Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии
статья по технологии ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №3»
Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
«Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках технологии»
учитель технологии
Гатин Марсель Марсович
г. Чистополь, 2016г.
слайд 1,2
Учение, лишенное всякого интереса и
взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению
гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К. Д. Ушинский.
Главная проблема учителя: как повысить качество урока, как "достучаться" до каждого ребенка, "донести" до него знания. Как учитель я поставил перед собой такие вопросы: «От чего зависит качество? Когда обучение учащихся становится продуктивным? Что же нужно ребенку в современном обществе?»
Выражу несколько возможных вариантов ответов на поставленные вопросы.
Качество преподавания, на мой взгляд, зависит от множества факторов. Это и личность учителя, и взаимоотношения с классом, и даже, в конце концов, просто настроение учеников. Почему, например, один и тот же класс с легкостью усваивает довольно сложную тему на одном уроке, и с трудом способен понять объяснения того же учителя на другом. Или на предыдущем уроке была физкультура. Дети пришли физически измотанные.
Делаем вывод: каждый учитель должен быть наблюдательным и чутко улавливать психологический настрой класса и своевременно реагировать, выстраивая верную тактику проведения урока.
Обучение на уроках станет более продуктивным, если содержание урока вызывает интерес у учащихся. Заинтересованность удерживает мысли учеников, не дает им отвлекаться, делает любую деятельность на уроке значимой для ученика. И даже частично нейтрализует негативный психологический настрой детей, если таковой имеется. Заинтересованность - еще один важный фактор качества преподавания.
Как же заинтересовать ученика?
Первое, разнообразить формы урока. Избегать рутины. И вот тут открывается широкое поле для творчества учителя. Это могут быть и игровые моменты, парная и групповая работа, исследовательская и проектная работа и т.д.
И, на мой взгляд, самое важное: нужно стремиться сделать учебную деятельность на уроке осознанной, значимой для каждого ученика. У детей должен быть мотив заниматься той или иной деятельностью. Каждый ученик должен чувствовать, что его труд не бессмыслен, должен знать для чего и почему это нужно именно ему. «Страшная опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли», - писал В.А.Сухомлинский. Задача каждого учителя: вовлечь учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое.
Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.
Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий и дает им возможность еще в школе приобщиться к труду. Моя задача: выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар, умел применить изученное в жизни.
В формировании познавательного интереса обучаемых можно выделить несколько этапов.
слайд 3
1. Любопытство - естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее.
Любопытство, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока.
Для успешного решения этой задачи использую на уроках игровые ситуации. Они формируют интерес к учебному процессу, обеспечивают доступность изучения программного материала, активизирует мыслительную деятельность. Игровая ситуация для ученика служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности. Это своеобразный учебный прием, при котором ребёнок легче, прочнее усваивает новый материал, создается бодрое, рабочее настроение, снимается утомляемость, поддерживается внимание на гораздо более длительное время. Предлагаю учащимся разгадывание кроссвордов, загадок , ребусов.
слайд 4
2. Любознательность - учащийся проявляет желание глубоко разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении проектов, читает дополнительную литературу, конструирует.
Задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность, сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию использую следующее:
- развиваю творческую активность учащихся;
- включаю учащихся в творческую деятельность;
- вношу «проблемность» в учебный процесс;
- развиваю качества творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п.
слайд 5
3. Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет. Стараюсь стимулировать познавательный интерес учащихся при помощи содержания учебного материала. Использую исторический аспект школьных знаний , сообщение сведений из истории науки, истории научных открытий , познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем новый материал, овладевая которым учащиеся в ещё большей мере осознаёт то, что им даёт урок. Объясняю практическую необходимость в знаниях, демонстрируя при этом современные научные достижения.
слайд 6
Методы развития познавательного интереса.
Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Для этого использую на уроках большое количество приемов:
- использование игр и игровых приемов на уроках;
- выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;
- стимулирование занимательным сюжетом;
- создание ситуации творческого поиска и др.
