Решение творческих задач
план-конспект урока по технологии (9 класс) на тему
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Познакомить учащихся с понятием творчества, творческого процесса, логическими и эвристическими задачами. Научить воспринимать и анализировать, систематизировать информацию с экрана.
2. Развивать мышление, внимание, аккуратность.
3. Воспитывать у учащихся наблюдательность, сообразительность, увлеченность, бережное отношение к технике.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная - проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по теме – Решение творческих задач.
Развивающая - формировать интеллектуальные умения анализировать, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательная - развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, мультимедийный проектор,
учебный слайд – «Решение творческих задач»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 59 КБ |
zadachi.ppt | 588.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
ТЕМА: Решение творческих задач.
ТИП УРОКА: Комбинированный.
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Познакомить учащихся с понятием творчества, творческого процесса, логическими и эвристическими задачами. Научить воспринимать и анализировать, систематизировать информацию с экрана.
2. Развивать мышление, внимание, аккуратность.
3. Воспитывать у учащихся наблюдательность, сообразительность, увлеченность, бережное отношение к технике.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная - проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках по теме – Решение творческих задач.
Развивающая - формировать интеллектуальные умения анализировать, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательная - развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, мультимедийный проектор,
учебный слайд – «Решение творческих задач»
ХОД УРОКА.
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Сегодня на уроке хотелось бы плодотворно поработать и я думаю - у нас это несомненно получится!!! Зовут меня Максим Александрович. Тема урока, как вы видите у нас интересная – Решение творческих задач. Ну чтож думаю можно приступать…
Согласны ли вы с утверждением, что «самым ценным для творчества является свободное время человека?»…. Творчество присуще человеку и важно как для него самого так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым открытиям, идеям и техническим изобретениям. Новые идеи проявляются чаще всего как взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»? Можно ли проследить механизм творчества и попытаться смоделировать его? – Об это и пойдет речь на нашем уроке.
На свете существует множество определений понятия «творчества». Сравним только три из них:
- По мнению американского ученого Хилла: «Творчество – это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее»
- По мнению польского исследователя Матейко: «Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций»
- В Большом энциклопедическом словаре творчество трактуется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.
Давайте попытаемся сравнить эти понятия. Скажите, пожалуйста, что в них общего?....
Процесс творчества – сложное явление. В 1926 году американский психолог Уоллес предпринял первую попытку обозначить основные стадии творческого процесса.
- Формулирование задачи, определение цели, сбор информации и начальные попытки решения проблемы.
- Второй этап - Инкубация. Человек может заниматься своими делами, а проблема остается у него в подсознании.
- Третий этап это Озарение. На этом этапе возникает идея решения проблемы.
- И заключительный этап это проверка правильности решения то есть испытание или реализация идеи.
Существует несколько различных видов творчества:
- это художественное
- научное
- и техническое.
Сегодня мы поподробнее поговорим о техническом творчестве. Итак, техническое творчество это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Техническое творчество включает в себя проектирование и конструирование.
Проектирование это разработка и обоснование проекта, какого- либо объекта, отвлеченного от вещественной формы.
В результате мы получаем - проект, представленный в виде текстов, графиков, эскизов, расчетов, моделей.
В свою очередь конструирование это разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей машины.
Нельзя упустить из вида и отдельное явление творчества – это изобретательство. Творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и решения изобретательских задач создается нечто принципиально новое.
Ещё одно понятие является важным такое как рационализация. «рацио» от лат. – разум. Действия направленные на то, чтобы усовершенствовать, сделать более разумными машину, способ или процесс.
Все эти этапы и определения и позволяют существовать Техническому творчеству как виду, так и творчеству в целом.
Ну а сейчас мы отвлечёмся от теории и перейдём непосредственно к решению творческих задач. Вы поделились на две команды и выбрали капитанов. Я попрошу озвучить названия команд и своих капитанов.
