"Погода и климат"
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Дубяга Анна Ивановна

Цели:

- сформировать представление о погоде и ее элементах, о климате;

Задачи:

  • выяснить причины, влияющие на изменение климата.
  •  выявить отличия климата от погоды.
  • определить способы наблюдения за погодой.
  • развивать пространственное представление;
  • воспитывать понимание важности знаний о климате
  • создать собственную метеорологическую станцию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.98 КБ
Office presentation icon pogoda_i_klimat2.ppt813 КБ
Файл igra_prognoz_pogody.ppsx407.11 КБ
Файл igra.docx14.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Погода и климат». 6 класс

Цели:

- сформировать представление о погоде и ее элементах, о климате;

Задачи:

  • Выяснить причины, влияющие на изменение климата.
  • выявить отличия климата от погоды.
  • Определить способы наблюдения за погодой.
  • развивать пространственное представление;
  • воспитывать понимание важности знаний о климате;
  • Создать собственную метеорологическую станцию.

Оборудование: проектор, презентация, компьютер, учебник.

Методы обучения: работа с учебником, дополнительной литературой.

Тип урока: изучение нового материала

Структура урока:

     I. Организационный момент

     II. Проверка знаний и умений по теме «Атмосферное давление. Ветер».

    III. Изучение нового материала:

  1. Погода
  2. Предсказание погоды
  3. Климат
  4. Климатообразующие факторы

  IV. Подведение итогов

   V. Домашние задание

Ход урока

 I. Организационный момент

II. Изучение нового материала        настроение - ОКНО – СЛАЙД – песня

Как вы считаете о чем пойдет речь на уроке?

Слайд 2

Каждому из нас знакомо слово «погода». Сообщение о ней регулярно передаются по радио и телевидению. Ожидаемая погода интересует всех,  потому что она влияет на самочувствие людей и многие виды их деятельности.

Слайд 3

  1. Погода - это состояние атмосферы в данное время в данном месте.
  2. Все изменения погоды происходят в нижнем слое атмосферы – тропосфере

Слайд 4

Погоду характеризуют элементы погоды: температура воздуха, влажность, атмосферное давление, облачность, атмосферные осадки, направление и скорость ветра.

Работа на листах: заполнить пустые солнышки

Слайд 5

Атмосфера – это …

Как вы думаете, что может влиять на изменение погоды?

Причины изменения погоды

  1. Изменение температуры воздуха
  2. Перемещение воздушных масс

(слайд).

(учащиеся записывают в тетрадь)

    Например, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха и уменьшается атмосферное давление.

     

Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный  водяным паром.

Слайд 6

2. Предсказание погоды

В большинстве странах мира существуют специальные службы погоды. Они занимаются предсказанием погоды, т.е. прогнозированием. На метеорологических станциях снимают сведения о температуре, влажности, ветре, направлении и скорости ветра. Потом эти данные передают в метеорологические центры. Там  полученные данные особыми знаками наносят на карты. Эти карты называются синоптическими

Слайд 7-10

3.Климат

Погода меняется постоянно, но наблюдая за ней, люди заметили, что в ее изменениях в течение года существует определенный порядок, или режим. Погода сентября одного года  совпадает с погодой другого года. В результате у нас складывается режим погоды, или климат. 

Слайд11

Климат- это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

Слайд 12

  1. Климатообразующие факторы (показ слайдов)

Характер подстилающей поверхности влияет на величину отражения и поглощения энергии, которую несут солнечные лучи.

Способность отражать солнечную энергию называется альбедо.

  • Снег – 85 %
  • Песок – 30 %
  • Зеленая трава – 26 %
  • Вода – 5 %

Слайд 13

IV. Подведение итогов

 Чем  климат отличается от погоды?

    Климат и погода. Между ними существует тесная связь, и в то же  время они отличаются один от другого. Климат, как взрослый  человек, имеет постоянный характер. Его «поступки» предсказуемы, и особенных неожиданностей от него не ожидают. Мы знаем, что летом температура будет высокой, а зимой низкой, что зимой выпадет снег, в летом следует ожидать дождей. Все предварительно известно, даже скучно. Но погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.

Физ минутка Слайд 14

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише (приседают, опускают руки)

Деревцо все выше, выше.

ИГРА  др презен.

Сейчас мы отправимся в собственную метеостанцию и составим прогноз погоды.

Желающий к доске.

Слайд 15– Д.з.

 

Игра  "Найди пару"

Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных  приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными приборами. (доска)

А. Температура воздуха

1. Осадкомер

Б. Атмосферное давление

2. Флюгер

В. Сила ветра

3. Снегомерная рейка

Г. Влажность воздуха

4. Барометр

Д. Толщина снежного покрова

5. Термометр

.Е. Осадки

6. Гигрометр

II.

  1. Отгадайте загадку

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других не замечает.

                         (Ветер).

Решение задачи:

Определите высоту холма, если у его подножья атмосферное давление 750 мм рт. ст., а на вершине – 745 мм рт. ст.?  (52,5 м) , т.к.  750 – 745= 5 мм рт. ст.          5х10.5 =52.5 м             ( с подъемом на 10,5 м давление падает на 1 мм рт ст).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Погода и климат Цели: сформировать представление о погоде, климате и их элементах; Задачи: Выяснить причины, влияющие на изменение климата; выявить отличия климата от погоды; развивать пространственное представление; воспитывать понимание важности знаний о климате; Создать собственную метеорологическую станцию.

Слайд 3

Погода – состояние атмосферы в данном месте и в данный момент или за какой-нибудь промежуток времени. Все изменения погоды происходят в нижнем слое атмосферы – тропосфере

Слайд 4

Основные элементы погоды: Температура Влажность Атмосферное давление Основные явления погоды: Ветер Облачность Осадки

Слайд 5

Атмосфера – что это такое? Ответ: Атмосфера – воздушная оболочка Земли 2. Как изменяется температура воздуха с высотой? Ответ: С высотой н а каждый 1 км температура воздуха понижается на 6 градусов. 3. Что такое ветер? Ответ: ветер – это горизонтальное движение воздуха. 4. От чего зависит направление ветра? Ответ: от давления. Как? Из областей с высоким давлением ветер дует в области с низким давлением

Слайд 6

Главное свойство погоды – ИЗМЕНЧИВОСТЬ Изучением погоды, наблюдением, прогнозами занимается наука – МЕТЕОРОЛОГИЯ (гр. «метеора»-нечто в небе) Если основные элементы погоды или явления повторяются, то говорят о типе погоды Холодная, теплая; влажная (дождливая), сухая ветреная, облачная…. Тип погоды летом? Зимой?

Слайд 7

Опишите погоду сегодня. 2. Изменится погода через некоторое время? 3. Погода в Сочи такая же сейчас? 4. Посмотрите на следующие слайды и опишите погоду

Слайд 8

Амазонская низменность

Слайд 9

Антарктида

Слайд 10

Пустыня САХАРА

Слайд 11

Климат ? многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности (гр. «наклон») Главный фактор климатообразования – угол падения солнечных лучей. (широта местности)

Слайд 12

Главное свойство климата - ПОСТОЯНСТВО Климатообразующие факторы: Количество солнечной энергии Перемещение воздушных масс Подстилающая поверхность (влияет на отражение и поглощение солнечной энергии) - материк - океан -абсолютная высота (в горах)

Слайд 13

Для характеристики климата надо: Многолетние показания температуры Количество осадков по месяцам Роза ветров Диаграмма состояния облачности Сведения о максимальных и минимальных температурах, о самом большом и самом малом количестве осадков за время наблюдений.

Слайд 14

Физминутка Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише Деревцо все выше, выше

Слайд 15

Домашнее задание 1.Учить § 42, 43 2.Рассмотреть рис. 82, 83 в параграфах 3.Найти и записать в тетради приметы предсказания погоды: 1 ряд – предсказания погоды животными, 2 ряд – растениями, 3 ряд – по небу, звёздам, солнцу, луне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Прогноз погоды» начать Ожогина Ирина Витальевна учитель географии МОУ СОШ №14 г. Камышина Волгоградской области

Слайд 2

Правила игры Выберите облачко с номером и расставьте соответствующие прогнозу условные обозначения 1 2 3 6 7 4 5 8 выход Сюрприз для прошедших все этапы

Слайд 3

Прогноз погоды -5 0 С +10 0 С +5 0 С - 15 0 С 0 0 С Без осадков 1 температура направление ветра облачность осадки Ожидается прохладная погода температура -5 0 С,без осадков, ясное небо, ветер западный

Слайд 4

Прогноз погоды -5 0 С +10 0 С +5 0 С - 15 0 С 0 0 С Без осадков 2 температура направление ветра облачность осадки Ожидается пасмурная дождливая погода, температура +5 0 С, ветер восточный

Слайд 5

Прогноз погоды -5 0 С +10 0 С +5 0 С - 15 0 С 0 0 С Без осадков 3 температура направление ветра облачность осадки Ожидается снежная погода температура -15 0 С, ветер северный, ясное небо

Слайд 6

Прогноз погоды -5 0 С +10 0 С +5 0 С - 15 0 С 0 0 С Без осадков 4 температура направление ветра облачность осадки Ожидается теплая ясная погода температура +10 0 С, без осадков, ветер южный

Слайд 7

Прогноз погоды -5 0 С +10 0 С +5 0 С - 15 0 С 0 0 С Без осадков 5 температура направление ветра облачность осадки Ожидается пасмурная дождливая погода, температура 0 0 С, ветер восточный

Слайд 8

Прогноз погоды -5 0 С +10 0 С +5 0 С - 15 0 С 0 0 С Без осадков 6 температура направление ветра облачность осадки Ожидается теплая ясная погода температура +10 0 С, небольшой дождь, ветер южный

Слайд 9

Прогноз погоды -5 0 С +10 0 С +5 0 С - 15 0 С 0 0 С Без осадков 7 температура направление ветра облачность осадки Ожидается снежная погода температура -15 0 С, пасмурное небо, ветер западный

Слайд 10

Прогноз погоды -5 0 С +10 0 С +5 0 С - 15 0 С 0 0 С Без осадков 8 температура направление ветра облачность осадки Ожидается ясная погода температура 0 0 С, местами снег, ветер северный

Слайд 11

Молодец! выход



Предварительный просмотр:

Игра  "Найди пару"

Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных  приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными приборами. (доска)

А.Температура воздуха

1. Осадкомер

Б. Атмосферное давление

2. Флюгер

В. Направление  ветра

3. Снегомерная рейка

Г. Влажность воздуха

4. Барометр

Д. Толщина снежного покрова

5. Термометр

Е. Осадки

6. Гигрометр

А - 5

Б – 4

В – 2

Г – 6

Д – 3

Е  - 1

А.   Температура

          воздуха

1. Осадкомер

Б.    Атмосферное   давление      

2. Флюгер

В. Направление  ветра

3. Снегомерная рейка

Г. Влажность воздуха

4. Барометр

Д. Толщина снежного покрова

5. Термометр

Е. Осадки

6. Гигрометр

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему "Погода и климат", 6 класс

Конспект урока "Погода и климат", 6 класс...

Презентация "Погода и климат", 6 класс

Презентация к уроку по географии в 6 классе "Погода и климат"...

Погода и климат. Стихийные бедствия. План-конспект урока

Урок для 6-го класса по программе "Школа 2100". Кроме того, в папке содержатся заготовки к уроку (для оформления стенда, доски), задания для учащихся....

Открытый урок по естествознанию на тему «Погода и климат»

Открытый урок  по естествознанию в 5 классе на тему «Погода и климат» ...

Погода и климат

Три презентации, в которых рассматриваются вопросы: позога. климат, атмосферные явления, атмосферное давление, температура, загрязнение атмосферы, влажность, ветер...

Погода и климат. Климатообразующие факторы

Тип урока: изучение нового материала.Цели урока:Разобрать понятия «погода», «климат», их отличия. Причины, влияющие на формирование климата и изменение погоды.Научить устанавливать  причинн...

Раздаточный материал к уроку "Погода и климат" в 6 классе

Материал включает в себя карточки с заанием для постоения климатограммы, а также кроссворд "Приборы для наблюдения за погодой"...