Статья " Intel - проект на уроках технологии "
статья по технологии (10 класс) на тему
Окончив курсы в 2004 году по программе Intel «Обучение для будущего» в Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, я стала применять метод Intel – проекта в преподавании технологии. Программа «Intel «Обучение для будущего» создана для того, чтобы помочь учителям внедрить передовые педагогические технологии в учебный процесс. Она способствует формированию понимания того, как новые технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения. В процессе разработки проекта формируется учебно-методический пакет. Он состоит из информационных, методических и дидактических материалов к учебному проекту для его эффективной данной предметной области. УМП, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности мультимедийных информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор:
Демьянова Наталья
Валентиновна
Учитель технологии
МОУ «Ртищевская СОШ»
Intel - проект
на уроках технологии
Главную задачу российской школы – дать качественное образование нашим детям, мы решаем сегодня, реализуя программу развития « Школа – образовательный и социокультурный центр». Школа сегодня - самый значимый субъект жизни села и абсолютно убеждены в том, что школа может и должна быть основным институтом социокультурного развития сельского социума в России, так как именно она в процессе длительного и активного взаимодействия учителей, учащихся и их родителей в ходе учебно-воспитательной деятельности создаёт предпосылки для органичного соединения знаний и культурных норм, для эффективной подготовки молодёжи к взрослой жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях. Миссию своей школы мы видим в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия развития для всех детей: одарённых, обычных, нуждающихся в коррекции, - с учётом их склонностей и способностей, используя возможности образовательного пространства школы. Оснащённость школы современными компьютерами и выход в Интернет позволяют детям свободно ориентироваться в информационном пространстве, помогает в профориентации.
В течение нескольких лет на уроках технологии для девочек я широко использую метод проекта. Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
За последние годы я столкнулась с проблемой документального оформления проекта детьми. Если практическую часть девочки выполняют с интересом, то документальное оформление делают без особого удовольствия. И тут на помощь пришли компьютерные технологии.
Окончив курсы в 2004 году по программе Intel «Обучение для будущего» в Саратовском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, я стала применять метод Intel – проекта в преподавании технологии. Программа «Intel «Обучение для будущего» создана для того, чтобы помочь учителям внедрить передовые педагогические технологии в учебный процесс. Она способствует формированию понимания того, как новые технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения. В процессе разработки проекта формируется учебно-методический пакет. Он состоит из информационных, методических и дидактических материалов к учебному проекту для его эффективной данной предметной области. УМП, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности мультимедийных информационных технологий.
Для определения темы проекта выбирается учебный раздел, часть стандартного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета. Выбирается определённая возрастная группа или разновозрастная группа (8-10 класс). Учитель формулирует основополагающие вопросы и проблемные вопросы учебной темы, формулирует дидактические цели проекта, методические задачи.
Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта (методом мозгового штурма или методом наводящих вопросов) Учащиеся выдвигают свои гипотезы. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке.
Творческое название проекта выбирают учащиеся с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Для проведения исследований и определения формы представления результатов учащиеся делятся на мини-группы по 2-4 человека. Определяют «цепочки» вопросов и ответов, которые нужно доказать в исследованиях, а также выбирают форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др. При обсуждении плана работы в группах учащихся продумывают пути проведения своих исследований: проведение анкетирования, опытов, создания видеозаписей, сбор статистических данных и др.
Учитель обсуждает с учениками, как найти источник информации по теме исследования: в школьной библиотеке; в Интернете; мультимедийной энциклопедии.
Это обсуждение проводится фронтально со всеми группами. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Далее начинается самостоятельная работа учащихся в группах. Роль учителя – консультирование и помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. О проделанной работе учащиеся готовят презентацию. Форма презентации может быть любая. Например, доклад на 3-4 минуты, информационный бюллетень, представление веб-сайта с результатами исследований и др.
Последний этап – защита полученных результатов и выводов. Для этого каждой группе на представление полученных результатов даётся 3-4 минуты. Далее – ответы на вопросы присутствующих (на защиту приглашаются все участники проекта, учителя) и демонстрация своей творческой работы (вышивки, аппликации и т.д.)
Например, на занятиях кружка «Декоративно-прикладное творчество» мои ученицы познакомились с одним из видов декоративно-прикладного искусства – вышивкой ленточками. Они узнали об истории возникновения данного вида народного творчества, освоили швы и узоры, самостоятельно подобрали рисунки, фон, изготовили картины из ленточек своими руками и параллельно создали УМК по данной теме с помощью компьютерных технологий.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации.
Закрепление полученных умений и навыков на уроках технологии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
Научить применять полученные умения и навыки в быту (украшать интерьер дома, изготавливать поделки)
Начиналась работа над проектом по программе «Intel «Обучение для будущего» с формулирования темы – «Вышивка ленточками».
Основополагающий вопрос:
Действительно ли вышивка лентами стала одним из увлечений Людовика 15?
Вопросы учебной темы:
- Каким образом выбирается ткань для вышивки лентами?
- Какие основные материалы и приспособления подбираются для вышивки лентами?
- Можно ли украсить одежду вышивкой лентами?
Темы исследований учащихся:
- Выяснить историю возникновения народно-прикладного вышивка ленточками
- Изготовление картин и украшение одежды
- Правильно подобрать материал для своей работы.
Методические задачи проекта:
- Научить девочек своими руками изготавливать красивые поделки, украшать одежду элементами вышивки
- Применять свои умения и навыки в оформлении интерьера жилого дома.
Дидактические цели проекта:
Приобретение навыков вышивания лентами различными способами.
Этапы и сроки выполнения проекта
На выполнение проекта программой «Технология» выделяется 16 часов: по 2 часа в неделю
Подготовительный этап:
«Мозговой штурм» (Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися), формирование тем исследований учеников),
обсуждение индивидуального плана работы учащихся,
обсуждение со школьниками возможных источников информации.
Этапы обучения:
1.Консультации по выполнению самостоятельной работы.
2. Выбор эскиза, выбор швов и узоров, подбор ткани, ленточек.
3.Заключительный этап: защита презентаций, буклетов, реферата, демонстрация готовых работ.(2 урока)
4.Обсуждение результатов проекта.
Структура учебно-методического пакета:
I.Описание проекта
Выполненные работы учащихся:
«История развития вышивки лентами» - презентация;
«Материалы и приспособления для вышивки лентами» - презентация;
«Основные узоры и швы» - презентация
« История развития вышивки лентами» - буклет
- Web-сайт проекта «Вышивка ленточками»
II. Критерии оценивания
- презентации, буклета, сайта
III. Дидактические материалы:
- Кроссворд
- схема
IV. Методические материалы
- правила безопасности, профилактика утомляемости на уроках технологии
- План работы по проекту
V. Используемая литература
- Искусная хозяйка. Популярная энциклопедия по домоводству. – Смоленск: Русич. 2003г.
- Людмила Деньченкова «Вышивка ленточками» М.: Эскммо 2008г.
- Донателла Чотти «Вышивка лентами» М.: Эксмо 2008г.
- Вышивка в интерьере под редакцией А.А Ивановой.
- Журнал «Школа и производство» 2005 г. № 3. Статья «Эволюция материалов, инструментов и приспособлений» – стр. 61.
Работая над проектом, учащиеся узнали много нового из истории народно-прикладного искусства, учатся работать в стандартных компьютерных программах таких как: Word; Publisher; Power Point; Paint; Excel.
При проведении проектной работы в школе и защите проекта – это, прежде всего демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся и один из главных этапов их обучения. Обучая других, обучаешься сам. Понимая эту закономерность, ученик, изучив что-то, стремится рассказать об этом другим. В ходе защиты проекта школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.
Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя. Гордость за результаты труда, поиск новых более рациональных методов урока повышают имидж учителя.
Достоинство проектной деятельности – создание особой образовательной атмосферы, позволяющей развивать мышление, память, умение добывать информацию из разных источников, воспитывать духовные, коммуникативные качества, раскрывать таланты. Проектное обучение является стимулом к успеху учителя и ученика.
На своих уроках я применяю Intel проект уже 4 года. В течение этого времени были созданы проекты: «Вышивка на уроках технологии», «Аппликация из соломки», «Комнатные растения в интерьере жилого дома», «Моя будущая профессия», «Вышивка лентами». Ребята не только освоили компьютерные программы, но и научились выполнять аппликации из соломки, освоили технику вышивки, украшать одежду вышивкой лентами и создавать картины.
Результатом нашей совместной работы являются победы в областных и районных конкурсах:
- 2005 год районный конкурс Интел - проектов «За лучший реализованный проект»
- 28 октября 2005 г Победитель областного конкурса реализованных проектов «История возникновения вышивки» в г. Саратове;
- март 2007 года – 3 место в научно практической конференции «Старт в науку»;
- 2007 год за третье место в областном YI конкурсе реализованных учебных проектов «Коллаж из соломки на уроках технологии»
- 2008 год март – 2 место в научно практической конференции «Старт в науку»;
- 2008 год декабрь – 2 место в научно практической конференции «Старт в науку»;
- 2009 год май – победитель YIII областного конкурса реализованных проектов «Вышивка лентами»
Работы учениц 11 класса Ртищевской СОШ, Ртищевского района, Саратовской обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.
Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....

Статья по проекту на тему: «Технологии, повышающие качество жизни школьников».
Проект по теориии вероятностей по теме "Технологии, повышающие качество жизни школьников"....

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся
Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Статья к проекту "Школа цифровых технологий"
Мы живём в стремительно изменяющемся мире, который не мыслим уже без цифровых информационных технологий. И одна из задач школы научить ориентироваться в этом потоке информации не только учащихся, но и...

Статья: "Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии".
Статья:"Методические приёмы стимулирования познавательной активности учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии". Основной потребностью здорового ребёнка явл...

Методическая статья "Метод проектов на уроках технологии"
Применение метода проектов на технологии для 5-8 классов...
Статья "Метод проектов на уроках истории как современная педагогическая технология."
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяе...