Кружок «Рукоделие»
рабочая программа по технологии (5, 6, 7 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности кружок «Рукоделие».
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rukodelie.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеурочной деятельности
кружок «Рукоделие»
Пояснительная записка.
Актуальность программы
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности, формировать у обучающихся эстетический вкус, воспитывать уважение и интерес к рукоделию.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Изучение народных промыслов является эффективным средством развития личности учащегося, решением многих воспитательных задач. Включение детей в эту деятельность позволяет приобщить их к духовно-нравственным ценностям, национальной культуре, формировать эстетический вкус, воспитывать уважение и интерес к труду.
При этом успешно реализуются и основные задачи технологического образования: формирование технологических знаний, умений и навыков работы с ручными и механизированными инструментами, привитие навыков безопасной работы и приему рациональной организации рабочего места. У детей формируется культура труда и общения, социальный опыт работы в коллективе, умение использовать элементы исследовательского, творческого подхода к жизненным ситуациям, делать выбор из множества возможных решений художественной обработки изделий. Они учатся работать с различными источниками информации, осваивают метод проектов. Расширяются сведения о разнообразных художественно-прикладных возможностях текстильных и других материалов
Знакомство детей в простой и доступной форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные качества.
Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства.
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
- Исторический аспект
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых )
Предполагаются различные упражнения, задания. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
Программой предусмотрена творческая работа по теме декоративно-прикладного искусства.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка рассчитана на 1 занятие в неделю по 2 часа, комплектуется из обучающихся 5-6-7 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 10-12 человек.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке обучающиеся должны получить
знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
- о видах декоративно- прикладного искусства;
- о вышивке .
- разнообразие направлений лоскутной техники шитья;
- методы лоскутного шитья;
- способы создания несложных узоров;
- основные правила ухода за готовыми изделиями;
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала);
- вышивать , создавать композицию .
- выбирать и подготавливать ткань;
- определять цветовую гамму тканей;
- подготавливать инструменты и принадлежности;
- разбираться в схемах и узорах;
- конструировать самостоятельно узоры;
- выполнять основные приемы шитья;
Модуль «Традиционная народная вышивка»
Тематический план.
№ п/п. | Название темы Дата | Кол-во часов | ||||
Всего | Теорет. | Практ. | ||||
1 2 3 4 5 6 7 | Знакомство с русскими обрядами, традициями Краткие сведения об орнаменте, композиции и мотиве русской вышивке Материалы, инструменты, применяемые в работе Виды простейших и украшающих швов. Овладение основными швами: роспись, набор, гладь, крест. Элементы глади. Ассортименты изделий, вышитых гладью.
Творческая работа. | 2 \ 4 2 6 6 6 8 | 1 1 1 1 1 1 1 | 1 3 1 5 5 5 7 | ||
Всего | 34 | 7 | 27 |
Модуль «Традиционная народная вышивка»
Содержание программы
Тема 1. 2 часа
Знакомство с русским народным костюмом.
Основное содержание. Из истории костюма. Основные элементы костюма. Способы отделки костюма.
Практическая деятельность. Зарисовка эскизов.
Тема 2. 2 часа
Краткие сведения об орнаменте, композиции русской вышивки.
Основное содержание. Из истории народной вышивки. Орнамент. Композиция. Цветовая гамма.
Практическая деятельность. Зарисовка схем вышивки.
Тема 3. 2 часа
Материалы и инструменты, применяемые в работе.
Основное содержание. Материалы для вышивки. Виды канвы. Нитки для вышивания. Техника безопасности.
Практическая деятельность. Подготовка канвы. Обработка края. Закрепление в пяльцах.
Тема 4. 6 часов
Виды простейших и украшающих швов.
Основное содержание. Технология выполнения ручных швов. Виды швов для отделки.
Практическая деятельность. Заправка и закрепление нити на ткани. Выполнение швов «вперед иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный.
Тема 5. 6 часов.
Овладение основными швами.
Основное содержание. Виды счетной вышивки: «роспись», набор, гладь, крест. Технология выполнения.
Практическая деятельность. Выполнение швов: «роспись», набор, гладь, полукрест, крест по схеме и рисунку.
Тема 6. 6 часов.
Элементы глади. Ассортимент изделий, вышитых гладью.
Основное содержание. Использование вышивки гладью для отделки. Виды глади. Подбор ниток.
Практическая деятельность. Выполнение элементов «русская гладь» , «счетная гладь».
Тема 7. 10 часов
Творческая работа.
Основное содержание. Определение объекта работы. Подбор материалов. и. Определение последовательности.
Практическая деятельность. Выполнение самостоятельной работы.
Литература
- Волшебные узоры. Секунова Т. И. – Самара: Самарский дом печати, 1994
- Курс женских рукоделий. – СПб.: «Слово», 1902
- Рукоделие. М.: «Асцендент», 1993
- Школа рукоделия. М.: Олимп, 1999
Модуль «Лоскутная радуга»
Тематический план.
№ п/п | Название темы Дата | Количество часов | ||
Всего | Теорет. | Практ. | ||
1. | Основы ремесла | 2 | 1 | 1 |
2. | Раскрой | 4 | 1 | 3 |
3. | Узор блока | 6 | 1 | 5 |
4. | Узоры из полосы | 6 | 1 | 5 |
5. | Мозаика | 8 | 1 | 7 |
6. | Творческая работа | 10 | 1 | 9 |
Всего: | 36 | 6 | 30 |
Модуль «Лоскутная радуга»
Содержание программы
Тема 1. 2 часа
Основы ремесла
Основное содержание. Ткани. Предварительная обработка. Рисунок. Гармония красок. Швейные принадлежности.
Практическая деятельность. Подготовка к работе. Подбор лоскута по цвету, фактуре.
Тема 2. 4 часа
Раскрой.
Основное содержание. Конструирование узора. Шаблоны. Раскрой. Ручное и машинное шитье. Влажно-тепловая обработка.
Практическая деятельность. Изготовление шаблонов и раскрой по ним. Сборка элементов в единое изделие.
Тема 3. 6 часов
Узор блока
Основное содержание. Техника «изба». Гармония цвета. Сборка блоков. Отделка.
Практическая деятельность. Изготовление шаблонов. Раскрой. Сборка блоков. Изготовление изделия в технике «изба». Отделка.
Тема 4. 6 часов
Узор из полос
Основное содержание. Техника выполнения узора. Составление эскиза. Сборка полос. Отделка.
Практическая деятельность. Раскрой. Сборка полос. Изготовление подушки из полос. Отделка.
Тема 5. 8 часов.
Мозаика
Основное содержание. Основные приемы выполнения. Треугольные мотивы. Сборка квадратов и полос.
Практическая деятельность. Изготовление шаблонов. Раскрой. Сборка квадратов и полос. Изготовление мозаики.Отделка.
Тема 6. 10 часов
Выполнение творческой работы
Основное содержание. Определение объекта работы. Подбор материалов. Разработка собственной конструкции. Определение последовательности.
Практическая деятельность. Выполнение самостоятельной работы.
Литература.
- Волшебные узоры из лоскутов. Стежка. М.: Ниола-Пресс, 1993
- Лоскутная мозаика. Андронова Л. А. – М.: «Школа-Пресс», 1993
- Чудеса из ткани своими руками. Нагибина М. И. – Ярославль.: «Академия развития», 1997
- Школа рукоделия. М.: Олимп, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования направление «Прикладное творчество» кружок «Рукоделие»
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с ограниченными возможностями здоровья с природой и культурой, трудом и искусством. Это своеобра...