Урок по столярному делу в 7 классе "Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом «УК-1»
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Цыпылов Евгений Борисович

Цели урока:

  1. Образовательная: Познакомиться учащихся со способами и правилами изготовления углового концевого соединения открытым сквозным шипом «УК-1»
  2. Коррекционная: Коррекция памяти учащихся, устной и диалогической речи. Применение практических занятий, развитие мелкой моторики.
  3. Воспитательная: Привитие навыков аккуратного выполнения работы, привитие навыков, самостоятельности и взаимопомощи. Чувства ответственности за соблюдением техники безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки республики Бурятия

ГБОУ «СКОШ № 3 VIII вида»

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

по столярному делу в 7 классе

Тема урока: Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом «УК-1»

Цели урока:

  1. Образовательная: Познакомиться учащихся со способами и правилами изготовления углового концевого соединения открытым сквозным шипом «УК-1»
  2. Коррекционная: Коррекция памяти учащихся, устной и диалогической речи. Применение практических занятий, развитие мелкой моторики.
  3. Воспитательная: Привитие навыков аккуратного выполнения работы, привитие навыков, самостоятельности и взаимопомощи. Чувства ответственности за соблюдением техники безопасности.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: Объяснение материала и самостоятельная работа.

Материально – техническое оснащение урока: Карточки – задания, заготовки, инструменты.

Межпредметная связь: русский язык, литература.

План урока.

Методы и формы обучения

Содержание урока

Примечание

Вводный инструктаж

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и цели урока.

1.Готовность к уроку

2.Проверка учащихся и их рабочей формы

Запись на классной доске.

Повторение пройденного материала

Опрос учащихся

1.Работа с карточками.

2.Устный опрос

 - Перечислите разметочные инструменты.

 - Перечислите инструменты для долбления и резания древесины.

 - Инструменты для пиление древесины.  

Словарная работа

Долото, киянка, рейсмус (ножовка, угольник)

Понимание слов и их применение в работе.

Объяснение нового материала с показом приемов работы

1.Разметка брусков для изготовления соединения «УК-1»

2.Приемы запиливания шипов и проушин.

3.Спиливание заплечика.

4.Выдалбливание проушины.

5.Техника безопасности при изготовлении соединения «УК-1»

Самостоятельная работа учащихся.

Закрепление пройденного материала.

Опрос учащихся.

1.Насколько необходимо отступить от линии разметки при выдалбливание проушины.

2.Под каким углом к заготовке необходимо держать долото?

3.Каким инструментом пользуются при зачистке шипа и проушины шипового соединения «УК-1»

4.Техника безопасности при работе с режущим инструментом?

Оценка работы учащихся

Оценочная таблица

Домашнее задание

Б.А. Журавлев «Столярное дело», М «Просвещение» 1984г.

стр. 123 – 127

   

Изготовление угловых концевых шиповых соединений.

Разметка брусков для изготовления соединения «УК-1». После определения размеров соединения УК-1 проводят поперечную разметку брусков, то есть размечают длину шипа глубину проушины. Для этого кладут в ряд на верстак, плотно прижимая друг к другу, все бруски базовыми кромками вверх и выравнивают их концы. После этого, прижимая основание угольника к контрольной пласти последнего бруска, а линейку к верхним кромкам брусков, отступив от торцов на 1 – 2 мм, проводя линию по угольнику.

  Потом от этой линии с помощью линейки масштабной откладывают длину шипа и глубину проушины, отмечая точкой на одном бруске. За тем с помощью угольника проводят линию через точку.

   При проведении нескольких линий на одной стороне бруска опорную кромку и направление основания рейсмуса не меняют. Если бруски размечают оторцованные, то концы их при укладке для разметки выравнивают по угольнику, а вторую линию наносят точно от торца. Поперечные линии с помощью угольника переводят на стороны бруса. При правильном строгании и разметки линия на четвертой стороне должна совпасть с линией на первой стороне.

   При пересечении поперечных линий основание угольника нужно прикладывать к лицевым сторонам (кромке и пласти), то есть сначала проводиться риска на контрольной пласти, затем на второй кромке и последняя сторона размечается переводом линии от первой кромки.

   Для разметки толщины шипа и ширины проушины чертилки рейсмуса устанавливают на два размета так, чтобы можно было получить толщину шипа. В нашем случае для одинарного шипа на одной чертилке устанавливаются размер 10 мм, на другой20 мм. Этими размерами, прижимая колодку рейсмуса к базовой пласти, проводят риски на двух кромках до пересечения с поперечными линиями. Риски, определяющие ширину проушин и толщину шипов, целесообразно прочерчивать и на торцах. При проведении нескольких параллельных рисок на одной и той же стороне бруска колодку рейсмуса каждый раз плотно прижимают к одной кромке.

   При разметки шипов и проушин целесообразно на удаляемой зоне древесины ставить заметку в виде крестика (Х).

   

   Приемы запиливания шипов и проушин. Для запиливание шипов и проушин бруски зажимают вертикально в заднюю зажимную коробку или тиски верстака.

   Шипы и проушины следуют запиливать мелкозубой пилой с широким полотном. Зубья должны быть хорошо отточены и немного разведены. Допускается запиливание шипов и проушин без развода зубьев пилы. Полотно лучной пилы следует установить под углом 10 – 15 по отношению к стойкам.

   В начале пиления полотно ставят рядом с риской с таким расчетом, чтобы пропил проходил в удаляемой зоне древесины, а у шипа и проушины оставалась половина ширины (толщины) размечаемой риски. При  этом полотно пилы направляют точно по рискам так, чтобы не было отклонений от вертикальной полоски пропила. Ориентиром при запиливание служат риски на двух кромках и торце и полотно, которые должны находиться в одной плоскости.

