Педагогическая значимость проектной деятельности учащихся.
статья по технологии (5 класс) на тему
Метод проектов является педагогической технологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая значимость проектной деятельности учащихся.
Любая деятельность человека имеет определённую цель. Профессия учителя заставляет постоянно думать о будущем. А оно будет таким, каким придут в эту жизнь наши ученики.
Жизнь выдвигает новые требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ( личностные, метапредметные, предметные)
Ключевым становится формирование у школьников компетентности- способности самостоятельно мыслить и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, чётко планировать действия анализировать полученный результат.
Результативным способом решения этих задач является реализация в школьном образовании проектной и исследовательской деятельности.
Большая педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что он, являясь методом практического целенаправленного действия, даёт возможность приобретения учеником собственного жизненного опыта. Метод проектов является педагогической технологией, позволяющей поставить позицию ученика в педагогическом процессе на первое место, является методом, идущим от потребностей и интересов ученика, учитывающим индивидуальные особенности, стимулирующие самостоятельность.
Это технология, которая обеспечивает рост личности ребёнка, контролирует потребность ученика в самореализации, самовыражении, способствует интеллектуальному росту, активизации знаний умений и навыков, практическому применению знаний, использует принцип сотрудничества.
Проект – это цель, осознанная учеником, значимая для него. Это творческая практическая работа, поэтапное продвижение к поставленной цели.
Проект создаёт возможность для самореализации личности ребёнка во время трудовой деятельности.
Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности, компетентности.
Сравнительные характеристики
традиционного и проектного обучения
Характеристики процесса обучения | Традиционное обучение | Проектное обучение Формирование компетентности учащегося |
Цель | Усвоение знаний, выработка умений и навыков, понимание учебного материала | Развитие активной творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения |
Содержание | Программные знания | Освоение способов познания |
Мотивы | Отметка ,приказание, запрещение, наказание, соревнование | Радость творчества, самосовершенствование, уверенность в себе, приращение знаний и умений |
Методы | Преобладание репродуктивных методов: повторение, упражнение, заучивание, действия по образцу, инструктаж | Преобладание активных методов: проблемная, эвристическая беседа, Диспут, совместный поиск, методы активизации творческого мышления |
Формы организации урока | Преобладание фронтальных форм: Рассказ, лекция, опрос, вопросно-ответный диалог | Преобладание активных методов: Самостоятельная исследовательская работа, дискуссия, «мозговой штурм», консультация |
Статус учителя | Всевластный ,всезнающий, непререкаемый начальник | Помощник, советчик, консультант, старший друг, тренер, координатор |
Функции учителя | Сообщение знаний, демонстрация умений, проверка и оценка качеств их усвоения | Сотрудничество организация, координация и активизация творческого процесса решения учащимися проблем, познавательных и практических задач |
Функции учащихся | Усвоение знаний, приобретение умений и воспроизведение их по требованию учителя | Освоение способов приобретения знаний, овладение умениями по мере необходимости, совершенствование себя и окружающего мира |
Результат | Соответствие знаний и умений учащихся требованиям стандарта | Развитая творческая личность, способная самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации, Сформирована компетентность учащихся |
Особое место между проектами занимает на уроках технология
Цель: развитие творческого потенциала личности, её способность к самореализации. Работая над проектами, ученик получит возможность научиться:
- Организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, находить новые решения, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий
- Осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать варианты рекламы для продукта.
По продолжительности можно использовать разные проекты : мини- проекты (на один урок или часть урока), средней продолжительности и долгосрочные, при изучении любых разделов программы.
Продолжительные проекты наиболее значимые и интересные для учащихся. Вот названия некоторых проектов, с которыми мои учащиеся выступали на районных олимпиадах , некоторые из них заняли призовые места и на городском конкурсе:
По кулинарии :
- Картофельные фантазии (город)
- Твороженная страна (город)
По вязанию:
«В летний вечер» - пелерина
«Розовое чудо» - костюм
«Следки лучистые» - вязанные следки
«Нежная паутинка» - кардиган (городской)
«Цветочная рапсодия» - топик (городской)
«Любимой мамочке» - топик
Пошив изделия:
«Солнечное настроение» - пляжный костюм
«Любимой сестрёнке» - детское платье
«Люблю сестрёнку» - жилетка
Разные материалы:
«Неувядающие розы» - плетёная корзина с цветами
Панно « Хризантемы»(бумага)
Панно «Осенние блики» (яичная скорлупа)
Презентация проекта может проходить в разных формах: сообщение, доклад, видеофильмом, пресс-конференция и т. д. Но всегда это отчёт, серьёзный анализ, самооценка выполненной работы.
В осуществлении проектной деятельности учащегося особая роль принадлежит учителю. Он должен обладать творческими способностями, определённым уровнем культуры, авторитетом, быть инициатором интересных начинаний, уметь увлечь, «Зажечь» учащихся, чтобы выполнить определённые задачи:
1.Создание условий для развития мышления учащихся
2.Расширение познавательных интересов и возможностей самообразования и самореализации учащихся в процессе практического применения знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к педагогическим советам в форме презентаций на темы: "Проектная деятельность учащихся" и "Новые подходы к оценке достижений учащихся"
Материалы к педагогическим советам в форме презентаций. ...

Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".
Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...

Методическая разработка методиста Терешиной Светланы Витальевны по теме: "Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования детей"
Что такое метод проектов? Понятие проектной деятельности обучающихся УДОРоль педагога в сопровождении проектной деятельности учащихся в УДО...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...

Педагогический проект на тему: «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования».
Педагогический проект «Проектная деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения нового качества образования» представляет собой определенную систем...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
Выступление на педагогическом совете "Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время".
Большие возможности для развития творческой личности создает актуальная и востребованная в современной педагогике проектная деятельность учащихся....