Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Разработка урока технологии в 5 классе (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volokna_rastitelnogo_proishozhdeniya._proizvodstvo_tekstilnyh_materialov.docx | 162.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока технологии в 5 классе.
Тема: " Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов"
Автор:
Грабовская Лилия Алексеевна, учитель технологии МБУ «Школа №94»
Раздел. Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения (4 ч)
Уроки 15-16 Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов (2 ч)
Цели деятельности педагога | Ознакомить с производством и классификацией текстильных материалов, расширить кругозор; учить определять направления долевой нити в ткани, лицевую и изнаночную сторону ткани, проводить простейшие исследования; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда, самостоятельность при выполнении работы |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Волокна растительного происхождения (хлопок, лен), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетения; отбеливание, крашение, печатание |
Образовательные ресурсы | http://t-stile.info/ponyatie-o-tekstilnom-volokne/ http://dagaz.ucoz.ru/index/materialovedenie_klassifikaziya_wolokon_5_klass/0-60 http://akak.ru/recipes/720-kak-opredelit-litsevuyu-storonu-na-tkani |
Наглядно-демонстрационный материал | Учебник, коллекция волокон, образцы ткани, ниток, игл, мультимедийная презентация |
Материально-технической обеспечение | Ткань, портновский мел, иглы ручные, ножницы, клей, картон |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах Метапредметные: познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся | Формы организа-ции взаимодей-ствия на уроке |
Универсальные учебные действия |
Промежу-точный контроль |
1. Организационный момент (1-2 мин) | Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: самоорганизация. Регулятивные:способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | Устные ответы |
2. Постановка учебной задачи (4-5 мин)
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | В начальных классах вы знакомились с видами рукоделия, работали с различными нитками и тканью. Получили представления о текстильных волокнах и их свойствах. Подводит обучающихся к цели занятия: « расширить знания о производстве текстильных материалов» и ставит задачи: 1. научатся определять долевую нить в ткани; 2. научатся определять лицевую и изнаночную стороны ткани 3. научатся определять прочность окраски ткани | Слушают учителя Беседуют с учителем | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные:принимают исохраняют учебную задачу | Устные ответы |
3. Освоение нового материала (15 мин + 5 мин) | Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации | Рассказывает о классификации текстильных волокон, характеристике волокон растительного происхождения (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации
| Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями | Фронтальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные:умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике Личностные:проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду | Устные ответы |
Исследовательское задание | - Разделите кусочек ткани на ниточки. - Сделайте вывод, что такое ткань Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод | Проводят исследование, в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками находят решения учебной задачи; делают вывод | Индивидуальная или парная | Познавательные:умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения; формулировать выводы Регулятивные:умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную | Устные ответы | |
Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации | Рассказывает о производстве нити, ткани, отделочном производстве, способах определения долевой нити и лицевой стороны ткани (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями |
| Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные:умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных волокон в процессе их рассмотрения, делать выводы Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу |
| |
Физкультминутка (5 мин) | Проводит физкульт-минутку | Выполняют упражнения | Фронталь-ная | Личностные:положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
| |
4. Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону. (8 мин + 24 мин + 5 мин)
| Организация рабочего места
Лабораторная работа
Лабораторная работа
| Проверяет организацию рабочего места Определение направления долевой нити в ткани Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности | Организуют рабочее место
Выполняют задание
Выполняют задание
| Индиви-дуальная
Индиви-дуальная
Индиви-дуальная
| Познавательные:умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные:ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные:сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке
|
|
| ||||||
Разминка для глаз по системе (подвижная презентация) |
| |||||
Лабораторная работа | Сравнительный анализ прочности окраски тканей Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе | Выполняют задание | Индиви-дуально | Познавательные:умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные:ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные:сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке
|
| |
5. Рефлексия деятельности (итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин) | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам: 1) Как называется процесс получения ткани из пряжи? 2) На каких станках вырабатывают пряжу? 3) 1Iеречислите виды волокон. 4) Назовите нити, из которых состоит ткань. 5) Дайте характеристику нити основы и нити утка. Б) Что находится по краям ткани, для чего она служит? 7) По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях? | Рассматрива-ют итоги лабораторных работ, оценивают их | Фронтальная | Личностные: соорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные:оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях Коммуникативные:умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
| Оценива-ние обуча-ющихся за работу на уроке. Устные ответы |
| Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин) | Объясняет задание §14 стр. 82
| Слушают учителя | Индиви-дуальная |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материаловедение. 5 класс. Волокна растительного происхождения.
Представленная презентация может быть использована на уроках технологии (обслуживающий труд) в разделе "Материаловедение"....
«Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»
Методическая разработка урока по теме «Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»...
Классификация текстильных волокон. Волокна растительного происхождения.
Цели:1. Образовательная цель: способствовать осознанию основного технологического материала; ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон растительного ...
Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов
Презентация к уроку технологии....
Текстильные волокна растительного происхождения
Тесктильные волокна растительного происхождения...
Тест по темам: «Производство текстильных материалов», «Текстильные материалы и их свойства»
Тест по темам: «Производство текстильных материалов», «Текстильные материалы и их свойства» ...
Тест по темам: «Производство текстильных материалов», «Текстильные материалы и их свойства»
Тест по темам: «Производство текстильных материалов»,«Текстильные материалы и их свойства»...