Техника выполнения контурных швов
методическая разработка по технологии на тему
Цель: познакомить воспитанников с одним из наиболее распространенных видов контурных швов чувашской вышивки, научить самостоятельно применять на практике, приобретенные умения и навыки.
Задачи:
· Научить отличать разновидности контурных швов
· Развивать у воспитанников художественный вкус, творческое воображение, эстетическое восприятие искусства вышивания.
· Создать условия воспитания интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.
Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_vypolneniya_konturnyh_shvov1.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема внеклассного занятия:
Техника выполнения контурных швов
Цель: познакомить воспитанников с одним из наиболее распространенных видов контурных швов чувашской вышивки, научить самостоятельно применять на практике, приобретенные умения и навыки.
Задачи:
- Научить отличать разновидности контурных швов
- Развивать у воспитанников художественный вкус, творческое воображение, эстетическое восприятие искусства вышивания.
- Создать условия воспитания интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.
- Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости.
Тип занятия: Комбинированный
Оборудование для учащихся: пяльцы, ножницы, иголки, ткань (размер 15х 15см), карточки с образцами тканей, набор ниток мулине
Оборудование для учителя: наглядные пособия (таблицы по теме занятия), карточки, готовые изделия, технологическая карта.
План занятия:
- Организационный момент
- Изучение новой темы
- Практическая работа учащихся
- Подведение итогов
- Организационный момент
Проверка готовности учащихся к занятию
II. Изучение новой темы
Один стежок, другой стежок,
Не спи моя иголка,
Раскрылся лист, расцвел цветок
Лазоревого шелка.
К себе я птиц веселых жду,
Они вернутся к маю,
И это дерево в саду
Для них я вышиваю.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Вышивание это творческий труд. Вы держите в руках пяльцы, пусть не серебряные, а деревянные или пластмассовые, настройте душу на радость и попробуйте выразить себя. И произойдет чудо, как в сказке: «Вышьете цветы – будто живые цветут, листья зеленью распускаются, а птицы вот сейчас вспорхнут стайкою, в дальней роще скроются, и огласится она песней веселою». (Исполнение чувашской народной песни детьми).
- А вы хотите попробовать? Теперь приступим к работе.
Перед каждым ребенком приготовлены к работе пяльцы, но нет иголок.
Педагог: Ребята, проверьте, все ли мы приготовили к работе? По-моему, мы забыли приготовить иголочки.
Дети обнаруживают, что для работы им не хватает иголок. Дежурный вместо игольницы на привычном месте вдруг находит конверт. Педагог и дети с интересом рассматривают его. На конверте надпись “Ребятам из детского объединения “Волшебный стежок” и Альбине Васильевнеот Иголочки”. Дети раскрывают конверт и читают письмо:
"Дорогие ребята! К сожалению, я не смогу вам помочь выполнить чудесные чувашские узоры. Меня заперли за семью замками. Вы освободите меня, если выполните два задания. Я верю, что у вас все получится, и мы опять будем вместе
Ваша Волшебная Иголочка"
Раздается стук в дверь, и детям передают коробку, в которой за семью печатями заперта Иголочка. Дети рассматривают коробочку и видят, что около каждой печати прикреплен небольшой свиток
С интересом разворачивают первый свиток, а в нем – задание от Иголочки.
Задание № 1. Ребята, без этих верных моих друзей вы не смогли бы сделать ни одной работы. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто мои верные друзья!
Загадки:
- Конь стальной, хвост льняной.
- Зверок с вершок, а хвост семи верст.
Дети дружно отгадывают загадки.
Педагог: Правильно ребята. Это ниточки - верные друзья Иголочки. Ведь не даром говорят: “Куда иголочка, туда и ниточка”.
Задание № 2. Ребята, а сейчас возьмите пяльцы и правильно заправьте в них ткань. Не волнуйтесь, у вас все получится!
Дети выполняют задание. Педагог выбирает помощника, который следит за правильностью выполнения задания.
Задание № 3. Ребята, вспомните самое главное правило вышивальщиков, сосчитайте до трех и скажите его хором в слух.
Дети хором проговаривают это правило. (Чтобы руки были чистыми)
Задание № 4. Ребята, я очень волнуюсь, ведь осталось всего одно задание. Выполните его, и я свободна. Скажите, как называются нитки для вышивки? (мулине).
Ответив на вопросы, ребята снимают с коробочки все печати. В коробочке – игольница с Волшебной Иголочкой, украшенной бантом из золотой тесьмы. Иголочка свободна.
Педагог: Если бы Иголочка могла говорить, то она сказала: “Спасибо, ребята, за ваши добрые сердца и золотые ручки”.
Педагог передает игольницу с Иголочкой учащимся.
- Практическая работа учащихся
Педагог. В чувашской вышивке для выразительности узора, его цельности четкости используется окантовка рисунка контурными швами: йĕпкĕн (контурный шов, роспись), сиктерÿллĕ (пунктир, набор), сайра чикĕм (шов за иголку), каялла (назад иголку или строчка), хăю хантăс (стебельчатый шов, шов веревочкой), хура кар тĕрри (окантовочный шов). В большинстве случаев рисунок заполняется красными нитками, а контурные швы выполняются черными.
Сегодня мы научимся выполнять йĕпкĕн (контурный шов, роспись).
Но перед работой давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.
Далее педагог показывает на натянутом холстом подрамнике операцию по выполнению шва. Дети с помощью педагога выполняют контурный шов. Точно также они учатся выполнять еще два шва: сиктерÿллĕ (пунктир, набор) и сайра чикĕм (шов за иголку)
Домашнее задание
Педагог. По мотивам чувашских швов создайте эскиз (или несколько эскизов) современной салфетки, для того, чтобы в дальнейшем изготовить его в нашу коллекцию, а так же продумайте материалы необходимые для реализации вашей идеи, по возможности составьте смету расходов
- Подведение итогов
Организация выставки работ практического задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИЁМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НАСТРОЧНЫХ ШВОВ
получить представление о назначении и приёмах выполнения настрочных швов....
технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение двойного шва
Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение двойного шва; в 7 классе специальной (...
Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение запошивочного шва
Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение запошивочного шва, в 7 классе специальной (к...
Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение соединительного шва в подгибку с закрытым срезом
Технологическая инструкционная карта: Выполнение бельевых швов на промышленной машине (без предварительного смётывания срезов) Выполнение соединительного шва в подгибку с закрытым срезом в 7 кла...
Методическая разработка урока«Оформление вещи вышивкой. Выполнение украшающих швов.» 5 класс
Методическая разработка урока-Офорсление вещей вышивуой,выполнение украшающих швов. 5 класс...
Выполнение простейших швов
Выполнение ручных швов...
Методическая разработка урока на тему: "Композиционное построение узоров. техника выполнения счетных швов: шов "крест" и гобеленовый шов".
Вышивка, одно из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связана с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных....