Элективный курс "Вышивка лентами"
рабочая программа (7 класс) на тему
Данный курс разработан с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в школе. Согласно этой программе, происходит развитие у детей духовно-нравственного отношения к народной культуре, открывается новый мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Программа элективного курса по вышивке лентами, разработанная для учащихся 7 классов, предусматривает изучение технологии вышивки (выполнение основных стежков и швов на их основе) и выполнение творческих работ.Курс включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит информацию из истории вышивки, ее видах , применении вышивки в украшении одежды и предметов быта. В практическую часть входят занятия, на которых учащиеся выполняют эскизы, зарисовки, учатся приемам выполнения различных швов из лент, копирую различные элементы вышивки, составляют собственные композиции при украшении предметов быта (сумочки, подарочные коробки, полотенца, белье и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt._kurs_vyshivka_lentami_-_kopiya.docx | 37.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Владивостока»
Элективный курс
«ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ»
в 7 классе
на 2015-2016 учебный год
34 часа (1 часа в неделю)
Составитель: Моспан Ирина Владимировна
учитель технологии
Владивосток 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство - важнейшее средство приобщения человека к духовным и общечеловеческим ценностям. Художественная деятельность, приобщение детей к миру природы, ее красоте и неповторимости, к изучению и осмыслению народного декоративно-прикладного творчества имеет преобразовательный аспект - творит в каждом человека. В. Сухомлинский утверждал, что без творческой жизни личность не может быть воспитана. В современных социально-экономических условиях художественно-эстетическое образование детей остается одной из актуальных проблем. Ее призвана решить программа элективного курса «Вышивка шелковыми лентами», исходя из значимости народного искусства, соединяющая в одном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство и художественный труд.
Программа элективного курса по вышивке лентами, разработанная для учащихся 7 классов, предусматривает изучение технологии вышивки (выполнение основных стежков и швов на их основе) и выполнение творческих работ.
Данная программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю), она нацелена помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, обладающим художественными способностями. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.
Цель курса.
- Дать возможность учащимся более глубоко, чем это предусмотрено рамками общеобразовательной программы по технологии, познакомиться с видами прикладного искусства других стран.
- Дать представления о мире профессий, связанных с вышивкой, дизайном, украшением одежды и интерьера дома.
- Развивать художественно-эстетические качества личности, индивидуальные творческие способности, умения добывать и целенаправленно искать нужную информацию. Владеть навыками вышивания лентами. Формировать творческую, активную личность.
Задачи курса.
- Ознакомление с объемной вышивкой лентами и тесьмой. Познакомить учащихся с миром профессий связанных с вышивкой, оформлением и дизайном одежды и предметов быта. Дать представление о ручной и машинной вышивке.
- Развивать эстетические чувства, художественную инициативу учащихся, самостоятельность, способность учащихся оценивать ситуацию, делать выводы, решать творческие задачи, воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, культуру поведения.
Общая характеристика курса.
Искусство вышивки издавна занимало и занимает, по сей день, одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве народов мира. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Вышивка лентами необычайно занимательна, она не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!
Чтобы красиво и эффективно украшать одежду и предмета быта нужно обладать художественным вкусом и фантазией, знаниями о свойствах различных тканей, ниток, лент, тесьмы. Таким образом, трудовое обучение учащихся неразрывно связано с эстетическим.
Данный курс разработан с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в школе. Согласно этой программе, происходит развитие у детей духовно-нравственного отношения к народной культуре, открывается новый мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Данная программа направлена на формирование устойчивых знаний, трудовых умений и навыков, а также предусматривает расширение политехнического кругозора детей в декоративно-прикладном искусстве, привитие им гармонического, умственного, эстетического и нравственного воспитания и развития.
В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формированию разумного досуга.
Курс включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит информацию из истории вышивки, видах вышивки, применении вышивки в украшении одежды и предметов быта. Даются основные сведения о композиции, способах перевода рисунка на ткань, о подготовке и выполнении творческих заданий.
В практическую часть входят занятия, на которых учащиеся выполняют эскизы, зарисовки, учатся приемам выполнения различных швов из лент, копирую различные элементы вышивки, составляют собственные композиции при украшении предметов быта (сумочки, подарочные коробки, полотенца, белье и т.д.).