Команда №1 и её капитан_________________________________________________
Команда №2 и её капитан_________________________________________________
Итак я оглашу правила игры:
Вам даётся вопрос и три минуты на раздумие. Та команда, которая первой найдёт правильное решение - получает 5 баллов, так же решение может оказаться и оригинальным, этот ответ тоже будет учитываться. Участник команды, предложивший решение задачи так же получает баллы, которые будут подсчитываться для личного первенства.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
Задача №1. Можно ли без приборов установить, что Земля — шарообразна?
Ответ №1. Древнегреческий мыслитель Аристотель сумел это сделать. Он заметил: во время затмения, когда Земля загораживает Луну от Солнца, край земной тени на поверхности Лупы — круглый.
Задача №2. Как сделать обувь лыжника самоподогревающейся?
Ответ №2. Под стельку ботинка вкладывают материал, который при механическом изгибе выделяет тепло, например медную тонкую пластинку.
Задача №3. В комнате включены электролампочка и цветной телевизор. В освещенной комнате изображение получается как бы размытым, сколько ни крути ручки настройки. Погасить лампочку нельзя — в комнате кому-то нужно читать. Как сделать, чтобы и свет горел, и изображение на экране было ярким?
Ответ №3. На бок лампочки, обращенной к телевизору, наклеивается кусочек непрозрачного материала, скажем, фольги. Теперь в одной комнате и лампочка горит, и телевизор работает — и друг другу не мешают! Ведь тень от фольги как раз приходится на экран.
Задача №4. Во время работы экскаватора на его ковш постоянно налипает грунт, ёмкость ковша используется неэффективно. Как сделать, чтобы грунт не налипал на ковш?
Ответ №4. Нужно внести между поверхностью ковша и грунтом третье вещество, являющееся видоизменённым первого или второго. Это третье вещество будет расходоваться на каждом цикле копания, поэтому нет смысла использовать вещество ковша. Используем грунт или его составляющие. Сухой грунт не налипает, а во влажном есть вода – её и надо использовать в качестве прослойки.
Задача №5. Обработка метеорологических данных за 300 лет показала, что на Земле наблюдается чёткая тенденция к потеплению. Существует гипотеза, что причина в так называемом парниковом эффекте – увеличение углекислого газа в атмосфере (из-за промышленных выбросов) способствует уменьшению теплового излучения планеты в космическое пространство. Но как доказать эту гипотезу, где взять пробы воздуха за прошедшие столетия?
Ответ №5. Надо использовать воздух, содержащийся в замурованных гробницах египетских фараонов, в старинных предметах обихода(песочные часы, морские компасы, телескопы, подзорные трубы, запаянные сосуды с затонувших кораблей).
Аналогичное решение использовали швейцарские географы, исследовавшие изменение альпийских ледников, - изучили около 500 пейзажей за 350 лет, на которых были изображены Альпы.
Задача №6. Всем знакомо устройство для сушки рук нагретым воздухом, так называемое «Электрополотенце». Встроенный в него вентилятор засасывает холодный наружный воздух, гонит его через ряд нагретых электроспиралей и выталкивает наружу. Используйте имеющиеся в системе вещественно-полевые ресурсы так, чтобы при той же эффективности устройства значительно уменьшить потребление электроэнергии, которая идет на подогрев воздуха.
Ответ №6. Воздухозаборное отверстие «электрополотенца» смонтировано напротив выходного отверстия. В этом случае через электронагреватель проходит по кольцу один и тот же воздух, на подогрев которого требуется уже значительно меньше энергии.
Задача №7. В далеком космосе «потерялся» космический корабль. Связи с ним нет, но приблизительно известен район полета. Для обнаружения корабля получены сотни снимков ночного неба, но как отличить корабль от рядовой звезды?
Ответ №7. Сделаем вторые снимки каждого участка неба и наложим их на первые — ведь корабль движется и его положение должно сместиться... Но как долго сравнивать все совпадающие па снимках звезды! А если вспомним о дополнительных цветах? Вначале проведем съемку через желтый светофильтр, а потом — через синий и наложим снимки друг на друга. Что получилось? Все неподвижные звезды будут зелеными и только корабль — нет!