Уроки с использованием данных приемов дают прекрасные результаты. Особое место при формировании глубокого познавательного интереса к предмету принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке.
Например:
- в 5 классе по теме «Обработка древесины» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных ремесел, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке;
- на уроке «Соединение деталей древесины» - видеоролики и об и возможностях современных новшеств например (гвоздями, шурупами, шпонами, клеем);
- в 6, 7, 8 классах по теме «Художественная обработка материалов» - совершается путешествие в мир гравировки различными способами различного материала.
слайд 7
Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям.
Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет.
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков делают урок интересным. ИКТ уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы.
При подготовке к урокам пользуюсь материалами сайтов.
stranamasterov.ru/ - страна мастеров
nsportal.ru/ - нс портал
utechnik.ru/ - юный техник
raduga-idey.ru/ - радуга идей
слайд 8
Каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересен для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности.
слайд 9
Задача педагога - выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.
слайд 10……..
В рамках реализации авторской программы «Художественная обработка древесины» я стараюсь активизировать деятельность учащихся на участие в различных мероприятиях. Занятия в обьеденении способствуют раскрытию творческого потенциала личности, учащиеся приобретают практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. И это приносит определенные результаты.
Достижения моих учеников.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает помогает деятельностный метод обучения через активизацию познавательной деятельности учащихся.
Список используемой литературы
1.Б.М. Неменский "Мудрость красоты" Активизация познавательной деятельности
учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2000.
3. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2001.
4. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое
пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.__ использование проектного метода в целях развития творческих способностей и формирования познавательного интереса у учащихся на уроках технологии
6.Журнал "Школа и производство" № 2 1997 с.10
7. Журнал "Школа и производство" № 4 1994 с.84
8.Журнал "Школа и производство" № 6 1999 с.32
Рецензия
на представленный опыт работы учителя технологии МБОУ «Гимназия №3» Чистопольского муниципального района Гатина Марселя Марсовича
Тема выступления
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии»
Актуальность работы обусловлена тем, что главная проблема учителя: повышение качества урока через активизацию познавательной деятельности учащихся.
Ключевая идея выступления – направленность на результат через использование различных по форме работ, видов заданий. Качество зависит от множества факторов, как объективных, так и субъективных. Это и личность учителя, и взаимоотношения с классом и настроение учеников. Обучение на уроках будет продуктивным, если содержание урока вызывает интерес у учащихся. Заинтересованность удерживает мысли учеников, не дает им отвлекаться, делает любую деятельность на уроке значимой для ученика.
В выступлении обоснованы теоретические аспекты и педагогические условия, обеспечивающие развитие познавательной деятельности учащихся.
Оригинальность идей, положенных в основу работы, заключается в применении разнообразных приемов и методов. Педагог в каждом классе совершенствует педагогический процесс путем использования элементов занимательности, что позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Учитель приводит конкретные примеры из опыта работы.
Следует заметить, что при написании доклада педагог продемонстрировал хорошие аналитические способности, умение анализировать и систематизировать собранную информацию, делать самостоятельные выводы.
Доклад выполнен грамотно и качественно. Общее ознакомление с докладом позволяет сделать вывод о том, что тема выбрана актуально и своевременно. Доклад заслуживает внимания и положительной оценки.
Руководитель кафедры учителей
спортивно-эстетического цикла О.М. Левин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в ус...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии
В статье описаны методы развития у учащихся познавательного интересы к предмету "Технологя"....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ
В презентации кратко освещаются возможности использования ИКТ на уроках технологии, даются название программ, которыми удобно пользоваться при проведении уроков....
Тема самообразования "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства с использованием новых информационных технологий"
Программа профессионального самообразования учителя технологии. План работы над темой...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках «Технологии»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках «Технологии»....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии.
Активизация познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую остроту. Это не случайно, т.к. учение – это ведущий вид деятельности для школьников, в процессе чег...