Программа дополнительного образования ФГОС "Традиции древних славян"
рабочая программа по технологии на тему
Предлагаемая программа предполагает ознакомление учащихся с понятием «декоративно-прикладное творчество», его связью с бытом народов России. Знакомство с обычаями, народным фольклором и народными праздниками, с особенностями русского народного костюма и значением кукол в жизни славян. Целью данного курса не является изучение всего многообразия русских народных кукол, главная задача дать классификацию кукол по назначению и виду материала, из которого они изготовлены, обучить основным приемам изготовления национальных кукол.
В ходе практической работы учащиеся научатся приемам выполнения вышивки крестом, изготовления оберегов и текстильной куклы в национальных костюмах разных губерний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_drevnih_slavyan_fgos.docx | 48.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Программа кружка
«Традиции древних славян»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Вахрина Мария Константиновна, педагог дополнительного образования |
Ванино 2015г
Содержание
1.Пояснительная записка ..................................................................................3
3.Тематический план ..........................................................................................7
4. Условия реализации программы…………………………………………………...12
5. Список литературы..................................................................................................13
Пояснительная записка
Направленность программы «Традиции древних славян» художественно-эстетическая.
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися
1 - 4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, семья, традиции, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к семейным ценностям.
Программа может быть полезна учителям технологии.
Новизна программа кружка «Традиции древних славян» обеспечивает историческую преемственность между поколениями, способствует сохранению, распространению и развитию национальной культуры. Воспитанию бережного и уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Расширяет кругозор школьника о декоративно-прикладном творчестве народов России. Ориентирована на использование экологически чистых, натуральных материалов. Решает проблемы социальной адаптации школьников содействует развитию качеств семьянина.
Отличительные особенности.
В качестве основных достоинств программы, необходимо отметить ее воспитательный потенциал, гибкую направленность на творческое развитие личности школьника, которые реализуются в практической и проектной деятельности учащихся.
Целью программы кружка «Традиции древних славян» является актуализация у обучающихся представлений о семье в процессе знакомства с народными традициями России.
Для того чтобы реализовать поставленную цель, нами были разработаны следующие задачи:
- познакомить учащихся с русскими народными традициями;
- познакомить учащихся с разнообразием русских народных кукол;
- способствовать развитию эмоциональной, творческой сферы личности ребенка;
- познакомить учащихся с традициями изготовления куклы народов России;
- содействовать самореализации и развитию внутреннего потенциала учащихся;
- воспитывать заботливое и бережное отношение к родным и близким людям.
- развивать творчество, фантазию;
- обучить самоконтролю, самостоятельному поиску и подбору материала, принятию собственных решений при выполнении проектов;
- научить работать в группе, учитывать интересы других людей находить конструктивные решения проблемы.
Предлагаемая программа предполагает ознакомление учащихся с понятием «декоративно-прикладное творчество», его связью с бытом народов России. Знакомство с обычаями, народным фольклором и народными праздниками, с особенностями русского народного костюма и значением кукол в жизни славян. Целью данного курса не является изучение всего многообразия русских народных кукол, главная задача дать классификацию кукол по назначению и виду материала, из которого они изготовлены, обучить основным приемам изготовления национальных кукол.
В ходе практической работы учащиеся научатся приемам выполнения вышивки крестом, изготовления оберегов и текстильной куклы в национальных костюмах разных губерний.
Обучающиеся по программе: 1 - 4 классы. Наполняемость группы – 15 человек.
Программа кружка «Традиции древних славян» разработана для учащихся 1 – 4 классов, как девочек, так и мальчиков. Программой предусмотрены задания разной степени сложности, что позволяет работать по ней с учащиеся с разной степенью подготовленности. Так же предусмотрена проектная и самостоятельная творческая деятельность, которая поможет школьнику самореализовываться в творчестве, повысить свою самооценку, углубить знания по декоративно-прикладному творчеству, расширить кругозор.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 2 часа в неделю. Всего: 72 часа из которых 27 теоретических и 47 практических.
Количество часов в 1-ой четверти 18 часов;
Количество часов во 2-ой четверти 14 ч.;
Количество часов в 3 –й четверти 14 ч.;
Количество часов в 4-ой четверти 18 ч.
Форма и режим занятий:
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, музее, библиотеке.
