"Сохраняя традиции, внедряем инновации".
статья по теме
Без прошлого, а это традиции и опыт, нет настоящего и будущего, несущих новые инновационные решения в образовании. Этот тезис не просто теория, он подтверждается в педагогической практике. На протяжении многих лет, я работая в Гжельской школе учителем технологии, использую инновационные компоненты в традиционных формах обучения.Знание многообразия педагогических технологий помогают учителю технологии применять их в правильном взаимосочетании , с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_soveshchanii_2014.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Августовское педагогическое совещание
работников муниципальной системы образования
Раменского муниципального района в 2014-2015 учебном году
РМО учителей технологии
Место проведения: МОУ МЦ "Раменский дом учителя"
Дата проведения: 27.08.2014 год
"Сохраняя традиции, внедряем инновации".
Введение.
Без прошлого, а это традиции и опыт, нет настоящего и будущего, несущих новые инновационные решения в образовании. Этот тезис не просто теория, он подтверждается в педагогической практике. На протяжении многих лет, я работая в Гжельской школе учителем технологии, использую инновационные компоненты в традиционных формах обучения.
Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определённой суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития творческого мышления учащихся в процессе обучения, умение ими самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации, развивать их способность адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем.
Актуальность выбранной темы состоит в сохранении традиционных педагогических технологий и в необходимости широкого применения продуктивных инновационных технологий на уроках технологии и во внеурочное время, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели технологического образования.
Продуктивна та технология, с помощью которой можно получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению с ранее применявшейся технологии.
Основная проблема при проектировании инновационных продуктивных технологий, которые позволяют при наименьших затратах труда и времени, получать максимально высокий результат, состоит в том, что необходимо помнить о том, что любая технология должна быть здоровьесберегающей.
Знание многообразия педагогических технологий помогают учителю технологии применять их в правильном взаимосочетании , с учетом конкретных задач обучения, условий его проведения и индивидуальных особенностей школьников.
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации. (Слайды)
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
- формирование личностных качеств учащихся;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
- включение учащихся в креативную деятельность;
- тщательный отбор материала и способов его подачи.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
В своей работе я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- игровые технологии;
- технология дифференцированного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии,
- здоровьесберегающие технологии
- интерактивные технологии (проектный метод, включающий проблемное обучение и
исследовательскую деятельность). (Слайд )
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать
его тоже во всех отношениях»
К. Д. Ушинский
Примером личностно-ориентированных технологий является технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Эту технологию я часто использую при выполнении практических работ изготовления керамических изделий.( Слайд). Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Игровые технологии.
Актуальность игровых технологий для предмета «Технология» состоит в том, что они помогают привить учащимся технологическую культуру, развить разносторонние качества личности и способности к осознанному профессиональному самоопределению.
Позитивное отношение к образовательному процессу - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в процесс игры служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает утомление.
Игровая технология – это способ деятельности направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений.
11 апреля 2014 года в нашей школе проводился День открытых дверей, где на открытом уроке по технологии "Мир профессий" в 9 классе, в котором я являюсь классным руководителем, ребята с большим интересом участвовали в деловой игре. Руководитель керамического производства ООО НПО " Синь России", присутствующий на уроке в качестве гостя, высоко оценил учебную деятельность ребят. ( Слайд)
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
Технология уровневой дифференциации.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Достоинства | Недостатки |
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. У педагога появляется возможность помогать слабому ,уделять внимание сильному. Отсутствие в группе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах. В группе, где собраны одинаковые дети, учащемуся легче учиться. | Деление детей по уровню развития не гуманно. Высвечивается социально-экономическое неравенство. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальности своей слабости. Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. Перекомплектование разрушает классные коллективы. |
Разноуровневые задания, которые я предлагаю на уроках "Технологии", облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Применение технологии дифференцированного обучения актуально на тех уроках, где присутствуют дети с ограниченными возможностями и для которых практические работы являются необходимыми, особенно для развития моторики рук.
Информационно-коммуникационные технологии
В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.( Слайд)
Применение средств информационных технологий на уроках технологии:
• повышает эффективность учебного процесса;
• облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
• увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
•сокращает время на подачу учебного материала и на вводный инструктаж;
• развивает активность и самостоятельность учащихся;
• дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
• способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
• уменьшает количество ошибок допущенных ребятами при практической работе, что ведёт к повышению качества изделия.
Для информационных технологий существуют и свои минусы. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика. Поэтому важно соблюдать здоровьесберегающие технологии, важно не переборщить с использованием компьютера на уроке. Поэтому желательно использовать информационные технологии как элементы на уроке.
Здоровьесберегающие технологии
Понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субьектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока учитываю: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлет-ворительность; соблюдаю организацию учебного труда (организация рабочих мест при выполнении практических работ, четкие записи на доске, применение ИКТ).
Интерактивные технологии
В последнее время в группе активных технологий обучения, где ученик наряду с учителем занимает активную в процессе добывания знаний, стали выделять интерактивные технологии.
Интерактивность (inter – взаимный, act – действовать) подразумевает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с чем – либо ( например, компьютером) или кем – либо ( человеком). (Слайд)
Самореализация учащихся в учебной деятельности возможна при наличии групповой работы, взаимодействии учащихся между собой, с учителем, с учебной информацией, с компьютером. Этим условиям соответствует использование в учебной деятельности интерактивных технологий, представляющих систему правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой, с учителем, с компьютером, с учебной литературой, при котором происходит освоение нового опыта, получение новых знаний и предоставляется возможность для самореализации личности учащихся, выявления и раскрытия их способностей.
Другими словами, интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Следовательно, использование в учебной деятельности интерактивных технологий способствует самореализации личности учащегося, повышает его мотивацию к обучению и адаптацию в образовательной среде, развивает его коммуникативные способности и ведёт к повышению внутренней самооценки.
Проблемное обучение.
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению
Результат проблемного обучения:
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Примером урока по технологии проблемного обучения может служить урок по технологии в 11 классе по теме: "Природоохранные технологии. Экологические проблемы". Учащиеся выявляют экологическую проблему и предлагать пути ее решения при анализе конкретной жизненной ситуации.
Технологии проектного обучения.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни».
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода учащиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология” с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения.
Девочками 7 класса был подготовлен проект "Создание декоративного панно в лоскутной технике "Зимняя картинка ", опубликован на сайте социальная сеть работников образования ( Слайд) .
Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Так был предложен ребятам проект, связанный с предметной областью литературой. Результатами проектов стали скульптурные персонажи басни и поэмы, изготовленные из глины, которые были использованы в школе в виде необычных наглядных пособий на уроках литературы. Это послужило развитию познавательного интереса у учащихся к жанру басни И. Крылова и поэмы А.Твардовского "Василий Теркин", стимулировало ребят к творческой деятельности в изготовлении керамических изделий. Исследовательская часть проекта складывалась из работы с различными источниками информации по истории, литературе и особенностях глиняной игрушки России. Творческий проект «Создание сюжетной композиции в малой пластике по мотивам басни И.А. Крылова «Квартет» опубликован на сайте infourok.ru (http://infourok.ru/material.html?mid=47174) ( Слайд)
Внеурочная работа по предмету с использованием инновационных технологий
Внеурочная работа по предмету с использованием инновационных технологий способствует развитию познавательной, творческой активности, самостоятельности учащихся. В своей работе стараюсь как можно больше содействовать появлению у учащихся познавательного интереса к предмету технология. Метод проектов я активно использую и во внеурочное время.
Учащиеся 10 класса подготовили проект на тему: «Гжельская майолика: искусство математики», в котором показали связь математики с жизнью человека, ее применении в декоративно-прикладном искусстве – в Гжельском народном керамическом промысле, изучили математические принципы в конструировании Гжельских орнаментов.
Проект был представлен на Международный конкурс «Математика и проектирование» -2013, номинация: «Математика и искусство». Учащиеся получили сертификаты участников. Проект опубликован на сайте социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/savina-nataliya-alekseevna-uchitel-tekhnologii-v-gzhelskoi-sosh/ http://nsportal.ru/node/1233385 ( Слайд).
Cовместно с учащимися разработаны проекты на Международный форум "Одаренные дети" в номинации " Декоративно-прикладное искусство и народное творчество":
2011 год - Таныгина А., 11 класс, 1 место;
2012 год- Бурова В., 8 класс , 1 место;
2013 год - Фомичева Е., 5 класс, заняла 2 место. Проект был посвящен 400-летию российской царской династии Романовых , результатом проекта стала двухфигурная скульптурная композиция «Друзья» ( царевич с собакой). ( Слайды)
К юбилею школы учащиеся 11 класса выполнили творческий проект " Наследие земли Гжельской" (Слайд). Защита проектов проходит на научно–практических конференциях, школьных мини форумах. (Слайд).
Ежегодно в школе проводится "День одаренных детей", презентация мероприятия опубликована на сайте социальная сеть работников образования ( Слайд) .
На протяжении многих лет учащиеся принимают активное участие в детском фестивале "Синяя птица Гжели" в номинации " Декоративно- прикладное искусство" и становятся дипломантами и лауреатами. В 2014 трое учащихся награждены Дипломами 1,2,3 степени 31 международного фестиваля детского, юношеского и студенческого творчества "Синяя птица Гжели", посвященного Году культуры и 115-летию профессионального образования в Гжели. ( Слайд )
Впервые ребята приняли участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по технологии ( дев.) проекта "Инфоурок". Диплом победителя " Инфоурок" 3 место-Абдукадырова А., Мордашова К., Глазова М., Гребнева П.,( 8 класс), Рейстерман В. ( 11 класс), сертификат участника –Зайцева А.( 8 класс).
Так же впервые участвовали в дистанционных Всероссийских конкурсах прикладного творчества «Дождливая осень», «Мастерская волшебных узоров», «Цветочная клумба», учащиеся награждены дипломами победителей и сертификатами участников.
Творческий проект на тему "Керамическое чудо Гжели" был представлен на Районной конференция, посвященной Году культуры в Российской Федерации «Культура есть память», команда учащихся заняла 3 место. На защите проекта две ученицы показали мастер – класс в лепке и росписи майоликовых изделий. (Слайд).
В 2012 году творческие работы из глины, выполненные учащимися, были представлены на выставке Всероссийского фестиваля декоративно –прикладного и народного искусства «Древо жизни», Всероссийский музей декоративно –прикладного и народного искусства, Москва, а в 2013 году –на выставке Второго международного Арт-фестиваля «Древо жизни», диплом участников, работы опубликованы в каталоге. (Слайд).
Проведены предметные недели, организованы школьные конкурсы, ярмарки, выставки, мастер-классы и т.д.
Заключение.
Подводя общий итог работы применения инновационных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить учащихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позиции, повышают познавательный интерес к предмету "Технология".
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».
Итак, мы с вами наглядно убедились в широких возможностях и результативности взаимодействия современных инновационных технологий с традиционными методами обучения. На сегодняшний день возможны различные форматы комбинирования традиционных и инновационных технологий.
И их эффективность во многом определяется профессионализмом учителя, его активной позицией, его креативностью, которые, конечно, должны быть сопряжены с требованием времени и образовательными стандартами.
В прошлом учебном году я вместе со своими коллегами принимала участие в семинаре, который проводился в Раменской школе №4, где свой инновационный опыт работы представила учитель технологии Решетова О.В. по созданию виртуального музея русского народного костюма. У меня возникло огромное желание создать в своей Гжельской школе виртуальный музей народной керамической игрушки. Я верю, что у меня все получится!
Список литературных источников.
1. Педагогика № 4/2004: Периодическое издание/ В.С.Лазарев, Б.П.Мартиросян. – Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия.
2. Профессиональное образование № 1/2006: Периодическое издание/В.Г.Казаков – Новое время – новые технологии профессиональной подготовки.
3. Профессиональное образование № 7/2006: Периодическое издание/В.Д.Ларина – Модель инновационной деятельности учреждения профобразования.
4. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.; Изд. «Народное образование», 1998.
6. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс, 2000.
7. Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение// Педагогика - № 5/1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
традиции и инновации в преподавании математики
Текст выступления на районном семинаре учителей математики. В статье обосновывается необходимость введения разноуровневых групп, подводятся первые итоги....
Традиции и инновации в информатике
Научно-исследовательская работа была представлена на конференции, где была оценена грамотой главы городского отдела образования...
Традиции и инновации на занятиях по прикладному искусству в дополнительном образовании
Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современно...
Традиции и инновации в образовании
Дана сравнительная характеристика традиционного и инновационного обучения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Именно инновационная деятельностьне толь...
мастер - класс "От традиций к инновациям"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.«ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»...
Статья по теме:"Использование игровых технологий на уроках математики традиция или инновация ?"
Статья и презентация....
Традиции и инновации развития легкой атлетики на современном этапе
Научная статья....