шайбу и втулку, снимаем с контактного болта наконечник провода конденсатора. 

сборка генератора ваз 2111, ваз 2110, ваз 2112

Отворачиваем крестообразной отверткой винт.

конденсаторы

Снимаем конденсатор. 

шкив генератора

Через отверстие высокой головки "на 21" (удерживаемой трубным ключом) вставляем шестиграник "на 8" и отворачиваем гайку крепления шкива. 

Снимаем шкив.

 

шайба шкива

Снимаем шайбу.

крышка

Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта, стягивающих крышки.

передняя крышка

Снимаем переднюю крышку.

концы обмотки

Крестообразной отверткой отворачиваем три винта крепления концов обмоток статора.

выпрямительный блок

Крестообразной отвёрткой снимаем крепления выпрямительного блока.

блок ваз 2110

Снимаем выпрямительный блок (при этом выпадает контактный болт).

статор

Снимаем статор.

втулка

Надавливаем пальцем на пластмассовую втулку.

ротор

Выталкиваем ее вместе с ротором из задней крышки.

снятие втулки

Поддеваем отверткой пластмассовую втулку с заднего подшипника.

Снимаем пластмассовую втулку с заднего подшипника.

подшипник вала ротора

Двухзахватным съемником спрессовываем подшипник с вала ротора. 

       Выглядит довольно сухо, ничего интересного и нет. Я же предлагаю при выполнении операций всевозможные проблемные ситуации (решая проблемную ситуацию ученик растет как профессионал своего дела) и попутно проверяю знание техники безопасности. Вот как это выглядит.

       Берем какую либо операцию.

 снятие генератора ваз 2111

  Отсоединяем провод возбуждения генератора ВАЗ.

 

        Но прежде чем это выполнить, я спрашиваю обучающегося о тех предварительных операциях, которые он должен сделать (отсоединить «минусовой» провод от аккумулятора) и какая при этом преследуется цель.

       Идем дальше.

 провод генератора

Ключом "на 10" отворачиваем гайку крепления проводов к выводу "В+"… 

          Перед выполнением очередной операции, я задаю вопрос, « Каким инструментом запрещено пользоваться?».  Можно конечно возразить: технику безопасности обучающиеся проходят на вводном инструктаже при актуализации опорных знаний и умений! Да, это так. Но когда обучающийся проговаривает выполнение работы и отвечает на наводящие вопросы, усвоение материала проходит куда полезней и плодотворней, ученик понимает свою значимость и ответственность при проведении работы.

      А вот и одна из операций, которая требует предельной аккуратности и внимания (как видно деталь пластмассовая).

снятие втулки

Поддеваем отверткой пластмассовую втулку с заднего подшипника.

       При выполнении данной операции я стараюсь обратить внимание на то, что не всегда грубая сила способствует выполнению данного вида работ. Тут можно вспомнить и межпредметные связи ( физику, материаловедение), тем самым давая понять о бережном отношении к выполняемым работам, своему профессионализму.

 С теми учащимися, которые усваивают новое медленнее и труднее остальных или не могут самостоятельно выполнить работу сразу, я часть времени уделяю управлению процессом самостоятельной работы, которое осуществляется в процессе текущего инструктажа, когда каждому обучающемуся отводится примерно одинаковое время. В процессе этого инструктажа стараюсь подойти к каждому ученику, помогаю, даю советы, если нужно - похвалю, подбодрю, поставлю в пример другим. Обойдя всех и убедившись, что все работают, перехожу к индивидуальной помощи, в ходе которой определяю степень самостоятельности учащихся.

Таким подходом к обучению обучающийся поднимается от уровня «надо сделать» до «хочу сделать», он начинает понимать необходимость своего труда и желание его выполнять, создаются наиболее благоприятные условия для успешного обучения и воспитания. И как следствие интерес к профессии возрастает  когда удается раскрыть перспективные пути, которые пролегают через овладение профессией, умению  работать в коллективе, непосредственно участвовать и наглядно видеть результаты своей работы.

                         

                            НЕТРАДИЦИОННЫЕ  УРОКИ

Приведу некоторые примеры нетрадиционных уроков производственного обучения которые я применяю на практике:

  • Что? Где? Когда?;
  •  деловая игра;
  •  ролевая игра;
  • дискуссия;
  • интегрированные уроки.

Рассмотрим примеры применения вышеперечисленных форм на уроках производственного обучения по профессии "Автомеханик".

Проведение урока в форме «Что? Где? Когда?» относится к играм соревнованиям. Это своеобразное состязание учащихся в знаниях, умениях и навыках, полученных на уроках специальных дисциплин и уроках производственного обучения. Здесь обязательны разделение участников на две (и более) команды и выбор судейской бригады или жюри. Существенным моментом в таком уроке становится система критериев оценки деятельности участников. Как правило, основные из них - это знание оборудования, знание техники безопасности, быстрота выполнения работ, правильность выполнения практических работ. Такой конкурс, как правило, служит составной частью урока и его целесообразно проводить на вводном инструктаже по какой либо теме. К урокам с игровой состязательной основой можно отнести урок-конкурс профессионального мастерства. Такой урок можно проводить как внутри группы, так и среди обучающихся разных групп (например среди обучающихся группы «Автомеханик» и обучающихся группы «Машинист открытых горных работ»), а также среди обучающихся разных курсов.

       Приведу наглядный пример игры «Что? Где? Когда?». Всю игру показывать не буду, остановлюсь на первоначальном ее этапе.  

 

Во время проведения подобных игр у обучающихся формируются какие понятие как знание, умственная деятельность, увлеченность, качество знаний. А все это вместе взятое и есть мотивация для обучающихся и ее довольно легко обнаружить по отношению учащегося к обучению и труду.

        Проведя анализ результатов обучения учащихся по профессии «Автомеханик» выпускной 31 группы, я увидел, что значимость своей профессии осознали около 75% обучающихся (и как следствие этого мотивация у обучающихся и учится и выполнять задания на уроках производственной практики возрастает вместе с пониманием выбранной профессии); около 10% не определились, будут они работать по своей специальности или пойдут учиться дальше. Оставшиеся отвечают по разному: у кого то здесь учился друг; кто то не в состоянии оплатить более престижную профессию в ВУЗе; кто то просто живет здесь; и самое банальное-получить свидетельство(бесплатно) об окончании курсов категории «В» или «С».

      Конечно это сложный процесс (мотивация обучающегося) и повышение мотивации требует от нас, мастеров производственного обучения, более вдумчивого и творческого подхода к воспитанию высококвалифицированных, умеющих принимать правильное решения специалистов. Это очень долгий путь, но нам самим в дальнейшем будет приятно наблюдать за плодами нашего воспитания.    

           

         У большинства подростков, выбравших данную профессию, в значительной мере деформированы смысловые основания профессионального выбора, а значит, отсутствуют или выражены крайне слабо показатели сформированности жизненных и профессиональных планов и, следовательно, уровень внутренней мотивации получить профессию.

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированное™, когда обучающийся получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата».

Если рассматривать все обучение в виде цепочки «хочу - могу - выполняю с интересом - личностно значим каждому», то мы увидим, что в центре обучения стоит интерес. Сформировать интерес можно через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока и т.п.

Когда в процессе обучения учащийся поднимается от уровня «надо сделать» до «хочу сделать», т.е. от понимания необходимости труда к желанию его выполнять, создаются наиболее благоприятные условия для успешного обучения и воспитания. Интерес к профессии возрастает, когда удается раскрыть перспективные пути, которые пролегают через овладение профессией, умению  работать в коллективе, наглядно видеть результат своей работы.

С этой целью я использую определенные формы работы, предполагающие путем раскрытия профессиональной перспективы сфокусировать в профессии главные интересы обучающегося. Это беседы о профессии, встречи с профессионалами и выпускниками училища, демонстрации работ, выполненных учащимися, например в слесарной  мастерской устроен уголок технического творчества, где выставлены лучшие работы обучающихся.

При традиционной организации обучения у меня не всегда есть возможность строить свои уроки с учетом внутренней мотивации к профессии. Поэтому приходится строить уроки, включая в традиционную методику элементы творчества так, чтобы обучающимся было всегда все интересно, понятно, чтобы они захотели получать новые знания, захотели научиться думать и работать самостоятельно, гордиться сделанной работой и захотели в данной профессии самосовершенствоваться. Например, на уроках по выполнению авто слесарных операций обучающиеся не просто выполняют приёмы по разборки и сборки механизмов и агрегатов, а так же проверяют работу механизмов в работе.  

