Методические рекомендации по работе с рабочей тетрадью по социально-бытовой ориентировке
методическая разработка (5 класс) по теме
Для специальной (коррекционной) школы 8 вида, 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_rabote_s_rabochey_tetradyu_po_sotsialno-bytovoy_orientirovke.docx | 183.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование рабочей тетради на уроках СБО в 5 классе коррекционной школы VIII вида (Методические рекомендации для учителя)
Учебный предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные нарушения в развитии. Предмет СБО имеет своей целью практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Уроки СБО способствуют: развитию навыков самообслуживании, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации; усвоению морально – этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях; пониманию роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства.
Рабочая тетрадь социально-бытовой ориентировке представляет собой пособие на печатной основой, в которой каждое задание предлагается учащимся с некоторой заготовкой (рисунком, таблицей и др.), используя которую они работают, выполняя все требуемые записи и рисунки непосредственно в тетради. При расположении материала в рабочей тетради предусмотрены: достаточное место для ответов учащихся; возможность исправления допущенных ошибок.
Разделы рабочей тетради на печатной основе по СБО для учащихся 5 класса:
- Содержание материала (предисловие, оглавление).
- Организация объяснения материала (условные обозначения, словарь, памятка).
- Организация усвоения материала (различные виды заданий).
- Организация контроля усвоенного материала (итоговые кроссворды).
- Организация рефлексии (таблицы).
Описание содержания рабочей тетради:
- Содержание материала
- Предисловие – это обращение к учащемуся (описано, для чего создана тетрадь, как ею пользоваться, что будет изучаться).
- Оглавление - рассматривается содержание рабочей тетради.
В оглавлении указаны темы и задания с номерами страниц, где они находятся, с помощью которых учащийся может найти необходимый материал по странице.
Каждая тема и задание имеют свой порядковый номер и условное обозначение.
- Задания по теме «Личная гигиена».
- «Вставь пропущенное слово».
- «Вставь пропущенные буквы».
- «Переставь буквы».
- «Найди лишнее».
- «Соедини стрелками».
- «Отгадай загадку».
- «Дорисуй рисунок».
- «Реши кроссворд».
Например: необходимо выполнить задание – 1. 2. Это означает: первая цифра – номер темы «Личная гигиена», вторая цифра: номер задания «Вставь пропущенные буквы.
- Организация объяснения материала.
- Условные обозначения – предложено схематические обозначение каждого вида задания.
- вставь пропущенное слово;
- вставь пропущенные буквы,
- переставь буквы;
- найди лишнее;
- соедини стрелками;
- отгадай загадку;
- дорисуй рисунок;
- реши кроссворд.
- Словарь - рассмотрена терминология понятий в алфавитном порядке в последовательности по изучаемым темам. Значение слов дано в доступной форме. Учащийся может найти, прочитать слова, которые узнал или забыл, написать свой вопрос, на который хотел бы найти ответ.
Например: Здоровье – это нормальная деятельность организма, когда ничего не беспокоит. Личная гигиена – это необходимые правила по уходу за телом, которые помогают сохранить здоровье.
- Памятка – в данном разделе кратко изложен материал по теме, изученной на уроке.
Информация предложена в виде правил, схем по каждой теме. Учащийся может обращаться к памятке как на уроке при изучении нового материала, так и при самостоятельной работе.
Например: Помни! Чистота – залог здоровья!
Утро: умойся, почисти зубы, причешись.
День: в течение дня мой руки перед едой, после уборки комнаты, прогулки, общения с животными, работы в огороде, поездки в транспорте.
Вечер: перед сном вымой руки, лицо, почисти зубы, прими теплый душ, вымой ноги.
- Организация усвоения материала.
Материал в тетради сгруппирован по темам в соответствии с последовательностью их изучения: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля». В каждую тему включены задания начинающиеся так: «Вставь пропущенное слово»; «Вставь пропущенные буквы»; «Переставь буквы», «Найди лишнее»; «Соедини стрелками»; «Отгадай загадку»; «Дорисуй рисунок». В конце каждой темы включено задание «Реши кроссворд» (итоговый по основным понятиям), который позволяет систематизировать и проверить знания учащихся. Все виды заданий имеют условные обозначения (придуманы автором), выстроены в логической последовательности и логически завершены.
- Организация контроля усвоенного материала.
В конце каждой темы включено задание «Реши кроссворд» (итоговый по основным понятиям), который позволяет проверить знания учащихся.
- Организация рефлексии.
«Что я знаю. Что я умею» - дана таблица, в которой обозначены темы и перечислены виды заданий предложенных в рабочей тетради. Учащийся заносит в каждую ячейку таблицы один из следующих знаков:
+ легко, без затруднений; ± с некоторыми затруднениями;
- самостоятельно с заданием не справился (не справилась).
Ученик может использовать рабочую тетрадь: при подготовке к ответу; при выполнении заданий по аналогии; при итоговом повторении материала. Учитель может использовать рабочую тетрадь: во время проведения урока; во внеурочной деятельности (например, при работе над проектом по предмету, при проведении мероприятий в рамках предметной недели).
Использование рабочей тетради поможет выполнить ряд специальных требований к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
- осуществление коррекционно-развивающей работы;
- осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся.
Включение в урок работы с тетрадью даёт возможность учителю избежать монотонности, разнообразить формы деятельности и тем самым поддержать активность и интерес учащихся, подготовить детей к итоговой аттестации.
Данная рабочая тетрадь по СБО для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида носит рекомендательный характер, может служить ориентиром для дальнейшей работы в этом направлении.
Используемая литература:
- Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя.- М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. – (коррекционная педагогика).
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012 г.
- Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие, 5 класс. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г. - (коррекционная педагогика).
- Учебно-методиеское пособие «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» под ред. И.А.Крестининой. – Киров Радуга-Пресс, 2012 г.
- https://sites.google.com/site/mbdouno4ulybka/dla-roditelej/zagadki-i-stihi
- http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Социально-бытовой ориентировке» 5 класс ориентирована на использование УМК под редакцией М.Н. Перовой составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
Пояснительная записка по педмету СБО...
Рабочие программы по социально - бытовой ориентировке 5 - 9 класс
Развернутое тематическое планирование по социально - бытовой ориентировке (СБО ) VIII вида...
Рабочая тетрадь по социально - бытовому ориентированию.
Перед вами тетрадь по Социально-бытовой ориентировке. В ней содержится много полезной и увлекательной информации о быте, транспорте, приготовлении блюд, уборки помещений и др. ...
Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"
Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...
Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке». 6 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 6 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому (очно-заочная форма) в соответствии с программой В.В. Вор...
Методическая разработка. Рабочая программа по «Социально бытовой -ориентировке».7 класс, VIII вида. Индивидуальное обучение
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 7 классе СКОУ VIII вида составлена для индивидуального обучения на дому в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы сп...
Методическая рекомендация "Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой в МКОУ "Специальная школа № 80"
В методичекой рекомендации идет речь о создании классов с углубленной трудовой подготовкой, профориентационной работе на уроке социально-бытовая ориентировка....