Задача №8. В одном из музеев наибольший интерес у посетителей вызывали старинные часы. Особенность была в том, что их никто никогда не заводил, но тем не менее они в течение вот уже более двух столетий исправно отсчитывают время. Как это может быть? Откуда часы берут энергию? Проанализируйте вещественно-полевые ресурсы внешней среды, в которой находятся эти часы.
Ответ №8.
- Энергия самих посетителей — они сами заводят часы, когда открывают дверь в комнату, когда рассматривают часы и становятся на подвижную половицу, закручивая пружину своим весом, и т. д.;
- Перепады температуры — достаточно длинный металлический стержень соединен с пружиной часов. Сокращаясь и удлиняясь при изменениях температуры, он подзаводит часы;
- Изменение влажности — натянутая пеньковая веревка соединена с механизмом подзавода часов, в зависимости от влажности воздуха она то удлиняется, то укорачивается;
- Использование сквозняка — при открывании дверей возникает движение воздуха, которое улавливается вертушкой и передается на подзавод пружины;
- Использование печной тяги — вертушка установлена в дымоходе, ее вращение передается часам;
- использование изменения атмосферного давления — гибкая мембрана манометра передает свое движение часам, и т. д.
Итог игры
- Наша интеллектуальная игра подошла к концу. Сегодня все участники хорошо поработали, показали умение находить решение творческих задач. А сейчас нам необходимо определить победителей и вручить призы. (Подсчёт общих баллов)
- Итак, победителем «Конкурса эрудитов» становится команда __________. За свою работу они получают ________________ и отметку «5». Второе место заняла команда ___________, она награждаются ________________ и получают отметку «4».
Итог урока
- Сегодняшний урок у нас прошел в форме интеллектуальной игры «Конкурс эрудитов». В процессе игры мы выяснили, что же такое техническое творчество и научились решать творческие задачи.
АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.
Ответьте на вопросы: Сегодня на уроке я узнал что… Мне больше всего понравилось…
Отвечают на вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача №1: Можно ли без приборов установить, что Земля — шарообразна?
Древнегреческий мыслитель Аристотель сумел это сделать. Он заметил: во время затмения, когда Земля загораживает Луну от Солнца, край земной тени на поверхности Лупы — круглый.
Задача №2: Как сделать обувь лыжника самоподогревающейся?
Под стельку ботинка вкладывают материал, который при механическом изгибе выделяет тепло, например медную тонкую пластинку.
Задача №3: В комнате включены электролампочка и цветной телевизор. В освещенной комнате изображение получается как бы размытым, сколько ни крути ручки настройки. Погасить лампочку нельзя — в комнате кому-то нужно читать. Как сделать, чтобы и свет горел, и изображение на экране было ярким?
На бок лампочки, обращенной к телевизору, наклеивается кусочек непрозрачного материала, скажем, фольги. Теперь в одной комнате и лампочка горит, и телевизор работает — и друг другу не мешают! Ведь тень от фольги как раз приходится на экран.
Задача №4: Во время работы экскаватора на его ковш постоянно налипает грунт, ёмкость ковша используется неэффективно. Как сделать, чтобы грунт не налипал на ковш?
Нужно внести между поверхностью ковша и грунтом третье вещество, являющееся видоизменённым первого или второго. Это третье вещество будет расходоваться на каждом цикле копания, поэтому нет смысла использовать вещество ковша. Используем грунт или его составляющие. Сухой грунт не налипает, а во влажном есть вода – её и надо использовать в качестве прослойки.
Задача №5: Обработка метеорологических данных за 300 лет показала, что на Земле наблюдается чёткая тенденция к потеплению. Существует гипотеза, что причина в так называемом парниковом эффекте – увеличение углекислого газа в атмосфере (из-за промышленных выбросов) способствует уменьшению теплового излучения планеты в космическое пространство. Но как доказать эту гипотезу, где взять пробы воздуха за прошедшие столетия?