Занятие я начинаю с объяснения нового материала. Затем предлагаю учащимся выполнить самостоятельную работу, в процессе самостоятельной работы использую инструкционно-технологические карты. С теми учащимися, которые усваивают новое медленнее и труднее остальных или не могут самостоятельно выполнить работу сразу, я провожу дополнительный инструктаж или часть времени уделяю управлению процессом самостоятельной работы, которое осуществляется в процессе текущего инструктажа, когда каждому обучающемуся отводится примерно одинаковое время. В процессе этого инструктажа стараюсь подойти к каждому ученику, помогаю, даю советы, если нужно - похвалю, подбодрю. Обойдя всех и убедившись, что все работают, перехожу к индивидуальной помощи, в ходе которой определяю степень самостоятельности учащихся.

В ходе урока не забываю о том, что при самостоятельной работе все учащиеся работают в разном темпе и требуют помощи разной степени. Скорость выполнения задания зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся. Поэтому оправданно давать им задания разной степени сложности. Объем и сложность заданий при этом постепенно, от урока к уроку, возрастают. Степень сложности задания определяется индивидуальными достижениями учащихся.

Для меня, во время индивидуальной работы учащихся на уроке главным становится изучение их индивидуальных особенностей, умений и навыков. Понимая, что «дотянуть» всех до одинакового уровня невозможно, я стараюсь дать возможность каждому обучающемуся в меру его сил и способностей идти от одного уровня развития к более сложному.

Вторая форма обучения - это коллективная работа в группах. Совместная деятельность учащихся порождает особую систему отношений в группе. Вместо «единичной» связи «мастер - обучающиеся» появляются многочисленные каналы коммуникаций в системе «учащиеся - учащиеся», в результате чего во взаимодействие оказываются втянуты все члены учебной группы. Количество источников информации возрастает, у мастера появляются дополнительные возможности воспитательного воздействия на обучающихся.

Коллективной, обеспечивающей более тесный контакт между обучающимися считают работу, имеющую следующие признаки:

  • учебная группа воспринимает задание мастера как данное всей группе;
  • группа как коллектив несет ответственность за выполнение задания и получает соответствующую социальную оценку;
  • в организацию выполнения задания включаются все обучающиеся под руководством мастера;
  • существует определенное разделение груда, учитывающее интересы и способности каждого учащегося и позволяющее каждому проявить себя в общей деятельности;
  • налаживается взаимный контроль при ответственности каждого перед учебной группой.

Определяющую роль в сплачивании коллектива учащихся играет соревнование, стимулирующее коллективную деятельность, формирующее у учащихся ревностное отношение к общему делу, целеустремленность и чувство товарищеской взаимопомощи.

Так, на уроке производственного обучения при выполнении комплексных работ я делю ученическую группу на несколько подгрупп. Каждая из них параллельно выполняет одно и то же задание - например, изготовление оконных решёток. В подгруппе существует разделение труда: одни учащиеся выполняет разметку и готовят заготовки, другие выполняют сборку, третьи выполняют сварку' и т.д. Таким образом, каждый член группы выполняет часть общей задачи. Такой подход наиболее важен в воспитательном отношении, так как создает возможности для развития и углубления сотрудничества между членами группы на всех этапах трудового процесса.

Третьей формой обучения является создание на уроке производственного обучения проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации способствуют формированию навыков самостоятельного поиска, построенного на использовании знаний, опыта. Как подтверждает практика, ошибки, обнаруженные самими учащимися, в дальнейшем ими не повторяются.

Так, например, при изучении темы "Техническое обслуживание системы охлаждения и смазки " я предлагаю учащимся самим придумать приспособления для удобства выполнения задания и в связи с этим  составить свою инструкционно-технологическую карту.

Выполнение подобных упражнений позволяет развивать у учащихся творческое мышление, а также способность анализировать и контролировать свою деятельность. Появление у учащегося интереса к профессии органически связано с его уверенностью в том, что профессия, которой он овладевает, ему по силам.

Возникновение такой уверенности находится в прямой зависимости от успехов учащегося. А помогают учащимся определить степень его успешности в обучении контрольно-оценочные процедуры, важное место среди которых занимает тестирование. Поэтому я часто использую тесты на проверку применения знаний на практике и тесты-процессы.

Четвёртой формой обучения являются нетрадиционные формы обучения.

Приведу некоторые примеры нетрадиционных уроков производственного обучения:

  1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра и т.п.
  2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников.
  3. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия.
  4. Интегрированные уроки.
  5. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация.

Рассмотрим примеры применения вышеперечисленных форм на уроках производственного обучения по профессии "Автомеханик".

