Подготовка к ОГЭ по химии
материал для подготовки к егэ (гиа) по технологии (9 класс) на тему

Агибалова Ирина Анатольевна

Содержит материал позволяющий подготовить обучающихся 9 классок сдаче ОГЭ  по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_oge_po_himii.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Романовская СОШ

Особенности подготовки   учащихся 9 классов

к сдаче ОГЭ по химии ( в практической части).

 

Подготовил : учитель химии Агибалова И.А.

                                                                   2015 г.

  У меня, как у учителя, существуют определённые дидактические цели и задачи обучения школьников химии, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).  В данный момент я коснусь только одной стороны этого процесса, а именно: химического эксперимента – реального и мысленного, его места в содержании ОГЭ по химии, приёмов закрепления необходимых знаний.

Так   как каждый год  определенное количество учащихся в 9 классах выбирают  в качестве дополнительного предмета для сдачи экзаменов- химию, и часть вторая в тестовой части заданий требует знаний  практической стороны  предмета, то  необходимо более глубоко  и тщательно подходить к вопросам планирования учебного материала, с учетом выделения  большего  времени на практическую часть.

  Не для кого не секрет, что связи с школьной нагрузкой 70 ч ( 2 часа в неделю) курса химии 9 класса Габриелян О.С., выделить больше времени на практическую часть не удается. И если уделить больше времени практической стороне, путем добавления дополнительных практических работ или демонстраций опытов на уроке, то пострадает теоретическая сторона знаний учащихся.

Но в тоже время запоминание теоретического курса  легче осуществить подкрепляя  новый материал демонстрацией реакций, проведения лабораторных опытов и практических работ самими учащимися.

При изучении химии одной из основных тем является тема реакций ионного обмена и следствие качественные реакции на распознавание тех или иных компонентов сложных веществ.

В результате изучения химии ученик должен объяснять сущность реакций ионного обмена; определять  возможность протекания реакций ионного обмена; распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат- ионы; использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека, критической оценки информации о веществах, используемых в быту, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий, критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

И конечно, хочу ещё раз обратить внимание  на то, что в ОГЭ по химии есть несколько заданий, при решении которых экзаменуемые должны продемонстрировать знания признаков и условий протекания реакций, в том числе и РИО. Например:

Кодификатор

Пример задания

Задание 6. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Признаком протекания химической реакции между оксидом меди и

водородом является:

1) появление запаха;

2) изменение цвета;

3) выпадение осадка;

4) выделение газа.

Задание 8. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Газ выделяется при взаимодействии:

1) MgCl2 и Ba(NO3)2;

2) Na2CO3 и CaCl2;

3) NH4Cl и NaOH;

4) CuSO4 и KOH.

Задание 18. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью

которого можно различить эти вещества.

           ВЕЩЕСТВА:

           А) Na2CO3 и Na2SiO3;

Б) К2CO3 и Li2CO3;

В) Na2SO4 и NaOH.

РЕАКТИВ:

1) CuCl2;

2) HCl;

3) MgO;

4) K3PO4.

Задание 22. Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Даны вещества: FeCl3, H2SO4(конц.), Fe, Cu, NaOH, CuSO4.

Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций.

Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Однако, обращаясь к практики преподавания , замечаю,что ученик понимая и зная всё необходимое о конкретной химической реакции, не может правильно изложить свои мысли, описать процесс, условия его протекания, признаки.

 Только многократно проведённый своими руками эксперимент даёт возможность обучаемым представить, понять и запомнить сущность и признак химической реакции.

При подготовке к ОГЭ  хорошую помощь  к подготовке  практической части заданий мне оказывает выделенное время в количестве 2 часов в неделю  на кружок по химии, который посещают в основном дети выбравшие предмет химии для сдачи ОГЭ и ГИА.

В программе кружка большое внимание уделяется практической стороне предмета , где применяю следующие приёмы:

1. Отрабатывается понятие «качественные реакции».

Качественные реакции – это реакции, позволяющие определить присутствие в растворе (или иной реакционной среде) определённых ионов (или других частиц).

Качественные реакции сопровождаются признаками: изменение цвета, выделение газа, образование осадка, изменение запаха, выделение или поглощение теплоты. Обращаю особое внимание на то, что растворение осадка также является признаком химической реакции, о чём дети часто просто забывают.

2. При повторении реакций ионного обмена особое внимание сравнению понятий «признаки химических реакций» и «условия протекания РИО до конца».

Понимание разницы между этими понятиями способствует наилучшему выполнению задания 22.

3. Ребята получают задание вспомнить, найти в тетради или учебнике и записать уравнения химических реакций с теми признаками, которые мы проводили на уроках  в пределах школьного плана практических и лабораторных работах, а так же демонстрационно.

В полученном списке оказались РИО, реакции замещения, ОВР, взаимодействие растворов кислот и щелочей с индикаторами.

4. Самая важная часть – провести эти реакции и описать отдельно их признаки, а отдельно – условия осуществления. По возможности каждый должен осуществить все реакции. Практическая работа – самый эффективный и короткий путь для запоминания.

5. Составление сводных таблиц «Качественные реакции на изученные катионы и анионы», «Признаки химических реакций».

Качественные реакции на изученные катионы и анионы (РИО).

Катионы

Анионы

Признаки реакций.

H+

SO32-

 выделение бесцветного газа с едким запахом

H+

CO32-

выделение бесцветного газа не поддерживающего горения

H+

SiO32

образование бесцветного студенистого осадка

NH4+

OH-

при нагревании запах аммиака

Zn2+

OH-

образование белого студенистого осадка

Cu2+

OH-

образование голубого студенистого осадка

Al3+

OH-

образование белого студенистого осадка

Fe2+

OH-

образование зеленого студенистого осадка

Ag+

Cl-

образование белого творожистого  осадка

Ag+

Br-

образование светло-желтого творожистого  осадка

Ag+

I-

образование желтого творожистого осадка

Ca2+

CO32-(CO2)

образование белого осадка( помутнение)

Ba2+

SO42-

образование белого плотного осадка

Признаки  химических реакций (ОВР).

Реагенты

Признаки

Na(или друг металл)

H2O

выделение бесцветного газа, сгорающего с хлопком

Zn

HCl

выделение бесцветного газа, сгорающего с хлопком

Cu

H2SO4(к)

выделение бесцветного газа, с едким запахом

Cu

HNO3 (к)

выделение бурого газа

CuO

H2

изменение цвета с черного на красный

H2O2

MnO2 ( катализатор)

Выделение газа поддерживающего горение, выделение теплоты

Изменение цвета растворов индикаторов

Растворы кислот

Лакмус

Метилоранж

изменение цвета на красный

изменение цвета на розовый

Растворы оснований.

Лакмус

Метилоранж

Фенолфталеин

изменение цвета на синий

 изменение цвета на желтый

изменение цвета на малиновый.

6. На завершающем этапе (закрепления) очень хорошо проходит работа в парах. Ребята по очереди закрывают первую, вторую, третью графы таблиц, а напарник должен воспроизвести скрытую информацию. Можно приготовить таблицы с пропусками, тогда каждый ученик должен их заполнить. Очень эффективен метод совместного составления кроссвордов и сканвордов  двумя группами, а затем обмен и отгадывание. И обязательно нужно решать соответствующие задания из ОГЭ.

Используя эти приёмы, параллельно с признаками химических реакций, мы можем ещё раз дополнительно повторить типы химических реакций, ионные уравнения, окислительно-восстановительные процессы, номенклатуру соединений, свойства кислот, оснований, солей.

Таким образом, даже при подготовке к экзамену, можно использовать поисковые приёмы с элементами исследовательской работы. И как мы все знаем, знания, добытые собственным трудом, остаются в памяти гораздо дольше, чем просто заученная информация.  Теория лучше запоминается , если она подкреплена практикой. Тем более что ребята самостоятельно ,в практической части  раздела«Растворы» готовят  самостоятельно растворы солей заданной концентрации , необходимые им для опытов, и разводят реактивы для определения качественного состава веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса «Введение в химию вещества»

Совершенствование школьного химического образования на современном этапе приводит к ряду проблем, с которыми сталкиваются в своей работе учителя химии.     Именно поэтом...

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ по химии : подборка заданий части В по органической химии.

Подборка тестов из разных источников для подготовки к ЕГЭ по химии поможет учащимся отработать навыки выполнения заданий части В по органической химии. Обычно задания В6, В7, В8 на химические свойства...

Календарно-тематический план подготовки к ГИА по химии в 9 классе учителя химии Хайрутдиновой М.Х.

Календарно-тематический план         подготовки к ГИА по химии    в 9 классе учителя химии Хайрутдиновой М.Х.МБОУ – Большенырсинской СОШ Тюлячинс...

элективный курс химия «Подготовка к ЕГЭ по химии» 11 класс

Рабочая программа является типовой, модифицированной  и предназначена для общеобразовательного учреждения. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначена для итогового повт...

Авторская программа элективного курса по химии "Подготовка к ОГЭ по химии"

Авторская программа элективного  курса по химии 9 класс "Подготовка к ОГЭ по химии"...

Диагностические материалы по неорганической химии для подготовки к ЕГЭ по химии. Галогены.

Представлены тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по химии по теме галогены...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.

Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....