Материаловедение
презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему

Наука о свойствах материалов, используемых для изготовления швейных изделий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialovedenie_osnovnoe.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материаловедение 5 класс Учитель технологии Гимназии №92 Смирновой Е.А.

Слайд 2

Повторение пройденного материала Какие овощи вы знаете? На какие группы можно поделить овощи? Чем полезны овощи?

Слайд 3

Материаловедение – изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие… Но раз их называют одним именем – ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? Посмотри на разные ткани через увеличительное стекло: всюду нити переплетены

Слайд 4

Теперь понятно, почему нити у тканей так крепко держатся друг за друга? Кто же их переплёл? Ткацкий станок – вот кто! Продольные нити, то есть те, что натянуты вдоль станка, всё время прыгают – вверх-вниз, вверх-вниз. Не сами прыгаю , конечно, подниматься и опускаться их заставляют решётки с колечками, сквозь которые эти нити продеты

Слайд 5

Почему ткацкий челнок так назван, ясно с первого взгляда. Он не только формой напоминает лодку, но и тем, что «возит груз». Этот груз – катушка, с которой сматывается поперечная нить.

Слайд 6

Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся? Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Помнишь, в сказке Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»? На чём они пряли? Возможно на прялке.

Слайд 7

Возможно на прялке. Прялки на Руси служили не только инструментом для прядения, но и украшением жилища. В древние времена нить скручивали пальцами. Потом изобрели веретено.

Слайд 8

Другое дело - прядильная машина. Первой прядильной машиной была машина Харгревса , сконструированная им в 1764-1767 годах. Благодаря изобретению стало возможным обслуживание нескольких веретён одним рабочим .

Слайд 9

Волокно – очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры. Текстильные волокна – это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей… Натуральные волокна образуются в природе. Химические волокна получают химическим путем на заводах.

Слайд 10

Текстильные волокна Химические Натуральные Растительного происхождения Животного происхождения хлопок лён джут конопля капок

Слайд 11

Волокна растительного происхождения-хлопок Хлопчатник – это однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет, лопаются коробочки с семенами, и в каждой – будто кусочек ваты! Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити. Семена тоже идут в дело – из них выжимают хлопковое масло. Без тканей из хлопка мы сейчас и жизни себе не представляем. А ведь их начали ткать в нашей стране меньше 200 лет назад

Слайд 12

Волокна растительного происхождения-лен В старину тонкое льняное полотно называли в Европе «русским шёлком». Его умели ткать только в России. Но и сейчас русские льняные ткани славятся на весь мир. До чего красив цветущий лён – всё поле в голубеньких цветочках! Отцветёт лён, созреют на нём семена – тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие в земле микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. После этого лён можно будет расчесать – расщепить его стебельки на отдельные волокна. Из этих волокон спрядут льняные нити. А из нитей соткут ткань

Слайд 13

Волокна растительного происхождения-лен Из более толстых льняных нитей ткут парусину. Парусину можно пропитать веществом, которое отталкивает воду, - и тогда с неё «как с гуся вода». Такую непромокаемую парусину называют брезентом. На свете больше 200 видов льна, но выращивают лишь 40 видов. Ради волокон сеют лён-долгунец, ради масла – лён-кудряш

Слайд 14

Капок вырабатывают из сейбы – шелково-хлопкового дерева, распространенного в лесах Америки

Слайд 15

Сизаль вырабатывают из листьев агавы сизалевой

Слайд 16

Абака вырабатывают из листьев абаки – текстильного банана

Слайд 17

Кенаф вырабатывают из стеблей высокого (4 метра) однолетнего растения кенафа

Слайд 18

Джут вырабатывают из джута – кустарника семейства липовых

Слайд 19

Конопля вырабатывают из стеблей травянистого растения конопли

Слайд 20

Койр упругое волокно темно-бурого цвета, окружающее скорлупу кокосового ореха

Слайд 21

Свойства льна Положительные высокие гигиенические свойства; прочность. Отрицательные жесткость; низкая эластичность; сминаемость; усадка; плохо окрашивается.

Слайд 22

Свойства хлопка Положительные гигроскопичность (хорошо впитывает влагу); воздухопроницаемость; гипоаллергенность мягкость на ощупь; способность окрашиваться в яркие цвета. Отрицательные сильная сминаемость; усадка; быстро загрязняется.

Слайд 23

Получение ткани Пряжа – нити, полученные в процессе прядения Прядение – процесс в результате которого из коротких тонких волокон получают непрерывную нить. Ткань – текстильное изделие, полученное путём переплетения двух систем нитей в процессе ткачества. Основа – долевые нити – нити, идущие вдоль ткани. (прочные, не тянутся, прямая) Уток – поперечные нити – нити, идущие вдоль ткани. (менее прочные, тянутся при растяжении, извитая). Кромка – уплотнённое переплетение нитей по краям ткани. Основа Уток

Слайд 24

Ткацкое переплетение Ткацкое переплетение – это переплетение нитей основы и утка. Полотняное переплетение. Основные и уточные нити чередуются через одну.

Слайд 25

Отделка ткани Последний этап – отделка ткани – придание красивого внешнего вида. Сначала ткань отбеливают. На хлопчатобумажные ткани наносят рисунок с помощью печатных машин. Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка .

Слайд 26

Закрепление Где человек берёт натуральные волокна? В природе А химические? Производит на заводе Перечислите волокна растительного происхождения Лён, хлопок, крапива, джут, сизаль, кенаф, конопля, абака Чем полезны эти волокна для человека? Гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, гипоаллергенностью

Слайд 27

Задание 1 1.Из какой части растения вырабатывают волокна хлопка? А) корень, Б) стебель, В) плод 2. Что образуется по краям ткани при её изготовлении? А) бахрома, Б) кромка, В) кантик 3. Какие волокна относятся к растительным? А) шерсть, Б) лён, В) хлопок, Г) конопля

Слайд 28

Задание 2 1. Назовите ткани, сырьём для получения которых являются растительные волокна? А) лавсан, Б ) хлопок, В) лён, Г)капрон 2. Из каких волокон получают хлопчатобумажные ткани? А)химических, Б) натуральных 3. Как называются нити, идущие вдоль ткани? А ) Основа, Б) уток

Слайд 29

Задание 3 1. Часть растения. 2.Нити, идущие вдоль ткани. 3.Южное растение, из плодов которого получают волокно 4. Растение, давшее название ткани 5.Нити, идущие поперёк ткани 1 2 3 4 5 р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок-игра по материаловедению 5 класс

Закрепление полученных знаний по материаловедению в 5 классе в игровой форме, развивают креативность учащихся, увереность в себе, чувство такта и др....

Материаловедение, 5 класс. Урок "Виды волокон. Производство ткани"

Поурочный план. Урок №1 "Виды волокон. Производство ткани", 5 класс...

Материаловедение, 5 класс. Урок "Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение"

Поурочный план. Урок №2 " Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение", 5 класс...

Материаловедение, 5 класс. "Виды переплетений в тканях""

Поурочный план. Урок №3 " Виды переплетений в тканях", 5 класс...

Материаловедение, 5 класс. "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны"

Поурочный план. Урок №4 "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны", 5 класс...

Предмет "технология" Раздел "Материаловедение"

  Если говорить о преемственности между начальной школой и средним звеном, то, вы понимаете, что ни о какой преемственности речь в данном случае не идет – для детей это совершенно новый ...

Тесты для учащихся 5 классов по теме "Материаловедение"

Тесты для контроля усвоения материала ученицами 5 класса по теме "Материаловедение". Их можно использовать как для закрепления знаний на уроке, так и при внеклассной работе....