Кружок «Рукоделие»
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) на тему

Еремина Ирина Григорьевна

Программа внеурочной деятельности кружок «Рукоделие».

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_rukodelie.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

внеурочной деятельности

кружок  «Рукоделие»

Пояснительная записка.

Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены  на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности, формировать  у обучающихся эстетический вкус, воспитывать уважение и интерес к рукоделию.

В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого  опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Изучение народных промыслов является эффективным средством развития личности учащегося, решением многих воспитательных задач. Включение детей в эту деятельность позволяет приобщить их к духовно-нравственным ценностям, национальной культуре, формировать эстетический вкус, воспитывать уважение и интерес к труду.

При этом успешно реализуются и основные задачи технологического образования: формирование технологических знаний, умений и навыков работы с ручными и механизированными инструментами, привитие навыков безопасной работы и приему рациональной организации рабочего места. У детей формируется культура труда и общения, социальный опыт работы в коллективе, умение использовать элементы исследовательского, творческого подхода к жизненным ситуациям, делать выбор из множества возможных решений художественной обработки изделий. Они учатся работать с различными источниками информации, осваивают метод проектов. Расширяются сведения о разнообразных художественно-прикладных возможностях текстильных и других материалов

Знакомство детей в простой и доступной форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные качества.

Цель программы – формирование  у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства.
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое,  эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь  к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых )

Предполагаются различные упражнения, задания. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

Программой предусмотрена творческая работа по теме декоративно-прикладного искусства.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на 1 занятие в неделю по 2 часа,   комплектуется из обучающихся 5-6-7 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы  - 10-12 человек.  

Характеристика  ожидаемых результатов.

В результате обучения  в кружке обучающиеся  должны получить 

 знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при обработке различных материалов;
  •  о месте  и роли  декоративно- прикладного  искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно- прикладного искусства;
  • о вышивке .
  • разнообразие направлений лоскутной техники шитья;
  • методы лоскутного шитья;
  • способы создания несложных узоров;
  • основные правила ухода за готовыми изделиями;

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала);
  • вышивать , создавать композицию .
  • выбирать и подготавливать ткань;
  • определять цветовую гамму тканей;
  • подготавливать инструменты и принадлежности;
  • разбираться в схемах и узорах;
  • конструировать самостоятельно узоры;
  • выполнять основные приемы шитья;

Модуль «Традиционная народная вышивка»

Тематический план.

№ п/п.

Название  темы

Дата

Кол-во часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

2

3

4

5

6

7

Знакомство с русскими обрядами, традициями

Краткие сведения об орнаменте, композиции и мотиве русской вышивке

Материалы, инструменты, применяемые в работе

Виды простейших и украшающих швов.

Овладение основными швами: роспись, набор,

гладь, крест.

Элементы глади. Ассортименты изделий, вышитых гладью.

 

Творческая работа. 

2

\

4

2

6

6

6

8

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

5

5

5

7

Всего

34

7

27

Модуль «Традиционная народная вышивка»

Содержание программы

Тема 1. 2 часа

Знакомство с русским народным костюмом.

Основное содержание. Из истории костюма. Основные элементы костюма. Способы отделки костюма.

Практическая деятельность. Зарисовка эскизов.

Тема 2. 2 часа

Краткие сведения об орнаменте, композиции русской вышивки.

Основное содержание. Из истории народной вышивки. Орнамент. Композиция. Цветовая гамма.

Практическая деятельность. Зарисовка схем вышивки.

Тема 3. 2 часа

Материалы и инструменты, применяемые в работе.

Основное содержание. Материалы для вышивки. Виды канвы. Нитки для вышивания. Техника безопасности.

Практическая деятельность. Подготовка канвы. Обработка края. Закрепление в пяльцах.

Тема 4. 6 часов

Виды простейших и украшающих швов.

Основное содержание. Технология выполнения ручных швов. Виды швов для отделки.

Практическая деятельность. Заправка и закрепление нити на ткани. Выполнение швов «вперед иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный.

Тема 5. 6 часов.

Овладение основными швами.

Основное содержание. Виды счетной вышивки: «роспись», набор, гладь, крест. Технология выполнения.

Практическая деятельность. Выполнение швов: «роспись», набор, гладь, полукрест, крест по схеме и рисунку.

 Тема 6. 6 часов.

Элементы глади. Ассортимент изделий, вышитых гладью.

Основное содержание. Использование вышивки гладью для отделки. Виды глади. Подбор ниток.

Практическая деятельность. Выполнение элементов «русская гладь» , «счетная гладь».

Тема 7. 10 часов

Творческая работа.

Основное содержание. Определение объекта работы. Подбор материалов. и. Определение последовательности.

Практическая деятельность. Выполнение самостоятельной работы.

Литература

  1. Волшебные узоры. Секунова Т. И. – Самара: Самарский дом печати, 1994
  2. Курс женских рукоделий. – СПб.: «Слово», 1902
  3. Рукоделие. М.: «Асцендент», 1993
  4. Школа рукоделия. М.: Олимп, 1999

Модуль «Лоскутная радуга»

Тематический план.

№ п/п

Название темы

Дата

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1.

Основы ремесла

   2

1

1

2.

Раскрой

4

1

3

3.

Узор блока

6

1

5

4.

Узоры из полосы

6

1

5

5.

Мозаика

8

1

7

6.

Творческая работа

10

1

9

Всего:

36

6

30

Модуль «Лоскутная радуга»

Содержание программы

Тема 1. 2 часа

Основы ремесла

Основное содержание. Ткани. Предварительная обработка. Рисунок. Гармония красок. Швейные принадлежности.

Практическая деятельность. Подготовка к работе. Подбор лоскута по цвету, фактуре.

Тема 2. 4 часа

Раскрой.

Основное содержание. Конструирование узора. Шаблоны. Раскрой. Ручное и машинное шитье. Влажно-тепловая обработка.

Практическая деятельность. Изготовление шаблонов и раскрой по ним. Сборка элементов в единое изделие.

Тема 3. 6 часов

Узор блока

Основное содержание. Техника «изба». Гармония цвета. Сборка блоков. Отделка.

Практическая деятельность. Изготовление шаблонов. Раскрой. Сборка блоков. Изготовление изделия в технике «изба». Отделка.

Тема 4. 6 часов

Узор из полос

Основное содержание. Техника выполнения узора. Составление эскиза. Сборка полос. Отделка.

Практическая деятельность. Раскрой. Сборка полос. Изготовление подушки из полос. Отделка.

Тема 5. 8 часов.

Мозаика

Основное содержание. Основные приемы выполнения. Треугольные мотивы. Сборка квадратов и полос.

Практическая деятельность. Изготовление шаблонов. Раскрой. Сборка квадратов и полос. Изготовление мозаики.Отделка.

Тема 6. 10 часов

Выполнение творческой работы

Основное содержание. Определение объекта работы. Подбор материалов. Разработка собственной конструкции. Определение последовательности.

Практическая деятельность. Выполнение самостоятельной работы.

Литература.

  1. Волшебные узоры из лоскутов. Стежка. М.: Ниола-Пресс, 1993
  2. Лоскутная мозаика. Андронова Л. А. – М.: «Школа-Пресс», 1993
  3. Чудеса из ткани своими руками. Нагибина М. И. – Ярославль.: «Академия развития», 1997
  4. Школа рукоделия. М.: Олимп, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования направление «Прикладное творчество» кружок «Рукоделие»

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с ограниченными возможностями здоровья с природой и культурой, трудом и искусством. Это своеобра...