Семинар "Активные методы в преподавании истории "
статья по технологии на тему
формы и методы используемые на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар по теме "Использование современных технологий и подходов на уроках истории».
- Ооржак Аржаана Борисовна , учитель истории и обществознания
Разделы: Преподавание истории. Общепедагогические технологии
Успешность деятельности учителя истории определяется многими взаимосвязанными факторами. Важнейшим фактором развития и совершенствования общества является система образования. И только эффективная система образования может стать гарантом сохранения достойного места в России в мировом сообществе. В начале 21 века глубокие изменения произошли и в системе историко - обществоведческого образования. Эти изменения затронули теоретические основы, так и практику обучения. В современной России значимость школьного исторического образования, его социальная роль возрастает, усиливается в связи с потребностью общества культурной преемственности между поколениями, консолидации общества. Модернизация системы школьного исторического образования современной России обусловлена комплексом социально – исторических и научно – педагогических факторов. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Глубокие изменения охватили и систему школьного исторического образования в России. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. И здесь велика роль учителя. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у школьников умения, навыки, которые они смогут применить в различных жизненных ситуациях.
Цель семинара: показать использование современных технологий и подходов на уроках истории, характер взаимодействия «учитель–ученик» в современном образовании, провести сравнительную характеристику сочетания различных подходов на уроках истории.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Структура проведение семинара:
- Постановка проблемы – (проблемные вопросы: «Как выбрать соответствующий подход при построении современного урока? Какой урок истории нужен сегодняшним школьникам? Что значит «современный урок».)
- Проверка понимания (понятие « технология» с научной трактовкой).
- Планирование способов составления уроков истории («Использование современных технологий и подходов при составлении уроков истории »). Краткая характеристика технологий и подходов (восприятие и осмысление – анализ результатов).
- Подведение итогов – рефлексия.
ХОД СЕМИНАРА
Вступление учителя
Презентация. Слайд 1
Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, раскрыть способности каждого, помочь адаптироваться в новых жизненных условиях (обрести уверенность в жизни). Следуя этому, в своей профессиональной деятельности я стараюсь учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые формы и методы организации учебного процесса. В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, т.е. компетенций. Сегодня главной задачей школы является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав свой выбор. И тогда каким должен быть урок истории в современной школе? «Что влияет на «современность» урока?
Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения?.. Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Каковы особенности построения современного урока? Какой урок нужен сегодняшним школьникам?»
Поразмышляем над этими вопросами.
1. Гипотезы
Для начала разберемся, что же такое современный урок в нашем понимании…
Слайд 2 (варианты участников семинара записываются на слайде)
(По-вашему, современный урок – это…, в вашем понимании…, как вы считаете – что такое современный урок).
Если позволите, я обобщу мнение нашей аудитории. Современный урок – это урок, который предполагает…(зачитываются записанные на доске варианты).
Вывод: сегодня в современной школе существуют 2 способа организации процессов современного образовательного пространства: традиционного и инновационного.
Каким должен быть современный урок? Как и для учеников, так для учителя, урок интересен, когда он современен в широком понимании этого слова. Современный -это совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом актуальный. Актуальный ( от лат. – деятельный ) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Современный урок закладывает основание для будущего. т.е. это урок основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом – учителем и учащимися. И важную роль играет характер взаимодействия учителя с учеником. Какие отношения между учителем и учеником предполагает современное образование? Очень важным мне кажется стиль отношений с учениками. Я предпочитаю демократические отношения между учителем и учеником. Чтобы ученик чувствовал себя на уроках свободно. Свободно излагал свои мысли, анализировал, делал выводы. В чем сущность взаимодействия учителя и ученика в современном образовании? Каким словом можно обозначить характер их взаимоотношений? (партнерские.) Роль учителя в современном уроке велика. Именно учитель может создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования).
Слайд 2
- Понятие и сущность « технология» (с научной трактовкой).
В развивающем подходе понятие «методика» заменяется понятием « технология». И он обозначал не что иное, как описание способов использования технических средств, в процессе обучения для повышения его эффективности. Педагогическая технология – это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоение знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм обучения.
Слайд 3.
3.«Использование современных технологий и подходов на уроках истории»
Основываясь, на содержании личностного подхода в образовании на своих уроках я в основном использую соответствующие формы и методы и приемы работы, которого требует современное общество. Чтобы реализовать основные задачи учебной деятельности в основе преподавания использую различные технологии и методы в преподавании истории. В основном применяю сочетание различных подходов и методов.
Образовательные технологии классифицируются по обобщающему основанию – виду педагогической деятельности: воспитательные, обучающие, коммуникативные. На уроке можно использовать все виды педагогической деятельности, поэтому классификация весьма условна, однако помогает выделить то, что представляется более значимым в работе на конкретном уроке.
Рассматриваемые ниже технологии принадлежат к обучающей группе. Они описывают процесс обучения с позиции комплексных воздействий учителя на процессы мышления учащихся. Главная цель – придание познавательной деятельности на уроке характеристик интереса, активности, мотивированного выбора вариантов решения задач.
Классификация по виду деятельности на уроке:
- проблемно - поисковые технологии обучения;
- технология исследовательской деятельности;
- технологии моделирующего обучения;
- коммуникативно-диалоговые технологии.
Основные черты технологий развития умственной деятельности:
- процессуально – целевая ориентация;
- относительная целостность;
- ориентируют учащихся на самостоятельное освоение новых знаний, развитие познавательных возможностей;
- процесс обучения представляется как творческий поиск решения познавательных задач;
- активная позиция учащегося в процессе обучения;
- позиция педагога – « партнер по учебному исследованию».
Проблемно- поисковая технология.
Эта технология основана на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Идеи обучения на этой основе впервые были высказаны Д.Дьюи. В отечественной педагогике теория и практика проблемно - поискового обучения разрабатывалась в трудах Л.С.Выготского, Л.Рубенштейна, М.Н.Снаткина, А.М.Матюшкина, И.Я.Лернера.
Общие черты:
- направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения;
- постанова учащегося в позиции исследователя, первооткрывателя;
- столкновение учащихся противоречиями между новыми и прежними представлениями;
- рефлексивная деятельность учащегося, как в интеллектуальном, так и в эмоционально - личностном плане;
- выдвижение и постановка проблемы и сбор данных, проверка гипотез, обобщение.
Технология исследовательской направленности.
Систематическое изложение принципов учебного исследования было предпринято Д.Бруннером. В отечественной педагогике учебное исследование изучалось, в основном в рамках проблемного изучения, в трудах М.А.Данилова, Л.В.Занкова, Б.Д. Эльконина, Т.И.Шамова. Наиболее распространенным является понимание исследовательского обучения, когда учащийся самостоятельно овладевает понятиями, способами решения проблем в процессе познания, направляемом учителем.
Модель исследовательского обучения включает следующие процедуры:
- Обсуждение проблемы и способов ее формулирования;
- планирование исследовательской деятельности;
- осуществление исследовательской деятельности.
Варианты исследовательских технологий:
- по уровню самостоятельности учащихся;
- по содержанию и значимости проблем;
- по представленности отдельных процедур.
Виды: проекты, планы, комплексное обучение, лабораторный опыт.
Технология моделирующего обучения (учебные игры).
В отличие от традиционного обучения, дидактические игры выполняют вспомогательную роль: иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально - привлекательный фон. В развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия, оценочную деятельность при анализе принятия решений и достигнутых результатов. Наиболее часто в учебном процессе используются такие виды игр: игры – ситуации, сюжетные игры, интеллектуальные игры, игры – имитации, состязательные игры, коммуникативные игры, игры – процессы.
Технология развивающего обучения Л.В.Занкова.
На основе экспериментальной работы Л.В.Занков описал дидактические особенности системы обучения эффективной для развития учащихся. Задача общего психического развития понимается задача развития ума, воли, чувств детей. Ее решение рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков. В содержание образования входят и теоретические и эмпирические знания, самостоятельные наблюдения детей. Важным элементом является познание, осознание ребенка самого себя. Система обучения по Занкову базируется на следующих принципах:
- обучение с соблюдением меры трудности;
- изучение программного материала быстрым темпом;
- осознание школьниками процесса учения;
- общее развитие всех учащихся.
Дифференциация обучения в развивающем подходе.
Одной из новых особенностей развивающего подхода является разноплановая дифференциация, т.е. форма организации учебной деятельности школьников, при котором учитываются их склонности, интересы, способности. Это создание различий между частями в классе, образовательной системы с учетом одного или нескольких направлений. Дифференциация в переводе от латинского означает разделение, расслоение целого на части. Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (группами) образовательной системы с учетом одного или нескольких направлений.
В настоящее время в практике применяется пять моделей дифференциации:
- поточная модель (выделяют три потока – облегченный, основной, продвинутый);
- уровневая модель (внутри класса выделяют разно уровневые группы);
- модель смешанных способностей (изучение темы дети начинают вместе, затем проводят тестирование и класс делится на два потока: в одном изучается на продвинутом уровне, а другом повторяется в облегченном варианте);
- интегративная модель (интеграция и смешение предметных областей, большое внимание уделяется развитию личности);
- инновативная модель (программы обучения совершенствуются с учетом мнения учащихся).
Коммуникативно - диалоговые технологии.
1.Постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения.
2.Введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний учащихся.
3.Целенарпрвленный ход обсуждения.
4.Анализ и оценка дискуссии.
5.Подведение итогов.
Виды дискуссий:
- учебная;
- проблемная дискуссия;
- межгрупповой диалог;
- дискуссия с игровым модулированием;
- направленный диалог;
- дискуссия в разных формах (например, «круглый стол»);
- коллективные дискуссии.
Рефлексия
Деятельность современного учителя, – развитие. И в моем понимании – это развитие своего потенциала, стремление к самореализации и самосовершенствовании.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Интерактивные методы в преподавании истории и обществознания"
Теоретическая статья, посвященная основам практического применения современных интерактивных технологий в работе учителя истории и обществознания....
«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».
Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...
Эссе: «Современные методы преподавания истории и обществознания».
Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в общеобразовательной школе настоятельно требуют от нас, учителей-практиков, применения инновационных метод...
Использование метода проектов при преподавании истории.
В данной работе собран теоретический материал о методе проектов. В практической части продемонстрирован опыт исследовательской работы....
Использование метода сценария в преподавании истории.
Данная разработка посвящена одной из методик преподавания общественных дисциплин, которые принято называть активными методиками. Метод интересный и эффективный. Думаю, поможет разнообразить уроки ищущ...
Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении
Использование интерактивных методов в преподавании истории как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении...
Семинар "Активные методы в преподавании истории "
формы и методы используемые на уроках истории...