Надо использовать воздух, содержащийся в замурованных гробницах египетских фараонов, в старинных предметах обихода(песочные часы, морские компасы, телескопы, подзорные трубы, запаянные сосуды с затонувших кораблей). Аналогичное решение использовали швейцарские географы, исследовавшие изменение альпийских ледников, - изучили около 500 пейзажей за 350 лет, на которых были изображены Альпы.
Задача №6: Всем знакомо устройство для сушки рук нагретым воздухом, так называемое «Электрополотенце». Встроенный в него вентилятор засасывает холодный наружный воздух, гонит его через ряд нагретых электроспиралей и выталкивает наружу. Используйте имеющиеся в системе вещественно-полевые ресурсы так, чтобы при той же эффективности устройства значительно уменьшить потребление электроэнергии, которая идет на подогрев воздуха.
Воздухозаборное отверстие «электрополотенца» смонтировано напротив выходного отверстия. В этом случае через электронагреватель проходит по кольцу один и тот же воздух, на подогрев которого требуется уже значительно меньше энергии.
Задача №7: В далеком космосе «потерялся» космический корабль. Связи с ним нет, но приблизительно известен район полета. Для обнаружения корабля получены сотни снимков ночного неба, но как отличить корабль от рядовой звезды?
Сделаем вторые снимки каждого участка неба и наложим их на первые — ведь корабль движется и его положение должно сместиться... Но как долго сравнивать все совпадающие па снимках звезды! А если вспомним о дополнительных цветах? Вначале проведем съемку через желтый светофильтр, а потом — через синий и наложим снимки друг на друга. Что получилось? Все неподвижные звезды будут зелеными и только корабль — нет!
Задача №8: В одном из музеев наибольший интерес у посетителей вызывали старинные часы. Особенность была в том, что их никто никогда не заводил, но тем не менее они в течение вот уже более двух столетий исправно отсчитывают время. Как это может быть? Откуда часы берут энергию? Проанализируйте вещественно-полевые ресурсы внешней среды, в которой находятся эти часы.
Энергия самих посетителей — они сами заводят часы, когда открывают дверь в комнату, когда рассматривают часы и становятся на подвижную половицу, закручивая пружину своим весом, и т. д.; Перепады температуры — достаточно длинный металлический стержень соединен с пружиной часов. Сокращаясь и удлиняясь при изменениях температуры, он подзаводит часы; Изменение влажности — натянутая пеньковая веревка соединена с механизмом подзавода часов, в зависимости от влажности воздуха она то удлиняется, то укорачивается; Использование сквозняка — при открывании дверей возникает движение воздуха, которое улавливается вертушкой и передается на подзавод пружины; Использование печной тяги — вертушка установлена в дымоходе, ее вращение передается часам; использование изменения атмосферного давления — гибкая мембрана манометра передает свое движение часам, и т. Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций при решении творческих задач на уроках физики
Данный материал представляет краткое описание опыта работы....
Технологическая карта. Решение творческих задач по теме «Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса»
Конспект урока по теме "Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса"...
База вопросов для игровых занятий «Самый умный» внеурочной деятельности учащихся по курсу «Методы решения творческих задач»
35 вопросов из разных областей знаний предназначен для учащихся, обладающих широким кругозором, смекалкой и определённой базой знаний для игр "самый умный"....
Эвристические методы решения творческих задач
Вы в своей жизни, вероятно, встречали человека, который прежде всего поражал вас тем, что у него чрезвычайно развитое воображение, оригинальные и неожиданные суждения, идеи, которые свойственны высоко...
Методы решения творческих задач
В презентации представлены методы решения творческих задач по технологии...
Решение творческих задач в системе КОМПАС - 3Д ЛТ
Алгоритм выполнения самостоятельной работы по компьютерному моделированию....
Методическая разработка "Творчество. Методы решения творческих задач"
Человечество не стоит на месте, и последние десятки лет подтверждают это – число достижений и открытий неуклонно растет. А все благодаря тому, что некоторые люди находят уникальные алгоритм...