История развития ковроткачества
статья по технологии (7 класс) на тему
Ручное ковроткачество — это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства
Скачать:
Предварительный просмотр:
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет, и поэтому, естественно, в ковроткачестве были свои периоды расцвета и упадка. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное — служили надежным способом защиты от холода.
В России наиболее масштабно изготовлением ручных ковров занимаются в Республике Дагестан. Ручное ковроткачество — это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. На территории Дагестана нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры табасаранских мастериц. Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий
История развития ковроткачества
История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет, и поэтому, естественно, в ковроткачестве были свои периоды расцвета и упадка.
С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное — служили надежным способом защиты от холода.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI—XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV, эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.
Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V в. До н. э.. Археологи обнаружили его в знаменитом Пазарыкском кургане на Алтае, и теперь он хранится в Эрмитаже. Соткан этот ковер был, вероятно, в Ассирии, что указывает на весьма широкое распространение ковроткачества уже в то далекое время. Пазарыкский ковер украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях). По мнению ученых, этот ворсовый ковёр использовался в погребальном ритуале скифского воина, в захоронении которого и был обнаружен.
Этот вид покрытия служил не только украшением, но и хранителем ценной информации. Зачастую ковер можно было читать как книгу. При правильном хранении ковры могут жить не одну сотню и даже тысячу лет.
В культуре кочевых народов ковры получили особое признание и стали широко распространяться по ареалам обитания племен, живущих в легких домах, юртах. Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом - резко континентальным климатом.
Самые ранние сельджукские ковры найдены в столице сельджуков, городе Конье. Они просты и грубы, с четким геометрическим орнаментом. На коврах изображены птица или зверь — отличительные племенные знаки, которые были у многих тюркских племен. Позже в орнаменте ковров появляются изображения живых существ и фантастических животных: дракона или птицы феникс. У каждого ковра свой символический цвет. Красный, например, означает богатство, зеленый — цвет рая, желтый защищает от неудач, голубой — цвет величия и благородства.
Для окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители. Они дороги, но прочны, на века. Растительные краски насыщенного синего цвета добывают из индиго. Лучший шафран для получения желтого цвета привозят из Ирана. Красную краску до сих пор получают из корней марены. Карминовый красный же получали армянские мастера из армянской кошенили.
Ковры в России
В России наиболее масштабно изготовлением ручных ковров занимаются в Республике Дагестан. Ручное ковроткачество — это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. На территории Дагестана нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры табасаранских мастериц. Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. Секреты ковроткачества передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа.
По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они являются постоянными экспонатами на международных и отечественных ярмарках и выставках, где удостоены почетных дипломов и золотых медалей: в Брюсселе (Бельгия, 1958 г.) и Лепцигской выставке-ярмарке (ГДР, 1967 г.). Ковры вошли в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах».
Характеристика и классификация ковров
По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные. Основу узора дагестанских ковров составляет геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животных, птиц и растительности из окружаюшей природы и быта.
В настоящее время изготавливаются ковры с изображением всевозможных рисунков, портретов, пейзажей, памятников архитектуры, исторических личностей и возможностью переноса практически любого изображения с фотографии на ковер. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обведённых контурным цветом, что придает узору четкую выразительность и изысканность. Своеобразен процесс создания узора, сложна техника исполнения ковров. Это требует от ковровщиц высокой квалификации, тонкого вкуса, индивидуального мастерства, завидного терпения и усидчивости, поскольку работа выполняется в сидячем и полусогнутом положении. Многие опытные мастерицы, не имея перед собой технического рисунка, но зная схему построения узора ковра, выполняют его по памяти. Едва касаясь нитей основы руками, мастерица за рабочий день вяжет около 7-8 тысяч узлов, потратив на каждый узел в среднем около 2 секунд. В зависимости от назначения каждый ковер имеет своеобразную структуру ткани, рисунок и колорит. С изобретением анилиновых красителей в XIX веке — ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция, Китай и даже Европа. Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей — по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей — хромовые. По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.
Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. При том, что синтетические ковры серьезно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать. В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от английского tuft — «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.
Тканый ковер принципиально не имеет ворса. В отличие от тканых плетеные ковры изготавливают так: на тканевой (хлопковой, шерстяной или, допустим, джутовой) основе вяжут узелки из пряжи. Получается ворс. Таким образом, длинный ворс больше подходит для спален, детских, домашних кабинетов, а короткий, наоборот, — для гостиных, столовых и холлов.
Виды ковроткачества.
Ковровые изделия можно разделить на два основных вида: гладкие и ворсовые.
Гладкие, в свою очередь, делятся на односторонние (рисунок прочитывается только с лицевой стороны) – это кавказские ковры сумахи и ямани, поверхность которых напоминает вязанную на спицах, гобелены – декоративные настенные панно со свободным рисунком; двусторонние (рисунок можно читать с любой стороны, изнанка отсутствует) – это, прежде всего, паласы с геометрическим или цветочным узором и килимы, которые ткались в южных районах: на Украине, в Молдавии, Румынии, для их рисунка характерны плавные растительные линии и силуэты, которые, однако, могут сочетаться и с геометрическими.
Ворсовые ковры имеют мягкую ворсовую поверхность, которую образуют ковровые узлы, завязанные на нитях основы. Такие ковры делятся на собственно ворсовые (высота ворса 4-10 мм) кавказские и среднеазиатские с геометрическим рисунком; махровые – более рыхлые сибирские ковры с высотой ворса 20-30 мм, чаще с растительным узором; прибалтийские ковры в технике рю-ю с длиною ворса 70-80 мм.
Существуют также ручные ковры с комбинированной техникой: паласы с ворсом, паласы с настилом и др.
Промыслы ковроткачества возникли еще в XVII веке, а техника, как разновидность ткачества, еще раньше. Традиционными районами ворсовых ковров и сумахов были Кавказ и Средняя Азия, где ковры являлись неотъемлемой частью быта. Коврами утепляли и украшали интерьер, покрывали лошадей, верблюдов. В России существовали безворсовые ковры-паласы, которыми устилали пол в избах, закрывали лавки, сундуки. Махровые русские ковры продавали на ярмарках и использовались они на санях зимой во время длинных поездок.
Название «гобелен» сегодня укрепилось за декоративным текстильным панно, выполненным в самых различных техниках. Проще говоря, гобелен – это текстильная картина, имеющая, однако, свои особенности и подчиняющаяся законам декоративной композиции.
Откуда же пришло слово «гобелен»?
Настенные гладкие ковры – шпалеры – появились в Европе во времена Крестовых походов, однако, современные произведения роднит со старинными образцами подчас лишь название. Одна из первых шпалерных мануфактур в Париже заняла помещение мастерской красильщиков по фамилии Гобелен, и это имя распространилось на вырабатываемые ею шпалеры. Композиции гобеленов были рассчитаны на большие плоскости стен замков (которые они утепляли и украшали), фасады домов, балконы. Гобелены могли служить перегородками в залах. Обычно они заказывались сериями, как, например, серия «Дама с единорогом».
По сравнению с современными гобеленами в те времена использовались более тонкие шерстяные и шелковые нитки.
Спустя несколько веков производство ручных шпалер потеряло свое значение, перестало быть необходимостью, старые рисунки и старая техника изжили себя. К началу ХХ века большинство шпалерных мануфактур было закрыто.
Возрождение искусства гобелена связано с именем француза Жана Люрса. Он взял за основу средневековую технику и благодаря силе своего таланта и усилиям других художников его мастерской дал гобеленам новый оригинальный символический язык. Яркость и декоративность его работ оказали огромное влияние на художников-гобеленистов ХХ века.
Появление и последующее широкое распространение искусства гобелена в Прибалтике связано с творчеством художницы Мари Адамсон и ее учеников.
Путь развития современного гобелена насчитывает всего около пяти десятилетий. Художники, как правило, сами создают композицию и сами выполняют панно на ковроткацком станке.
Все многообразие типов современного гобелена можно условно разделить на три группы.
Основное место занимает так называемый плоскостной гобелен, имеющий традиционную форму прямоугольника и выполняемый в технике паласного переплетения, иногда в сочетании с ворсом, сумахом, ажурным плетением, что придает работам особые декоративные эффекты.
Второй тип – это объемная или рельефная форма, то есть тканая скульптура. Она выполняется по выкройке и потом собирается на каркас.
Третий тип – это «мини-гобелен», то есть декоративное панно маленького размера (обычно не более 300 х 300 мм).
«Гобелен – это красота, неспешно созданная тёплыми умелыми руками, спокойным разумом и чуткой душой». И.Дворкина
На сегодняшний день, разновидность декоративно-прикладного искусства, по традиции называемая «гобеленом», выступает как сложное художественное явление, соединившее в себе качества сразу нескольких жанров - от «ручного ткачества» до «текстильной» скульптуры.
Изначально, понятие гобелен представляло способ производства ткани, имеющего вид стенного безворсового ковра с сюжетной или орнаментальной композицией. Этот ковёр ткался вручную, из цветных или шёлковых нитей посредством их перекрёстного переплетения.
Само по себе слово «гобелен» (фр.gobelin) возникло ещё в 17 в. во Франции и является не чем иным, как использованием имени братьев Гобеленов в обозначении названия стенных ковров. История гласит, что в 1601 г. фламандец Франсуа де ля Планш купил красильню для шерсти семьи Гобеленов под Парижем. И спустя 60 лет, эта небольшая мастерская по производству текстиля благодаря высокому уровню выходивших из её стен «текстильных полотен», была реорганизована в Королевскую мануфактуру братьев Гобеленов, а затем в Мануфактуру королевской меблировки. Возглавил это производство президент Академии живописи, «первый живописец короля», Шарль Лебрен. Он сам и создавал эскизы для многих гобеленов своей мануфактуры, тем самым, формируя определённый стиль, колорит и средства художественной выразительности «тканых картин», что теперь мы и называем классикой жанра.
Несмотря на значительность расходов, требовавшихся на содержание цехов и отсутствия больших доходов от производства гобеленов, «Королевская гобеленовая мануфактура» продолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствах Франции. И самое интересное, что продолжает существовать до настоящего времени, как художественное учреждение, составляющее гордость этой страны. Здесь необходимо отметить тот факт, что первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами. Искусство шпалеры, как известно, одно из самых древних на земле. Название классической западноевропейской шпалеры (итал. spalliera) образовано от итальянского обозначения решётки для живых цветов и в данном случае определяет понятие старинного гладкого сюжетного ковра, создавался который при помощи одного из самых простых ткацких приёмов - перекрёстного или полотняного переплетения нитей. Как известно, в средние века на юге Европы стены богатых интерьеров украшали преимущественно фресковой живописью, а в более северных районах эту живопись стала заменять шпалера, заимствуя из нёё как сюжеты, так и некоторые приёмы цветовых растяжек. При этом в холодных каменных постройках шпалерам отводилась роль не только эстетическая, но и утилитарная: они сохраняли тепло.
Самыми ранними шпалерами являются немецкие средневековые образцы, а расцвет шпалерного ткачества произошёл во Франции. Но где бы не создавались шпалеры, их изготовление всегда было очень дорогим и кропотливым процессом. Поэтому позволить приобрести чудесные «тканые картины» могли только члены королевских семей и самая состоятельная знать, которые нередко при своих замках создавали специальные шпалерные мастерские. Автором являлся всегда живописец, в его обязанности входило создание подробного эскиза картона будущего тканого произведения. Затем специалист-картоньер увеличивал данный эскиз и тщательно выполнял его уже в масштабе произведения. И, наконец, мастер-ткач переводил полученный картон в текстильный материал, используя при этом шёлковые, шерстяные, а иногда серебряные и золотые нити. Чаще всего эти «текстильные полотна» заказывали сериями, в которых иногда насчитывалось до 12 и более ковров, объединённых единой тематикой или сюжетной линией.
Ценились шпалеры всегда очень дорого. Известен очень интересный факт из истории ковроткачества, когда за серию шпалер был выкуплен из турецкого плена французский принц. С тех пор шпалерное искусство стало модным, а интерес к созданию эскизов проявляли многие великие художники, такие как Рафаэль, Рубенс, Ван Дейк, Буше и др.
История шпалерного искусства прошла ряд стадий, от падения до подъёма, упадка и расцвета, меняя страны, названия и приобретая новые технические приёмы и художественные возможности. Теперь, став гобеленом, это искусство подвержено законам воздействия не только ткачества и живописи, но и пластики. А сам гобелен превратился из гладкого сюжетного ковра, в новаторский эксперимент, представляющий слияние фактуры, рельефа и различных по содержанию материалов, которые вплетаются в ткань наряду с традиционными ткацкими материалами и это, безусловно, помогает гобелену завоёвывать новые и устойчивые позиции в современном искусстве.
Ткачество махровых ковров
Махровые ковры вырабатываются на горизонтальных ткацких станках, снабженных висячим батаном, бердом, нитяным ремизом (на двух ремизах), с двумя подножками (для образования зева), ручным челноком для прокладывания уточной нити.
В горизонтальном ткацком станке основа навивается на ткацкий навой, помещающийся на задней станине станка. Спереди станок имеет грудницу и товарный вал.
После заправки станка основой и прикрепления ее конца к прутку, подвязанному на веревках к товарному валу, пруток устанавливают на уровне грудницы, и ткачиха вырабатывает первую паласную часть ковра (5 – 6 см) и концевую бахрому.
Шерстяная пряжа, предназначенная для образования бахромы, нарезается на отрезки длиной в 2 – 3 раза большей, чем для отрезков-концов для ворса. Бахрома на концевой поперечной стороне ковра завязывается двойными узлами по всей ширине основы при заработке ковра.
Затем ткачиха приступает к выработке ворсовой махровой части ковра, предварительно заготовив отрезки-концы ворсовой пряжи для вязки узлов или получив их из приготовленного отдела (цеха).
В соответствии с цветовой гаммой нарезанные концы ворсовой пряжи укладывают в деревянный ящик или коробку, разделенную перегородкой на отсеки, из которых ткачиха берет приготовленные отрезки для вязки двойных узлов вокруг каждой парой нитей основы, соответственно техническому рисунку ковра.
Узлы ткачиха вяжет руками. Указательным пальцем левой руки она отделяет очередную пару основных нитей, а в правой руке указательным и большим пальцами держит конец отрезка ворсовой пряжи. Затем правой рукой она накладывает его поверх приподнятой пары основных нитей, после чего свободный конец отрезка подводит указательным пальцем левой руки под пару основных нитей и прижимает к нечетной основной нити, а другой конец указательным и большим пальцами правой руки подводит под четную основную нить. Далее, оба конца отрезка ворсовой нити захватывают пальцами правой руки и выводят наружу под перемычкой, между четной и нечетной основными нитями. После этого делается «посадка» узла, т. е. передвижение узла от места вязки к опушке ткани ковра. Вязка концов ворсовой пряжи производится при среднем положении батана, который запирается с помощью упора. После вязки всех цветочных ворсовых узлов в одном ряду ткачиха образует двусторонний, центральный зев основы, нажимая подножку ногой. Прокидка утка в зев основы осуществляется вручную передвижением челнока со шпулей сквозь зев.
Челнов скользит по нижней половине зева основы. При наличии батана, оборудованного челночными коробками и склизом, прокидка утка сквозь зев основы может производиться с помощью веревочной погонялки (бечевки) и гонка, которые, будучи приведены в движение рукой ткачихи, перегоняют челнок на роликах («самолет») из одного челночного ящика в другой, противоположный.
Образование каркаса ткани махрового ковра производится полотняным переплетением. После прокидки утка его прибивают к опушке ткани бердом, для этого ткачиха освобождает батан от упора и правой рукой продвигает его по направлению к груднице станка.
После прокидки нескольких уточек (3, 4, 5, 6 в зависимости от плотности ковра и толщины пряжи) и прибивания ткачиха приступает в вязке (насадке) следующего очередного ряда ворсовых узлов.
Боковую бахромочную пряжу (длина отрезка которых 130 мм при длине конца над узлом 50 мм) навязывают на продольных сторонах ковра после прибивания очередных уточных прокидок, делая обвязку (обвивку) краевых закраечных нитей (так называемой тетивы, состоящей из 8 – 9 закраечных нитей).
Для удобства работы пучки бахромной пряжи подвешивают на станке с обеих сторон ремизного валика, откуда вытаскиваются ткачихой по мере надобности. Заполнив ворсовую часть ковра, ткачиха насаживает вторую концевую бахромную пряжу, зарабатывает затем вторую паласную часть ковра и снимает (срезает) его с товарного вала ковра.
Материалы и инструменты для гобеленового ковроткачества
В работе над гобеленом используют стандартный набор инструментов для вышивания.
Подрамник или пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии, что влияет на качество работы. Для больших работ используют подрамники, выполненные из дерева. Для маленьких тренировочных работ – пяльцы.
Ножницы. Вам понадобятся нескольких видов: большие – для вырезания ткани; средние, желательно с закругленными концами – для обрезания концов ниток.
Молоток и мелкие гвозди нужны для натягивания ткани на рамку. Лучше приготовить гвозди с большой шляпкой, чтобы они не прорывали ткань. Чем тоньше рамка, тем мельче гвозди.
Игла с большим ушком, так называемая "цыганская", понадобится вам при обметывании краев готового ковра. Ушко должно быть настолько большим, чтобы через него можно было провести толстую шерстяную нить, сложенную в два раза.
Булавки портновские понадобятся вам для скрепления ткани и бумаги.
Гобеленовая игла предназначена для выполнения стежков с петельками напуск. Современные иглы выпускаются в комплекте с проволокой для протягивания нитки сквозь трубчатый стержень. И регулируемой длиной иглы
Линейка может быть очень короткой, она необходима для измерения высоты иглы.
Карандаши должны быть мягкими, так как ими вы будете рисовать на ткани. Для светлой ткани можно использовать простые или цветные, а для темной – белые, желтые.
Копировальный ролик имеет зубчатое колесико им удобно переводить с бумаги рисунок на ткань.
Копировальная бумага понадобиться вам при переводе рисунка на ткань.
Клей ПВА используют как закрепляющее средство стежков с изнаночной стороны полотна.
Материалы и нитки.
В качестве основы гобеленового полотна используют ткани средней плотности, полотняного переплетения. Это может быть смесовая костюмная ткань или хлопчатобумажная, драп или льняное полотно типа рогожки, габардин. Выбор ткани на основу зависит от размеров вышиваемого полотна, так как чем больше работа, тем ткань должна быть менее растяжима. Во много, зависит и от толщины ниток, ведь чем толще нить, тем толще игла. Чем толще игла, тем толще ткань. При выборе ткани на основу можно воспользоваться и тканями уже бывшими в употреблении. Распороть старое пальто или мужские брюки, главное чтобы ткань не была выношенной.
Лучшие нитки для вышивания – акриловые, шерстяные, полушерстяные. Они могут быть с люриксом и однотонные. Можно использовать и хлопчатобумажные. Для гобелена подойдут нитки любого качества и толщины,в зависимости отимеющейся толщины иглы. Подбирая нитки для работы, следует помнить, что они не должны связываться узелками. Нить должна быть ровной. Если вы используете нити из развязанных вещей, то прежде смотайте все нитки в плотный клубок, затем отпарьте на паровой бане, высушите, а потом используйте в работе. К работе могут быть пригодны нитки любой длины, иногда даже до 15см.
При покупке ниток в мотках обращайте внимание на длину нити. В гобеленах используют пряжу гладкую, мало ворсовую, чтобы фактура вашего ковра была четкой и гладкой и легко проходила внутри стержня.
Заправка нити в иглу.
Прежде чем заправлять нитку в иглу, рассмотрим ее строение. Игла состоит из ручки, стержня иглы и регулировочного винта.
Ручка может быть любой формы и длины, но обязательно полой и гладкой. У основания ручки крепится регулировочный винт.
Регулировочный винт фиксирует длину иглы. Это может быть винт, отвинчивающийся отверткой или просто рукой. Игла полая, имеет срез и ушко. Очень важно чтобы при прокалывании игла раздвигала нити ткани, а срез не разрезал нити. Ушко должно быть гладким, без заусенцев.
Нить в иглу заправляют с помощью продержки в два приёма. Первый: продержку складывают вдвое, образуя с одной стороны петлю. Проводят её через срез иглы в стержень иглы, ручку, и когда петелька появится из ручки, в эту петлю вставляют конец нити от клубка. Затем продержку вытаскивают, выходя, она тянет за собой нить – через ручку, иглу, в срез.
Основные этапы работы
Техника выполнения набивного стежка
Техника вышивки гобеленовой иглой дает мягкую нарядную ворсовую поверхность вышитого изделия. Чтобы поверхность лицевой стороны была ровной, нужно делать петли одинаковой высоты. Набивной стежок выполняется следующим образом. Работа ведется с изнаночной стороны изделия, образуя гобеленовую поверхность. Игла прокалывает ткань, проводя нить на лицевую сторону. При подъеме вверх, на лицевой стороне образуется петелька - напуск, образующая ворсовую поверхность. Затем игла возвращается в первоначальное положение. Сделав стежок в 3-5 мм, игла снова прокалывает ткань.
При выполнении набивного стежка гобеленовой иглой следует помнить, что игла устанавливается перпендикулярно поверхности ткани. Ткань прокалывается до упора ручки иглы. При работе срез иглы идет в ту сторону, где будет следующий стежок. Игла должна "ползти" по ткани, не поднимаясь над ней.
Нить, входящая в ручку иглы должна быть абсолютно свободна, а выходящая из ушка туго натянута.
Стежки следует класть "в кирпичик", длиной не более 1-2мм. Если на ткани недостаточное натяжение, то следует дать дополнительное натяжение путем надавливания на ткань в месте образования стежка.
Заканчивая работу ниткой одного цвета её отрезают под "корешок", не оставляя хвостиков на изнаночной стороне. Так же обрезают и начало нити у первого стежка.
Начинать работу можно с любого места и в любом направлении. Для того чтобы на работе не смешивались цветовые пятна, следует отступить на 1мм (расстояние в толщину нити) одного цвета от другого, оставив промежуток (пробел).
Последовательность выполнения работы.
Изделия, выполненные в технике набивного гобеленового стежка, могут быть как мелкие бытовые: диванные подушки, карманы для мелочей, декоративные панно, так и крупные вещи: чехлы для диванов и кресел, настенных ковров.
Работа начинается с выбора рисунка. Это может быть открытка или марка, фотография или нарисованная картина. Если рисунок оказался меньшего размера его всегда можно увеличить. Есть много способов увеличения рисунка: современный – с помощью множительной техники и более распространенный и доступный – с помощью наложения квадратной сетки. Необходимо сделать эскиз в цвете, где вся цветовая гамма дана. Главное приобрести рамку того размера и нитки нужного цвета. Итак, рисунок выбран.
На рисунок в натуральную величину накладываем кальку и обводим карандашом контур деталей рисунка.
Берем ткань и подрамник. Накладываем на ткань подрамник, обводим внутренние стороны рамки (она должна совпадать с размером, выбранного рисунка).
Вырезаем ткань – основу гобелена. Для подгибки на прибивание ткани оставляем припуск 3-4 см. На ткань накладываем копировальную бумагу, затем кальку с рисунком. Закрепляем портновскими булавками. Копировальным роликом обводим контур рисунка. После перевода рисунка на ткань следует проверить четкость и правильность линий, обвести контур ещё раз более ярко и четко. При выполнении этой работы надо следить, чтобы рисунок не получился в "зеркальном" отражении, помнить, что работа ведется с изнаночной стороны изделия. Рисунок переведен, – начинаем натягивать ткань на подрамник.
Ткань будем прибивать гвоздями, подгибая ее дважды. Начинать лучше с угла, поочередно каждую сторону. Натягивать следует очень туго, так чтобы натянутое полотно "звенело". Гвозди следует забивать по шляпку, следить, чтобы он не прошел насквозь. Это позволит избежать травмы руки во время работы.
Набивание рисунка на полотно можно начинать с любого места и нитками любого цвета, в зависимости от настроения, но помните о технике и правилах выполнения набивного стежка. Цветовое решение нам подскажет рисунок – эскиз, которого всегда должен быть перед глазами.
После окончания работы вышитое полотно просматривают. Уточняют обводки, поправляя направление стежков, используя большую иглу. Обрезают выбившиеся нитки. Работа готова к закреплению клеем.
Клеевой раствор готовят в зависимости от назначения изделия. Если нужна поверхность более мягкая, то клея берут меньше. Для поверхности средней жесткости делают клейстер из расчета: равных частей воды и клея. Используют клей и ПВА. Обычно на работу 50см × 50см затрачивается 3 столовые ложки клея и 3 столовые ложки воды.
Проклеивание ведется губкой. Всю поверхность гобеленового полотна с изнаночной стороны смачивают клейстером, стараясь не промочить основу. По шерстяным волокнам влага быстро проходит на лицевую сторону, поэтому работать нужно быстро. Чтобы клей не прошел на ворсовую сторону, работу следует сушить в вертикальном положении. При естественном высыхании полотно будет готово к дальнейшей работе через сутки.
Готовое полотно снимают с рамки, аккуратно вытаскивая гвозди, и приступают к оформлению изделия.
Края ковра, обрабатывают обметочным петельным стежком. Для этого края готового гобеленового полотна подгибают дважды (швом в подгибку с закрытым срезом) на лицевую сторону и заметывают. Ширина шва может быть любой, в зависимости от размера ковра и вкуса мастера. Затем, используя иглу с большим ушком и шерстяную нить, обметывают, выполняя стежки близко друг к другу. Нитки должны ложиться рядом, образуя ниточную рамку. Выполняя обметку по углам ковра, нужно быть особо внимательными, так как чтобы на углах не получилось пробелов ткани, следует несколько стежков сделать в одно и тоже место, расправляя нитки по всему углу.
Есть свои секреты.
● Если в работе будут участки с длинными и короткими петлями, начинайте всегда с более длинных петель, затем переходите к более коротким.
● Нить при работе всегда должна быть свободна.
● Не используйте нить тоньше № 10, т.к. в процессе работы она скручивается и запутывается. Так же не рекомендуется отматывать большое количество нити. Она может запутаться, и вам придется снова вдевать ее.
● Если у вас большая работа, и вы ее недоделали, то воткните иглу в работу, положите клубок в мешочек и повесьте его на раму.
● Рекомендуется иметь несколько игл одного размера, т.к. они тупятся, а их кончики загибаются вверх и царапают ткань.
● Основной фон делается всегда штриховым способом, в противном случае вы не избежите деформации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История развития Робототехники на уроках истории. Статья
В статье рассказывается об истории развития Робототехники от фантастических идей философов Древней Греции до претворение в жизнь в современном мире....
Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".
Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы животных и растений...
Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».
Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".
Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
История развития физики и ее роль в развитии человеческого общества
Презентация для учащихся 10 класса...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...