Формирование технических умений, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей на уроках технологии
статья по технологии на тему

Федорова Светлана Викторовна

Выступление на городском методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie1.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование технических умений, раскрытие интеллектуальных и творческих

способностей на уроках технологии

       Формирование технических умений и навыков – специальная педагогическая задача. Школьник в своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы и приемы работы, которые ему задает учитель.

           В то же время преподаватель должен постоянно контролировать этот процесс, фиксируя не только качество полученного учеником результата, четко представляя себе, какие умения, приемы учебной работы сложились у ребенка.

        В учебном процессе, прежде всего, ставится особая цель – овладеть определенным умением.  Распространенным недостатком организации учебной работы учащихся является то, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно же, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.

Таким образом, при формировании технических умений, необходимо, прежде всего, мотивировать учащихся к овладению ими простых и не сложных навыков (например, пиление, строгание при обработке древесины), разъяснив при этом, что только после того, как конкретный ученик овладеет простыми приемами обработки материала, он сможет выполнять более сложные и интересные ему задания. Особое внимание учащихся при работе с инструментами следует обращать на соблюдение мер техники безопасности, правильного оборудования рабочего места, а также необходимо в процессе выполнения конкретного задания, чтобы ребенок четко представлял себе конечный вид готового изделия. При таком подходе к обучению, когда учащиеся осознают необходимость выполнения простых и монотонных технических действий, формирование технических навыков происходит значительно качественнее.

Естественно, что определить способности ребенка к выполнению тех или иных задач возможно только при наблюдении за тем как он выполняет полученные задания. Способности - это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Способности человека по отношению к ЗУН, мастерству выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности приобретать и наращивать.

        Способности обнаруживаются не в ЗУН и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Нередко при осуществлении той или иной деятельности человек не имеет к ней способностей. Если же он вынужден продолжать заниматься этой деятельностью, то сознательно или бессознательно он будет компенсировать недостаток способностей сильными «сторонами своей личности», упорством, терпением, трудолюбием.

        Возможность раскрытия творческих способностей на уроках технологии дает проектный метод работы. При подготовке проекта конкретного изделия ученик имеет возможность сам привнести в какое-либо изделие свою идею, либо наиболее интересующую его тему. Например, при выполнении работ по бумагопластике, после освоения учениками техники безопасности и приемов работы с бумагой, им было предложено сделать работу на свой выбор. Как показывает практика, при выполнении проекта на свой выбор, учащиеся значительно качественнее выполнили поставленные перед ними задачи.

  Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1)        При формировании технических навыков и умений на уроках технологии следует многократно повторять простые технические действия, при выполнении которых закрепляются определенные навыки работы с тем или иным материалом и инструментом.

2)        Раскрытию и развитию творческих и интеллектуальных способностей учеников способствует проектная деятельность, а также проведение различных конкурсов, выставок и олимпиад по технологии, когда ученик заинтересован в выполнении работы, одним из главных критериев оценки которой является идея, способ выполнения.



Информационные источники:

http://diplomba.ru/work/103072

http://moi-rang.ru

http://technomag.edu.ru/doc/172651.html

http://www.moluch.ru/archive/49/6244/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Презентация на тему : "Развитие творческих способностей на уроках технологии"

Данная презентация- это обобщение опыта работы.  В работе я раскрыла тему моей педагогической проблемы "Развитие творческих способностей на уроках технологии". Поделилась опытом  своей работ...

Развитие творческих способностей на уроках технологии

Развитие творческих способностей на уроках технологииЕсли   учитель   имеет    только   любовь  к  делу,  он   будет х...

Развития интеллектуальных и творческих способностей на уроках физической культуры.

Воспитание — это целенаправленное развитие личности для дальнейшего ее участия в культурной и общественной жизни. Цель воспитания — достижение положительных изменений в человеке, кот...