программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа по технологии (7 класс) по теме

Кузнецова Наталья Алексеевна

Авторская программа кружка для девочек с 7 - 8 кл "Рукодельница "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_pr_kruzhka_rukodelnitsa_15.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Лапшинская основная образовательная школа»

Программу составила

Кузнецова Н. А

Кружок "Рукодельница" .

Актуальность работы кружка.

В системе воспитания обучающихся,   важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения.

Психологические особенности воспитанников таковы, что дефицит общения с близкими взрослыми приводит к отставанию мотивационной сферы.            Практически отсутствует ролевое и деловое взаимодействие, недостаточно развита произвольная регуляция поведения, низкий уровень адаптации, серьезные отставания в развитии познавательной деятельности навыков ручной умелости. Но в тоже время обострена потребность в доброжелательном внимании взрослого, на основе которого возможно формирование более сложных потребностей: в сотрудничестве, сопереживании, в признании успешности.                                                                                                          Содержание занятий определяется в соответствии с общими тематическими блоками педагогической деятельности, с учетом интеграции всех видов деятельности.    Особое внимание в работе кружка отводится тому, что в занятиях есть выход с результатами практической деятельности.              Программа акцентирует внимание на то, что у  детей формируются знания  в приобретении навыков по уходу за домом, создания уюта в доме, в приготовлении пищи, в оформлении своего уголка в доме. Дети должны  осознать и чувствовать себя умелыми, способными, значимыми, созидателями  «семейной жизни».                                                                                                                                          

Достоинством программы является формирование потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Перспективный план
  3. Календарно-тематический план работы кружка

Пояснительная записка

Приобщение ребёнка к миру взрослых, их деятельности, к чувствам и переживаниям существовало с древних времён. Во все времена матери и отцы учили, учат и будут учить своих детей, что, на их взгляд, пригодится им в жизни и что они знают и умеют сами. Если же говорить об этой проблеме с точки зрения педагогической науки, то отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности, к её целям, содержанию, методам - менялось на протяжении большого отрезка времени.                                                      Между тем, именно участие детей в жизни взрослых даёт им возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. Сюда входит предметная деятельность, труд наблюдения. Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребёнок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функции, овладевает оперативными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребёнка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.  

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Дети  рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печёт пирожки и т.д. Ребёнок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.д. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений дети эмансипируются от взрослого, приобретают чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.      

   Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых и опираясь на свой практический опыт, мы пришли к выводу, что нужно организовать кружок «Рукодельница».

Практика показала, что обучающиеся успешно и с интересом занимаются в кружках кулинарии. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни.

Кружки кулинарии, опираясь в своей работе на знания и навыки по приготовлению пищи, полученные обучающимися на уроках технологии, должны расширить и углубить эти знания и навыки.

Задачи кружка «Рукодельница»

  1. Помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными созидателями «семейной жизни».
  2. Формирование потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи.
  3. Формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективное взаимодействие.
  4. Формирование навыков адаптивности, через систему педагогического воздействия, выстраиваемую на основе проблем и противоречий.
  5. развитие эстетического вкуса учащихся.
  6. расширение знаний учащихся в кулинарии.
  7. формирование культуры общения.
  8. формирование и развитие творческих способностей учащихся в кулинарии.
  9.  формирование экологические убеждения.

Принципы или непременные условия организации каждого занятия «Рукодельница»

  1. Взаимоотношение педагога и детей основываются на гуманном сотрудничестве и поддержке, носят личностно - ориентированный характер.
  2. Организация занятий «Рукодельница» строится с учетом разновозрастного комплектования группы.
  3. Содержания занятий подбираются, прежде всего, с учетом реальных жизненных событий «семьи», обеспечиваются их практическая направленность.
  4. Организация образовательного процесса строится с учетом физиологического и психологического возраста ребенка.
  5. Планирования и организация учебно-воспитательного процесса осуществляется на диагностической основе.
  6. Дифференцированный подход обеспечивается подбором вариативных заданий по одной теме, то есть разнообразием содержания при общей цели.
  7. Занятия «Рукодельницы» направленно на комплексную реализацию тематических блоков, планов работы «семьи».
  8. Каждое занятие  «Рукодельницы» реализует основные психологические потребности ребенка и обеспечивает успешную деятельность всех детей.
  9. Ведущие формы и методы организации занятий: игра, диалектическая сказка, проблемно-деловые ситуации, конкурсы-соревнования, практическая деятельность детей, коллективно-творческие дела.
  10.  В содержании каждого занятия включается материал по формированию у детей навыков личной безопасности.

Вся деятельность «Рукодельницы» направлена на работу в «семье».

Формы и методы обучения:

-Теоретические занятия

-Практические работы

-Творческие задания

-Индивидуальная работа

Работа кружка строится по четырем основным блокам.

  1. Формирование навыков создания комфортно-бытовых условий с использованием элементов домашнего дизайна - «Уютный дом».
  2. Формирование элементарных кулинарных навыков и навыков самообслуживания в организации питания - «Кулинария».
  3. Формирование навыков ручной умелости и бытового самообслуживания - «Чудесные ручки».
  4. Формирование навыков и умений ухода за собой. Воспитание уверенности в себе – «Если хочешь быть красивой».

Предполагаемые результаты.

Обучающиеся получат знания:

- способы приготовления и оформления блюд

- правила подачи блюд

- пищевую ценность овощей

- правила поведения за столом

- правила по техники безопасности при кулинарных работах

- санитарно-гигиенические требования

- экологической подготовки

- секреты русской кухни

Обучающиеся приобретут умения:

- правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда

- готовить холодные блюда

- украшать готовое блюдо

- витаминизировать пищу

- сервировать стол

- соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования

- соблюдать правила по техники безопасности

- правильно вести себя за столом

Содержание программы.

Перспективный план кружка «Рукодельница»

I Блок: «Уютный дом»

1. Основные правила хорошего тона.  Ты идешь в гости или ждешь гостей сама (как вести себя в гостях и принимать их дома).

2. Правила поведения за столом.   Сервируем стол.

3. Украшение интерьера.

4. «Умение вести домашнее хозяйство» (стирка, утюжка, уход за обувью, уборка в квартире).

5. Цветы в нашем доме:

     а) Что нужно зеленым питомцам

     б) Размещение растений в квартире

     в) Подбирай цветы по вкусу

     г) Уход за свежесрезанными цветами

     д) Пересадка

II Блок: «Кулинария»

1.  «Чай - здоровье» (целебные свойства)

Задачи: Расширить знания детей о целебных свойствах чая. Сервировка чайного стола, заваривание различного вида чая.

Форма: «Диалог за чашкой чая».

2.  «Чудеса из печенья». Пироженое «Картошка».

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных рецептов из печенья.

Форма: Театр миниатюр «Чудеса из печенья».

3.  «Вкусные и полезные».

Задачи: Продолжать работу по придумыванию необычного напитка. Познакомить с пользой целебных напитков, коктейлей. Развивать фантазию.

Форма: «Конкурс необычного напитка, коктейля».

4.  Что такое винегрет?

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд из варенных самостоятельных овощей конкретно приготовление винегрета - фантазия.

Форма: Занятие  «Диалог овощей».

5. «Великолепные бутерброды»

Задачи: Дать детям возможность проявить свое творчество и показать свое умение приготовить бутерброд и украсить его.

Форма: Конкурс «Хозяюшки».

IIІ Блок: «Чудесные ручки»

1. «Волшебная нить». (Изонить)

Задачи: Научить детей работать с нитью, делать красивые узоры, сюжетные картинки. Развивать эстетический вкус, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Форма: Ролевая игра. «Украсим комнату».

2.  Бисероплетение.

Задачи: Познакомить с искусством бисероплетения. Научить изготавливать украшения из бисера.

Форма: «В гостях у рукодельницы».

3.  «Сказка о стране вязания» (знакомство с предметами вязания, с видами вязания, учимся набирать петли и т.д.)

Задачи: Расширить знания детей о свойствах ниток. Познакомить с предметами для вязания. Воспитывать усидчивость, развивать интерес к работе, сделанной самостоятельно.

Форма: «Диалог с бабушкой рукодельницей».

4.  «Игрушка своими руками».

Задачи: Закрепить все полученные знания работы с иголкой и тканями и др. предметами рукоделия. Развивать творческую фантазию в создании игрушки и её украшения.

Форма: Игра «Магазин игрушек».

5.  «Чудеса своими руками». (Изготовление поделок из природного материала, новогодних украшений)

 «Подарки своими руками».

Задачи: Создать условия для детей, проявлять свои творческие способности и умения.

Форма: Творческая мастерская

IV Блок: «Если хочешь быть красивой»

1. Как научиться одеваться стильно

     а) Что такое мода? Что такое стиль?

     б) Выбираем цвет.

     в) Выбор обуви.

2. Как научиться выглядеть стильно?

Роскошные волосы – это просто.  Ты и косметика.

3. Личная гигиена. (Уход  за своим телом, зубами, уход за кожей тела,  уход за ногами).

Календарно-тематический план.

Тема блока

Теория

Практика

Всего

 1

Блок «Уютный дом»

3

2

5

2

Блок «Чудесные ручки»

1

4

5

3

Блок «Кулинария»

2,5

2,5

5

4

Блок «Если хочешь быть красивой»

2

1

3

Всего

18

Поурочный план.

Блок «Уютный дом»

месяц

1. Основные правила хорошего тона.  Ты идешь в гости или ждешь гостей сама (как вести себя в гостях и принимать их дома).

сентябрь

2. Правила поведения за столом.   Сервируем стол.

сентябрь

3. Украшение интерьера.

октябрь

4. «Умение вести домашнее хозяйство» (стирка, утюжка, уход за обувью, уборка в квартире).

октябрь

5. Цветы в нашем доме:

     а) Что нужно зеленым питомцам

     б) Размещение растений в квартире

     в) Подбирай цветы по вкусу

     г) Уход за свежесрезанными цветами

     д) Пересадка

ноябрь

Блок «Кулинария»

1.  «Чай - здоровье» (целебные свойства)

Задачи: Расширить знания детей о целебных свойствах чая. Сервировка чайного стола, заваривание различного вида чая.

Форма: «Диалог за чашкой чая».

ноябрь

2.  «Чудеса из печенья». Пироженое «Картошка».

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных рецептов из печенья.

Форма: Миниатюра  «Чудеса из печенья».

декабрь

3.  «Вкусные и полезные».

Задачи: Продолжать работу по придумыванию необычного напитка. Познакомить с пользой целебных напитков, коктейлей. Развивать фантазию.

Форма: «Конкурс необычного напитка, коктейля».

декабрь

4.  Что такое винегрет?

Задачи: Показать детям возможность приготовления различных блюд из варенных овощей конкретное приготовление винегрета - фантазия.

Форма: Занятие

декабрь

5. «Великолепные бутерброды»

Задачи: Дать детям возможность проявить свое творчество и показать свое умение приготовить бутерброд и украсить его.

Форма: Конкурс «Хозяюшки».

январь

Блок 3 «Чудесные ручки»

1. «Волшебная нить». (Изонить)

Задачи: Научить детей работать с нитью, делать красивые узоры, сюжетные картинки. Развивать эстетический вкус, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Форма: Ролевая игра. «Украсим комнату».

февраль

2.  Бисероплетение.

Задачи: Познакомить с искусством бисероплетения. Научить изготавливать украшения из бисера.

Форма: «В гостях у рукодельницы».

февраль

3.  «Сказка о стране вязания» (знакомство с предметами вязания, с видами вязания, учимся набирать петли и т.д.)

Задачи: Расширить знания детей о свойствах ниток. Познакомить с предметами для вязания. Воспитывать усидчивость, развивать интерес к работе, сделанной самостоятельно.

Форма: «Диалог с бабушкой рукодельницей».

Март

4.  «Игрушка своими руками».

Задачи: Закрепить все полученные знания работы с иголкой и тканями и др. предметами рукоделия. Развивать творческую фантазию в создании игрушки и её украшения.

Форма: Игра «Магазин игрушек».

Март

5.  «Чудеса своими руками». (изготовление поделок из природного материала, новогодних украшений)

 «Подарки своими руками».

Задачи: Создать условия для детей, проявлять свои творческие способности и умения.

Форма: Творческая мастерская

апрель

Блок «Если хочешь быть красивой»

1. Как научиться одеваться стильно

     а) Что такое мода? Что такое стиль?

     б) Выбираем цвет.

     в) Выбор обуви.

апрель

2. Как научиться выглядеть стильно?

Роскошные волосы – это просто.  Ты и косметика.

май

3. Личная гигиена. (Уход  за своим телом, зубами, уход за кожей тела,  уход за ногами).

май

Условия реализации образовательной программы

1. Методическая работа.

Для обучающихся в кабинете оформлены:

Стенды со схематическими рисунками.

Образцы практических работ.

Журналы и книги.

Ведется папка накопления материалов.

2. Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия.

Кружок проводится в специальном кабинете. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте.

3. Финансирование.

Больших финансовых вложений в организации работы кружка не требуется.

Материалы приобретаются на средства данного учреждения  или родителей.

                   Литература.

1.Учебники «Технология» под. ред. Симоненко 5-7 кл., М Вента -  Графф, 2011

2. Учебник «Обслуживающий труд» А.Я. Лазбина 4-8 кл., М: Просвещение
2011

3. Кулинария. Ермакова В.И., М: Просвещение. 1983

4. Разносолы деревенской кухни. Голованов А.Э., М: Росаграпром - издат
1989

5. Программа ср. общеобразовательных учреждений «Технология» 5-11 кл.,  М: Просвещение 2011

6.Журналы «Кулинария», «Смак», «Едим дома» и др.  2015г

7.Большая книга о вкусной и здоровой пище

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...