Проект "Введение в мир профессий"
проект по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Создание информационно - образовательного пространства как ресурсного центра профессиональной ориентации, социальной адаптации и подготовки обучающихся с ОВЗ к трудовой деятельности в современных рыночных отношениях.
В рамках реализации проекта будут разработаны: методические рекомендации, проведены тренинги, беседы, круглые столы, игры, праздник труда, экскурсии и др.
В перспективе данный проект будет реализован с обучающимися 1 – 9 классов. В проекте примут участие педагогический коллектив, родители, обучающиеся и Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр развития профессиональной карьеры» г. Новосибирска.
Занятия будут проводиться два раза в месяц. Как показал опыт, такая форма организации занятий является эффективной и целесообразной. Работа каждую неделю менее желательна, так как снижается интерес к занятиям у детей с ограниченными возможностями.
Результаты предлагаемого проекта предоставлены за один учебный год для 8-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vvedenie_v_mir_professii.docx | 46.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Специальное (коррекционная) школа № 60" Центрального округа
Проект "Введение в мир профессий"
Исполнители:
учитель трудового обучения
высшей квалификационной категории
Чумакова Е.А.
педагог - психолог
первой квалификационной категории
Бородина Е.А.
Г.Новосибирск 2015 год
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Проект «Введение в мир профессий» будет реализован в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении г.Новосибирска «Специальной (коррекционной) школе № 60», которая существует в городе Новосибирске с 1941года, с 1973 года в здании по адресу 1905 года 61. За данный период накоплен огромный опыт обучения, воспитания и коррекции обучающихся с ограниченными возможностями. В настоящий момент в школе насчитывается 93 обучающихся. Обучение детей в школе ведется по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью.
Миссия проекта: Создание информационно - образовательного пространства как ресурсного центра профессиональной ориентации, социальной адаптации и подготовки обучающихся с ОВЗ к трудовой деятельности в современных рыночных отношениях.
В рамках реализации проекта будут разработаны: методические рекомендации, проведены тренинги, беседы, круглые столы, игры, праздник труда, экскурсии и др.
В перспективе данный проект будет реализован с обучающимися 1 – 9 классов. В проекте примут участие педагогический коллектив, родители, обучающиеся и Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр развития профессиональной карьеры» г. Новосибирска.
Занятия будут проводиться два раза в месяц. Как показал опыт, такая форма организации занятий является эффективной и целесообразной. Работа каждую неделю менее желательна, так как снижается интерес к занятиям у детей с ограниченными возможностями.
Результаты предлагаемого проекта предоставлены за один учебный год для 8-9 классов.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В условиях современного общества проблема профориентации должна решаться на основе свободного и осознанного выбора специальности по склонностям и способностям, соответствовать интересам общества и человека.
В этой связи особую актуальность приобретает процесс профессионального самоопределения, который определяет содержание, формы и методы профориентационной работы на разных этапах развития человека, а именно: обучение в школе, специальное образование, освоение профессии.
Профессиональная ориентация детей с ОВЗ – это обоснованный выбор трудового пути, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности, а также максимальной эффективности обучения и дальнейшего трудоустройства в выбранной профессии. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении детей с ОВЗ она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности систем организма.
Обучающиеся с ОВЗ будут успешны в жизни и конкурентноспособны, если в раннем возрасте сформировать у них профессиональную мотивацию посредством эффективной системы профессионального ориентирования.
Таким образом, комплексный подход в решении выбора профессии и коррекции нарушений, обучающихся с ОВЗ, облегчит социальную адаптацию данной категории детей.
ПОСТАНОВКА ПОБЛЕМЫ
Современный рынок труда характеризуется наличием противоречия: с одной стороны, в экономике страны сохраняется достаточно высокий процент безработицы, с другой стороны, все более ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию обучающегося с ОВЗ, специальная коррекционная школа нацелена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку своих обучающихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Практика показывает, что выпускники с ограниченными возможностями здоровья испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом причин:
- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
- нестабильная государственная гарантия материального обеспечения и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- слабая заинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблемы образования и трудоустройства выпускников специальной (коррекционной) школы;
- выпускник школы не имеет возможности широкого выбора профессии в силу интеллектуального дефекта ( в г. Новосибирске два учебных заведения, в которых выпускники с ОВЗ могут получить профессии: штукатур – маляр, швея, столяр, с 2015 года овощевод - цветовод.)
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество обучающихся с ОВЗ.
Мониторинг жизнеустройства выпускников
Учебный год | Всего выпускников | Продолжили обучение в ПУ | Трудоустроены | Инвалиды | Не обучаются, не трудоустроены |
2012 – 2013 | 10 | 8 | - | 2 | - |
2013 – 2014 | 15 | 9 | - | 3 | 3 |
2014 – 2015 | 9 | 3 | 1 | 5 | - |
Из сравнительной таблицы жизнеустройства выпускников видно, что в течение последних трех лет прослеживается тенденция к уменьшению численности выпускников, продолжающих обучение в училищах.
Из общего количества выпускников школы - 38% не смогли трудоустроиться после её окончания по двум причинам:
- неконкурентоспособны на рынке труда;
- вследствие легкой, тяжелой и умеренной умственной отсталости (возможность трудоустройства обучающихся, имеющих данный диагноз существенно ограничены).
Таким образом, существует ряд серьезных проблем в обществе для лиц с ограниченными возможностями, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество данной категории людей.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовой и документальной основой проекта программы "Введение в мир профессий" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются:
- - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- - Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- - Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- - Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под общ. ред. И. М. Бгажноковой. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010.
Основная цель проекта: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального самоопределения и адаптации к новым образовательным условиям.
Задачи:
1. Создание условий для формирования обоснованного профессионального выбора выпускников с ограниченными возможностями здоровья;
2. Систематизация методов и приёмов работы с обучающимися с умственной отсталостью, влияющих на процесс профессионального самоопределения и определение основных направлений профориентационной работы в школе.
3. Оптимизация процесса формирования у обучающихся с ОВЗ системы эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, своей будущей профессии и самому себе как специалисту.
4. Диагностика психофизических особенностей и интеллектуальных способностей обучающихся с ОВЗ, соответствующих профессиональному выбору.
5. Уделять особое внимание работе с семьёй, вести разъяснительную пропаганду, координировать родителей при выборе профессии, рекомендовать обращать внимание на тот или иной вид деятельности обучающегося, соответствующий его психофизическим возможностям.
6. Организовывать тесную взаимосвязь с внешними структурами: центром занятости населения, профессиональными училищами, специализирующимися на подготовке детей с ограниченными возможностями.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый этап
1-4 классы:
– допредпрофильный – формирование у младших обучающихся с ОВЗ любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружения, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности детей в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности по мере их психофизических возможностей и навыков.
На первой ступени обучения профориентационная работа в начальном звене ведется на уровне профинформации. Обучающиеся знакомятся с особенностями основных профессий, связанных с интеллектуальной и физической трудовой деятельностью людей; усваивают основные требований к человеку той или иной профессии (на примере изученных); овладевают простейшими трудовыми навыками и используют их в повседневной жизни.
Курс профориентации носит прикладной характер: его темы включены практически во все предметы, изучаемые в начальной школе, где дети знакомятся с различными профессиями людей.
Ожидаемые результаты:
- Формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную; трудовую, игровую, исследовательскую.
Второй этап
5 -7 классы: – предпрофильный – формирование у подростков с ОВЗ начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
Ожидаемые результаты:
- Развитие личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
- Представление о собственных интересах и возможностях.
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики через уроки трудового обучения, СБО, истории, географии, биологии, литературы, внеклассных групповых занятий и экскурсий.
Третий этап
8-9 классы: профильный. Цель – помочь обучающимся с ОВЗ сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников 9-го класса.
На этом этапе по интеллектуальным и физическим возможностям, у выпускников с ограниченными возможностями, формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Детям оказывается индивидуальная консультационная помощь в выборе профессии, определении стратегии действий по освоению запасного варианта.
На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда). Профессиональное определение подростков с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профориентационная деятельность предлагается через трудовую подготовку. Осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов. Обучающиеся с ОВЗ знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Получение информации о реестре существующих профессий обучающимися с ОВЗ.
- Ознакомление обучающихся с ОВЗ о своих личностных особенностях, возможностях, способностях и о своем профессиональном соответствии.
- Выбор будущей профессии с учетом психофизических особенностей и учетом состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии.
- Получение информации о профессиональных заведениях (путях, получения профессии).
- Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности обучающимися с ОВЗ.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
этап | действие | сроки выполнения | ответственный |
1 этап – допредпрофильный | Беседы, сюжетно-ролевые игры, кружки, экскурсии, использование ИКТ | 4года | Администрация, педагоги трудового обучения, классные руководители |
2 этап – предпрофильный | Экскурсии, информационно-справочные, сюжетно-ролевые игры, консультации использование ИКТ. | 3года | Администрация, педагоги трудового обучения, классные руководители\ |
3этап- профильный | Информационно-справочные, просветительские консультации, тесты, экскурсии, встречи со специалистами предприятий, училищ, консультации, тренинги, сюжетно-ролевые игры, использование ИКТ | 2года | Администрация, педагоги трудового обучения, классные руководители, соц.педагог, психолог, родители |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Кадровые ресурсы: администрация, руководители проекта, классные руководители, учителя трудового обучения, социальный педагог.
Организационные ресурсы: Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр развития профессиональной карьеры» г.Новосибирска, Новосибирский Центр профессионального обучения№1 ул. Весенняя 12, Новосибирский Центр профессионального обучения№2 ул. Первомайская 206, Комплексный Центром адаптации инвалидов ул. Немировича-Данченко №100.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Информационные ресурсы: литература, интернет.
РЕЗУЛЬТАТ
- Положительные отзывы родителей и обучающихся с ОВЗ о профориентационной подготовке выпускников школы.
- Мониторинг жизнеустройства выпускников после окончания школы (постпрофильный этап).
- Морально-эмоциональная поддержка обучающихся с ОВЗ при выборе будущей профессии (снятие тревожности, агрессии, формирование коммуникативных и организаторских склонностей).
- Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки.
РИСКИ
Работая над проектом, мы столкнулись с рядом трудностей:
- Позиция старших членов семьи: часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, или наоборот не согласны с выбором, навязывая свои установки, не учитывая их психофизические возможности.
- Позиция сверстников: дружеские отношения часто влияют на выбор профессии.
- Высокая степень неопределенности жизни обучающихся с ОВЗ, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
- Проект должен быть доступным.
- Подключение родителей, классных руководителей и педагогов группы продленного дня к проведению бесед, презентаций, экскурсий.
Необходимость профориентационной работы по годам обучения начиная с младшего возраста, при обязательной преемственности работы из года в год.
Доступность образования и получении информации о реестре существующих профессий, соответствующих определенным психофизическим особенностям и физическим ограничениям для обучающихся с ОВЗ.
Объективная самооценка обучающегося с ОВЗ, в соответствии с реальными требованиями, выбираемой профессии.
Свобода выбора профессии, которая предполагает, с одной стороны учет имеющих физических ограничений, с другой стороны готовность социума принимать людей с ОВЗ, и создавать им соответствующие места.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Разработанный проект может быть использован психологами и педагогами в профориентационных целях; результаты работы и намеченные привлекут специалистов коррекционных школ, что позволит более качественно решать задачи по формированию профессионального самоопределения и социально-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОЕКТУ
Компетенции, необходимые обучающимся для принятия верного решения в выборе профессии:
1) Информационные (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).
2) Ценностно-смысловые (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию).
3) Учебно-познавательные (умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).
4) Социально-трудовые (активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).
5) Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с людьми.
Литература
- Агавелян О.К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.
- Бодеман Й.О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1982. - № 3.
- Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.
- Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. трудов./Под ред. С. Н. Чистяковой. - Москва, 1989.
- Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. - 1976. - № 6.
- Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
- Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. - 1991. - № 4.
- Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1997. - № 4.
- Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1989. - № 3.
- Михайлов И. В. Психология в системе работ по профориетации.//Вопросы психологии. - 1975. - № 1.
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.
- Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - Москва, 1985.
- Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. - 1995. - № 5.
- Попов Ю. И., Бгажнокова И. М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью.//Дефектология. - 1995. - № 1.
- Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. /Сост. А. Д. Виноградова. - Москва, 1985.
- Психология развивающейся личности./Под ред. А. В. Петровского. - Москва, 1987.
- Рекомендации по организации молодежи на строительные профессии./Под ред. В. В. Петровой. - Москва, 1987.
- Розенштейн П. М., Елисеева Г. Н., Кузнецов Е. С. Школьный кабинет профессиональной ориентации. - Казань, 1984.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - Москва, 1986.
- Симоненко В. А. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. - Москва, 1985.
- Успенский В. Б. Управление профессиональной ориентацией в школе. - Ярославль, 1987.
- Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - Москва, 1983.
- Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1996. - № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир профессий. Выбор профессии.
Открытый урок для 11 класса....
презентация:"Выбор профессии" 8 класс для урока:"Профессии"
презентация для урока:"Профессии"...
Занятие на тему "Все профессии важны, все профессии нужны"
Познакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий....
Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"
Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...
Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»
В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...