Формы
- групповая работа;
- экскурсии;
- беседы, викторины;
- коллективные творческие дела;
- смотры-конкурсы, выставки;
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении обосновывать и высказывать свое мнение.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками музыки: прослушивание народных песен, напевов и частушек;
• с уроками технологии: оформление творческих работ, участие в выставках декоративно прикладного искусства, защите проектов;
• с уроками литературы: сочинение мини рассказов, изучение народного фольклора.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Оценка результатов образования
Для оценки результатов образования учащихся предлагается рейтинговая система оценивания:
- в течении всего обучения учащиеся должны будут заполнять свою копилку в которую должны входить: изделия, инструкционные карты, карты образцов, творческий проект, сочинения, грамоты, дипломы и т.д.
- учащемся – предлагается оформить стенд, на котором после каждого занятия они будут сами оценивать свои достижения, успехи в виде графика.
- в конце занятий кружка учащимся предлагается выполнить и защитить проект. Оценивание проекта и его защиты проводится по 10 критериям:
- Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
- Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность материальное воплощение проекта;
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, плана библиографии, использование литературы;
- Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения и представления проекта;
- Качество оформления проектной документации;
- Качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, свободное владение материалом и умение отвечать на вопросы;
- Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
- Умение отвечать на вопросы: аргументированность, полнота, конкретность, точность, уверенность;
- Педагогическая ориентация: культура речи, манера, умение использовать наглядный материал, удержание внимания аудитории;
- Деловые и волевые качества докладчика ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, контактность.
Для перехода к традиционной системе оценивания можно воспользоваться ключом (в баллах):
- «отлично» - 155 – 200,
- «хорошо» - 100 – 154,
- «удовлетворительно» - менее 100.
Рейтинговая система оценки позволит отслеживать динамику развития учащихся, уровень их способностей, качество получаемых знаний и интерес, а так же результативность используемых методов обучения.
Учащиеся должны знать:
историю возникновения куклы;
- особенности русской народной куклы;
- особенности русского народного костюма;
- способы изготовления кукол;
- правила оформления проектной документации;
- правила техники безопасности при работе с утюгом, иглами, на швейной машине и ножницами.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять куклу закрутку, грелку на чайник, куклу из соломы, обрядовую куклу «Травницу», масленичное чучело и куклу перчатку в русских народных костюмах;
- самостоятельно выполнять выполненный проект;
- организовывать свою работу и рабочее место;
- соблюдать правила техники безопасности при работе с утюгом, иглами, на швейной машине и ножницами;
- работать с информационными источниками;
- самостоятельно работать по выкройкам и инструкционным картам;
- изготавливать изделие, соответствующее выбранному проекту.
тематический план
интегрированного вариативного курса «Традиции древних славян».
№ | Раздел, тема | Количество часов | |||
теор | практ. | всего | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | ||
2 | I. Декоративно-прикладное искусство | 2 | 3 | 5 | |
1.1. Декоративно-прикладное искусство и человек | 1 | 1 | 2 | ||
1.2. Мотивы, орнаменты, образы, цветовые сочетания | 1 | 2 | 3 | ||
3 | II. Русская изба | 5 | 7 | 12 | |
2.1 Предание старины | 1 | 1 | 2 | ||
2.2. Убранство русской избы | 2 | 2 | 4 | ||
2.3. Внутреннее убранство избы | 1 | 1 | 2 | ||
2.4. Обереги дома | 1 | 3 | 4 | ||
4 | III. Традиционные женские рукоделия | 2 | 4 | 6 | |
3.1. Русская народная вышивка. | 1 | 2 | 3 | ||
3.2. Кружевоплетение | 1 | 2 | 3 | ||
5 | IV. Русский народный костюм | 4 | 4 | 8 | |
4.1. Одёжа, риза, порты | 1 | 1 | |||
4.2.Головные уборы, пояски, украшения | 1 | 1 | 2 | ||
4.3. Свадебный костюм крестьянки | 1 | 2 | 3 | ||
4.4.Детская и мужская одежда | 1 | 1 | 2 | ||
6 | V. Куклы в жизни славян | 9 | 11 | 20 | |
5.1. История создания игрушки, куклы | 1 | 1 | |||
5.2. Деревянные игрушки | 1 | 1 | 2 | ||
5.3. Обрядовые куклы из соломы. Знакомство с традициями празднования Масленицы. Изготовление Чучела | 2 | 2 | 4 | ||
5.4. Обрядовые куклы из соломы. «Масленичные гуляния». Проводы зимы. Сжигание чучела. Катание на санях | 2 | - | 2 | ||
5.5. Славянские текстильные куклы | 1 | 1 | 2 | ||
5.5.1. Изучение кукол-оберегов дома Кукла «Колокольчик» | 1 | 1 | 1 | ||
5.8.2. Изучение кукол-оберегов дома «День и Ночь» | 1 | 1 | 1 | ||
5.8.3. Изучение кукол-оберегов дома «Кубышка-Травница» | 1 | 3 | 4 | ||
5.8.4. Изучение кукол-оберегов дома Изготовление куклы «Зернушки» или «Крупенички» | 1 | 2 | 2 | ||
7 | VI. Проект | 2 | 15 | 17 | |
6.1. Метод проекта и определение с темой проекта | 1 | 1 | 2 | ||
6.2. Исследовательская часть | 3 | 3 | |||
6.3. Экскурсия в краеведческий музей | 3 | 3 | |||
6.4. Изготовление объекта труда | 3 | 3 | |||
6.5. Оформление проектной документации | 2 | 2 | |||
6.6. Защита проектов | 2 | 2 | |||
8 | Заключительное занятие Оформление выставки | 1 | 1 | 2 | |
Общее количество часов | 27 | 45 | 72 |
Содержание программы
Вводное занятие.
Знакомство с ребятами и программой кружка.
Раздел I. Декоративно-прикладное искусство.
Тема: 1.1. Декоративно-прикладное искусство и человек.
а) теоретические сведения
- основные понятия: декор, декоративно прикладное искусство, особенности декоративно-прикладного искусства;
б) практические вопросы
- проблемные вопросы теоретического характера Почему декоративно-прикладное искусство называют прикладным? Почему декоративно-прикладное искусство несмотря на его древнее происхождения считают молодым?
- Задания для самостоятельной работы
в) самостоятельная работа
Как вы понимаете выражение М.И.Калинина?
Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в русских людях поэтическое восприятие мира, делала из них художников, создавала чудесное совершенство форм.
Тема: 1.2. Мотивы, орнаменты, образы, цветовое сочетание.
а) теоретические сведения
- основные понятия: мотив, орнамент, образ;
- основные сведенья: образ мироздания в народном искусстве, символы обозначающие элементы мироздания (солнце, земля, вода, человек, растения, птицы)
б) практические вопросы
- какие мотивы встречаются в декоративно – прикладном искусстве?
- почему в декоративно – прикладном искусстве используется стилизованное изображение животных, человека и.т.д.?
- как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?
в) задания для самостоятельной работы
- выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву.
Раздел II. Русская изба
Тема: 2.1. Предание старины.
а) теоретические сведения
- основные понятия: быт, предметы домашнего обихода, обряд, приметы;
б) практические вопросы
- какие приметы вы знаете?
- почему нельзя было строить дом на месте сгоревшего?
в) задания для самостоятельной работы
- Выписать в тетрадь пословицы о доме.
Тема: 2.2. Убранство русской избы
а) теоретические сведения
- основные понятия: изба, подклеть, фронт, причелины.
б) практические вопросы
- зачем люди украшают свои жилища?
- о чем может рассказать декор русской избы?
в) задания для самостоятельной работы
- кроссворд (рабочая тетрадь, С. 5).
Тема: 2.3. Внутреннее убранство избы
а) теоретические сведения
- основные понятия: печь, шесток, устье печи, ухваты, бабий угол.
б) практические вопросы
- в чем проявлялась мудрость устроения жилой среды русской избы?
- почему «бабий угол» получил такое название?
в) задания для самостоятельной работы
- кроссворд (рабочая тетрадь, С. 5).
г) групповая работа
- оформление избы в русском стиле.
Тема: 2.4. Обереги дома
а) теоретические сведения
- основные понятия: оберег, домовой, плетень, коса домовушка, солнце (подсолнух), веник «домовушка».
б) практические вопросы
- для чего создавались обереги?
- какие виды оберегов вы знаете?
в) выполнить эскиз оберега
д) лабораторная работа
Тема: Изготовление оберегов дома
Раздел III. Традиционные женские рукоделия
Тема: 3.1. Русская народная вышивка
а) теоретические сведения
- основные понятия: спис, сюжетная вышивка, символы в вышивке.
б) практические вопросы
- в чем секрет красоты народной вышивки? Почему на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия?
- только ли для красоты использовалась вышивка?
- какие цвета чаще всего использовались в народной вышивке?
- что означает слово «спис»?
в) задания для самостоятельной работы
- выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки оформление избы в русском стиле.
д) лабораторная работа
Тема: Изготовление салфетки, используя народные мотивы.
Тема: 3.2. Кружевоплетение
а) теоретические сведения
- основные понятия: коклюшки, сколок, сцепное кружево, ленточное кружево.
б) практические вопросы
- назови основные центры кружевоплетения?
- в чем особенность Елецкого центра?
- чем рязанское кружево отличается от вологодского?
в) задания для самостоятельной работы
- пользуясь § 6 Кружевоплетение заполните таблицу «Особенности центров кружевоплетения».
Раздел IV Русский народный костюм
Тема: 4.1. Одежа, риза, порты
а) теоретические сведения
- основные понятия: одежа, риза, порты, элементы русского народного костюма(рубаха, сарафан, понева).
б) практические вопросы
- как называли древние славяне «одежду вообще»?
- из каких элементов состоит народный костюм?
- когда на девушку надевали поневу?
- в чем секрет красоты русского народного костюма?
- какую роль играли узоры в русском народном костюме?
- чем отличается народный праздничный костюм от современного?
в) задания для самостоятельной работы
- кроссворд (Рабочая тетрадь стр.14)
Тема: 4.2. Головные уборы, пояски, пояски, украшения
а) теоретические сведения
- основные понятия: «повязка», венчик, «повой», «сорока»,поясок.
б) практические вопросы
- как можно было определить возраст женщины и ее социальное положение?
- для чего носили наши предки украшения?
Тема: 4.3. Свадебный костюм крестьянки.
а) теоретические сведения
- основные понятия: свадебный обряд, сватовство, венчание.
б) практические вопросы
- какие цвета чаще всего встречаются в свадебном костюме крестьянки?
- когда девушка начинала готовить преданное?
- почему свадебный костюм был украшен большим количеством вышивок?
в) задания для самостоятельной работы
- Выполни эскиз народного праздничного костюма северных или южных народов России. Работу можно сделать в нескольких вариантах.
- можно изготовить бумажную куклу и для нее комплект одежды;
- можно сделать картину в виде аппликации, используя как бумагу, так и ткань.
Тема: 4.4. Детская и мужская одежда.
а) теоретические сведения
- символы-обереги для детей, украшения-обереги для детей и мужчин..
б) практические вопросы
- на каких элементах детской одежды встречается вышивка?
- для чего детям одевались украшения?
- из чего состоял мужской повседневный комплект?
Раздел V Куклы в жизни славян
Тема: 5.1. История создания куклы
а) теоретические сведения
- история появления куклы, виды кукол по их назначению.
б) практические вопросы
- на какие группы, по своему назначению делятся куклы?
- где появились первые куклы?
в) задания для самостоятельной работы
- сочинение на тему «Моя первая кукла».
Тема: 5.2. Деревянные игрушки.
а) теоретические сведения
- матрешка – как часть русской культуры, центры изготовления матрешек, троерусские игрушки.
б) практические вопросы
- в каком веке появилась русская матрешка?
- назовите центры, в которых занимаются росписью матрешек?
в) задания для самостоятельной работы
- нарисуйте матрешку, которая могла бы появиться в Амурской области.
Тема:5.3. Обрядовые куклы из соломы.
а) теоретические сведения
- знакомство с традициями празднования Масленицы.
основные понятия: обрядовые куклы, кукла «десятиручка», «Спиридон-Солнцеворот», «Коза», «Кострома».
б) практические вопросы
- для чего изготавливали обрядовую куклу «десятиручку»?
- когда делали и для чего обрядовую куклу «Спиридона-Солнцеворот»?
- что обозначает название обрядовой куклы «Кострома».
в) лабораторная работа Тема: Кукла «Дусятиручка»
г) групповая работа Тема: Кукла «Кострома».
Масленичные гуляния
Чаепитие, проводы зимы, сжигание «Костромы».
Тема5.4: Славянские текстильные куклы.
а) теоретические сведения
- познакомить учащихся с многообразием текстильных кукол, способами их изготовления и их значением в жизни славян.
- Научить учащихся составлять инструкционную кату, приемам изготовления грелки, и костюма в стиле определенной губернии.
б) практические вопросы
- что называют оберегом?
- какие куклы обереги вы знаете?
- для кого изготавливались текстильные обрядовые куклы?
в) лабораторная работа Тема: Кукла «Закрутка».
д) лабораторная работа Тема: Изготовление куклы–грелки на чайник в русском народном костюме.
Тема5.5. Изучение кукол-оберегов дома.
а) теоретические сведения
- познакомить учащихся с многообразием текстильных кукол-оберегов дома со способами их изготовления и их значением в жизни славян.
б) практические вопросы
- какие лекарственные растения вы знаете?
- для чего изготавливали куклу «День и Ночь»?
- зачем вешали куклу Колокольчик на дверь?
в) лабораторная работа Тема: Кукла «колокольчик».
д) лабораторная работа Тема: Изготовление Кубышки-травницы в русском народном костюме.
Раздел VI Проект.
Тема 6.1 Метод проекта.
Знакомство с методом проекта.
Тема 6.2. Составление плана исследования, выбор объекта труда.
Знакомство с правилами оформления проектной документации.
Тема 6.3. Экскурсия в краеведческий музей
Работа с дополнительной литературой, посещение музея или библиотеки.
Лабораторная работа 6.4 изготовление объекта труда.
Тема 6.3. Защита проектов, подведение итогов.
Заключительное занятие: Организация выставки работ учащихся, анкетирование.
Условия реализации программы
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы
- Учебное пособие «Мир древних славян»
- Рабочая тетрадь «Мир древних славян»
- Инструкционные карты 20 шт«Пеленашка», «Кубышка Травница», «Кукла закрутка», «День-ночь», «Колокольчик» и т.д.
- Иглы 3 набора
- Нитки (10 катышек разного цвета)
- Ножницы (15 шт)
- Линейки, карандаши по 15 шт
- Ткань – бязь (3м белой и 2 м цветной); лен (2м)
- Ленты цветные (10 м)
- Бисер (300гр)
Кадровое обеспечение: Учитель технологии или педагог дополнительного образования, имеющий знания в области «ДПИ».
Список литературы для учителей
- Амонашвили, Ш.А. Личностно – гуманистическая основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – М., 1990. – 560с.
- Агаева, И.В. Народный мастер России / И.В. Агаева: [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.tula.ru/iso/cultura/nd/ecsibishions/anons/_private/4.htm - 12. 02. 2007.
- Бешенков, А.К. Технология. Методика обучения технологии 5-9 класс: метод. пособие / А.К. Бешенков [и др.]. – М.: Дрофа, 2003. – С. 86-99.
- Васильцова, З. Мудрые заповеди народной педагогики / З. Васильцова. – Хабаровск, 1990. – 132с.
- Грищук, Т.А. Русская народная игрушка / Т.А. Грищук [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.porhov.ru/school/uchproekt/esse.htm. - 15.07.2008
- Доброва, Е.В. Вышиваем крестом. Мотивы для кухни и детской / Е.В. Доброва. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.
- Жмакина, Л.Е. Мастерица по изготовлению костюмных кукол / Л.Е. Жмакина [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/rites_gmakina.htm. - 12.02.2007.
- Кенунен, Е.К. Сайт Елены Кенунен / Е.К. Кенунен [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://kenunen.boom.ru/igru/toys_3_2.html. - 12. 02. 2007.
- Маслова, Т.А Мастерица по изготовлению кукол / Т.А. Маслова [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/rites_maslova.htm.- 14.03.2007.
- Микулинас, А.В Куклы Аллы Микулинас / А.В Микулинас [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.kulinas.hotbox.ru. - 14. 03. 2007.
- Хвостов, А.С. Декоративно-прикладное творчество в школе / А.С. Хвостов. - М.: Просвещение, 1987.
Список литературы для учащихся
- Агаева, И.В. Народный мастер России / И.В. Агаева: [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.tula.ru/iso/cultura/nd/ecsibishions/anons/_private/4.htm - 12. 02. 2007
- Грищук, Т.А. Русская народная игрушка / Т.А. Грищук [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.porhov.ru/school/uchproekt/esse.htm. - 15.07.2008
- Доброва, Е.В. Вышиваем крестом. Мотивы для кухни и детской / Е.В. Доброва. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 240 с.
- Жмакина, Л.Е. Мастерица по изготовлению костюмных кукол / Л.Е. Жмакина [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/rites_gmakina.htm. - 12.02.2007.
- Кенунен, Е.К. Сайт Елены Кенунен / Е.К. Кенунен [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://kenunen.boom.ru/igru/toys_3_2.html. - 12. 02. 2007.
- Маслова, Т.А Мастерица по изготовлению кукол / Т.А. Маслова [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/rites_maslova.htm.- 14.03.2007.
- Микулинас, А.В Куклы Аллы Микулинас / А.В Микулинас [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.kulinas.hotbox.ru. - 14. 03. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...