Приамурье - край родной
классный час по технологии по теме

Климова Светлана Петровна

Системообразующей педагогической задачей является  поддержание у воспитанников интереса к культуре разных   народов.

 

Для активизации познавательной деятельности учащихся, для развития коммуникативных навыков, коррекции речевой активности применялись различные эффективные средства и приёмы:

 

·        МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ;

·        ИГРЫ;

·        МАСТЕР- КЛАСС;

·        ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ СКАЗКИ;

·         ИНТЕРВЬЮ С КОРЕННОЙ НАНАЙСКОЙ ЖИТЕЛЬНИЦЕЙ.

 

В классе с учащимися проводилась подготовительная работа:

 

 

1.     изготовление различных национальных орнаментов;

2.     прослушивание и отбор нанайских мелодий;

3.     изготовление сувениров;

4.     подготовка декораций к сценке;

5.     разучивание стихов и ролей к сценке;

6.     экскурсия в краеведческий музей; приглашение гостей на занятие:

7.     изучение швов нанайских мастериц с девочками.

 

Инновационность занятия заключается в активном привлечении детей к созданию в компьютерном классе мультимедийных слайдов.

Подготовка к этому занятию пробудила интерес к  географии, русскому языку, чтению.

         Занятие рассчитано на 1 час. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_evenkiyskoy_skazki.doc173.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий эвенкийской сказки

«Как Буллет за невестой ходил»

                                        Разработала классный руководитель  9 б класса  Климова Светлана Петровна

Действующие лица и исполнители:

  • охотник Буллет – Дмитриев Сергей
  • медведь Эхе – Аксёнов Александр
  • лебедь Гага – Рассказова Виктория
  • олень – Иванилов Алексей
  • красавица Манга – Фёдорова Екатерина

Декорации:

  • река (голубая ткань)
  • сеть (кусок сетки)
  • лук и стрела
  • рыба (3 шт.)
  • костёр с головёшками (красная ткань), вентилятор, настольная лампа, табурет
  • национальный халат для Манги
  • ободок с национальным орнаментом на голове Манги
  • шапочки с изображениями: «медведь», «олень», «лебедь»
  • пенёк
  • сосна из картона (на полу закрепить)
  • топорик
  • плот
  • шапка и сумка охотника

Карточки с загадками:

  1. Маленький ёжик - ни головы, ни ножек, весит среди веток, полны карманы деток.
  2. Два озера, а вокруг деревья растут.
  3. Дорогу перешёл, а следа нет.

Ведущий:

В стойбище Джагда жил удачливый молодой охотник Буллет.

Однажды затосковал юноша. Не ухожена без семьи юрта, некому  приготовить вкусную еду.

Дмитриев (Буллет):

Схожу я в соседнее стойбище, присмотрю себе невесту в соседнем племени.

Ведущий:

Шёл он шёл, добрался до реки. Как через неё переправиться?

Надо делать плот. А без спроса нельзя.

 Дмитриев (Буллет):

Хозяин тайги, медведь Эхе! (Зовет медведя, приходит медведь). Разреши мне срубить старую сосну для плота. Все равно она начала сохнуть.

Аксенов (Медведь Эхе)

Через реку с глупой головой лучше не плавать, обязательно утонешь, поэтому отгадай вначале загадку:

«Маленький ёжик – ни головы, ни ножек, висит среди веток, полны карманы деток».

Дмитриев (Буллет):

Шишка с семенами.

Аксенов: (Медведь Эхе)        

Молодец, разрешаю тебе срубить дерево, только шишки собери, семена из них вытруси и по ветру развей. Пусть новые деревья растут.

Ведущий:

Так и поступил Буллет. Дерево разрубил на брёвнышки, связал плот, переправился на другой берег. Прежде чем продолжить путь,  решил пообедать. Закинул в реку невод и ждёт - пождёт.

Дмитриев (Буллет):

Нет рыбы, лучше какую - ни будь дичь подстрелю.

Ведущий:

А тут из - за камышей выплывает лебедь Гага и говорит:

Рассказова (Гага):

Отложи лук и стрелы да меня послушай. Отгадай загадку:

«Два озера, а вокруг деревья растут».

Дмитриев (Буллет):  (Потирает глаза и соображает.

Так это же глаза, а вокруг ресницы!

Ведущий:

         Только радостно выкрикнуть успел - глядь, в невод много рыбы поймалось. Угостил ею лебедя Гагу, потом испёк на углях рыбу, пообедал  и стал  собираться в путь.

Вдруг из тайги выскочил олень. За ним гналась стая волков. Буллет выхватил из костра головёшку, стал махать ею. Волки испугались огня и пустились наутёк.

Иванилов (Олень):

Спасибо тебе добрый человек за спасение. Куда путь держишь?

Дмитриев (Буллет):

Иду в соседнее стойбище, хочу хорошую невесту себе найти.

Иванилов (Олень):

Тебе надо в наше стойбище, я тебя отвезу к нашей красавице Манга. Только сначала отгадай загадку:

«Дорогу перешёл, а следа нет».

Дмитриев (Буллет): (задумался, смотрит на реку)

Реку переплыл, и никакого следа не осталось.

Иванилов (Олень):

Постой, охотник, не забудь затушить костер.

Дмитриев (Буллет)  тушит костер.

Ведущий:

Быстро помчал олень. Привёз к красавице Манга охотника.

Фёдорова (Манга) выходит и обращается к Оленю:

Где ты пропадал мой любимый олень?

Иванилов (Олень):

Вот этот человек меня спас. Ты прими его, как гостя.

Ведущий:

Смутилась девушка. Очень ей понравился юноша.

 (Манга и Буллет берутся за руки и смотрят друг на друга, улыбаясь).

А вскоре увёз к себе домой охотник Буллет красавицу Манга и зажили  они дружно и счастливо.  



Предварительный просмотр:

г

КОНСПЕКТ

КЛАССНОГО ЧАСА

ТЕМА: «ПРИАМУРЬЕ – КРАЙ РОДНОЙ !»

Разработала классный руководитель

9 Б класса МСКОУ СКОШ № 3

Климова Светлана Петровна

Комсомольск-на- Амуре

2010 г

Тема: Приамурье – край родной !

Дата проведения : 26 января 2010 года.

Место проведения: МСКОУ СКОШ № 3 , г. Комсомольск-на-Амуре.

Участники: ученики 9 Б класса

Оборудование: карточки с буквами, мультимедио, слайд-шоу «Культура коренных народов Приамурья», звуковое оформление (нанайские песни), слайды «Жители Севера»,  инструкции по технике безопасности, образцы нанайских плоскостных кукол (Медведь, Акуан) набор цветной бумаги, ножницы, ножи, карандаши, клей, салфетки, декорации к эвенкийской сказки, предметы быта нанайцев, лоскутная подушка – сувенир для гостьи, образцы  нанайских орнаментов из бумаги.

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с элементами культуры коренных жителей Приамурья.
  2. Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, толерантность.
  3. Развивать наблюдательность, аккуратность, точность при изготовлении плоскостной нанайской куклы.

Подготовительная работа:  изучение стихов о родном крае, изготовление нанайских орнаментов из бумаги, знакомство с играми коренных народов Приамурья. приглашение гостьи- представительницы нанайского народа, Анжелики Константиновны Чурсиновой, подготовка декораций к сказке «Как Буллет за невестой ходил», подготовка материалов и оборудования для «Мастер- класса».

Ход занятия

  1. Организационный момент (5мин.)

Классный руководитель:

Сегодня мы проводим тематический классный час, на нём присутствуют  гости, педагоги школ города.

Нам надо определить тему классного часа. На доске нет ключевого слова.

Найдём буквы на спинках ваших стульчиков, осторожно их снимите, выходите к доске и составьте слово из этих букв.

(Дети составляют слово ПРИАМУРЬЕ ,читаем хором тему: Приамурье- край родной.)

В слове ПРИАМУРЬЕ найдите ещё слово, выделенное красным цветом.

(Ожидаемый ответ: Это слово АМУР)

Что для вас значит это слово? ( Ожидаемый ответ: Амур-река ).

ПРИАМУРЬЕ - это территория, прилегающая к реке Амур. Населяют эту территорию разные народы: русские, украинцы, татары, евреи,  нанайцы, орочи, эвенки и другие народности.

II. Сообщение темы, целей классного часа.

Классный руководитель:

Сегодня мы продолжаем знакомиться с культурой жителей Приамурья.

Научимся изготавливать плоскостные нанайские куклы, поиграем  в игры  народов Приамурья, покажем эвенкийскую сказку.

III. Основная часть

Стихотворения.(3 мин.)

Чтец 1: Панченко Кристина

Ты- обилен и прекрасен, край родной Дальневосточный.

Ты для матушки- России был всегда опорой прочной.

Как Амур берет начало от далекого  истока,

Так России возрожденье начинается с Востока.

Чтец 2: Надежкин Максим

Я бы ветры вдохнул твои с жаждою.

Я бы выпил ручьи до глотка.

Я тропинку бы выходил каждую,

Да моя сторона велика!

Как посмотришь – не хватит и месяца

Обойти и объехать ее!

Только в песне, да в сказке уместится

Приамурье мое!                                                    (Пётр Комаров)

Сдайд- шоу «Культура коренных народов Приамурья» (10 мин)

Классный руководитель:

Мы познакомились с культурой коренных народностей Приамурья. Мы живем с ними на одной земле, любим ее, гордимся реками, горами, лесами, своими городами и селами. У русских, нанайцев, ульчей, орочей, эвенков одна Родина, одно Отечество ! Мы- соотечественники, дальневосточники!

Психолог Бахарева Галина Николаевна: Проведём разминку, поиграем в игру « Белый шаман». (1мин)

Классный руководитель:

Сегодня к нам любезно согласилась придти наша землячка,  соотечественница, Чурсинова Анжелика Константиновна, предоставляю Вам слово.

Слово гостье: Анжелике Константиновне. (15мин)

Учащиеся знакомятся с предметами быта нанайцев, Изготавливают плоскостные куклы из бумаги «Акуан»и «Мапа».

Классный руководитель напоминает, что работать с ножом, с ножницами и с клеем надо осторожно, поддерживать порядок на рабочих местах.

Во время работы учащихся идёт прослушивание нанайских  мелодий, в конце работы – просмотр слайдов «Жители севера».

Классный руководитель:

У нанайцев издревле существовал  такой обычай. Мальчик в 14 лет должен был сам убить зверя ( зайца, медведя ).

Только после этого он заслуживал уважение своего рода и мог считаться женихом . Девочку нанайцы рано отдавали замуж, в 12-13 лет. В семье жениха ее обучали пошиву одежды, учили выделывать шкуры рыб, животных, собирать ягоды, грибы, готовить еду.

Наши ребята изготовили МАПУ (медведя),  девочки - куклу «АКУАН» , они могут служить вам закладками для книг.

На уроках труда девочки из лоскутков сшили диванную подушку и хотят подарить нашей гостье в память о сегодняшней встрече.

Классный руководитель:

В верховье реки Амгунь, на реках Зея и Бурея живут эвенки. Древние эвенки всегда очень бережно относились к природе. Они считали, что и зверь, и птица и растение – родственники Человека. Они складывали свои сказки с загадками. Одну из таких сказок мы вам покажем.

Инсценировка эвенкийской сказки:  «Как Буллет за невестой ходил».(8 мин). Разработка сценария прилагается.

Психолог Бахарева Галина Николаевна: Психологическая игра: «Поблагодарим артистов» (2мин.)

IV. Анализ занятия (2мин.)

Классный руководитель:

Сегодня наш кл. час был познавательным, ознакомительным и

имел практическую направленность.

Вопросы для учащихся:

  • Что вы узнали интересного?
  • Кого можно назвать земляком?
  • Для кого Приамурье- край родной?
  • Что вам понравилось на классном часе?

Мне понравилась ваша работа, вы- хорошие дети и вместе мы- класс!

Надеюсь, что вы научитесь уважать культуру народов Приамурья.

Благодарю всех за работу.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Игра-викторина Умники и умницы по теме "Алтайский край- мой край родной"

Тематическая игра-викторина умники и умницы прходила в рамках недели истории. ...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

"Мой край родной , мой край степной"

национально-региональный компонент...

Классный час "Любимый край родной... Любимый край Донской..."

Материал предназначен для учителей географии и классных руководителей....

Классный час «Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»

laquo;Край родных берез - Оренбургский край, тополиный край»...