УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «МАШИНОВЕДЕНИЕ»
рабочая программа по технологии (10, 11 класс) по теме

Кудинов Николай Николаевич

Программа   элективного курса           «МАШИНОВЕДЕНИЕ»  для сельской  школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mashinovedenie.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пречистенская  средняя   школа

имени И.И.Цапова»

Рассмотрено на заседании                                        Утверждаю

методического совета                                                

 Председатель

методического совета                                             Директор                                                                                                                                                    

                                                                  МБОУ «Пречистенская  средняя   школа

имени И.И.Цапова

«        »                2015 г.                                «        »                2015г.

            УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
                     ПО КУРСУ

             «МАШИНОВЕДЕНИЕ»

                Составитель: преподаватель     Кудинов Н.Н.

                       

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                              К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ  

                     

                       «МАШИНОВЕДЕНИЕ»

        

Учебная программа по курсу «Машиноведение»   состоит из 5-ти  спецкурсов с общим количеством часов-1040. Эта программа  рассчитана на два года обучения в 10-ом и 11-ом классах с 530-ю и

510-ю часами обучения соответственно.  

 

Образовательные дисциплины

Количество часов

10 класс

11 класс

1

Спецкурс «Трактор »

68

 

2

Спецкурс «Сельхозмашины»

68

3

Спецкурс «Правила дорожного движения»

34

4

Спецкурс «Основы агротехники полевых и овощных культур»

34

34

5

Экономика

34

34

6

Практикум

394

334

7

Итоговая аттестация

6

Итого

530

510

   

Программы спецкурсов разработаны на основе Стандарта начального профессионального образования РФ для профессии: «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».   

     При изучении предмета необходимо дать знания научных основ техники, необходимые для сознательного, прочного и глубокого овладения профессией «Тракторист-машинист с/х производства».

     Общее количество часов на отработку навыков практического вождения рассчитывается из расчета  20 часов на одного обучаемого и входит в общее количество часов выделенных на лабораторно-практические занятия. Количество часов вождения на одного обучаемого не может быть меньше  20 часов.

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                       к программе по спецкурсу  «ТРАКТОР»

При изучении спецкурса «Трактор»   предусмотрено подробное  изучение конструкции современных сельскохозяйственных тракторов ДТ-75М, МТЗ-80(82),   которые используются в нашей почвенно–климатической зоне, и с этой целью тематическим планом и программой предусмотрены соответствующие лабораторно-практические занятия.

        При рассмотрении конструкций машин уделяется внимание назначению, принципам работы и регулировкам основных сборочных единиц, их разборке и сборке. Излагаются основные виды и причины возможных неисправностей в механизмах и меры, предупреждающие или устраняющие эти неисправности.

        Таким образом, главная задача спецкурса «Трактор»     - прививать учащимся знания по назначению, устройству, работе и регулировке тракторов  ; умение выполнять разборку, сборку, регулировку основных сборочных единиц, готовить машины к работе, выявлять и устранять их неисправности.

        Важная задача изучения спецкурса и каждого урока – воспитывать у учащихся культуру умственного труда, включающую умение планировать свой труд, контролировать процессы работы, творчески решать трудовые задачи и работать в коллективе, раскрывать наиболее рациональные приемы учебного труда, необходимые как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.

        Спецкурс «Трактор» формирует техническое мышление учащихся, раскрывает пути и способы увеличения межремонтных периодов тракторов,   а также экономии горюче-смазочных и других материалов.

        Каждая тема теоретических занятий должна иметь свое завершающее практическое закрепление на уроках производственного обучения.

        Лабораторно-практические занятия по спецкурсу «Трактор»      проводятся в специально оборудованных лабораториях.

        В лабораториях помимо комплектных тракторов,   и технологического оборудования должны быть и их сборочные единицы.        Лабораторно-практические занятие по спецкурсу проводятся по -  групповой  системе (одна группа выполняет одну лабораторно-практическую работу – другая группа – другую ). Класс ,в зависимости от численности , делится на 2-3 группы численностью по 2-ва учащихся. Каждая группа выполняет свою лабораторно-практическую работу при условии, что все группы должны выполнить все запланированные работы.

 


В результате изучения спецкурса «Трактор»   учащиеся должны:

ЗНАТЬ:

  • общее устройство изучаемых тракторов  , а также всех сборочных единиц и систем;
  • принципиальные схемы устройства и действие составных частей трактора;
  • работу и взаимодействие узлов и деталей.
  • возможные неисправности, их причины , признаки и способы устранения;
  • правила технического обслуживания тракторов  ;
  • эксплуатационные регулировки.

УМЕТЬ:

  • проводить разборку составной части или сборочной единицы;
  • правильно и технически грамотно определять пригодность узлов и деталей к дальнейшей эксплуатации;
  • применять полученные знания по теории к выявлению и устранению неисправностей узлов и деталей;
  • технически грамотно производить эксплуатационные регулировки.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Итог усвоения спецкурса «Трактор»   зависит от правильного выбора преподавателем методики организации учебной деятельности учащихся, от знания преподавателем индивидуальных особенностей каждого учащегося, их интересов, возможностей и т. д. Преподаватель должен организовать учебный процесс, обеспечивающий:

-целенаправленность обучения;

-достижение положительных результатов;

-желание учащихся знать и уметь как в объеме программы, так и за её пределами;

-   уверенность в себе;

- желание работать над собой дальше.

        Программный материал по спецкурсу «Трактор»    должен изучаться, закрепляться и контролироваться. Специфика предмета требует очень внимательно отнестись к выбору педагогических технологий. Наиболее рациональным в данном случае является комбинированный урок.

        При подготовке к занятиям и в процессе их проведения у преподавателя возникают сложные методические вопросы, связанные с доходчивым изложением учебной информации, соблюдением межпредметных связей, организацией самостоятельной работы учащихся, выбором способов контроля усвоения пройденного материала, оценкой результатов применения ТСО.

        Преподаватель, раскрывая содержание тем по устройству тракторов, должен соблюдать следующую последовательность изложения:

  1. Название изучаемых систем, составных частей машин, сборочной единицы, прибора;
  2. Назначение, расположение и крепление составных частей машин, сборочных единиц , приборов;
  3. Принципиальные схемы устройства и действие составных частей машины, сборочной единицы, схемы;
  4. Устройство;
  5. Работа и взаимодействие узлов и деталей;
  6. Возможные неисправности, их признаки, причины и способы устранения;
  7. Правила технического обслуживания и условия, обеспечивающие длительную и бесперебойную работу механизма или системы;
  8. Эксплуатационные регулировки.

При наличии мест смазывания на сборочных единицах или приборе особое внимание обращается на сорта масел, которые применяются, порядок и периодичность выполнения смазочных работ.

На теоретических занятиях должны использоваться детали, сборочные единицы, приборы, агрегаты, а также схемы, плакаты, а по наиболее сложным темам – диафильмы, слайды.

При организации и проведении лабораторно-практических занятий по спецкурсу «Трактор»   должна быть соблюдена следующая последовательность выполнения заданий:

  • разборка (полная и неполная) составной части машины или сборочной единицы:
  • изучение взаимодействия деталей, условий работы составляющих частей и сборочных единиц машин, их смазывание и охлаждение;
  • изучение эксплуатационных и технологических регулировок, технологических схем работы;
  • изучение содержания технических обслуживаний для обеспечения нормальной работы сборочных единиц в процессе их эксплуатации;
  • изучение возможных эксплуатационных неисправностей и способов их устранения;
  • сборка составной части машины или сборочной единицы.

Преподаватель должен систематически анализировать знания обучаемых по спецкурсу «Трактор»   . Для более объективной оценки результатов усвоения пройденного материала полезно устраивать устный опрос, тесты  , контрольные работы.

                                 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                              занятий по спецкурсу

                                         «Трактор»  

№,№

тем

ТЕМА

Количество часов

Всего

Теоретических

ЛПЗ

1.

Введение

3

1

2

2.

Классификация и общее устройство тракторов .

Безопасность труда

3

2

1

3.

Система управления и порядок запуска двигателей тракторов

5

2

3

4.

Основы работы и общее устройство двигателя внутреннего сгорания

16

4

12

5.

Кривошипно-шатунный механизм

8

2

6

6.

Газораспределительный и декомпрессионный механизмы

17

3

14

7.

Система охлаждения двигателей

12

2

10

8.

Смазочная система двигателей

14

2

12

9.

Система питания   дизельного и карбюраторного двигателей

29

5

24

10.

Система пуска двигателей

9

3

6

11.

Трансмиссия

15

3

12

12.

Коробки передач, раздаточные коробки  

7

4

3

13.

Промежуточные соединения, карданные передачи

17

2

15

14.

Ведущие мосты тракторов  

7

3

4

15.

Ходовая часть колесных и гусеничных тракторов  

16

4

12

16.

Рулевое управление тракторов  

14

4

10

17.

Тормозные системы тракторов  

9

3

6

18.

Гидропривод тракторов  

18

6

12

19.

Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов  

8

2

6

20.

Источники электрической энергии

19

2

17

21.

Система зажигания

8

2

6

22.

Электрические стартеры  

8

2

6

 23.

Приборы освещения и контроля

    5

   2

   3

 24.

Эксплуатационные качества и техническое обслуживание тракторов

   15

   3

  12

                                                              ИТОГО                                  

   288

  68

 220

 

 

                          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          спецкурса «Трактор»

          (Теоретическая часть)

урока

Название темы, урока

Количество часов_

1.1

Тема 1. Введение. 

Этапы развития отечественного  ракторостроения.

1

2.1-2.2

Тема 2. Классификация и общее устройство тракторов.    

Классификация тракторов  .

Основные системы и механизмы тракторов .

Безопасность труда.

2

3.1-3.2

Тема 3. Система управления и порядок запуска двигателей тракторов.     

Система управления тракторами  .

Приемы управления тракторами.

Органы управления и контрольные приборы.

Пуск двигателя.

2

4.1-4.2

4.3-4.4

 

Тема 4. Основы работы и общее устройство двигателя внутреннего сгорания (ДВС).  

Понятие о ДВС. Основные понятия и определения. Классификация ДВС.

Рабочий цикл четырехтактного дизеля.

Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя.

Рабочий цикл 2-х тактного карбюраторного двигателя. Основные показатели работы двигателей.

4

5.1-5.2

 

Тема 5. Кривошипно-шатунный механизм. 

Общее устройство КШМ. Блок-картер, головка блока.

Поршневая группа тракторов.

Кривошипная группа двигателей.

Основные неисправности КШМ.

2

6.1-6.2

6.3

Тема 6. Газораспределительный и декомпрессионный механизмы.  

Общее устройство ГРМ. Фазы газораспределения.

Детали ГРМ, устройство и работа.

Декомпрессионный механизм.

Основные неисправности ГРМ. 

3

7.1-7.2

 

Тема 7. Система охлаждения двигателей. 

Принципиальные схемы системы охлаждения тракторных ДВС.

Устройство составных частей системы охлаждение двигателей.

Неисправности системы охлаждения.

2

8.1-8.2

 

Тема 8. Смазочная система двигателей. 

Механизмы и устройства смазочной системы.

 

2

 

9.1-9.2

9.3-9.4

9.5

Тема 9. Система питания дизеля и карбюраторного двигателя. 

Общее устройство системы питания карбюраторного двигателя.

 Общее устройство системы питания дизельного двигателя. Приборы системы питания.

 Топливный насос высокого давления УТН-5.  Способы смесеобразования. Форсунки.

Регулятор частоты вращения коленчатого вала.

Очистка воздуха и отвод отработавших газов.

     5

 

10.1-10.2

10.3

Тема 10. Система пуска двигателей.

Общие сведения о системе пуска. Способы пуска.

Пусковой двигатель ПД-10УД, назначение, устройство и работа.

Устройство, облегчающее  пуск двигателя.

Основные неисправности системы пуска.

3

11.1-11.2

       11.3

 

Тема 11. Трансмиссия. 

 Назначение и устройство трансмиссии.

Назначение, устройство и работа сцепления.

Сцепление тракторов МТЗ-80, ДТ-75МВ.

 Назначение, устройство и работа сцепления.

Возможные неисправности и регулировка сцепления.

3

 

 

12.1-12.2

12.3-12.4

 

 

Тема 12. Коробки передач,

                раздаточные коробки.

Общие сведения о коробках передач тракторов.  

Коробка передач трактора МТЗ-80. Назначение, устройство и работа.

