Конспект урока «Народная одежда»
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Зеленцова Ирина Алексеевна

Урок разработан для обучающихся 8 класса в школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_narodnaya_odezhda.docx23.91 КБ
Файл prezentatsiya_narodnaya_odezhda1.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Народная одежда»

Цели: познакомить учащихся с мужской и женской народной одеждой.

Задачи:

 1.Образовательная: Формировать знания о народном костюме, познакомить с его назначением.

 2.Коррекционно-развивающая: Развитие устной речи, формирование навыка оперировать изучаемыми понятиями.

 3.Воспитательная: Воспитание самостоятельности, внимания и аккуратности, уважения к народным традициями.

Наглядные пособия: Коллекция открыток «Русский костюм».

Инструменты и приспособления: Тетрадь, ручка.

Ход урока:

Обоснование деятельности

Деятельность учителя и учащихся.

Взаимное приветствие, настраиваю группу на серьезную работу.

1.Организационная часть.

Приветствие. Учитель предлагает учащимся занять свои места.

Доклад дежурного по схеме:

  1. дата;
  2. отсутствующие;
  3. присутствующие;
  4. фамилия дежурного.

Проверка дежурным готовности учащихся к уроку.

Активизирую внимание детей, заинтересовываю предстоящей работой.

Сообщение темы и целей урока.

Краткое разъяснение темы урока.

План урока на доске:

  1. Объяснение нового материала.
  2. Работа с карточками.
  3. Решение кроссворда.
  4. Поведение итогов урока.

Активизация внимания, мышления

2. Проверка пройденного материала.

Рассмотреть коллекцию открыток «Русский костюм».

Учитель: Обратим внимание на элементы и детали костюма, цвет ткани, отделку и выполним задания.

Задание№1. Определите праздничные костюмы и повседневные.

Задание №2. Чем отличаются праздничный и повседневный костюмы?

Задание №3. Найдите общие детали (элементы) костюмов разных губерний России.

3. Изложение нового материала.

Учитель: Материал для одежды каждый изготавливал в своем хозяйстве. Для этого использовали шкуры, мех, шерсть животных. Ткани изо льна и конопли появились позднее. Крестьяне умели не только ткать грубое сукно, они сами кроили, шили одежду.

Одежда простых горожан почти не отличалась от крестьянской.

Детская одежда была одинакова как для девочек, так и для мальчиков, Состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.

Простой люд носили рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» - ткани из козьего пуха.

Покрой рубахи был такой: широкие и длинные, с рукавами значительно длиннее рук. Еще одной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название – косоворотка.

Мужские брюки – штаны, всегда шили одинаково. Они были неширокие, холщевые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь.

Поверх рубахи одевали кафтан. Для  зажиточных шились очень длинные, для бедных покороче. Иногда под кафтан одевали зипун. Он был длиною до колен и спереди имел застежку. Зимой носили шубы.

У женщин одежда была сложнее и многообразнее. Неотъемлемо частью была сорочка. Поверх нее одевали сарафан. В зависимости от региона сарафаны отличались покроем и украшением. Для большей пышности под них надевали ватную нижнюю юбку или несколько тканевых, длиной они доходили до пят. Мерилом достатка в семье служило, в том числе, количество юбок. К каждой полагалась такого же цвета кофта.

До появления юбки, женщины носили поневу. Это одежда типа юбки, но края ее не сшиты между собой. Поневу носили только замужние женщины. Поверх нее надевали передник.

В холодную погоду девушки надевали душегрейку (короткая одежда на лямках с застежкой спереди) или телогрейку (короткую одежду с воротником и рукавами, без меховой отделки).

Отвлекаю от умственной деятельности, расслабляю, переключаю внимание на другой вид работы

4. Физпауза.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

(Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

( Дети садятся за парты)

Активизация памяти

Активизация внимания, памяти и речи

Активизация мышления

5.Выполнение учащимися практической работы.

  • Работа по карточкам.
  1. Из предложенных вариантов выберите одежду, которую носили:

мужчины

женщины

 Выбрать из слов: рубаха, сорочка, штаны, сарафан, кафтан, юбка, понева, зипун, передник, пояс, шуба, душегрейка, телогрея.

  1. Сарафан – это:
  1. Длинная одежда без рукавов;
  2. Длинная одежда с рукавами до локтя;
  3. Длинная одежда с рукавами до запястья.
  1. Чем украшали сарафан:
  1. Лентами;
  2. Пуговицами;
  3. Аппликацией.
  1. Из чего состояла детская одежда:
  1. Сорочки;
  2. Рубахи;
  3. Платья;
  4. Штанов.
  • Рассмотреть коллекцию открыток «Русский костюм» и ответить на вопросы:

1. покажите мужской костюм и назовите элементы его одежды (штаны, зипун, рубаха, кафтан);

2. покажите женский костюм и назовите элементы одежды (сорочка, сарафан, передник, юбка, фартук, телогрея).

3.чем украшали рубахи?

  • Дидактическая игра «Одень куклу». Необходимо из предложенного количества костюмов найти народный костюм и одеть в нее куклу.

Формирую навыки самоконтроля.

6.Подведение итогов занятия.

Проверка выполненной работы.

Анализ ошибок.

Выставление оценок. Запись домашнего задания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Народная одежда» Цель: познакомить учащихся с мужской и женской народной одеждой.

Слайд 2

Каждому иметь 3 перемены платья: « Ветшаное » – старое; Для работы – «чистое вседневное платье»; «Лучшее платье» – надевалось «в праздник и при добрых людях или государем где были» «Домострой»

Слайд 3

Детская одежда

Слайд 4

Штаны Рубаха Кафтан Зипун Лапти Пояс Шапка Мужская одежда

Слайд 5

душегрея телогрея понева сарафан Женская одежда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Народные движения 18 века"

Подробный конспект урока с использованием сравнительных таблиц, презентации к уроку....

Конспект урока "Стили одежды" для 8 класса по УМК "New Millennium English 8"

Данный материал предсталяет из себя конспект урока, успешно проведенного мною в 8 классе по теме "Стили одежды". При отборе содержания, форм и методов я руководствовалась уровнем языковой подготовки у...

Конспект урока " Национальная одежда"

Конспект урока разработан в соответствии с  общеобразовательной программой   по курсу "Технология"...

План-конспект урока «Ремонт одежды заплатой» 5 класс

Урок технологии в 5 классе по теме «Ремонт одежды заплатой» является первым в разделе «Уход за одеждой. Ремонт одежды» и  связан с темами «Ручные швы», «Терминология ручных работ».Цели урока: нау...

конспект урока "Украшение одежды бисером" 6 класс

Конспект урока "Украшение одежды бисером" с презентацией для 6 класса поможет учащимся лучше изучить одно из направлений художественно-прикладного творчества "Бисероплетение"...

Конспект урока " Виды одежды"

Цель: формировать у обучающихся представление о видах одежды в зависимости от назначения, научить классифицировать одежду по назначению....

План - конспект урока "Виды одежды и головных уборов"

План-конспект занятия для обучающегося 5 класса по предмету основы социальной жизни...