разработка урока "Ненецкий сувенир. Изготовление кулона"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему
разработка урока "Ненецкий сувенир. Изготовление кулона" и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_nenetskogo_kulona.docx | 28.99 КБ |
izgotovlenie_nenetskogo_kulona.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
«Ненецкий сувенир. Изготовление кулона».
Урок технологии (обслуживающий труд) в 6 классе.
Преподаватель: Артеева Нина Николаевна, ГКОУ НАО «НСШИ им. А.П.Пырерки». г. Нарьян- мар.
Цель:
- познакомить учащихся с культурой ненецкого народа, через изготовление ненецкого сувенира- кулона.
Задачи:
- научить изготавливать ненецкий кулон;
- ознакомить с охраной труда при работе с клеем «Титан»;
- сформировать навык работы с мехом северного оленя;
- воспитывать эстетическое восприятие, уважительное отношение к ненецкой культуре, традициям и быту.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Планируемые результаты:
- Ученик должен знать: традиции ненецкого народа; технологию выполнения ненецкого кулона; охрану труда при ручных работах и работе с клеем «Титан».
- Ученик должен уметь: организовать рабочее место; работать по плану; анализировать свою работу.
Формирование УУД:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель, создавать алгоритм деятельности для решения проблемы.
Регулятивные: уметь анализировать свою работу, умение работать в парах.
Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: умение применить свои знания на практике.
Оборудование:
ТСО: мультимедийный комплекс, видеофильм «Путешествие по тундре», презентация.
для учителя: традиционный ненецкий костюм или детали костюма (судор), образцы ненецких кулонов ;
для учащихся: шаблоны основы кулонов, полоски оленьего меха, кожа или замша, клей «Титан», шнурок 65 см, бусинка и бисер, картон, ножницы, бисерная игла, нитки, зубочистки.
Ход урока:
- Организационный момент.- 1 мин
Проверка готовности к уроку, отметить отсутствующих.
- Постановка проблемы- 3 мин
Учитель. Прослушайте загадку, отгадка будет касаться темы нашего урока.
«Из меха, кожи сделан он,
Наш традиционный ненецкий ….» (Кулон.)
(Ответы учащихся.)
Учитель. Попробуйте сформулировать тему урока.
Учащиеся: Изготовление ненецкого кулона.
- Постановка целей урока- 2 мин.
Учитель. Что мы должны будем узнать и чему научиться на уроке?
Учащиеся. Научиться изготавливать ненецкий кулон.
Цель урока: Научиться изготавливать ненецкий кулон.
Учитель. Может, кому ни будь знакома сегодняшняя тема урока?
Видели ли вы ненецкие кулоны? Как они выглядят? Из чего их делают?
(Ответы учащихся.)
- Введение в тему урока -5 мин.
Учитель. Привычка украшать себя и свое тело пришла к нам из древности. Именно тогда и появились такие виды украшений, как подвеска и кулон. Первые кулоны имели ритуальное назначение. Древние люди использовали их в качестве оберегов от темных сил, амулетов для привлечения удачи и благополучия. Жрецы давали магические кулоны-талисманы в помощь больным людям, которые должны были носить их на уровне сердца, чтобы сохранить жизнь.
Ученица. С течением времени значение кулона было переосмыслено. Впервые в качестве ювелирных украшений кулоны начинают использоваться во времена Египетской империи. Руками мастеров ювелирного искусства в этих изделиях была отражена вся магически-религиозная мощь Древнего Египта. Однако уже тогда золотая подвеска с кулоном считалась атрибутом обеспеченного человека. По кулону можно было определить, какое место в обществе занимает его владелец. А у высокопоставленных особ мужского пола подвески с кулонами были обязательной частью наряда.
Ученица. В России подвески с кулонами стали обязательным дополнением платья в начале 18 века, когда царь Петр Великий издал указ о введении европейской одежды в жизнь русской аристократии.
В наше время кулон – это предмет декоративного искусства, минималистичное украшение, отнюдь не призванное разделять людей на классы. Сегодня кулоны распространены весьма широко. Современная мода требует от таких аксессуаров, как кулоны и подвески, одного: чтобы они были яркими, броскими, запоминающимися и интересными. Тогда владелец украшения уж точно не останется незамеченным. Существует множество разновидностей кулонов.
Учитель. Ненецкий кулон появился сравнительно недавно. Ненецкой женщине, живущей в тундре, нет времени делать кулоны. Но бережливая хозяйка никогда не выбрасывает даже маленькие кусочки меха. И изредка, когда появлялась свободная минутка, она садилась за свое рабочее место, и начинала творить. Так появлялись небольшие украшения: полоски на головы- судоры, маленькие сумочки для мелочей.
Для того чтобы вы представляли как устроена жизнь ненецкой женщины в тундре, я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Путешествие в тундру».
- Просмотр отрывка из видеофильма «Путешествие по тундре» - 3 мин, авторы сценария Валерий Крылов, Артур Рябицев.
Учитель. Внимательно посмотрите видео.
(Просмотр видеофрагмента)
Учитель. Чем занимается женщина в тундре?
Ученицы. Основным занятием женщины в тундре является вести хозяйство. Но зачастую ей приходится заменять мужчин и выполнять, кажется, непосильную ей работу.
- Составление плана- последовательности выполнения кулона-7 мин.
Учитель. Сегодня мы выполним наиболее распространенный кулон. Вы, познакомившись с технологией изготовления кулона, должны придумать свои варианты.
Учитель. Рассмотрите кулон. Я предлагаю вам в парах попробовать составить последовательность изготовления кулона. (Устно.)
(Работа в парах.)
Учитель. Попрошу предоставить свои варианты последовательности работы.
Ученицы:
- Вырезать основу из картона в форме круга.
- Придать полоскам меха форму веера.
- Наклеивать по кругу, чередуя черный и белый мех.
- Сделать украшение из бисера и оформить центральную часть.
- Приклеить шнурок и кожаный круг на изнаночную сторону кулона.
7. Объяснение последовательности выполнения кулона- 7 мин.
Учитель. Для изготовления кулонов используют камыс- шкуру с ноги оленя.
(Учитель показывает камыс.)
Учитель. В основном из камыса шьют обувь, т.к. шкура его очень прочная, ворс густой и гладкий. Капельки воды, попадая на обувь, быстро стекают, поэтому обувь не промокает.
Учитель. (Слайд 2.)Для работы понадобится полоски меха коричневого и белого цвета, картон, кожа, бисер, шнурок 65 см.
Учитель. (Слайд 3.) На каждом столе по 2 шаблона вырезанные из картона: 1- основа кулона, на него наклеиваются полоски меха; 2- деталь из кожи для оформления изнаночной стороны кулона.
Учитель. (Слайд 4.)Полоски меха слегка увлажнить водой со стороны мездры (мездра – это кожный покров).
Учитель. (Слайд 5.) Сформировать из полосок полукруг, так чтобы мех сложился в виде веера. Обратите внимание на направление ворса и длину. Если ворс торчит, лучше полоску сделать короче.
Учитель. (Слайд 6.)Нанести клей «Момент» или «Титиан» на мездру полоски и приклеить на основу по кругу. При нанесении клея можно использовать зубочистку. Полоску приклеиваем так, чтобы срезы полоски совпадали со срезами основы. (Показать на примере).
Учитель. (Слайд 7.)Так как полоски короткие, то на один круг нужно будет использовать 2 полоски. У второй полоски отсечь концы до нужной длины.
Учитель. (Слайд 8) Приклеить полоску так, чтобы получился замкнутый круг.
Учитель. (Слайд 9.)Приклеить полоску с белым мехом внутри первого круга. Опять обращаем внимание на длину и направление ворса.
Учитель. (Слайд 10.)Сформировать из полоски с черным мехом круг меньшего диаметра и приклеить внутри второго круга.
Учитель. (Слайд 11.)Бисерной иглой с ниткой в два ряда сделать прокол с изнаночной стороны по центру. Узелок остается на изнаночной стороне. Набрать бисер нужной длины. Вернуться назад, пропуская иглу через весь бисерный ряд, оставляя последнюю бисеринку, чтобы зафиксировать «косичку».
Учитель. (Слайд 12.)Вывести нитку на изнаночную сторону (желательно попасть в первый прокол), сделать узелок.
Учитель. (Слайд 13.) Повторить операцию еще 2 раза. Таким образом, у вас получится 3 «косички».
Учитель. (Слайд 14.)Если центральное кольцо из меха получиться большим, то его можно прикрыть кругом, вырезанным из кожи или сукна. Для оформления центра кулона можно использовать бусинку. Аккуратно нанести клей и приклеить, при этом, сильно надавив на неё.
Учитель. (Слайд 15.)С изнаночной стороны определить положение шнурка. Приклеить концы шнурка.
Учитель. (Слайд 16.) Приклеить круг из кожи, так чтобы не были видны срезы полосок и картона.
- Физминутка- 1 мин.
- Практическая работа. -11 мин + 35 мин
Учитель. С технологий изготовления кулона вы познакомились. Если остались вопросы, то вам помогут технологические карты, которые лежат на каждом столе. Помните, что ваш кулон должен иметь что-то отличительное от образца.
Какими инструментами будем работать? (ножницы, бисерная игла) Вспомните охрану труда при работе с ножницами и ручной иглой.
(Ответы учащихся)
Сегодня будем клеить на клей «Титан». При работе с клеем тоже нужно соблюдать охрану труда.
- Нельзя брать клей в рот.
- Старайтесь работать аккуратно, чтобы клей не попадал на пальцы рук.
- Не внюхивайтесь специально в клей, так как можно получить отравление.
(Дети выполняют практическую работу, учитель контролирует.)
- Выставка работ.
- Рефлексия-2 мин.
(кружки 3-х цветов: красный, желтый и зеленый)
Учитель. Перед вами на рабочих местах лежат кружки 3-х цветов.
- поднимите зеленый кружок, если урок вам понравился;
- поднимите красный кружок, если вы испытывали трудности;
- поднимите желтый кружок, если вам пригодится в жизни то, чему вы
сегодня научились.
- Итоги и домашнее задание – 3 мин
Учитель. Как звучала цель урока?
(Ответы учащихся)
Учитель. Цель достигнута?
(Ответы учащихся)
Учитель. Дома нарисуйте эскизы кулонов, используя цветные карандаши.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Материалы и инструменты
Шаблоны из картона (1-основа кулона, 2- деталь из кожи для оформления изнаночной стороны кулона) Вырезать круги: 1- из картона, 2- из кожи.
Полоски меха слегка увлажнить водой со стороны мездры
Сформировать из полосок полукруг, так чтобы мех сложился в виде веера.
Нанести клей «Момент» или «Титан»на мездру полоски и приклеить на основу по кругу
Взять вторую полоску, отсечь концы до нужной длины
Приклеить полоску так, чтобы получился замкнутый круг
Приклеить полоску с белым мехом внутри первого круга
Сформировать из полоски с черным мехом круг меньшего диаметра и приклеить его.
Бисерной иглой с ниткой в два ряда сделать прокол с изнаночной стороны. Набрать бисер.
Вывести нитку на изнаночную сторону, сделать узелок
Повторить операцию ещё 2 раза. Вырезать из кожи центральный круг.
Приклеить центральный круг и бусинку
Приклеить с изнаночной стороны кулона концы шнурка
Приклеить круг из кожи, так чтобы не были видны срезы полосок и картона
Кулон в готовом виде.
Возможные варианты кулонов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс "Изготовление кулона с коми орнаментом"
Мастер класс проводился в рамках семинара "Тайна древнего орнамента" для педагогов дошкольных образовательных учреждений.В первой части представленного материала - презентация Коми орнамента в изделия...
Мастер класс "Изготовление кулона"
Оборудование: агальматолит,ножовка по металлу, дрель,напильники (плоские, треугольные, круглые),резаки,шлифовальные материалы (наждачная бумага, войлок, щетка).простой карандаш, бумага, технологическа...
Методическая разработка урока по изготовлению игрушки- сувенира «Петушок».
План-конспект урока по технологии в 5-6 классах с презентацией: изготовление новогоднего сувенира в народном стиле....
Презентация мастер-класса по изготовлению кулона-подвески в технике макраме
В презентации поэтапно показана технология изготовления кулона-подвески в виде листочка в технике макраме....
Наглядное пособие по изготовлению кулона из глины
Пособие для занятий с детьми...
Технологическая карта изготовления кулона-оберега для девушки «Толэзепужы» («Лунный знак»).
Данная технологическая карта поможет самостоятельно изготовить кулон-оберег для девушки с удмуртским солярным знаком «Толэзё пужы» («Лунный знак»). Данному солярному...
Методическая разработка мастер-класса "Изготовление сувенира "Новогодняя фантазия"
Конспект мастер-класса "Изготовление сувенира "Новогодняя фантазия". Изготовление новогоднего сувенира из лент и бисера....