программа совместной проектной деятельности " Домовая резьба"
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа «Домовая резьба» по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной, носит
практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для изготовления изделий с элементами домовой резьбы. Программа органически входит в основную проектную деятельность учащихся на уроках и кружковых занятиях. Используется для индивидуальной или групповой работы с учащимися, которые выбрали данное направление деятельности
Программа предназначена для учащихся 7-11-х классов образовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа разработана для учащихся 7 - 11 классов | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Среднецарицынская СОШ
Программа совместной проектной деятельности
Разработал: учитель технологии
высшей квалификационной
категории Рогожин М.В.
2014
Актуальность.
В связи с быстрым ростом объема знаний, уменьшением количества часов на технические дисциплины и снижением познавательной предметно-практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ направленных на формирование ключевых компетенций учащихся. Творческое развитие учащихся осуществляется через знакомство с образцами декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами готовых изделий. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок. Изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Направленность программы.
Дополнительная образовательная программа «Домовая резьба» по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной, носит
практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для изготовления изделий с элементами домовой резьбы. Программа органически входит в основную проектную деятельность учащихся на уроках и кружковых занятиях. Используется для индивидуальной или групповой работы с учащимися, которые выбрали данное направление деятельности
Программа предназначена для учащихся 7-11-х классов образовательной школы.
Назначение данной программы - углубление знаний учащихся, полученных при изучении разделов «Обработка древесины», «Художественная обработка древесины»; развития у учащихся интереса к возрождению русского народного промысла, развитие у учащихся художественно-творческих способностей.
Предлагаемая программа построена так, чтобы школьникам иметь представление об умениях, навыках разметки и изготовления изделий, и о значении применения этих изделий в быту человека.
Художественная обработка материала требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она предоставляет возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого нельзя добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе и дает удовлетворительные результаты, возбуждает желание к последующей деятельности.
Цели обучения
В процессе обучения реализуются следующие цели:
- развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, навыков безопасной работы с ручным, станочным и электроинструментом; способностей в поиске, анализе и отборе информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений характере соответствующих профессий в деревообработке;
- овладение необходимыми технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности
Данная программа помогает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой и ставит своими основными задачами:
Образовательные:
- Обучить практическим навыкам изготовления деталей и изделий;
- Обучить безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;
- Формировать способность к самостоятельному конструированию изделия.
Развивающие:
- Способствовать развитию у обучающихся внимания, логического и образного мышления, творческих способностей;
- Развивать художественный вкус, ориентированный на качество изделия;
- Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструменту, оборудованию;
- Способствовать воспитанию творческой активности, трудолюбию, аккуратности, взаимопомощи, взаимовыручки.
Данная программа может применяться и для разновозрастной группы детей, так как в ней имеется возможность дифференцировать задания.
В программе выделяется несколько этапов:
- изучение теоретического материала по теме;
- разработка конструкции деталей по образцам или шаблонам;
- разработка собственной конструкции;
- изучение способов подготовки деталей к работе;
- изготовление шаблонов и разметка деталей;
- изготовление изделий;
- способы сборки и отделки изделий.
Для реализации программы используются различные формы и методы обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей детей. Очень важное место занимают занятия – выставки или защита творческой работы, на которых каждый ребенок может продемонстрировать результаты своей работы, поделиться интересными находками.
Планируемые результаты.
Личностными результатами
работы по программе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Работа по данному направлению способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у учащихся должны быть сформированы:
- действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
- действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
- проектная деятельность
- контроль и самоконтроль.
Метапредметными результатами
работы является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные УУД
- планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
- отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
- самоконтроль и корректировка хода практической работы;
- самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
- оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
- осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;
- сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;
- чтение и выполнение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
- моделирование и изготовление изделий с разными конструктивными особенностями;
- конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
- сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
- сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
- анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
- разработка, составление и выполнение инструкций, алгоритмов при решении учебных задач;
- проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
- поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД
- учёт позиции собеседника;
- умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
- умение разрабатывать вопросы и проводить опрос, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
- осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
Предметными результатами
изучения данного курса являются необходимые сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, опыт творческой и проектной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся будут
знать/понимать:
- Назначение и применение домовой резьбы;
- Общие сведения о древесных материалах для резьбы;
- Назначение и применение инструментов и оборудования;
- Правила техники безопасности при работе;
- Основные способы изготовления изделий с элементами домовой резьбы;
- Способы сборки изделий;
- Способы отделки изделий.
уметь:
- Правильно и безопасно использовать инструменты и станочное оборудование;
- Выбрать, подготовить и разметить заготовку;
- Обработать ее выбранным способом;
- Использовать различные приемы сборки и способы отделки изделий;
- Рационально организовывать свою работу.
владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативной
- социально-трудовой
- познавательно-смысловой
- учебно-познавательной.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- использовать ПК для решения технологических, конструкторских, экономических задач
- производить обработку конструкционных материалов с применением ручного и станочного оборудования; электроинструментов
- обеспечивать безопасность при выполнении работ
- проектировать и изготовлять полезные изделия
- определять экономические затраты на изготовление изделия
Нужно заметить, что на изучение данной программы не отводится строго определенное количество часов. По каждому разделу даны только ориентировочные временные промежутки, которые каждый ученик может уменьшить или увеличить, исходя из собственных соображений, возможностей и желаний.
Учебно- тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 | Назначение и применение домовой резьбы Виды резьбы Инструменты и приспособления Правила и способы разметки деталей Разработка конструкции деталей и изделия Изготовление деталей изделия Отделка деталей. Сборка изделия Доводка и испытание изделия | 6 3 6 8 6 10 10 4 | 2 1 2 4 2 2 2 1 | 4 2 4 4 4 8 8 3 |
| Итого: | 53 | 16 | 37 |
Содержание программы.
- Назначение и применение домовой резьбы (6 часов).
- История развития;
- Элементы резьбы;
- Назначение элементов резьбы.
- Виды резьбы (3 часа):
- Прорезная;
- Рельефная;
- Накладная;
- Скульптурная.
- Инструменты и приспособления (6 часов):
- Ручной инструмент;
- Электроинструмент;
- Правила безопасной работы с инструментом;
- Организация рабочего места.
- Правила и способы разметки деталей (8 часов):
- Разметочный инструмент;
- Разметка циркульных и лекальных кривых;
- Изготовление шаблонов;
- Разметка деталей с помощью шаблонов и инструментов.
- Разработка конструкции деталей и изделия (6 часов):
- Изучение и анализ чертежей готовых деталей и изделий;
- Разработка чертежей собственного изделия;
- Изготовление шаблонов и разметка деталей;
- Изготовление деталей изделия (10 часов):
- Правила безопасности при изготовлении деталей изделия;
- Подбор заготовок, приспособлений и оборудования;
- Разметка деталей;
- Изготовление деталей.
- Отделка деталей, сборка изделия (10 часов).
- Особенности отделки деталей;
- Отделка вручную и с помощью приспособлений и электроинструмента
- Шпаклевка, пропитка, окраска, лакирование.
- Доводка изделия (4 часа):
- Фрезерование кромок;
- Финишные работы.
Информационное обеспечение программы.
Литература.
- А.С. Хворостов Декоративно-прикладное искусство в школе.
- Г.Я. Федотов Волшебный мир дерева.
- А.В. Березнев Резьба по дереву.
- А.С. Хворостов Мастерим вместе с папой
- А.М. Шепелев Как построить сельский дом
- Х.И. Махмутова Роспись по дереву
- Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.
- Дымковский И. П. Домовая резьба.
- Рогов О. П. Энциклопедия народного умельца.
Ресурсы интернет – пространства:
- www.drevoportal.ru
- les.novosibdom.ru
- www.shushara.ru
- Ru.wikipedia.org/wiki/
- www.crver7.ru/content_php?article153
Методическое обеспечение программы.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие:
- учебного кабинета,
- необходимого деревообрабатывающего инструмента и приспособлений,
- необходимого станочного оборудования,
- переносного электроинструмента,
- оборудования и принадлежностей для окончательной обработки и отделки
изделий,
- необходимого дидактического, раздаточного материала.
- возможность поиска необходимой информации в пространстве интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"
Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....
Статья "Совместная проектная деятельность как эффективная форма воспитания"
Выступление на второй международной научно-практической конференции "Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования" и публикация в сборнике матери...
Статья "Совместная проектная деятельность"
Совместная проектная деятельность...
Совместная проектная деятельность на уроках литературного чтения и немецкого языка в начальной школе
Совместная деятельность учителя начальной школы Лисичкиной Татьяны Васильевны и учителя немецкого языка Шустовой Ларисы Александровны на уроках литературного чтения....
Буклет "Мы вместе!" Совместная проектная деятельность с родителями
Задачи:¨ Создание благоприятных условий для развития познавательного интереса и эстетического вкуса учащихся.¨ Активное творческое воплощение коллективом воспитанников в ...
Формирование коммуникативных способностей учащихся коррекционной и средней школ посредством совместной проектной деятельности
В статье описан опыт первого года реализации проекта «Взаимодействие учащихся коррекционной и средней школ, посредством организации совместной проектной деятельности «Общаемся в ,,Игра-Сит...
План совместной проектной деятельности по песочной терапии "Волшебный песок"
Проект "Волшебный песок" совместно с педагогом-психологом. В альбоме "Волшебный песок" прилагаю фотографии....