Проведение урока в форме КВН относится к играм соревнованиям. Это своеобразное состязание учащихся в знаниях, умениях и навыках, полученных на уроках специальных дисциплин и уроках производственного обучения. Здесь обязательны разделение участников на две (и более) команды и выбор судейской бригады или жюри. Для придания конкурсу динамичности и скорости следует при выполнение отдельными обучающимися практических заданий предложить командам выполнение таких заданий как решение кроссвордов, криптограмм, технического диктанта и др. Существенным моментом в таком уроке становится система критериев оценки деятельности участников. Как правило, основные из них - это знание оборудования, материалов для сварки, знание техники безопасности, быстрота выполнения работ, правильность выполнения практических работ. Такой конкурс, как правило, служит составной частью урока и его целесообразно проводить на вводном инструктаже контрольно-проверочного урока, по какой либо теме.

Кроме уроков КВН, к урокам с игровой состязательной основой можно отнести

урок-конкурс профессионального мастерства. Такой урок можно проводить как внутри группы, так и среди обучающихся разных групп (например среди обучающихся группы «Автомеханик» и обучающихся группы «Машинист открытых горных работ»), а также среди обучающихся разных курсов.

Урок - игра. Учащиеся делятся на группы, получают определенные задания, которые

необходимо выполнить до урока: подготовить сообщения на тему урока (т.е. осуществить поисковую деятельность), составить кроссворды, вопросы, изготовить эмблемы и т.д. Например, группа делится на две команды и каждая команда должнапомогая друг другу  как можно быстрей и правильно произвести разборку стартера, его техническое обслуживание согласно инструкционно-технологической карты.  Команда, которая не допустит ошибок, является победителем.

Использование метода ролевых игр кроме активизации познавательной деятельности, способствует решению таких целей как формирование коллективизма, общительности, коммуникативности, развитию мотивации учебной деятельности. Так можно привести пример использование на уроке по теме «Ремонт КШМ» ролевой игры, где роли распределяются следующим образом: в микро группе из 3 человек роли распределяются следующим образом – заведующий складом, мастер-дизелист,автослесаря. При выполнении задания виден весь технологический процесс и роли участников его выполняющих.

Даже использование небольших игровых приемов способствует повышению познавательной активности. Провести фронтальный опрос можно, методами «перестрелка», «счастливый билетик», «лото» или использовать для фронтального опроса методический прием «Светофор». Суть данного приема в следующем: учащимся выдаются карточки красного, желтого и зеленого цветов. Мастер озвучивает не вопрос, а утверждение, например: «загорелся датчик уровня масла в двигателе; я продолжаю движение до места стоянки». Если учащиеся согласны с этим утверждением, то они показывают зеленую карточку, нет - красную, не знают ответа - желтую. Таким образом, можно проверить теоретический блок знаний всей группы, увидеть, кто быстрее отвечает на вопросы, у кого пробелы знаний по каким-то вопросам.

Бинарный урок - Связь теории с практикой позволяет преподавателю спец дисциплин и мастеру производственного обучения, активизировать работу учащихся на уроке производственного обучения, осуществить индивидуальный подход; экономить время за счет устранения учебного материала, что в целом способствует повышению эффективности учебного процесса.

Результативность работы

Итогом моей работы по развитию мотивации учащихся к профессийможно считать результаты текущих (полугодовых) и итоговой квалификационных работ. Оценка этих работ позволяет проследить улучшение не только качественны, показателей учащихся от курса к курсу, но и повышение степени их заинтересованности профессией, а также уровня их профессиональных умений и навыков.

К концу 3-го курса качество выполняемых квалификационных работ возрастает.

Например, для выполнения практической квалификационной работы по итогам обучения на 3-ем курсе учащимся были предложены такие (достаточно сложные) темы:

  • Замена вкладышей кривошипно-шатунного механизма;
  • Регулировка зазоров газораспределительного механизма;
  • Замена насоса водяного охлаждения.

По характеристикам с предприятий, где учащиеся проходили производственную практику можно сделать вывод: обучающиеся умеют        выполнять работу по сборке рессор, замене масла, ремонту камер,  что подтверждается хорошими результатами, которые показали обучающиеся на областных соревнованиях.

      Сущность и содержание самостоятельной работы учащихся на уроках производственного обучения

Следуя этой концепции, другие педагоги отмечают, что самостоятельная работа может быть представлена выполнением групповых, индивидуальных и фронтальных заданий на уроках, консультациях, а также в домашних условиях. Следовательно, главными признаками самостоятельной работы при таком подходе являются:

- выделение для неё специального времени;

- наличие задания учителя (фронтального, группового, индивидуального);

- отсутствие непосредственного участия учителя в работе;

- умственные и физические усилия учащихся, направленные на достижение цели;

- результаты работы.

При этом не ясно, в чем же особенность деятельности самих учащихся? Педагоги-теоретики обратили внимание на познавательную деятельность учащихся, которая осуществляется при выполнении заданий. Эта работа выполняется при отсутствии точного инструктажа, разъяснения со стороны педагога, без контроля в открытой форме за её выполнением (Н.Д. Левитов)… Ученик при этом сам применяет знания для установления каких-то новых фактов, явлений, сам отыскивает способы решения, приходит к новым для него результатам (М.К. Ковалевская)

Как видим, при таком подходе в поле зрения оказывается логико-содержательная сторона работы, а точнее самостоятельной деятельности учащихся, её творческий характер. Ценным в этой концепции является то, что её сторонники стремятся привлечь внимание педагогов к знаниям, которые требуют самостоятельности мышления, эвристических способов деятельности. Однако при таком подходе возникает вопрос: можно ли считать самостоятельной работой выполнение учащимися тренировочных упражнений, решение типовых задач, не требующих творческой деятельности. Ведь такие виды заданий являются основными в период освоения профессий и являются вполне оправданными при закреплении знаний и формировании умений. И требуют от учащихся воли и сосредоточенности умственных и практических действий, самостоятельности; степень которой зависит не только от содержания материала, но и от индивидуальных возможностей ученика. Поэтому даже самые простые виды самостоятельных работ обуславливают активные действия, которые ученик вынужден совершать самостоятельно. Акцентируя внимание на познавательной деятельности учащихся, следует учитывать и другие признаки самостоятельной работы, в частности те, которые характеризуют её внешнюю, организационную сторону.

Другие дидакты обратили внимание еще на одну особенность самостоятельной работы – побуждение, вовлечение учащихся в активное познание (Р.Г. Лембер, П.И. Пидкасистый). Особую роль в этом играет учебная задача, которая ставится перед учеником, присваивается им и постепенно превращается во внутреннего побудителя к действию, в мотив.

Как видим, в дидактике нет однозначного понимания сущности самостоятельной работы, что свидетельствует о сложности и многомерности данного понятия.

Понятие «самостоятельная работа» необходимо рассматривать как целостную систему действий учителя и учащихся, а, следовательно раскрывать через совокупность признаков, отражающих диалектическое единство внутренней и внешней сторон, которые в реальном учебном процессе фактически не отделимы. Содержание задания и форма его предъявления, указания учителя, используемые средства обучения и их организация предопределяет мотив деятельности учащихся, их умственные и волевые усилия, мыслительные операции, практические действия, самостоятельность учащихся. С другой стороны, самостоятельная деятельность во всем её богатом проявлении (соответствие заданной цели, адекватность способов выполнения, затруднения, творчество)побуждает педагога к контролю, коррекции, консультации, дополнительным инструкциям и другим специальным действиям.

Анализ педагогической литературы позволяет нам убедиться, что в качестве основных признаков в понятии «самостоятельная работа» следует избрать:

- наличие задания,

- руководство учителя,

- самостоятельность учащихся,

- выполнение задания учащимися без непосредственного участия учителя,

- активность учащихся.

Мы выяснили, что самостоятельная учебная работа – это такой способ обучения, при котором обучающиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают познавательную задачу или выполняют практическую работу, проявляя усилие и активность.

Мастер не всегда может включиться в выполнение обучающимися конкретного задания, в решение поставленной учебной задачи. Но он организует деятельность группы, направляет познавательный интерес, создает необходимые условия и настрой, а это важно для того, чтобы поддержать и «пробу сил» и творческие начинания обучающихся их добровольность и самостоятельность. Педагог не только организует процесс самостоятельной деятельности, но и руководит им в соответствии с заданием и инструкцией, стимулирует положительные мотивы, самоуправление, творчество.

Именно с этой позиции и мы подходим к пониманию сущности самостоятельной деятельности обучающихся в процессе производственного обучения как деятельности, непрерывно развивающей и позитивно влияющей на личность обучающегося.

Структурные основные компоненты (цель, мотив, содержание, действие и результат) в самостоятельной деятельности выражены специфично; в позитивном педагогическом процессе они приобретают глубоко личностный смысл, становятся актуальными и значимыми для обучающегося. Характерным при этом является, прежде всего, активное отношение ученика к цели предстоящей работы, которая выполняется самостоятельно. В одних случаях цель глубоко осознается и «присваивается» учеником, что является абсолютно необходимым, так как в ней проектируются ожидаемые результаты, в других – ученик приобщается к целеобразованию ( на основе анализа ситуации, опыта), в третьих – он сам ставит цель и в соответствии с ней регулирует свою деятельность. Трансформация цели в мотив деятельности вызывает те внутренние побуждения, которые характеризуют деятельность учащихся при выполнении производственного задания. Ярко выраженный мотив деятельности способен мобилизовать познавательные возможности ученика, его волю, эмоциональную сферу. Важным фактором является то, что познавательный мотив реально укрепляется в самостоятельной деятельности новизной добываемых знаний и приобретаемых умений, возможностью выйти за пределы программы.

Важнейшим компонентом самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, составляющим основу его структуры, являются самостоятельные предметные действия, выполняемые учащимся без помощи мастера. Он сам выбирает адекватные с его точки зрения способы выполнения этих действий, совершает операции, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Эти действия разнообразны по своему содержанию и направленности, и, осуществляются на основе разных средств обучения, чем и обеспечивается их разнообразие, предметность.

Образовательная, развивающая и воспитательная ценность самостоятельной деятельности на уроке производственного обучения в том и состоит, что она требует при выполнении учебного производственного задания комплекса умственных, практических и организационных действий.

В самостоятельной деятельности более чем в других видах познавательной деятельности выражены процессы саморегуляции, одним из характерных проявлений которых является самоконтроль. Каким бы активным ни было руководство мастера, правильные результаты работы на могут быть достигнуты, если учении к сам не контролирует свои действия. Не умение проверить себя – наиболее часто встречающиеся затруднения, которые испытывают в самостоятельной работе многие обучающиеся.

Самостоятельная деятельность всегда завершается какими-либо результатами. Это – выполненные швы, обработанные узлы, сшитые изделия., отремонтированные или обновленные вещи. А поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной с преподавателем работе.

В самостоятельной деятельности учащихся наблюдается единство воспроизводящих, эвристических и творческих процессов. Процессы воспроизведения проявляются в количественном накоплении готовых знаний и способов действий. Они помогают ученику овладеть необходимыми знаниями о последовательности обработки и способах обработки того или иного узла, изготовления различных изделий, состоящих из этих узлов, об особенностях изготовления изделий из различных материалов, усвоить приемы выполнения действий и операций, и, поэтому крайне необходимы для вовлечения ученика в творчество. Творческий же процесс выражается прежде всего в накоплении познавательного личного практического опыта, в новизне продукта деятельности, выборе способов обработки и элементов отделки изделий, в создании новых способов ремонта и обновления одежды, в переносе приемов.

Таким образом, в познавательной деятельности ученика, воспроизводящие процессы, протекающие в форме подражания выступают в единстве с элементами творческих процессов. Слушает ли он объяснения мастера, рассматривает образцы или схемы, наблюдает ли за практическим показом, ученик высказывает свои мысли: сравнивает, сопоставляет ранее усвоенные знания и умения, свой познавательный личный опыт с новыми знаниями и способами решения новых проблем и общественным опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию. Профориентация учащихся.

·         настроить учащихся на серьезные раздумья, связанные с их будущим профессиональным выбором;·         активизиро...

Доклад по самообразованию (2014 – 2015 уч. г.). Тема: «Использование игровых моментов и дидактических игр на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП».

В докладе рассказывается о том, что игра является уникальным средством всестороннего развития личности ребёнка, особенно детей с недостатками слуха, источником усвоения самых разнообразных знаний и ум...

Доклад по самообразованию (2013 – 2014 уч. г.). Тема: «Электронные физкультминутки для глаз на индивидуальных занятиях по РСВ и ОП».

В докладе говорится о внедрении в работу на индивидуальных занятиях электронных физкультминуток для глаз, как один из видов кратковременных (длительность: 1,5 -2 мин.) физических упражнений, проводимы...

Доклад по самообразованию «Исторический подход в исследовании истории обучения устной речи глухих учащихся»

Данный доклад поможет изучить и отследить развитие дефектологии как науки в разных странах мира....

Доклад по самообразованию «Система работы по дифференциации обучения на уроках английского языка».

Одной из актуальных проблем  преподавания иностранных языков в школе, как и всего образования, является дифференцированный подход в обучении...

Доклад по самообразованию "Игра как одна из важных форм обучения младших школьников"

С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения ...