Технологическая карта урока "Прозводство текстильных волокон" 5 класс ФГОС
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
Процесс производства ткани. Волокна растительного происхождения. Лаб. -пр. р. Определение в ткани нитей основы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 859.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога Страшкова Анна Анатольевна Должность учитель
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 », г Глазова, УР
Предмет Технология Класс: 5 -Г Учебник (УМК, программа): Технология. Технология
ведения дома: 5 класс, ФГОС : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица,
В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.
Тема урока: Процесс производства ткани. Волокна растительного происхождения. Лаб. -пр. р. Определение в ткани нитей
Тип урока :_ изучение новой темы – 2ч (по 45/)__
Оборудование: тетрадь, информационные листы, инструкционные карты, карточка оценивания образцы х/б ткани 8х8см, препировальные иглы, лупы, клей, коллекции «Лен», «Хлопок»; мультимедийное сопровождение
Характеристика группы:
Учащиеся владеют: регулятивными УУД ( могут самостоятельно организовывать рабочее место, в сотрудничестве с учителем определять последовательность в изучении материала и ставить учебные цели); познавательными УУД (ориентироваться в учебнике, строить логическую цепь рассуждений под руководством учителя, собирать и выделять существенную информацию), коммуникативными УУД (вступать в диалог под руководством учителя, выполнять групповую работу).
У некоторыхучащихся недостаточно сформированы: личностные УУД (определять ценностные ориентиры – «для чего я это узнал, что я теперь буду с этим делать»), регулятивные УУД (адекватно оценивать деятельность, вносить коррективы и дополнения в работу)
В образовательной области | Формируемые предпосылки к учебной деятельности | Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми |
Предметные | - ориентация в имеющихся технологиях создания объектов труда; -распознавание видов, назначения материалов, применяемых в технологических процессах; - знакомство с новыми терминами; -овладение способами научной организации труда, соответствующими культуре труда; | 1 уровень - понимание, узнавание, обоснованное применение 2 уровень – выполнение действий учащимися индивидуально по алгоритму, образцу |
Познавательное развитие | -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -выбор различных источников информации для решения познавательных задач; -формирование умений осуществления исследовательской деятельности; рефлексия полученной информации; | 2 уровень – выполнение действий в совместной (парной или групповой) работе со сверстниками или индивидуально по алгоритму, образцу |
Коммуникативные | - умение слушать и слышать друг друга; - умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое | 2 уровень совместные (групповые) выполняемые под руководством учителя действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
Регулятивные | определение и осознание целей дальнейшей деятельности; -планирование собственной деятельности; -осуществление контроля и коррекция результатов деятельности | 1 уровень - понимание, действия учащихся, выполняемые под руководством учителя |
Личностные | -проявление познавательных интересов и активности в данной области; -усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного труда; -умение провести самооценку на основании выработанных критериев | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы, обучения | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап. 10/ Ориентировочный этап 10/ Поисково-исследовательский этап 25/ | -Обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний -Вызвать познавательный интерес к теме урока -Организовать самостоятельное формулирование темы и цели урока Готовность мышления и осознание потребности к построению действия. Мотивировать к пробному учебному действию Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия -Организовать изучение новой темы, понятий; -Структуриро вать новую информацию; -Дать определение некоторым терминам (понятиям) Организовать закрепления полученных знаний, совершенствование ранее сформирован ных умений | - беседа; -метод проблемной ситуации; работа с терминами. Фронтальная работа - беседа; -метод проблемной ситуации; работа с терминами. Фронтальная работа -исследование - методы обобщения и систематизации изученного;- методы стимулирования учебной деятельности (жетоны)
Групповая работа Иллюстративный, проблемный | Создает проблемную ситуацию. Сказка- ложь, да в ней намек. Добрым девицам урок! Слайд1. «Три девицы под окном…» - Каким ремеслом занимаются девицы? - Какие приспособления в их руках? -Чем же девицы хотели порадовать батюшку - царя? (Готовить мы с вами учились, теперь научимся шить, для этого нужна ткань..) -Знаете ли,вы как ваши прабабушки готовили себе приданое? Слайд 2,3 Эти секреты хранятся в традиционной национальной одежде Текстильные материалы (ткани) окружают нас повсюду… Знаете ли вы как и из чего производят ткань?Как будет звучать тема нашего урока? Слайд 4 - «Производство текстильных материалов» Скоро нам предстоит очередная проектная работа: «Изготовление швейного изделия », т. е. работа с тканью Какая информация о тканях вам будет нужна, чтобы сшить из неё изделие? Например: чтобы сшить фартук (демонстрация на манекене),нужно правильно его раскроить ,определить лицевую сторону и направление нити основы. Вы знаете как это сделать? Определяем цель урока. Слайд 5 Цель урока: -изучить процесс получения ткани; -научиться определять нить основы ; - научить ся определять лицевую, изнаночную стороны ткани. Все эти вопросы изучает наука материаловедение - изучает строение и свойства материалов. Для того чтобы изучить науку о тканях мы объединились в группы, назовем –исследовательские лаборатории, а вы девочки - научные сотрудники. Придумайте название своей лаборатории. В процессе работы получите жетоны, которые определят вашу оценку работы. Слайд 6 Исследование 1. 3/ Дома вы провели исследование и составили историч.справку: - как изготовляли пряжу? - как изготовляли ткань? -что такое узорное ткачество? (посовещайтесь в команде, выделите одно –краткое ,но емкое-) поделитесь информацией с соседней группой. Для кого из вас информация оказалась познавательной? Слайд 7. Репродукции из сказки «Дикие лебеди». Давайте девочки вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди». - Из какого растения сестра получала пряжу и вязала братьям рубашки? -Почему колдунья просила изготовить рубашки из крапивы? Следовательно, волокна растений являются сырьем для получения ткани? Давайте убедимся в этом: | Проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопросы , вступают в диалог. -отвечают на вопросы, -рассуждают, - приводят примеры -Прялка, веретено -Прялка, веретено -Приготовила пир; -Наткала бы полотна; -Родила богатыря. Приводят примеры(из домашней работы: исследование, как прабабушки готовили себе приданое) Делают вывод, как могут знания по теме пригодиться в жизни. Записывают в тетради - свойства тканей, название, как ухаживать за изделиями из тканей, как и из чего ткани производят? -приходят к выводу о необходимости получения знаний Определяют цели Записывают в тетради Правила работы в группе : работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный, своё несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси. Знакомят с информацией другие группы (получают жетон, если сообщение было интересным, познавательным) Высказывают свое мнение - из крапивы. -в ней есть нити-волокна -да | - самоопределение (л) смыслообразование (л) - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (к) Умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод (л). Взаимодействовать с учителем, группой, определение способов взаимодействия (к) - анализ, синтез, обобщение, - извлечение необходимой информации из текстов (п) - выполнение пробного учебного действия (р) -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - учёт разных мнений (К) определение и осознание целей дальнейшей деятельности(р); - усвоение правил индивидуального и коллективного труда(Л) Умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое (Л) Поиск и выделение необходимой информации(П); рефлексия полученной информации (П) Умение слушать и слышать друг друга(К) Построение логической цепи рассуждений; умение делать выводы и умозаключения; умение формулировать новые знания (Познав.) |
Лабораторная работа с самопроверкой по эталону 30/ (Практический этап) | -Организовать изучение новой темы, понятий; -Структуриро вать новую информацию; -Дать определение некоторым терминам (понятиям) Организовать закрепления полученных знаний, совершенствование ранее сформирован ных умений Применение нового знания . Самопроверка умения применять новое знание Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия. Формировать умение организовывать самопроверку, рефлексию | -исследование -обобщения и систематизации изученного;- методы стимулирования учебной деятельности (жетоны)
Групповая работа Объяснительно-иллюстративный -репродуктивный, частично-поисковый объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый -лабораторно-практический -исследование Репродуктивный метод исследование; | Исследование 2. Задание: - Рассмотрите образец ткани через лупу. Из чего состоит ткань? - Вытяните одну нить из образца ткани, рассмотрите - Можно ли разделить нить еще на более тонкие нити?(для удобства воспользуйтесь иглой. -Как назовем эти нити? Что еще может служить источником для получения сырья.(проговариваем ответы) (задание – основываясь на рассуждении составьте кластер) (Приложение1) Слайд 9 .Классификация текстильных волокон Слайд 10 (эталон ответа) В 5 классе мы изучим ткани растительного происхождения: х/б и льняные Слайд 11, 12- хлопок . «белое золото»,теплолюбивое растение Лидеры - США, Китай и Индия, Казахстан 13,14- лен- лен можно выращивать в России (Поволжье, Западной Сибири. Физкультминутка Исследование 3. Слайд 15. Процесс изготовления тканей Демонстрация фрагмента мультф. «Ситцевая улица» задание: составить цепочку произва ткани. (Представить наглядное пособие) (запис. Фломастером на листе) Слайд16,17- рабочие моменты произодства ткани (профессии- прядильщица, ткачиха) Слайд 18 Схема получения ткани на ткацком станке (Работа с учебником стр.85) Вдоль ткацкого станка натянуты прочные и гладкие долевые нити(основа). На челнок намотана менее прочная и пушистая поперечная нить (уток.)Нити переплетаются в поперечном направлении. По краям готовой ткани специальное приспособление образует утолщение-кромку. Исходя из этой информации мы можем утверждать, что нить основы проходит вдоль кромки. Слайд 19 Исследование 4. Лабораторная работа: Исследуите предложенные образцы тканей учитель раздаёт каждому ученику образцы тканей. Задание: Определить направление долевой нити по инструкционной карте, результаты занесите в таблицу (совместная работа) представьте результаты через 4 мин. (приложение2) Слайд 20 Признаки определения нити основы в ткани Слайд21 Виды тканей по способу отделки Определите виды образцов тканей по отделке. Исследование 5. Определение лицевой стороны ткани Изучите информацию в учебнике, на стр 86 «Отделочное производство» Выполните задание назовите признаки определения лицевой стороны ткани (по предложенным образцам) Слайд 22. Эталон ответов (анализ ошибок,, закрепление полученных знаний) | - из ниток -из тончайших ниток
-волокона -хлопок, лен, -шерсть, шелк… Составление кластера Отвечают, анализируют Сверяют с эталоном ответа Смотрят,получают информацию Смотрят фрагмент мультфильма «Ситцевая улица.» выдвигают гипотезу—находят правильный ответ Составляют схему, используя ранее озвученные понятия, кроме этого подписывают этапы процесса Проверяют правильность выполненного задания Слушают информацию Вспоминают сюжет мультф. Слушают информацию, учавствуют в беседе Рассматривают образец Выполняют задание по инструкционной карте Сверяют ответы по эталону, анализируют допущенные ошибки По предложенной схеме определяют виды тканей по отделке (из предложенных образцов тканей ) Читают учебник, анализируют, определяют лицевую сторону предложенных образцов ткани Анализируют, находят ошибки | Умение наблюдать; построение логической цепи рассуждений; умение делать выводы и умозаключения; умение формулировать новые знания (Познав.) Знакомство с новыми терминами по теме урока (П) Анализ, синтез, обобщение классификация (П) Рефлексия полученной информации; умение формулировать новые знания (П) Осуществлениеконтроля и коррекция результатов деятельности (Р) распознавание видов, назначения материалов, применяемых в технологических процессах(П) Знакомство с новыми терминами по теме урока (П) Рефлексия полученной информации; умение формулировать новые знания (П) -умение работать по образцу, алгоритму постановка и формулирование проблемы (П)
Умение наблюдать; построение логической цепи рассуждений; умение делать выводы и умозаключения; умение формулировать новые знания (Познав.) - извлечение необходимой информации из текстов, анализ, обобщение (п) - анализ, обобщение, (П) - учёт разных мнений (К) -формулирование и аргументация своего мнения (К) - управление поведения партнёра (К) -осознание ответственности за общее дело (Л) |
Рефлексивно-оценочный этап 15/ | Соотнесение цели урока и его результатов Анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе; Самооценка степени достижения запланированного результата. | - методы обобщения и систематизации изученного;- метод контроля; - беседа групповая фронтальная | Подведём итог урока. Проверочная работа (Приложение 4) Какое новое знание вы сегодня открыли? Когда это знание будет вам необходимо. Как вы открыли новое знание? В каком месте испытали затруднение? Почему? Оцените свою работу на уроке. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, используя карту оценивания (приложение №5). Высказать свое мнение об уроке
Слайд 23 Сегодня я узнала… Было интересно… | Письменно отвечают на вопросы Мы узнали способ определения направления долевой нити При раскрое модели основных выкроек…. - оценивают свою работу на уроке: -суммируют количество жетонов , ставят оценку; ставят самооценку (по критериям в приложении №5) | -рефлексия способов и условий действия (П -умение провести самооценку результатов своей деятельности наосновании выработанных критериев - самооценка на основе критерия успешности (Л) - адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л). |
Домашнее задание: посмотреть видео с ютуб «Как это сделано. Ткани». По группам подготовить сообщение: - Чем славен лен? - Чем славен хлопок? -Растения для производства волокна? Запись оценок в дневники учащихся и классный журнал. | - планирование учебного сотрудничества (К) |
Дата: Подпись педагога:
Проект самоанализа урока
Ф.И.О педагога Страшкова Анна Анатольевна Должность учитель
Полное название ОУ (с указанием муниципального образования)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 », г Глазова, УР
Предмет Технология Класс: 5 -Г Учебник (УМК, программа): Технология. Технология
ведения дома: 5 класс, ФГОС : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица,
В.Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 192 с.: ил.
Тема урока: Процесс производства ткани. Волокна растительного происхождения. Лаб. -пр. р. Определение в ткани нитей
Тип урока :_ изучение новой темы – 2ч (по 45/)__
Этапы урока | Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения | Возможные риски | Коррекционная работа |
Мотивационно-целевой этап | |||||
Ориентировочный этап | |||||
Поисково-исследовательский этап | |||||
Практический этап | |||||
Рефлексивно-оценочный этап |
Приложение 1
Натуральные Натуральные Натуральные
Натуральные Натуральные Натуральные
Натуральные Натуральные Натуральные
Растительного Растительного Растительного
происхождения происхождения происхождения
Растительного Растительного Растительного
происхождения происхождения происхождения
Растительного Животного Животного Животного происхождения происхождения происхождения происхождения
Животного Животного Животного
происхождения происхождения происхождения
Хлопок Лен Хлопок Лен Хлопок Лен Хлопок Лен
Хлопок Лен Хлопок Лен
Хлопок Лен Хлопок Лен Шерсть
Шелк Шерсть Шелк Шерсть Шелк Шерсть Шелк
Шерсть Шелк Шерсть Шелк Шерсть Шелк
Животного Животного Животного
происхождения происхождения происхождения
Растительного Растительного Растительного
происхождения происхождения происхождения
Приложение 2
Лабораторно-практическая работа «Определение нити основы в тканях»
Нити | Способы распознавания | ||||
По кромке | По растяжению | По звуку | По виду нитей | ||
извитость | гладкость | ||||
основа | вдоль | не тянется | звонкий | ровная | гладкая |
уток | поперек | тянется | глухой | сильно извитая | пушистая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....
Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС
Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...
Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...
Технологические карты уроков обществознания 5 класс ФГОС Боголюбов 2013 г
Подробный материал для уроков обществознания...
Технологическая карта по математике 5 класс ФГОС
Урок по математике 5 класс по учебнику Е.А. Бунимович...
технологическая карта урока в 3 классе ФГОС
Разработка урока для 3 класса ФГОС...
Технологическая карта урока в 5 классе (ФГОС). Уравнение. Решение задач
Технологическая карта урока математики, лист самооценки и презентация к уроку...