Итоговые работы можно использовать в качестве подарков, представлять на выставках, украшать интерьер.
Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи учениками, при помощи наглядных пособий (технологических карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков педагога на доске.
Практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани 20x20 см) при непосредственном участии педагога и самостоятельно. Нередко одновременно используются разные формы деятельности: один ученик работает над композицией, другой знакомится с технологией, третий трудится над выполнением изделия. Проводится индивидуальная работа с учащимися по его отработке навыков, добиваясь точности и чистоты исполнения. Овладение техникой ремесла на практических занятиях происходит, как правило, поэтапно, по принципу «от простого - к сложному». Обучение строится по схеме: повтор - накопление – воспроизведение - импровизация. Постепенно дети приучаются осмысленно владеть умениями.
Занятия обычно сочетают в себе не только различные виды практических работ, но и открывают перед детьми чудесный мир народного искусства, который несет в себе мощный пласт многовековой культуры народа. Применяется дифференцированный подход - ведь каждый ученик работает по своему индивидуальному эскизу, но по теме, заданной педагогом.
В процессе обучения применяются различные методы обучения : словесные (объяснение, рассказ, беседа); наглядные (демонстрация готовых работ, схем). беседа, показ, игровые моменты, выполнение работ в разных техниках. .
Формы занятий: групповые и индивидуальные.
Содержание программы.
1.Вводное занятие. Цели и задачи элективного курса. (1 час)
Содержание курса. Подготовка рабочего места. Освещение. Технологическая и трудовая дисциплина.
2.Исторические сведения о вышивке. (1 час)
Значение декоративно-прикладного искусства. История возникновения вышивки шелковыми лентами. Применение полосок ткани для украшения одежды в древней Греции. Широкое распространение украшений одежды и предметов быта лентами в средние века.
- Инструменты и приспособления для вышивки. (1 час) Подбор специальных игл, ниток, лент, пялец для выполнения вышивки.
Практическая работа: Подготовка пялец к работе – обмотка обручей мягкой тесьмой или бинтом, чтобы потом на ворсовых тканях не было заломов при сплющивании.
- Материалы. Цвет и цветовые решения. (1 часа)
Знакомство с понятиями цветовой гаммы. Цветовая гармония вышивки: спектральные, ломаные, аналогичные и дополнительные цвета, триада, цвета смежные с дополнительными, монохромные и нейтральные цвета. Подбор материала (атлас, бархат, велюр, канва и т. д.).
Практическая работа: Работа с цветовым кругом
- Выполнение элементов на ткани. (2 часа)
Перевод рисунка на ткань различными способами. Повторение основных стежков вышивки
Практическая работа: Выполнение основных стежков вышивки : «вперед иголку»., стебельчатого, тамбурного, узелки и т.д.
7. Подготовка к работе ( 1 час)
Закрепление ленты в игле. Завязывание плоского узелка на ленте, закрепляющего ленту в работе. Закрепление ленты на изнанке по окончании работы.
Практическая работа: Выполнение образца.
8-9. Выполнение основных стежков. (2 часа)
Основные стежки используемые при вышивке лентами (петелька, петелька с глазком, ленточный шов, шов узелки, ).
Практические работы: Вышивка композиции «Сирень».
10-11. Ленточный шов. Вышивка композиции «Ирисы». 2 часа
Теоретические сведения: Ленточный шов. Применение ленточного шва. Шов «вытянутый стежок» Схема вышивки.
Практические работы: Выполнение швов. Вышивка композиции «Ирисы».
12-13. Смещенный ленточный шов. Вышивка композиции «Тюльпаны» 2 часа
Смещенный ленточный шов. Применение смещенного ленточного шва. Схема вышивки.
Практические работы: Выполнение швов. Вышивка композиции «Тюльпаны».
14-15 Вышивка с помощью присборенной ленты. Вышивка композиции «Герань». 2 часа
Вышивка с помощью присборенной ленты. Возможные способы сборки для изображения цветов. Технология выполнения. Схема сборочного шва.
Практические работы: Вышивка композиции «Герань».(выполнение цветов и листьев герани с помощью присборенной ленты.)
16-17. Вышивка с помощью присборенной ленты. Вышивка композиции «Анютины глазки». 2 часа
Вышивка с помощью присборенной ленты. Возможные способы сборки для изображения цветов анютины глазки.
Практические работы: Вышивка композиции «Анютины глазки».(выполнение цветов и листьев анютиных глазок с помощью присборенной ленты).
18-19. Шов перевить. Вышивка композиции «Анютины глазки в корзине». 2 часа
Шов «перевить». Применение шва перевить для вышивки корзины. Схема вышивки
Практические работы. Вышивка корзины швом перевить. Выполнение композиции «Анютины глазки»
20-21. Вышивка с помощью присборенной ленты. Прямой стежок. Вышивка композиции «Маки». 2 часа
Возможные способы сборки лент для изображения маков. Схема сборочного шва.
Практические работы. Вышивка композиции «Маки» (выполнение цветков мака с помощью присборенной ленты.)
22-23-24. Узор «Роза». Сочетание вышивки лентами и нитками мулине. Вышивка композиции «Роза в вазе». 2 часа
Схема вазы вышитой крестом. Шов «Роза». Техника его выполнения.
Практические работы. Вышивка композиции «Роза в вазе».(Выполнение схемы вышивки вазы. Вышивка контуров вазы швом крест. Вышивка букета роз).
25-26. Сочетание вышивки лентами и нитками мулине. Вышивка композиции: «Ромашки и васильки». 2 часа
Применение ленточного шва и прямого стежка при вышивке цветов ромашки и василька. Вышивка крестом Технология выполнения цветов.
Практические работы. Вышивка композиции: «Ромашки и васильки» (вышивка цветов ромашки и василька с применением ленточного шва и прямого стежка. Вышивка крестом деталей цветка.)
27-31. Сочетание вышивки лентами и нитками мулине. Вышивка композиции «Родные просторы» 5 часов
Схема вышивки композиции «Родные просторы». Использование тамбурного и петельного швов при вышивке нитками мулине. Вышивка колосьев лентами.
Практические работы. Вышивка композиции «Родные просторы» (вышивка нитками мулине фона композиции. Вышивка цветов и колосьев с использованием ниток и лент.)
32-33. Вышивка цветочных композиций изученными швами. Самостоятельная работа. 2 часа
Повторение пройденных швов. Составление схем
Практические работы. Выполнение композиций с применением изученных швов.
34. Подготовка к выставке. Выставка готовых изделий. 1 часа
Календарно- тематическое планирование в 7 классе 2015-2016 уч.год Элективный курс «Вышивка лентами» учитель Моспан Ирина Владимировна | |||||
№ п\п | Тема урока. | Кол-во час | Элементы содержания. | Практическая работа. | Дата проведения (неделя) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 |
1 | Вводное занятие. | 1 | Содержание курса. Цели и задачи элективного курса. Подготовка рабочего места. Правила техники безопасности с колющими и режущими инструментами. Освещение. Технологическая и трудовая дисциплина. | презентация | 1 неделя |
2 | Исторические сведения о вышивке. | 1 | Значение декоративно-прикладного искусства. История возникновения вышивки шелковыми лентами. | Сообщение, презентация | 2 неделя |
3 | Инструменты и приспособления для вышивки. | 1 | Подбор специальных игл, ниток, лент, пялец для выполнения вышивки | Подготовка пялец к работе. | 3 неделя |
4 | Материалы. Цвет и цветовые решения. | 1 | Знакомство с понятиями цветовой гаммы. Подбор материала | Работа с цветовым кругом | 4 неделя |
5-6 | Выполнение элементов на ткани. | 2 | Перевод рисунка на ткань различными способами. Повторение основных стежков вышивки | Выполнение основных стежков вышивки | 5,6неделя |
7 | Подготовка к работе | 1 | Закрепление ленты в игле. Завязывание плоского узелка на ленте, закрепляющего ленту в работе. Закрепление ленты на изнанке по окончании работы | Выполнение образца. | 7 неделя |
8-9 | Выполнение основных стежков. | 2 | Основные стежки используемые при вышивке лентами | Вышивка композиции «Сирень». | 8,9 неделя |
10-11 | Ленточный шов. | 2 | Применение ленточного шва. Шов «вытянутый стежок» | Вышивка композиции «Ирисы». | 10,11 неделя |
12-13 | Смещенный ленточный шов. | 2 | Применение смещенного ленточного шва. Схема вышивки. | Вышивка композиции «Тюльпаны» | 12,13 неделя |
14-15 | Вышивка с помощью присборенной ленты. | 2 | Возможные способы сборки для изображения цветов. Технология выполнения. | Вышивка композиции «Герань | 14,15 неделя |
16-17 | Вышивка с помощью присборенной ленты. | 2 | Возможные способы сборки для изображения цветов анютины глазки. | Вышивка композиции «Анютины глазки». | 16,17 неделя |
18-19 | Шов перевить. | 2 | Применение шва перевить для вышивки корзины. | Вышивка композиции «Анютины глазки в корзине». | 18,19 неделя |
20-21 | Вышивка с помощью присборенной ленты. Прямой стежок | 2 | Возможные способы сборки лент для изображения маков. | Вышивка композиции «Маки». | 20-21 неделя |
22-23-24 | Сочетание вышивки лентами и нитками мулине | 3 | Выполнение схемы вышивки вазы. Вышивка контуров вазы швом крест. Вышивка букета роз. | Вышивка композиции «Роза в вазе» | 22,23,24 неделя |
25-26 | Сочетание вышивки лентами и нитками мулине. | 2 | Применение ленточного шва и прямого стежка при вышивке цветов ромашки и василька. Вышивка крестом | Вышивка композиции: «Ромашки и васильки». | 25,26 неделя |
27-31 | Сочетание вышивки лентами и нитками мулине. | 5 | Использование тамбурного и петельного швов при вышивке нитками мулине. Вышивка колосьев лентами. | Вышивка композиции «Родные просторы» | 27-31 неделя |
32-33 | Вышивка цветочных композиций изученными швами. | 2 | Повторение пройденных швов. Составление схем | Выполнение композиций с применением изученных швов. | 32,33 неделя |
34 | Выставка готовых изделий. | 1 | Выставка готовых изделий. | Подготовка к выставке. Выставка готовых изделий. | 34 неделя |
Итого | 34 |
|
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Список литературы.
1. Вышивка шелковыми лентами М.: « АСТ-ПРЕСС»,2001
2.Вышивка шелковыми ленточками. Уроки мастерства М.: «КРИСТИНА-НОВЫЙ ВЕК» ,2002
3. ОТ А до Я. Вышивка лентами, Издательский дом «Ниола 21-й век»,2005.
4. Чернова А.Г. Искусство вышивки лентами Ростов н/Д, Феникс, 2005.
5. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. – М.; АСТ_ПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил. – (Энциклопедия).
6. Рукоделие: Популярная энциклопедия/ Гл.ред. И.А.Андреева. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1992.
Технические средства обучения (ТСО)
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Сканер
- Принтер
Натуральные объекты
- Нитки. Ткань. Ленты. Бумага.
Учебно-практическое оборудование
- Набор инструментов и приспособлений для работы.
- Образцы готовых вышивок.
- Схемы вышивок.
- Журналы по рукоделию.
- Аптечка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюрпризы ленты Мебиуса
Презентация выступления на школьной научно-практической конференции.Текст работы выложен отдельно....
Программа элективного курса по технологии «Вышивка лентами. Родные просторы»
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой...
программа элективного курса (межпредметный курс) "Фантазии из шелковых лент"
Программа элективного курса предназначена для изучения учащимися 9 класса основ вышивки шелковыми лентами. Так как по программе предмета технологии в 9 классах не предусмотрено, этот элективный курс з...
Методическая разработка открытого занятия по вышивке на тему «Розочка-паутинка из лент» в технике вышивка шелковыми лентами.
Вашему вниманию представляю авторскую разработку занятия по вашивке лентами. Это занятие я проводила с двумя воспитаницами объединения для учащихся педагогического коллежда....
Программа элективного курса "Волшебные ленты"
Программа разработана с учетом интересов и желаний учащихся, выявленных в результате опросов.Элективный курс «Волшебные ленты» способствует развитию у учащихся фантазии, художественного вкуса, тв...
Программа элективного курса 7-8 класс по технологии - вышивка лентами "Родные просторы"
Программа элективного курса по вышивке лентами, разработанная для учащихся 7 (8) классов, предусматривает изучение технологии вышивки (выполнение основных стежков и швов на ...
Проект «Красота и изящество атласных лент» Декоративная подушка, вышитая лентами
Создание декоративной подушки, вышитой лентами...