   Для более удобного и быстрого углубления полотно пилы ставят на переднее ребро заготовки под углом 15 – 20 к торцу и делают три – четыре движение на себя. При этом нажимать на пилу не рекомендуется. После небольшого углубления двигать пилу вперед и назад нужно равномерно, без рывков, с небольшим нажимом. Постоянно следить за направлением полотна как на кромке, обращенной к столяру, так и на противоположной.

   Спиливание заплечика (опорной грани). Перед спиливанием заплечика по линии целесообразно делать прорезание стамеской по угольнику, это обеспечивает более ровный край заплечика.

   Пропил делают с небольшим поднутриванием 5 – 10, то есть с отклонением в сторону детали. Благодаря этому заплечики шипа будут плотно прилегать к поверхности бруска с проушиной.

   При спиливании заплечиков сначала рабочие движения делают только на себя, а затем и от себя, наблюдая за направлением пилы и углублением пропила. При этом надо следить за тем, чтобы не подпилить шип у основания. Для срезания заплечика деталь закрепляют между двумя клиньями или упорами либо левой рукой прижимают к верстачному упору.

    Выдалбливание проушины. Древесину в проушинах выдалбливают долотом. Долбление проводят встречное, то есть с двух кромок до половины бруса. Чтобы шип плотнее прилегал ко дну проушины, допускается незначительное поднутривание дна с обоих кромок бруса.        

   Техника безопасности при изготовлении соединения «УК-1». 

 При работе с ножовкой:

  • Работать можно только исправной ножовкой;
  • Начиная пиление, необходимо обязательно пользоваться направителем;
  • Нельзя при работе держать руку у зубьев полотна ножки;
  • Пилить нужно плавно, ровно и спокойно. Нельзя сильно нажимать на пилу;
  • Осторожно заканчивайте пиление, никогда не оставляйте ножовку в пропиле;
  • При переносе ножовки с места на место соблюдайте осторожность, переносите ее в опущенной руке, зубья пилы должны быть направлены вниз;
  • Во избежание брака при пилении, необходимо работать аккуратно, точно соблюдая правила техники безопасности;

   При работе с долотом и стамеской:

  • Работать можно только инструментом режущая часть которая надежно закреплена в ручке и правильно заточена;
  • Движение стамески должно осуществляется в направлении от себя;
  • Запрещается упирать обработанный материал в любой участок тела;
  • Передавать режущий инструмент разрешается только ручкой вперед;
  • Запрещается класть инструмент на край стола, чтобы избежать ранение ног падающим инструментом.

ТЕСТ.

 «Инструменты для изготовления углового концевого соединения «УК-1»

Каждый вопрос имеет одно или несколько правильных ответов. Выберите правильный и подчеркните.

1. Укажите, какой инструмент применяется при выдалбливании проушины?

 - Рубанок

 - Долото

 - Ножовка

 - Киянок.

2. Укажите, какой инструмент необходим при запиливание шипа и проушины?

 - Долото

 - Ножовка

 - Рейсмус

 - Киянок

3. Шип и проушку размечают с помощью:

 - Долота и рубанка

 - Стамески и киянки

 - Ножовки и киянки

 - Угольника и рейсмусы

4. Каким инструментом разрешено работать?

 - Исправным и хорошо заточенным

 - Долотом с расколотой ручкой

 - Ножовкой со сломанными зубьями

 - Не заточенной стамеской.

ТЕСТ.

«Разметочный инструмент»

Ответьте на вопросы, подчеркнув в каждом правильный ответ.

1. Какой разметочный инструмент имеет угол 90 ?

 - Ярунок

 - Малка

 - Угольник

 - Линейка

2. Какой разметочный инструмент необходим при разметки шипа и праушины?

 - Линейка, угольник, рейсмус.

 - Долото, линейка, киянок.

 - Киянок, линейка, рулетка.

 - Ярунок, стамеска, рубанок.

3. К разметочным инструментам относятся:

 - Рубанок

 - Стамеска

 - Долото

 - Линейка

4. Разметку шипового соединения производят:

 - Рубанком

 - Долотом

 - Рейсмусом

 - Ножовкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок По столярному делу в 7 классе Тема: «Разметка гнёзд ножек по образцу и чертежу»

Задача: 1. Научить пользоваться разметочным инструментом и размечать гнёзда ножек по чертежу и образцу....

конспект открытого урока по столярному делу "изготовление мебели для школы"

открытый урок на тему "изготовление меели для школы"...

Конспект урока "Угловое концевое соединение брусков в полдерева"

Подробный консрект урока для коррекционной школы VIII вида....

Конспект урока по столярному делу в 5 классе "Соединение деталей с помощью шурупов"

Цель: формирование у учащихся умения соединять детали с помощью шурупов.Задачи:Образовательные: познакомить с видами шурупов;учить учащихся правильно подбирать шурупы для соединения деталей издел...

План- конспект урока по столярному делу для 7 класса. Учебник Б.А.Журавлёв. "Столярное дело" 7-8 класс

План урокаПо предмету: Столярное дело в  VII  классеНа «___»  ______________  20_____   годаТема раздела:   Непрозрачная отделка столярных изделий.Т...

План-конспект урока по столярному делу в 6 классе. Тема: «Разметочный инструмент в столярном деле»

Получение новых и систематизация ранее полученных знаний по теме “Изготовление разметочного инструмента”, формировать у учащихся начальные трудовые знания и умения, развить их техническое ...