Коробка передач трактора ДТ-75МВ. Назначение, устройство и работа.

Основные неисправности КП, РК тракторов и   ТО.

4

 

 

13.1-13.2

 

Тема 13. Промежуточные соединения, карданные передачи. 

Промежуточные соединения, карданные передачи.

 

2

 

14.1-14.2

14.3

Тема 14. Ведущие мосты тракторов.  

Общие сведения о ведущих мостах тракторов.

Ведущие мосты трактора МТЗ-80(82).

Ведущий мост трактора ДТ-75МВ.

Основные неисправности ведущих мостов.

3

 

15.1-15.2

15.3-15.4

 

Тема 15. Ходовая часть колесных  и

              гусеничных  тракторов.   

Общие сведения о ходовой части тракторов.

Ходовая часть колесных  тракторов.

Ходовая часть трактора ДТ-75МВ.

Основные неисправности ходовой части тракторов.

4

 

16.1-16.2

16.3-16.4

 

Тема 16. Рулевое управление тракторов.     

Общие сведения о рулевом управлении тракторов.  

Рулевое управление трактора МТЗ-80.

Гидроусилитель рулевого управления

трактора МТЗ- 80.

Механизм поворота гусеничных тракторов.

Основные неисправности рулевого управления тракторов .

4

 

17.1-17.2

17.3

Тема 17. Тормозные системы тракторов.   

Общие сведения о тормозной системе тракторов.

Тормозная система тракторов МТЗ-80 .

Тормозная система гусеничного трактора.

 Основные неисправности и ТО тормозных систем тракторов .

3

 

18.1-18.2

18.3-18.4

18.5-18.6

 

 

 

Тема 18. Гидропривод тракторов.   

Общие сведения о рабочем оборудовании тракторов.

Гидронасос, гидроцилиндры, гидробак, назначение, устройства и работа.

Распределитель гидросистемы, назначение, устройство, работа.

Механизм навески трактора МТЗ-80.

Механизм навески тракторов ДТ-75М .

Прицепное устройство тракторов.

Гидроувеличитель сцепного веса, назначение, устройство и работа.  

Вал отбора мощности тракторов МТЗ-80 и ДТ-75М.

 Основные неисправности и техническое обслуживание гидросистем трактора.

6

 

 

19.1-19.2

 

Тема 19. Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов.   

Вспомогательное оборудование тракторов.

 Тракторные прицепы.

2

 

 

20.1-20.2

 

Тема 20. Источники электрической энергии.   

Общие сведения по электротехнике.

Аккумуляторная батарея. Назначение, устройство и работа.

Генераторы переменного тока. Назначение, устройство и работа.

Реле регуляторы РР-362 .

Основные неисправности и ТО источников электрической энергии.

2

 

 

21.1-21.2

 

 

Тема 21. Системы зажигания. 

Назначение системы зажигания.  

Свеча зажигания.

Система зажигания от магнето.

Основные неисправности и ТО системы зажигания.

2

 

22.1-22.2

 

Тема 22. Электрические стартеры и пусковые подогреватели. 

Стартеры. Назначение, устройство и работа.

 

2

 

23.1-23.2

Тема 23. Приборы освещения и контроля. 

Приборы освещения и сигнализации тракторов.  

Контрольно-измерительные приборы тракторов.  

2

24.1-24.3

Тема 24. Эксплуатационные качества и техническое обслуживание тракторов .

Показатели эксплуатационных качеств.

Изнашивание деталей. Обкатка тракторов.

Плановое техническое обслуживание.

Организация технического обслуживания и ремонта тракторов.

Хранение тракторов.

3

                                               

                                  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

лабораторно-практических занятий по спецкурсу

«Трактор »

 

   №

темы

урока

Тема лабораторно-практического  занятия

Кол-во

часов

  1-2

 

  1.1-

1.2

Экскурсия в СХПК.

Классификация тракторов.

2

 

        Итого

2

3

3.1-3.4

 Ознакомление с контрольными приборами и органами управления колесным и гусеничным тракторами.

4

 

3.5-3.7

Пуск двигателя.

3

 3.8-  3.10

Ознакомление с общими правилами управления колесным и гусеничным тракторам.

3

Итого

10

4

4.1-4.4

Ознакомление с четырехтактным  одноцилиндровым

дизелем и карбюраторным двигателем.

4

 

4.5-4.8

Ознакомление с устройством и принципом действия двухтактного карбюраторного двигателя.

 4

4.9-4.12

Ознакомление с многоцилиндровыми двигателями и

основными их показателями.          

4

Итого

12

5

5.1- 5.2

Ознакомление с деталями и сборочными единицами кривошипно – шатунного механизма.

2

 

5.3-5.6

Частичная разборка и сборка кривошипно – шатунного механизма.

 4

Итого

6

6

 

6.1-6.4

Ознакомление с газораспределительным и декомпрессионным механизмами.  

4

 

6.5-6.8

Проверка и регулировка распределительного и декомпрессионного механизмов.  

 4

6.9-6.14

Притирка  клапанов

6

           Итого

14

7

7.1-7.4

Ознакомление с системой охлаждения.

4

 

7.5-7.10

Изучение устройства и принципа действия системы охлаждения.

6

 

                                                                                Итого

10

8

 8.1-8.4

Ознакомление со смазочной системой.

4

8.5-8.12

Изучение устройства и принципа действия основных частей смазочной системой.

 8

Итого

12

9

9.1-  9.2

Ознакомление с размещением и креплением основных частей системы питания.

2

9.3-9.5

Изучение   топливных фильтров.

 3

9.6-9.11

Ознакомление с устройством и принципом действия топливного насоса высокого давления.

6

9.12-9.13

Изучение устройства и принципа действия форсунки.

2

9.14-9.18

Ознакомление с устройством и действием системы питания карбюраторного двигателя.

5

9.19-9.22

Ознакомление с устройством и принципом действия однорежимного  и всережимного регуляторов.

4

9.23-9.24

Изучение воздухоочистителей.

2

Итого

 24

  10

10.1-10.6

Изучение устройства и   действия системы пуска двигателей.

6

 

        Итого

6

  11

11.1-11.4

Ознакомление с размещением, назначением и взаимодействием механизмов трансмиссии.

4

 11.5-  11.12

Ознакомление с устройством ведущих и ведомых частей сцепления ,нажимного устройства и механизма управления. Регулировка сцепления.

8

Итого

12

12

 12.1-12.3

Изучение устройства и действия промежуточного соединения и карданной передачи.

3

                                                                              Итого

3

13

 13.1-13.2

Изучение устройства и действия коробки передач тракторов МТЗ-80 и ДТ-75МВ.

2

 13.3-13.7

Частичная разборка и сборка коробки передач тракторов МТЗ-80 и ДТ-75МВ .

5

13.8-  13.11

Изучение действия раздаточной коробки, ее частичная разборка и сборка.

4

13.12-13.15

Изучение устройства, действия центральной и конечных передач,их частичная разборка.

4

                                                                                   Итого

15

14

 14.1-14.4

Изучение устройства , действия дифференциала.

4

                                                                                   Итого

4

15

 15.1-15.6

Изучение устройства и регулировки ходовой части колесных тракторов.  

6

15.7-15.12

Изучение устройства и регулировки ходовой части гусеничных тракторов.

6

                                                                                   Итого

12

  16

16.1-16.4

Изучение устройства, действия и регулировки механизмов  поворота  гусеничных тракторов.

4

16.5-16.10

Изучение устройства и работы рулевого управления и механизма блокировки  дифференциала трактора МТЗ-80.

6

                                                                                   Итого

10

  17

17.1-17.6

Изучение устройства и работы тормозов колесного трактора.

6

        Итого    

6

  18

18.1-18.6

Изучение устройства и работы раздельно-агрегатной гидравлической системы.

6

18.7-18.12

Изучение устройства и работы гидроувеличителя сцепного веса.

6

             Итого

12

19

19.1-19.6

Изучение устройства и работы прицепного устройства, вала отбора мощности и приводного шкива

6

        Итого

6

20

 20.1-20.3

Ознакомление с назначением, размещением и креплением на тракторе  агрегатов, аппаратов и приборов электрооборудования.

3

 20.4-20.9

Изучение устройства и работы аккумуляторной батареи. Зарядка аккумулятора.

6

20.10-20.14

Изучение генератора переменного тока с выпрямителем.

5

20.15-20.17

Ознакомление с устройством реле – регуляторов.

3

                                                                                Итого

17

21

 21.1-21.6

Изучение устройства и принципа действия системы зажигания.

6

                                                                                  Итого

6

22

 22.1-22.6

Изучение устройства и принципа действия электрического стартера.

6

                                                                                 Итого

6

23

 23.1-23.3

Изучение устройства и принципа действия фары и звукового сигнала.

3

                                                                                  Итого

3

24

 24.1-24.4

Проведение ежемесячного обслуживания тракторов.

4

 24.5-24.8

Проведение первого технического обслуживания тракторов.

4

24.9-24.12

Ознакомление со вторым техническим обслуживанием тракторов.

4

        Итого

12

                                                                  ВСЕГО

220

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к знаниям и умениям учащихся по спецкурсу «Трактор»

Тема

В результате изучения материала темы учащиеся должны:

Название

Знать:

Уметь:

1

Введение

  • этапы развития отечественного тракторного строение;
  • процесс самопередвижения колесного и гусеничного тракторов;
  • задачи и краткое содержание программы предмета «Тракторы ».

2

Классификация и общее устройство

 тракторов  .

  • классификацию сельскохозяйственных тракторов   ;
  • основные сборочные единицы;
  • тяговые качества тракторов;
  • технические характеристики тракторов  .

  • подбирать для конкретных с/х работ тракторы в зависимости от назначения, типажа, конструкции ходовой части;
  • правильно показывать по плакату сборочные единицы тракторов  ;
  • сравнивать тракторы в зависимости от технических характеристик.

3

Система управления и порядок запуска двигателей тракторов  .

  • органы управления и контрольно-измерительные приборы тракторов  ;
  • подготовку двигателя к запуску;
  • запуск и остановку двигателей;
  • подготовку трактора  к работе;
  • управление трактора .

  • показать на плакате органы управления, которые применяются при пуске двигателя трактора;
  • пользоваться органами управления трактора  ;
  • в ручную пустить пусковой двигатель;
  • правильно отапливать работающий дизель;
  • запустить двигатели тракторов  
  • соблюдать правила технической безопасности.

4

 Основы работы и общее устройство двигателя внутреннего сгорания.

  • основные понятия и определения;
  • классификацию двигателей тракторов  ;
  • общее устройство двигателей;
  • рабочие циклы двигателей;
  • способы повышения мощности двигателя.

  • сравнивать по метражу двигатели внутреннего сгорания;
  • давать сравнительную оценку дизельных и карбюраторных двигателей;
  • по плакату показать и рассказать общее устройство двигателей внутреннего сгорания;
  • перечислить прямые и косвенные признаки, дающие возможность в процессе работы определить качество работы ДВС на слух и визуально.

5

Кривошипно-шатунный механизм.

  • назначение КШМ;
  • работу кривошипно-шатунного механизма;
  • устройство кривошипно-шатунного механизма;
  • взаимодействие деталей КШМ;
  • основные неисправности КШМ и способы устранения.

  • по плакату показать и рассказать устройство КШМ;
  • отличать подвижные и неподвижные сборочные единицы КШМ;
  • производить разборку полную или частичную двигателя при проведении ЛПЗ;
  • определить размерные группы деталей КШМ по их обозначениям на поршнях, кольцах;
  • определить неисправности при которых двигатель не пускается, работает с перебоями;
  • определить на слух стуки в двигателе и их причина.

6

Газораспределительный декомпрессионный механизм.

  • назначение газораспределительного механизма, схемы;
  • каково назначение декомпрессионного механизма;
  • устройство газораспределительного и декомпрессионного механизмов;
  • работа газораспределительного и декомпрессионного механизмов;
  • основные неисправности и способы устранения газораспределительного и декомпрессионного механизмов.

  • отличать газораспределительные механизмы с нижним и верхним расположением клапанов;
  • правильно устанавливать при разборке и сборке распределительных шестерен по меткам;
  • регулировать тепловой зазор между каналами и коромыслами;
  • регулировать декомпрессионный механизм;
  • выявлять дефекты деталей газораспределительного механизма при разборке и сборке;
  • на слух определить работу газораспределительного механизма (смазки при большом зазоре между каналами и коромыслами).

7

Система охлаждения двигателей.

  • классификацию и схемы действия систем охлаждения;
  • общее устройство систем охлаждения изучаемых  тракторных двигателей;
  • расположение, устройство и работа сборочных единиц системы охлаждения;
  • охлаждающие жидкости;
  • неисправности систем охлаждения двигателей.

  • самостоятельно выполнять разборку и сборку сборочных единиц системы охлаждения;
  • самостоятельно выполнять работы ежесменного  технического обслуживания системы охлаждения;
  • определять неисправности систем охлаждения по визуальному осмотру (КИП и т.д.) и их устранять;
  • заменить неисправный прибор системы охлаждения;
  • производить проверку неисправного термостата.

8

 Смазочная система двигателей.

  • общие сведения о трении и смазочных материалов;
  • масла для смазывания двигателей;
  • классификацию систем смазывания двигателей;
  • масляные насосы, фильтры и радиаторы;
  • контрольные приборы;
  • вентиляцию картера двигателя;
  • неисправности смазочной системы и способы устранения.

  • визуально и по контрольно-измерительным приборам определять качество работы смазочной системы;
  • расшифровывать марки масел, применяемых для смазывания двигателей;
  • по плакату показать путь движения масла в смазочной системе изучаемых двигателей;
  • правильно осуществлять контроль за работой смазочной системы;
  • производить частичную или полную разборку приборов смазочной системы;
  • контролировать уровень масла в системе смазки;
  • выявлять и устранять неисправности смазочной системы.

9

Система питания двигателей.

  • смесеобразование в двигателях и горение топлива;
  • системы питания изучаемых карбюраторных и дизельных двигателей;
  • способы очистки воздуха;
  • воздухоочистители,   назначение, расположение, устройство и работа;
  • топливные баки, фильтры, топливо подкачивающие насосы, топливо проводы и форсунки, назначение, расположение, устройство и работа;
  • топливные насосы высокого давления, назначение, расположение, устройство и работа;
  • карбюрацию, простейший карбюратор;

   

  • топливо для карбюраторных и дизельных двигателей;
  • неисправности системы питания;
  • охрану окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами.

  • производить частичную или полную разборку приборов системы питания;
  • по плакату показывать путь движения топлива и воздуха в системе питания двигателей;
  • удалять воздух из системы питания;
  • сливать отстой из фильтров;
  • выполнять элементарные правила при заправке топливного бака;
  • устанавливать топливные насосы на двигатели;
  • определить неисправности системы питания и правильно их устранять.

10

Система пуска.

  • условия пуска карбюраторного и дизельного двигателей;
  • пусковую частоту вращения коленчатого вала;
  • способы пуска двигателей;
  • пусковые двигатели, назначение, расположение, устройство и работа;
  • передаточные механизмы, назначение, устройство и работа;
  • неисправности пусковых устройств и их устранение.

  • по плакату показать и рассказать устройство пускового двигателя, его работу;
  • показать путь топлива в системе питания;
  • уметь приготавливать топливо для пускового двигателя;
  • запускать и останавливать пусковой двигатель электростартером и вручную;
  • производить частичную и полную разборку пускового двигателя и редуктора;
  • выявлять и устранять неисправности пускового двигателя.

11

Трансмиссия  

  • назначение и классификация трансмиссий;
  • механические трансмиссии;
  • типовые схемы сцеплений изучаемых машин;
  • сцепление с механическим приводом;
  • сцепление с механическим и гидравлическим приводом;
  • сцепление с механическим приводом и пневматическим усилителем;
  • основные неисправности сцеплений и способы устранений;
  • регулировка сцеплений.

  • производить полную или частичную разборку сцеплений;
  • заменять дефектные детали сцепления;
  • выявлять и устранять неисправности сцепления;
  • производить регулировку сцеплений.

12

Коробки передач, раздаточные коробки и ходоуменьшители.  

  • назначение, классификацию коробок передач;
  • устройство КП, взаимодействие ее деталей;
  • тракторные коробки передач с переключением при остановленном тракторе;
  • тракторные коробки передач с переключением на ходу;
  • раздаточные коробки, устройство, работу;
  • ходоуменьшители, увеличители крутящего момента, устройство и работу;
  • масла для смазывания коробок передач, раздаточных коробок и ходоуменьшителей, их марки;
  • основные неисправности КП, РК, ходоуменьшителей УКМ и способы их устранения.

  • производить частичную или полную разборку коробок передач, раздаточных коробок;
  • производить частичную или полную разборку и сборку ходоуменьшителей и УКМ;
  • заменять дефектные детали КП (подшипники, шестерни, сальники;
  • устранять подтекания масла из КП, РК, ходоуменьшителя и УКМ;
  • выявлять и устранять основные неисправности КП, РК, ходоуменьшителей и УКМ.

13

Промежуточные соединения,

карданные передачи.

  • упругие промежуточные соединения, мягкие шарниры двойного и промежуточного соединения, устройство, работа;
  • карданные передачи, шарниры равных угловых скоростей;
  • масла для смазывания промежуточных соединений и карданных передач;
  • основные неисправности промежуточных соединений и карданных передач и способы их устранения.

 

  • производить полную или частичную разборку промежуточных соединений и карданных передач;
  • производить замену дефектных деталей промежуточных соединений и карданных передач;
  • выявлять и устранять основные неисправности промежуточных соединений и карданных передач.

14

Ведущие мосты тракторов  .

  • общие сведения о ведущих мостах тракторов  ;
  • ведущие мосты колесных тракторов общего назначения, устройство;
  • ведущие мосты колесных универсально-пропашных тракторов;
  • ведущие мосты гусеничного трактора, устройство и работа;
  • масла для смазывания ведущих мостов;
  • основные неисправности ведущих мостов и способы устранения.

  • производить полную или частичную разборку ведущих мостов тракторов  ;
  • по плакату показать устройство ведущих мостов тракторов;
  • выявлять и устранять неисправности ведущих мостов тракторов  ;
  • производить эксплуатационные регулировки.

15

Ходовая часть тракторов  .

