Сообщенеи из опыта работы
опыты и эксперименты по технологии на тему

Игнатьева Светлана Валерьяновна

«Народная кукла в игре современных детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на тему:

«Народная кукла в игре современных детей»

Учителя технологии, первой категории Игнатьевой Светланы Валерьяновны

МБОУ «Шоркасинская СОШ» Канашского района ЧР.

Кукла— первая из игрушек известная с древности. Сначала люди создавали скульптуры богов, потом лепили из глины фигурки людей и животных, чтобы разыграть сцены охоты. Куклы не раз спасали человеку жизнь, заменив его в обрядах жертвоприношения. Наверное, это и были одни из самых первых кукол. Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился, ни один праздник. Кукла сопровождала человека с рождения до самой смерти. На изготовление шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из травы, из веток деревьев. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Народная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется с «душой», и, конечно в единственном экземпляре. В дело шли подручные материалы (кусочки ткани, нитки, солома, мочало, трава, ветки и др.). Изготовляли их без ножниц, иголок. То , что кукла была «безликой», позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать её настроение и характер. Через игры с куклой дети знакомились с традициями, обычаями, жизненными ситуациями, познавали мир природы и общества. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Люди замечали, что , если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые, обрядовые. Куклы – обереги.  Считалось, что она отвлекала на себя злые силы, оберегала хозяев. Так ее и называли – берегиня, или оберег. В Древней Руси куколкой - оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». Куклы-обереги или амулеты, спасавшие от беды  и приносящие счастье, были у разных народов. О них сочиняли сказки, в которых куклы представали волшебными помощницами, охраняли, спасали, давали своим хозяйкам  мудрые советы. Игровые куклы, предназначались для забавы детям.  Многие тряпичные куклы несли двойное, иногда тройное назначение. Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. На Руси, да и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок, названия которых очень просты и наивны.  Обрядовые куклы.  Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.  Самые первые куклы делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба. Зольная кукла «Баба» – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. 

Практически у всех народов мира детей в старину приучали к правилам обращения с куклами, что вызвано поверьями о связи куклы с душой двойника – человека, которого она изображает. Разные виды кукол использовались для детских игр. «Куклы - игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое невесте. Потом эти куклы переходили к детям».

Кукла это замечательное средство эстетического воспитания. Впрочем, у народа это средство всегда было в ходу. Просто мы о нем крепко подзабыли, а ведь и сегодня есть люди, которые помнят традиционных кукол, что делали их бабушки и прабабушки. Они могут восполнить наши знания об этой, почти утраченной культуре.

Народная кукла является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Народные куклы яркие, привлекающие внимание ребенка, создающие ему хорошее настроение. Эти куклы небольшого размера и разных цветов, что развивает зрение ребенка. Народная кукла изначально была напитана энергией семьи, рода, а, следовательно, полностью безопасна. Как медитативный предмет она придает уверенность, равновесие, чувство защищенности.  Куклы интересны всем и всегда, они сближают все возрасты и национальности.

Самое главное нужно заинтересовать, показать  и научить этому удивительному виду искусства. И тогда никакой обряд, ни какая традиция не пропадёт бесследно из нашей жизни.

Литература:

1. http://www.rukula.ru/

2. Котова И.Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла».

3.  Яшкова Т. Б. Куклы – обереги  / Т. Б. Яшкова – Петрозаводск, 2008г.

План – конспект урока.

Учителя технологии , первой категории Игнатьевой Светланы Валерьяновны

МБОУ « Шоркасинская СОШ» Канашского района ЧР.

Тема: «Традиционная народная кукла. Изготовление куклы – закрутки».

Цель: показать последовательность освоения основных приёмов при изготовлении куклы-закрутки от изготовления тулова до изготовления костюма и придания ей образа.

Задачи: 1. Пробудить интерес учащихся к народной культуре, её традициям; познакомить с историей народного костюма; научить самостоятельно изготавливать куклу – закрутку.

2. Развить художественно – эстетические способности учащихся; формировать умения и навыки по работе с тканью.

3. Воспитать художественный вкус; взаимопомощь; экономное отношение к материалам.

Методическое оснащение урока:

1.Ткань для тулова:

-бязь светлых тонов – 22 × 22 см,

-сукно – 18 / 18 см,

-ситец белого цвета – 22 × 22 см.

2. Ткань для пошива костюма: сатин ярких цветов,

парча, бархат, шерсть, лён, ситец (лоскутки).

3. Игла швейная № 1, 2, 3.

4. Нитки швейные разного цвета № 40 – 50, шерстяные нитки.

5. Тесьма, кружево, ленты – для декоративного оформления костюма

6. Бисер, блёстки – для изготовления украшений и оформления головных уборов.

7. Ножницы.

8. Мел, лекала, сантиметровая лента, напёрсток.

9. Наглядные материалы.

Методы обучения:

  • беседа
  • рассказ
  • демонстрация
  • работа с книгой
  • наблюдение
  • самостоятельная работа
  • методы трудовой деятельности

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • коллективная
  • индивидуальная
  • групповая

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки учащихся;

-проверка готовности учащихся к уроку;

-настрой учащихся на работу;

-доведение до учащихся задач и плана урока.

2. Повторение:

- эскиз;

- определение ткани по волокнистому составу;

- подборка ткани по цвету и назначению;

- ручные швы и строчки;

- раскладка лекал с учётом направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны;

- раскрой с учётом припусков на швы.

3. Вводный инструктаж:

- правила техники безопасности при работе с инструментами;

- организация рабочего места.

4. Изложение учителем нового материала, сообщение теоретических сведений.

Историческая страничка.

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, её так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли – «рванки»). Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла «обогрела» её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой», - приговаривала мать. Кукла отвлекала на себя злых духов, оберегая ребёночка.

Тряпичную – куклу – берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу – в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

5. Практическая работа.

Схема изготовления куклы – закрутки (презентация).

  1. Изготовление тулова.

На плотную ткань белого цвета (бязь 22×22) положить сатин (18×18). Край полотна отогнуть на изнаночную сторону (4 см.) и два слоя закрутить.

На месте талии (1/2 туловища) перетянуть ниткой несколько раз, завязать 2-3 узелка.

На месте шеи (1/5 туловища) перетянуть ниткой, завязать.

2. Формируем голову (ситец 22×22).

3. Из концов лоскута оформляем рукав.

Подворачиваем угол лоскута на изнаночную сторону и заворачиваем ткань с обеих сторон навстречу друг другу, перетягиваем ниткой – ладошка готова.

4. В традиционной кукле обязательно оформлялась грудь – признак плодородия. Можно с этой целью аккуратно подложить ватные шарики.

5. Рубаха.

Ткань на уровне талии затянуть ниткой, оформив рубахой. Её можно украсить кружевом, тесьмой. Для изготовления рубах из других тканей используют готовые лекала.

6. Для сарафана выкроить полотнище размером 15×30 см. и лямки 3×8 см. Полоски для лямок подвернуть с обеих сторон, сложить пополам, сделать строчку по подогнутым краям. Если на сарафане будет отделка, то лучше сразу её пришить. Соединить боковые швы полотнища, подшить низ изделия. Верхний срез подогнуть на 2-3 см. и прошить швом «через край», нить подтянуть и присборить ткань.

Надеть юбку на куклу , приставить лямки сарафана, пришить к тулову.

7. Для передника выкроить полотнище размером 10×15 см. (размеры могут быть другими). Обработать боковые и нижний срезы. Верхний срез слегка присобрать швом «вперёд иголку».

8. Поясом к переднику служат тесьма или лента, подобранная по цвету. Соединить поясок с передником, повязать поверх сарафана под грудью.

9. Головной убор.

Самым простым головным убором может быть платок, концы которого завязываются назад, но он больше подойдёт для будничного костюма. Платок можно изготовить из любой ткани, по краям можно сделать выдерг, имитирующий кисти.

Для девицы можно сделать повязку из парчи, шёлка.

Причёской будет коса с лентой. Волосы можно выполнить из тонких шерстяных нитей, подойдут и льняные нитки, можно сделать украшения.

Для придания образа можно использовать дополнительные детали: лукошко, деревянные грабли, ведёрко, платочек, котомку.[1]

6. Текущий инструктаж:

-оказание помощи;

-правила техники безопасности;

7. Итоги, обмен впечатлениями о проделанной работе, демонстрация лучших работ, домашнее задание.


[1] 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...

Сообщение из опыта работы «Культура общения подростков"

Мир подростка насыщен идеальными настроениями, выводящими его за пределы обыденной жизни, реальных взаимоотношений с другими людьми. Конкретное содержание его представлений весьма изменчив...

Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".

Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...

Сообщение из опыта работы по теме «Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»

«Взаимодействие с семьей как средство повышения эффективности работы логопеда с дошкольниками»Среди самых значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Не секрет, чт...

Сообщение из опыта работы

laquo;Личностно-ориентированный подход в работе с детьми группы риска»...

Сообщение «Из опыта работы педагога д/о и объединения «Юный журналист» по взаимодействию со средствами массовой информации"

Совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным результатам – вот что понимается под «социальным партнерством».Любое учреждение работат...