Исследование организации времени в образовательном пространстве
статья по технологии на тему

Ширнина Анна Владимировна

Эта статья посвящена актуальной проблеме в образовании - вопросам  организации времени учащимися. Предложена небольшая анкета , которая дает представление о несформированности либо сформированности у детей навыков организации времени. И, соответсвенно, рассмотрен один из вариантов проведения занятий по формированию данных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование организации времени в образовательном пространстве

                                                               Время-это жизнь. Оно необратимо и невосполнимо.

  Растратить свое время-значит растратить свою жизнь.

Взять свое время под контроль-значит овладеть своей

                                                           жизнью и использовать ее наилучшим образом.

Алан Лакейн

         В современном стремительном обществе стало популярным понятие «успех»: успешный работник, успешный специалист, успешный руководитель и пр. В системе образования мы говорим об успешном ученике. Какой он-успешный ученик? Логично вытекает-это ученик, который успевает в учебе. Это школьник, который стремится к знаниям, чтобы быть успешным не только в настоящем, но и в будущем. Задача родителей и педагогов как раз и состоит в том, чтобы помочь ему быть и вырасти успешным с наименьшими потерями для его здоровья. А это возможно тогда, когда сложный и самый ответственный период в жизни ребенка организован: время распределено так, чтобы его хватило и на учебу, и на отдых. И чем  раньше школьник научится грамотно организовывать свое время, тем более эффективно и бесстрессово пройдут его школьные годы, тем более радостную, насыщенную и успешную жизнь он проживет.

        В учебной программе нет предмета, который напрямую был бы связан с задачей передачи знаний о том, как организовывать деятельность по достижению собственных целей. Решить этот вопрос можно разными способами. Одним из способов следующий: педагог изыскивает собственный ресурс для организации деятельности. Поговорим о реализации данного направления.

        В школе № 504 было проведено анкетирование подростков 12-13 лет с целью исследования организации времени учеников. Почему был выбран именно данный возрастной период? Старший школьный возраст в различных источниках, исследованиях рассматривается как поле для изучения основ тайм-менеджмента, чего не скажешь о подростковом возрасте. Но и в этом возрасте необходимо научить ребенка правильно организовывать свое время, подвести его к осознанию и понимаю важности данного вопроса.

        В исследовании приняли участие 84 человека. Анкета состояла из 7 вопросов, касающихся организации времени (Приложение 1). Результаты исследования выглядят следующим образом:

  1. Большой процент (78,6%) школьников согласны с тем, что необходимо планировать свое время, но в то же время планированием занимается лишь 31 % учеников.
  2. Распорядок дня соблюдает лишь 43 % школьников.
  3. 40,5 % детей не хватает в полном объеме выполнять ежедневную работу (уроки, домашние обязанности).
  4. Значительный процент школьников-33,3 % тратят более 2,5 часов на приготовление домашнего задания. (Примечание. По СаНПин в этом возрасте на приготовление уроков должно тратиться не более 2,5 часов).

Таким образом, данное исследование подтверждает необходимость обучения детей навыкам тайм-менеджмента.

      Тайм-Менеджмент (Time Management) – управление временем. Следует отметить, что управлять временем невозможно, можно научиться эффективно его организовывать. Поэтому будем рассуждать так: тайм-менеджмент-это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовывать деятельность по достижению поставленных целей.

       Возможен следующий вариант проведения занятий по формированию навыков тайм-менеджмента:

       Общая структура цикла занятий включает 4 модуля:

  1. «Мотивация. Размышления о лени».
  2. «Осмысление понятия «Время»».
  3. «Целеполагание и выбор».
  4. «Приемы планирования».

      Общие задачи  цикла:

  1. Формирование у школьников позитивной мотивации на изучение данного цикла занятий.
  2. Формирование у обучающихся представлений о понятии «время», о ситуациях, в которых происходит потеря времени, и способах организации времени в таких ситуациях.
  3. Обучение детей умению правильно формулировать цель и производить анализ целей.
  4. Обучение школьников планированию времени в учебный период и в свободное от уроков время.
  5. Организация пространства проживания и проектирования школьником ситуаций, связанных с конструктивным и неконструктивным управлением временем.

Рассмотрим подробней модули цикла.

1. Модуль «Мотивация. Размышления о лени». Цель модуля: мотивация школьников на активное и осознанное освоение приемов тайм-менеджмента. Осознание причин возникновения лени, способы борьбы с ленью.  Есть такая поговорка, что можно лошадь привести к водопою, но нельзя заставить ее пить. Мы можем рассказать ребенку о том, как быть эффективным, как планировать свою деятельность и как распределять время, но если он не увидит практической значимости этого знания лично для себя и не захочет освоить предложенные приемы, мы не можем считать, что достигли цели. Пожалуй, это один из самых трудных модулей программы. Педагог должен знать детей, опираться на их потребности и показывать, как новое знание поможет им реализовать эти потребности.

2. Модуль «Осмысление понятия «Время»». Цель: познакомить детей с различными аспектами категории «Время». Восприятие времени детьми дошкольного и младшего школьного возраста строится с опорой на быт и природные явления. «Понедельник» - это когда у нас урок физкультуры, «неделя» - это время, когда нужно ходить в школу. В этом возрасте ребенок еще не до конца осознаёт тот факт, что время не подвластно влиянию человека. Дети среднего школьного возраста, конечно, уже не допускают таких ошибок при восприятии времени. Но и для учащихся этой возрастной группы оценить, сколько времени потребуется для выполнения той или иной задачи, требование практически непосильное! Эта способность формируется только к старшему школьному возрасту. Педагогу следует включить в данный модуль игры и упражнения, развивающие у детей способность чувствовать время, понимать влияние субъективных факторов на восприятие времени и – очень важная задача-отслеживать ситуации, в которых время расходуется впустую.

3. Модуль «Целеполагание и выбор». Цель: создание ситуаций для осознания учащимися целей своей деятельности, обучение детей умению правильно формулировать цель и производить анализ целей в ситуациях противоречия. Этот модуль программы наиболее актуален для старшеклассников. Дети в начальной школе еще не являются субъектами деятельности в полном значении этого слова. Это возраст, когда цель ставит взрослый. Ребенок должен понять и принять цель, а также выстроить сам или с помощью взрослого путь ее достижения. Поэтому  педагог, работая с детьми начальной школы в рамках этого модуля, ориентирует их на разграничение понятий «мечта», «желание», «цель». А старшеклассников уже следует учить правильно формулировать цель, выделять этапы достижения цели, анализировать имеющиеся средства.

4. Модуль «Приемы планирования». Цель: знакомство детей с конкретными правилами, примами организации времени. Человек, владеющий методами планирования и организации деятельности, больше успевает, его деятельность носит целостный характер, он устает меньше. В целом можно говорить о том, что повышается качество его жизни.

Модули программы по тайм-менеджменту можно рассматривать как элементы конструктора. В зависимости от возраста детей, актуального состояния класса, ритма жизни, интересов и возможностей учащихся (в том числе психофизиологических) их можно менять местами, акцентировать внимание детей на одном из них и минимизировать значимость другого. Так, при создании  развивающих занятий в начальной школе особое значение будет иметь модуль «Осмысление понятия «Время», а в старшей - модуль «Целеполагание». Последовательность при этом может быть любой. Важно лишь соблюсти главное требование: цикл занятий всегда начинается с модуля «Мотивация. Размышления о лени».

        В заключении следует отметить, что прежде чем начать работу с детьми в данном направлении-обучении школьников навыкам тайм-менеджмента-педагогу необходимо ответить на следующие вопросы:

А. Почему тайм-менеджмент важен для моих учеников? (кратко объясните)

Б. Как я могу замотивировать детей моего класса на изучение приемов тайм-менеджмента? (кратко объясните)

В. У детей есть время для того, чтобы заняться изучением этого вопроса? (ответы «Да» и «Нет»)

Д. У меня есть время для того, чтобы систематически работать с детьми в этом направлении? (ответы «Да» и «Нет»)

Е. Как можно привлечь коллег и родителей для этих занятий? (кратко объясните).               Начинать с детьми занятия по тайм - менеджменту целесообразно только в том случае, если вы положительно ответили на все вопросы. Иначе  ваша работа в этом направлении будет конкурировать с более актуальными для вас и ваших детей задачами.

Приложение 1.

Анкета по исследованию организации времени подростками.

  1. Соблюдаешь ли ты распорядок/режим дня? (да/нет)
  2. На что ты тратишь свободное время? (перечислить)
  3. Планируешь ли ты свое свободное время? (да/нет)
  4. Тебе хватает времени, чтобы в полном объеме выполнять ежедневную работу? (домашние задания, работу по дому)
  5. Сколько времени ты тратишь на приготовление уроков?
  6. Когда ты планируешь намеченные тобою дела:

А. утром, перед их выполнением

Б. вечером, тщательно планируя

В. не планирую, да и зачем планировать?

      7. Как ты считаешь, нужно ли планировать свое время, ставить задачи и правильно распределять их в качестве экономии своего времени? (да/нет)

 Источники:        

  1. Alan Lakein "How to get control of your time and your life".

     Перевод Ю. Емельянов, Н. Емельянова. Редактор и корректор А. Медведев М.: Агентство "ФАИР", 1996.

  1. Большаков А.С. Менеджмент. Краткий курс.-СПб.: Питер, 2000.
  2. http://www.myshared.ru/slide/599609/
  3. Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей.-М.: Альпина Паблишер,2012.

Автор статьи: Ширнина Анна Владимировна, учитель технологии ГБОУ СОШ №504 с углубленным изучением английского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема исследования: «Образовательное пространство учащихся в труднодоступной, малокомплектной школе в условиях приравненных к арктическим».

Предмет исследования: методы и формы организации образовательного пространства.Проблема исследования: Противоречие между потребностью коренных народов Севера к сохранению культуры и традиционног...

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Проблемы  образования детей  с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Работа по программе повышения квалификации для руководителей, реализуемой в рамках обучения по Государственной программе "Доступная среда"...

Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"

30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....

Комплексный мониторинг здоровьесберегающего образовательного пространства образовательных организаций Ставропольского края

В статье даётся оценка эффективности деятельности субъектов образовательного процесса и учреждения по комплексному развитию ребенка с позиции здоровьесбережения. оценка эффективности деятельности субъ...

Особенности организации образовательного пространства для детей с ОВЗ в образовательной организации.

В статье рассматриваются как теоритические аспекты проблемы, так и практические аспекты деятельности школы....

Организация инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации.

Организация работы с детьми с ОВЗ. Особенности детей с ЗПР....