О роли трудового воспитания на уроках технологии в школе
статья по технологии на тему
В статье рассмотрен исторический аспект формирования личности через трудовое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_roli_trudovogo_obucheniya_v_shkole.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Живилова Е.Г.
О роли трудового воспитания на уроках технологии в школе
Перед учителем труда в это сложное время стоят три основные задачи,
которые взаимосвязаны между собой. Первая – обучая, воспитывать; вторая – добиваться прочных знаний, формировать умения и навыки, третья – готовить к активной трудовой деятельности.
В сущности, вся многогранная работа любого учебного заведения сводится к одной цели – воспитать достойного гражданина своего отечества. Из мальчика вырастить мужчину – достойного мужа и отца, а из девочки – достойную жену и мать.
Каждый согласится с тем, что жизнь – это, прежде всего, труд. Сегодняшние девчонки незаметно вырастают, и нам всем очень хочется, чтобы каждая из них нашла себя в любимой профессии и стала счастливой в семье.
Чистота в доме, порядок, уют создаются руками живущих в нем. Каждый дом трудом держится. «Без труда дельного, серьезного - утверждал Ушинский – семейное счастье не что иное, как романтическая химера». Иметь счастливую семью и хороший дом хотелось бы каждому. Но как часто, к большому сожалению, мы слышим о не сложившихся судьбах молодых людей. Приходят на ум слова Владимира Маяковского «Любовная лодка разбилась о быт». Сколько молодых людей не выдерживают это испытание.
Уборка, стирка, шитье, починка белья и одежды – это неизменный спутник каждой семьи. Но то, что упорядочено, выполняется с радостью и удовольствием – дается легче. Остается больше времени, чтобы уделить себе, близким, детям. В уютном, гостеприимном, хлебосольном доме хорошо всем.
В России история трудового обучения девочек уходит глубоко в древность. В простых крестьянских семьях девочка с трех лет присутствовала на зимних посиделках, где шилось, вязалось, ткалось, вышивалось приданое. А с пяти лет девочки уже брали в руки спицы, иголки, прялки и постепенно овладевали знаниями и умениями бабушек, матерей, старших сестер.
Интересно то, что известный в Европе институт благородных девиц «Смольный» имел в перечне образовательных предметов вышивание, ведение домашнего хозяйства. Эти предметы шли наряду со словесностью, математикой, танцами и этикетом. При этом многие выпускницы становились фрейлинами и первыми дамами государства.
В прекрасном литературном памятнике светской русской литературы «Домострое» - который Владимир Даль переводит как «домохозяйство», в разделе «Как детей своих воспитывать» есть такие строки: «А пошлет Бог кому сыновей или дочерей, надлежит заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их, воспитывать в добром поучении; учить страху божьему, вежливости, всякому порядку, а затем, по детям смотря, учить их всякому рукоделию – матери дочерей, а отцу сыновей – ремеслу, кто к чему прилежит».
И в этой же книге читаем строки, в которых говорится о проблемах современной женщины. Как будто и не отделяют на века от современниц написания «Домостроя». «Если дарует Бог жену добрую, дороже она камня драгоценного: такая без выгоды не оставит, сотворит что нужно руками своими и даст она пищу дому, от плодов своих рук увеличит достояние на много…жена добрая, трудолюбивая – венец мужу. И года свои проживут они в благом мире».
А.Н.Радищев одним из первых русских мыслителей обратил внимание на единство экономического благополучия общества и каждого отдельного человека, с одной стороны, и образованности и воспитанности, с другой.
Физический труд в семье и школе – важнейший фактор духовного развития, воспитания высоких нравственных качеств «Не гнушайтесь – читаем мы в «Путешествии из Петербурга в Москву», - пособить, поднимая погрязшую во рве телегу; и тем облегчить упадшего; вымораете руки и тело, но просветите сердце». Устами дворянина писатель советовал, чтобы с малых лет приучали детей «водить соху, вскапывать грядки, владеть косою и топором». Труд по его образному выражению «должен выступать в качестве лучшей приправы к обеду воспитанника».
Какие бы методы не придумывали в деле воспитания трудолюбия, личный пример окружающих людей, родителей и педагогов незаменим. От них ребенок воспринимает привычки и манеры, добросовестное отношение к трудовой деятельности. Воспитатель должен быть не только знающим человеком, но и умеющим работать, владеющим практическими навыками, ибо «тот, кто сам умеет что сделать, умеет заставить сделать и будет на погрешности снисходителен, зная все в исполнении трудности».
Чтобы воспитывать людей выносливых и трудолюбивых, нельзя допускать робкой нежности, так как нега и лень – худшие бичи человеческого организма, они ослабляют не только тело, но и крепость духа.
Учитывая, что трудовая подготовка осуществляется не только в школе, но и в семье, можно в широком смысле так определить ее цель: способствовать воспитанию гражданина – труженика, сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую нравственно – психологическую готовность к творческому труду; развить творческие способности, интеллектуальные, психофизиологические и физические качества личности, необходимые для успешной трудовой деятельности в любой сфере общественного производства.
Значение школы в трудовом становлении детей и юношества исключительно велико. Полученная в общеобразовательной школе технологическая подготовка и сформированные в труде качества личности составляют базу для приобретения профессии в будущем, а также для непосредственного участия в труде и народном хозяйстве. Личность не может состояться, если основной ее потребностью не станет труд.
Нынешним педагогам очень трудно работать, ведь не секрет, что не все живут одинаково материально. Засилье на экране иностранных фильмов, навязывание норм чужой морали ведет к тому, что мы видим ростки нравственной ржавчины в душах наших обучающихся: нежелание трудиться, пустословие, леность. Автор считает, что учителю технологии, как никому другому, нужно опираться на национальную культуру и традиции. Только через познание культуры своего народа, традиций человек может развиться нравственно. «Иван, не помнящий родства» не может уважать себя и других, не может стать достойным гражданином своего государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида
В докладе рассмотренны стороны трудового воспитания, его роли в жизни ребёнка с ОВЗ....
Роль трудового воспитания в развитии личности школьника
В современном мире совершенно отсутствует пропаганда трудовых отношений. Школьники всё чаще устраняются от обслуживающего труда, а родители уделяют трудовому воспитанию своих детей слишком мало времен...
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы
Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....
Роль трудового воспитания в образовании учащихся. Родительское собрание
Тематическое родительское собрание с предварительной подготовкой (анкетирование школьников и родителей)...
Терпенье и труд все перетрут или «О роли трудового воспитания на уроках технологии в школе».
Каждый согласится с тем, что жизнь – это, прежде всего, труд. Сегодняшние девчонки незаметно вырастают, и нам всем очень хочется, чтобы каждая из них нашла себя в любимой профессии и стала счаст...
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...
Трудовое и экологическое воспитание на уроках технологии и во внеурочной деятельности через проектную технологию
Труд для школьника - полезная и важная деятельность. Выполнение продуктов труда из бросового материала это воспитание здорового экологического сознания. Предложите детям присмотреться вокруг, дайте во...