  • общие сведения о несущих системах;
  • основные элементы ходовой части;
  • общие сведения о подвесках; подвески   колесного трактора;
  • колеса, передние мосты   колесных тракторов;
  • стабилизацию, развал и схождение управляемых колес;
  • гусеничные двигатели с упругой, балансирной подвесками;
  • масла и смазки, применяемые для смазывания ходовой части тракторов  , колесных и гусеничных двигателей;
  • основные неисправности ходовой части тракторов.

  • производить частичную или полную разборку ходовой части;
  • технически грамотно определять пригодность узлов и деталей к дальнейшей эксплуатации;
  • по плакату показать и рассказать устройство ходовой части тракторов  ;
  • выявлять и устранять неисправности ходовой части тракторов  ;
  • смазывать детали и узлы ходовой части тракторов    согласно карте смазки.

16

Рулевое управление тракторов  .

  • общие сведения о  рулевом управлении тракторов  ;
  • рулевое управление без гидроуселителя, устройство и работа;
  • рулевое управление с гидроусилителем, устройство, работа;
  • гидроусилитель рулевого управления;
  • рабочие жидкости, используемые в гидроусилителе;
  • основные неисправности рулевого управления и способы устранения.

  • производить полную или частичную разборку и сборку рулевых управлений;
  • технически грамотно определять пригодность узлов и деталей к дальнейшей эксплуатации;
  • выявлять и устранять неисправности рулевых управлений тракторов.

17

Тормозные системы тракторов  .

  • общие сведения о тормозных системах   колесных тракторов;
  • тормозные системы с гидравлическим приводом тормозов;
  • тормозные системы с пневмоническим приводом тормозов;
  • стояночные тормоза, устройство;
  • рабочие жидкости неиспользуемые  в тормозных системах с гидравлическим приводом;
  • возможные неисправности и способы устранения тормозных систем;
  • регулировка тормозных систем.

  • разбирать и собирать узлы тормозных систем;
  • определять пригодность узлов и деталей к дальнейшей эксплуатации;
  • прокачивать тормозную систему с гидравлическим приводом;
  • выявлять и устранять неисправности тормозной системы;
  • производить регулировку тормозных систем.

18

Гидропривод тракторов.

  • общие сведения о гидроприводе;
  • гидронасосы, гидробаки, гидроцилиндры, устройство и работу;
  • гидрораспределитель, устройство, работа;
  • механизмы навески изучаемых тракторов, устройство, работа;
  • прицепное устройство тракторов;
  • гидроувеличитель оценочного веса, силовой регулятор, устройство и работа;
  • основные неисправности и способы устранения гидропривода.

  • производить разборку и сборку генераторов, реле-регуляторов для изучения устройства;
  • по плакату показать и рассказать устройство и работу источников питания;
  • выявлять и устранять возможные неисправности источников питания.

21

Системы зажигания.

  • общие сведения о системе зажигания;
  • назначение, устройство и работу батарейного зажигания;
  • устройство и работу системы зажигания от магнето;
  • возможные неисправности системы зажигания и способы устранения.

  • по плакату показать и рассказать пути движения тока в системах зажигания;
  • регулировать зазоры в распределителе зажигания;
  • производить разборку и сборку приборов системы зажигания с заменой дефектных деталей;
  • выявлять и устранять неисправности системы зажигания.

22

Электрические стартеры и пусковые подогреватели.

  • общие сведения об электрических стартерах;
  • механизмы   управления стартером;
  • стартеры с электромагнитным приводом и дистанционным управлением, устройство и работа;
  • подогреватели воздуха, охлаждающие жидкости и масла;
  • возможные неисправности стартеров и способы устранения.

  • по плакату показать и рассказать устройство стартера и его работу;
  • определять пригодность узлов и деталей стартера для дальнейшей эксплуатации;
  • выявлять и устранять неисправности стартеров и пусковых подогревателей.

23

Приборы освещения и контроля.

  • осветительные, контрольно-измерительные и сигнальные приборы, их назначение, устройство и работа;
  • плавкие и термобиметаллические предохранители, центральный переключатель, устройство и работа;
  • электродвигатели (малогабаритные), устройство и работа;
  • устройство и принцип работы спидометра  ;
  • возможные неисправности приборов освещения и контроля и их устранение.

  • по плакатам, схеме электрооборудования, уметь показать все приборы освещения и контроля;
  • определять пригодность приборов для дальнейшей эксплуатации;

выявлять и устранять неисправности приборов освещения и контроля.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМАМ

спецкурса «Трактор»

Тема 1. Введение.

  1. История создания тракторов.
  2. Рассказать об этапах развития отечественной тракторной промышленности.

 

  1. Рассказать о задачах предмета.
  2. Понятие о тракторе.

Тема 2. Классификация и общее устройство тракторов.  

  1. Для чего предназначен трактор?
  2. По каким признакам классифицируют тракторы?
  3. Как различают тракторы   по назначению?
  4. Назовите тяговые классы с/х тракторов.
  5. Что принято называть базовой моделью и модификацией трактора?
  6. Из каких основных частей состоит трактор?
  7. Для чего необходим двигатель?

 

Тема 3. Система управления и порядок запуска двигателей

тракторов  .

  1. Показать по плакату органы управления тракторов.

 

  1. Как остановить работающий двигатель  трактора?
  2. Показать по плакату рычаги и педали, используемые при управлении гусеничного трактора.
  3. Как подготовить основной двигатель трактора к пуску?
  4. Как вручную пустить пусковой двигатель?
  5. Правила безопасной работы на тракторе.

Тема 4. Основные работы и общее устройство двигателя

внутреннего сгорания.

  1. По каким признакам классифицируют двигатель?
  2. Из каких деталей состоит простейший двигатель?
  3. Что называется камерой сгорания?
  4. Что такое степень сжатия?
  5. Какие процессы происходят в цилиндре двигателя: карбюраторного, дизеля, 2х тактного карбюраторного двигателя?
  6. Что такое порядок работы ДВС?
  7. Назовите основные механизмы и системы двигателя.
  8. Чем определяется экономичность двигателя?
  9. От чего зависит мощность двигателя?
  10. Вычислить литраж 4х цилиндрового двигателя, если диаметр его цилиндров 110 мм, а ход поршня 125 мм.

Тема 5. Кривошипно-шатунный механизм.

