Подготовка к ОГЭ по химии
материал для подготовки к егэ (гиа) по технологии (9 класс) на тему
Содержит материал позволяющий подготовить обучающихся 9 классок сдаче ОГЭ по химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_oge_po_himii.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Романовская СОШ
Особенности подготовки учащихся 9 классов
к сдаче ОГЭ по химии ( в практической части).
Подготовил : учитель химии Агибалова И.А.
2015 г.
У меня, как у учителя, существуют определённые дидактические цели и задачи обучения школьников химии, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). В данный момент я коснусь только одной стороны этого процесса, а именно: химического эксперимента – реального и мысленного, его места в содержании ОГЭ по химии, приёмов закрепления необходимых знаний.
Так как каждый год определенное количество учащихся в 9 классах выбирают в качестве дополнительного предмета для сдачи экзаменов- химию, и часть вторая в тестовой части заданий требует знаний практической стороны предмета, то необходимо более глубоко и тщательно подходить к вопросам планирования учебного материала, с учетом выделения большего времени на практическую часть.
Не для кого не секрет, что связи с школьной нагрузкой 70 ч ( 2 часа в неделю) курса химии 9 класса Габриелян О.С., выделить больше времени на практическую часть не удается. И если уделить больше времени практической стороне, путем добавления дополнительных практических работ или демонстраций опытов на уроке, то пострадает теоретическая сторона знаний учащихся.
Но в тоже время запоминание теоретического курса легче осуществить подкрепляя новый материал демонстрацией реакций, проведения лабораторных опытов и практических работ самими учащимися.
При изучении химии одной из основных тем является тема реакций ионного обмена и следствие качественные реакции на распознавание тех или иных компонентов сложных веществ.
В результате изучения химии ученик должен объяснять сущность реакций ионного обмена; определять возможность протекания реакций ионного обмена; распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы; использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека, критической оценки информации о веществах, используемых в быту, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
И конечно, хочу ещё раз обратить внимание на то, что в ОГЭ по химии есть несколько заданий, при решении которых экзаменуемые должны продемонстрировать знания признаков и условий протекания реакций, в том числе и РИО. Например:
Кодификатор | Пример задания |
Задание 6. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. | Признаком протекания химической реакции между оксидом меди и водородом является: 1) появление запаха; 2) изменение цвета; 3) выпадение осадка; 4) выделение газа. |
Задание 8. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. | Газ выделяется при взаимодействии: 1) MgCl2 и Ba(NO3)2; 2) Na2CO3 и CaCl2; 3) NH4Cl и NaOH; 4) CuSO4 и KOH. |
Задание 18. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). | Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества. ВЕЩЕСТВА: А) Na2CO3 и Na2SiO3; Б) К2CO3 и Li2CO3; В) Na2SO4 и NaOH. РЕАКТИВ: 1) CuCl2; 2) HCl; 3) MgO; 4) K3PO4. |
Задание 22. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. | Даны вещества: FeCl3, H2SO4(конц.), Fe, Cu, NaOH, CuSO4. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции. |
Однако, обращаясь к практики преподавания , замечаю,что ученик понимая и зная всё необходимое о конкретной химической реакции, не может правильно изложить свои мысли, описать процесс, условия его протекания, признаки.
Только многократно проведённый своими руками эксперимент даёт возможность обучаемым представить, понять и запомнить сущность и признак химической реакции.
При подготовке к ОГЭ хорошую помощь к подготовке практической части заданий мне оказывает выделенное время в количестве 2 часов в неделю на кружок по химии, который посещают в основном дети выбравшие предмет химии для сдачи ОГЭ и ГИА.
В программе кружка большое внимание уделяется практической стороне предмета , где применяю следующие приёмы:
1. Отрабатывается понятие «качественные реакции».
Качественные реакции – это реакции, позволяющие определить присутствие в растворе (или иной реакционной среде) определённых ионов (или других частиц).
Качественные реакции сопровождаются признаками: изменение цвета, выделение газа, образование осадка, изменение запаха, выделение или поглощение теплоты. Обращаю особое внимание на то, что растворение осадка также является признаком химической реакции, о чём дети часто просто забывают.
2. При повторении реакций ионного обмена особое внимание сравнению понятий «признаки химических реакций» и «условия протекания РИО до конца».
Понимание разницы между этими понятиями способствует наилучшему выполнению задания 22.
3. Ребята получают задание вспомнить, найти в тетради или учебнике и записать уравнения химических реакций с теми признаками, которые мы проводили на уроках в пределах школьного плана практических и лабораторных работах, а так же демонстрационно.
В полученном списке оказались РИО, реакции замещения, ОВР, взаимодействие растворов кислот и щелочей с индикаторами.
4. Самая важная часть – провести эти реакции и описать отдельно их признаки, а отдельно – условия осуществления. По возможности каждый должен осуществить все реакции. Практическая работа – самый эффективный и короткий путь для запоминания.
5. Составление сводных таблиц «Качественные реакции на изученные катионы и анионы», «Признаки химических реакций».
Качественные реакции на изученные катионы и анионы (РИО).
Катионы | Анионы | Признаки реакций. |
H+ | SO32- | выделение бесцветного газа с едким запахом |
H+ | CO32- | выделение бесцветного газа не поддерживающего горения |
H+ | SiO32 | образование бесцветного студенистого осадка |
NH4+ | OH- | при нагревании запах аммиака |
Zn2+ | OH- | образование белого студенистого осадка |
Cu2+ | OH- | образование голубого студенистого осадка |
Al3+ | OH- | образование белого студенистого осадка |
Fe2+ | OH- | образование зеленого студенистого осадка |
Ag+ | Cl- | образование белого творожистого осадка |
Ag+ | Br- | образование светло-желтого творожистого осадка |
Ag+ | I- | образование желтого творожистого осадка |
Ca2+ | CO32-(CO2) | образование белого осадка( помутнение) |
Ba2+ | SO42- | образование белого плотного осадка |
Признаки химических реакций (ОВР).
Реагенты | Признаки | |
Na(или друг металл) | H2O | выделение бесцветного газа, сгорающего с хлопком |
Zn | HCl | выделение бесцветного газа, сгорающего с хлопком |
Cu | H2SO4(к) | выделение бесцветного газа, с едким запахом |
Cu | HNO3 (к) | выделение бурого газа |
CuO | H2 | изменение цвета с черного на красный |
H2O2 | MnO2 ( катализатор) | Выделение газа поддерживающего горение, выделение теплоты |
Изменение цвета растворов индикаторов
Растворы кислот | Лакмус Метилоранж | изменение цвета на красный изменение цвета на розовый |
Растворы оснований. | Лакмус Метилоранж Фенолфталеин | изменение цвета на синий изменение цвета на желтый изменение цвета на малиновый. |
6. На завершающем этапе (закрепления) очень хорошо проходит работа в парах. Ребята по очереди закрывают первую, вторую, третью графы таблиц, а напарник должен воспроизвести скрытую информацию. Можно приготовить таблицы с пропусками, тогда каждый ученик должен их заполнить. Очень эффективен метод совместного составления кроссвордов и сканвордов двумя группами, а затем обмен и отгадывание. И обязательно нужно решать соответствующие задания из ОГЭ.
Используя эти приёмы, параллельно с признаками химических реакций, мы можем ещё раз дополнительно повторить типы химических реакций, ионные уравнения, окислительно-восстановительные процессы, номенклатуру соединений, свойства кислот, оснований, солей.
Таким образом, даже при подготовке к экзамену, можно использовать поисковые приёмы с элементами исследовательской работы. И как мы все знаем, знания, добытые собственным трудом, остаются в памяти гораздо дольше, чем просто заученная информация. Теория лучше запоминается , если она подкреплена практикой. Тем более что ребята самостоятельно ,в практической части раздела«Растворы» готовят самостоятельно растворы солей заданной концентрации , необходимые им для опытов, и разводят реактивы для определения качественного состава веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса «Введение в химию вещества»
Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии. Именно поэтом...
Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по химии : подборка заданий части В по органической химии.
Подборка тестов из разных источников для подготовки к ЕГЭ по химии поможет учащимся отработать навыки выполнения заданий части В по органической химии. Обычно задания В6, В7, В8 на химические свойства...
Календарно-тематический план подготовки к ГИА по химии в 9 классе учителя химии Хайрутдиновой М.Х.
Календарно-тематический план подготовки к ГИА по химии в 9 классе учителя химии Хайрутдиновой М.Х.МБОУ – Большенырсинской СОШ Тюлячинс...
элективный курс химия «Подготовка к ЕГЭ по химии» 11 класс
Рабочая программа является типовой, модифицированной и предназначена для общеобразовательного учреждения. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначена для итогового повт...
Авторская программа элективного курса по химии "Подготовка к ОГЭ по химии"
Авторская программа элективного курса по химии 9 класс "Подготовка к ОГЭ по химии"...
Диагностические материалы по неорганической химии для подготовки к ЕГЭ по химии. Галогены.
Представлены тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по химии по теме галогены...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.
Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....