  1. Назначение кривошипно-шатунного механизма.
  2. Из каких деталей состоит КШМ?
  3. Каково назначение перегородок в блок-картере?
  4. Как уплотняются насадочные места гильз цилиндров в блоке?
  5. Назначение и устройство деталей КШМ.
  6. Для чего предназначен сапун?
  7. На какие группы сортируют поршни и гильзы тракторных двигателей?
  8. Чем ограничивается осевое перемещение коленчатого вала?
  9. Каковы признаки неисправностей механизма?
  10. Почему охлаждающая жидкости может проникнуть в поддон картера?

Тема 6. Газораспределительный и декомпрессионный механизмы.

  1. Каково назначение газораспределительного механизма?
  2. Каково назначение декомпрессионного механизма?
  3. Перечислите детали декомпрессионного механизма?
  4. Перечислите детали газораспределительного механизма?
  5. Для чего между клапанами и коромыслами необходим зазор?
  6. Почему диаметр шестерни распредвала в 2 раза больше диаметра шестерни коленчатого вала?
  7. С какой целью распределительные шестерни устанавливают по меткам?
  8. Как регулируют декомпрессионный механизм?
  9. Как регулируют газораспределительный механизм?
  10. Возможные неисправности газораспределительного механизма.

Тема 7. Система охлаждения двигателей.

  1. Назначение системы охлаждения.
  2. Перечислите основные части системы жидкостного охлаждения двигателя.
  3. Каково назначение термостата?
  4. Для какой цели в крышке заливной горловины радиатора смонтирован паровоздушный клапан?
  5. Как проверить и определить натяжение ремня вентилятора?
  6. Как удалить накипь из системы охлаждения?
  7. Как проверить работу термостата?
  8. Назовите причины перегрева воды в системе охлаждения?

Тема 8. Смазочная система двигателей.

  1. Какое масло применяют для смазывания тракторных двигателей?
  2. Назовите составные части и приборы смазочной системы.
  3. По плакату показать путь масла к трущимся деталям двигателя.
  4. Какие трущиеся детали двигателя смазываются под давлением?
  5. Как происходит очистка масла от механических примесей в центрифуге?
  6. Какие клапаны могут устанавливаться в корпусе масляного насоса и какое они имеют значение?
  7. Чем регулируют давление в каналах смазочной системы двигателя?
  8. Когда меняют масло в картере двигателя?
  9. Как проверить работу центрифуги без её разборки?
  10. Назовите причины пониженного давления масла в смазочной системе.

Тема 9. Система питания двигателя.

        1. Топливо, каких сортов применяют для карбюраторных двигателей?

        2. Какое топливо используют для дизелей?

        3. Показать по плакату путь топлива от бака до форсунки при работе двигателя.

        4. Устройство и работа воздухоочистителя.

        5. С какой целью дизель оборудуют турбокомпрессором?

        6. Устройство   фильтров грубой очистки топлива?

        7. Как промывают без разборки двухсекционный фильтр тонкой очистки топлива?

        8. Как удалить воздух из системы питания дизельного двигателя?

  1. Устройство и работа топливного насоса высокого давления УТН-5.
  2. Устройство и работа ТН распределительного типа НД-22/6.
  3. Устройство и работа карбюраторов К-126Б и К-88АМ.
  4. Как работает форсунка.
  5. Дать определение богатой и бедной горючей смеси.
  6. Почему регулятор называют всережимным?
  7. Как определить неисправную форсунку на работающем двигателе?
  8. Для чего служит подкачивающий насос?
  9. Каким образом можно вручную подкачать топливо в карбюратор?
  10. Перечислите основные неисправности системы питания.

Тема 10. Система пуска.

  1. Почему дизель пускать сложнее, чем карбюраторный двигатель?
  2. Какие существуют способы пуска автотракторных двигателей?
  3. Каковы особенности пусковых двигателей по сравнению с основными двигателями?
  4. Устройство пускового двигателя.
  5. Какие составные части входят в  регулятор?
  6. Расскажите о назначении и устройстве сцепления и автомата выключения.
  7. Перечислите основные неисправности пускового двигателя.

Тема 11. Сцепления тракторов  .

        1. Из каких агрегатов состоит трансмиссия колесного трактора?

        2. Какие агрегаты входят в трансмиссию гусеничного трактора?

        3. Какую роль играет сцепление?

        4. По плакату показать ведущие и ведомые части сцепления.

  1. Устройство и работа сцепления тракторов.
  2. Неисправности и регулировка сцепления.

Тема 12. Коробки передач, раздаточные коробки и ходоуменьшители.

        1. Для чего служит коробка передач?

        2. Что называется передаточным числом?

        3. По каким признакам классифицируют коробки передач?        

        4. Устройство и работа тракторных коробок передач.

        5. Каково назначение синхронизатора.

6. Как работает гидроподвижная муфта?

7. Для чего необходима раздаточная коробка?

  1. Назначение и устройство УКМ и ходоуменьшителя.
  2. Основные неисправности КП и раздаточных коробок.

Тема 13. Промежуточные соединения, карданные передачи.

  1. Назначение промежуточных соединений и карданных передач.
  2. Устройство промежуточных соединений.
  3. Устройство карданных передач.
  4. Неисправности промежуточных соединений и карданных передач и способы устранения.

Тема 14. Ведущие мосты тракторов и автомобилей.

        1. Из каких механизмов состоит ведущий мост?

        2. Какие виды главных передач Вы знаете?

        3. Для чего служит дифференциал?

        4. Как работает колесный редуктор трактора общего назначения?

  1. Какую роль выполняет механизм автоматической блокировки

дифференциала?

  1. Чем отличаются дифференциалы переднего ведущего моста и заднего универсально-пропашного трактора?
  2. Расскажите о работе планетарного механизма поворота гусеничного трактора.
  3. Перечислите возможные неисправности ведущих мостов.
  4. Какие правила следует выполнять в избежания поломок механизмов заднего моста?
  5. Как изменить зазор между зубьями шестерен главной передачи?
  6. Как регулируют управление гусеничным трактором?

Тема 15. Ходовая часть тракторов  .

        1. Из каких основных частей состоит ходовая часть трактора,

          автомобиля?

        2. Какие типы остовов применяют на с/х тракторах?

        3. Устройство несущих систем тракторов  .

        4. Какую роль выполняет подвеска на тракторах  ?

        5. Каким образом регулируют ширину колес и дорожный просвет

          универсально-прокашных тракторов?          

6Как маркируют колеса трактора и автомобиля?

  1. Расскажите о преимуществах и недостатках гусеничного хода трактора по сравнению с колесным.
  2. Как работает амортизатор гусеничного двигателя.
  3. Каким образом регулируют натяжение гусеничной цепи?
  4. Назовите эксплуатационные неисправности колесных и гусеничных двигателей; их признаки и способы устранения.
  5. Содержание работ при ТО колесных и гусеничных двигателей.

Тема 16. Рулевое управление тракторов и автомобилей.

  1. Из каких основных частей состоит рулевое управление.
  2. Назначение стабилизации, развала и схождения управляемых колес.
  3. Какие типы рулевых механизмов вы знаете?
  4. Устройство и работа рулевого механизма с механическим приводом.
  5. Каково назначение гудроусилителя рулевого управления.
  6. Как работает рулевой механизм типа винт-чайка?
  7. Перечислите характерные неисправности рулевого управления.
  8. В какой последовательности регулируют свободный ход рулевого колеса.
  9. Чем регулируют зазор между червяком и секторов в рулевом механизме?
  10. Содержание работ при ТО рулевого управления.

Тема 17. Тормозные системы тракторов.

  1. Какие типы фрикционных тормозов вы знаете?
  2. Какие приводы тормозов применяют на  тракторах.
  3. Тормозной механизм с гидравлическим приводом.
  4. Тормозной механизм с механическим приводом.
  5. Тормозной механизм с пневматическим приводом.
  6. Чем различаются стояночные тормоза трактора  ?
  7. Для чего нужен гидровакуумный усилитель тормозов?
  8. Какие тормозные жидкости вы знаете?
  9. Как работает регулятор давления воздуха?
  10. Перечислите возможные неисправности тормозных систем.
  11. Содержание работ по ТО тормозной системы.

Тема 18. Гидропривод тракторов  .

  1. Из каких агрегатов состоит навесная гидравлическая система?
  2. По плакату показать путь масла при подъеме орудия.
  3. Для чего служит соединительная и разрывная муфта?
  4. Назначение, устройство и работа гидроцилиндра.
  5. Устройство и работа гидрораспределителя гидравлической системы трактора.
  6. Как работает механизм автоматического возврата золотника распределителя?
  7. Чем отличается двухточечная навеска от трехточечной?
  8. На каких работах используют гидрофицированный крюк?
  9. Объясните принцип действия механического и гидравлического догружателя ведущих колес трактора.
  10. На каких работах используют силовой и позиционный регулятор?
  11. Каково преимущество независимого привода ВОМ.
  12. Устройство и работа ВОМ тракторов.
  13. Назовите основные неисправности гидропривода.

Тема 19. Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов  .

        1. Как устроена кабина современного трактора?

        2. Чем отличается сиденье водителя от сиденья пассажира?

        3. Чем удерживается подъемное стекло двери кабины

в промежуточном положении?

        4. Чем отличается прицеп от полуприцепа?

         

Тема 20. Источники электрической энергии.

        1. Назовите материалы, применяемые в качестве проводников,

        изоляторов и полупроводников?

        2. Каким отличительным свойством обладают полупроводники?

        3. Перечислите источники и потребители электрической энергии?

        4. Устройство и работа аккумуляторной батареи.

        5. Как расшифровать АБ 6СТ-50ЭМС?

        6. Как проверяют плотность и напряжение аккумуляторной

        батареи?

        7. Генератор переменного тока, устройство и работа.

        8. Для каких целей необходим  реле-регулятор?

        9. Перечислите основные неисправности источников

        электрической энергии.

        10 Содержание работ при ТО источников тока.

Тема 21. Системы зажигания.

        1. Из каких приборов состоит батарейное зажигание?

        2. Как образуются цепи тока низкого и высокого напряжения?

        3. Как устроена катушка зажигания?        

        4. Чем отличается транзисторная система зажигания

        от батарейной?

        5. Как установить зажигание на пусковом двигателе?

        6. Как отрегулировать зазор между контактами прерывателя?

  1. Основные неисправности системы зажигания.

Тема 22. Электрические стартеры и пусковые подогреватели.

        1. Объясните отличие электростартера от генератора постоянного

        тока.

        2. Устройство и работа стартера.

        3. Устройство и работа механизмов привода и управления

        стартера.

        4. Устройство и работа подогревателей воздуха, охлаждающей

        жидкости и масла.

        5. Назовите эксплуатационные неисправности электрического

        стартера, его привода.

        6. Содержание работ ТО при обслуживании стартера.

Тема 23. Приборы освещения и контроля.

        1. Перечислите приборы, относящиеся к системе освещения

        и световой сигнализации.

        2. Устройство и работа фазы.

3. Перечислите приборы, относящиеся к контрольно- измерительным?

        4. Устройство и работа амперметра, спидометра, звукового         сигнала, малогабаритных переключателей, электродетателей.

        5. Назначение и устройство плавких и термобиметалических

        предохранителей.

        6. Назовите эксплуатационные неисправности приборов

        освещения и контроля.

        7. Содержание работ при ТО приборов освещения и контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская учебная программа Элективные курсы по физике для учащихся 11 классов «КОЛЕБАНИЯ. ВОЛНЫ. КВАНТЫ»

Сегодня массовая школа активно переходит на образование по выбору. Учащиеся получают возможность учиться в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. С этой целью программы...

Учебная программа элективного курса "Школа увлекательных проектов"

Описание и программа элективного курса для 5-7 классов....

Учебная программа элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов»

Предлагаемый элективный курс «Применение MS Excel для экономических расчетов» в объёме 35 часов предназначен для учащихся 11 классов социально-экономического профиля обучения средних школ.Знания, полу...

Учебная программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Употребление тире в простом и сложном предложении».

Элективный курс по русскому языку «Употребление тире в простом и сложном предложении »  предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа....

Учебная программа элективного курса по русскому языку 9-11 класс «От истории края к словесности»

Курс «От истории края к словесности» призван обеспечить освоение регионального компонента базисного учебного плана. Для Сибирского федерального округа изучение регионального компонента определено в тр...

Учебная программа элективного курса «Решение задач по географии»( 9 класс)

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.Предлагаемый факультативный курс направлен на бо...

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...