Рекоментации для Мастер профессионального обучения
методическая разработка по технологии на тему
Рекоментации для Мастер профессионального обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomentatsii_dlya_master_professionalnogo_obucheniya.docx | 66.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер профессионального обучения
- Роль мастера ПО в учебно-воспитательном процессе
Мастер ПО - центральная фигура в обучении и воспитании студентов. Ему доверено обучение и воспитание молодого рабочего. Он является непосредственным руководителем ПО студентов и несет ответственность за качество их профессиональной подготовки.
Мастер – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива, закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в рабочую жизнь.
Мастер ПО на всем протяжении обучения студентов является для них учителем и воспитателем.
Авторитет мастера, прежде всего, определяется его собственной профессиональной и педагогической квалификацией, знаниями, опытом, педагогическим тактом, любовью к молодежи.
- Права и обязанности мастера ПО
Мастер ПО имеет право:
1) участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического развития училища;
2) свободно обсуждать на советах и во всех формах методической работы (собраниях, совещаниях и конференциях) вопросы обучения и воспитания студентов. Высказывать свое мнение, критиковать недостатки, вносить предложения по улучшению качества подготовки рабочих;
3) совместно с классным руководителем определять меры поощрения студентов, а также наложения взысканий за нарушение дисциплины и правил внутреннего распорядка;
4) участвовать в работе аттестационной комиссии при аттестации инженерно-педагогических работников в качестве представителя совета учебного заведения, совета мастеров, совета бригадиров.
Обязанности мастера ПО:
1. Формировать у студентов профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программой профессионального обучения. Мастер несет ответственность за полноту и качество реализации содержания программ профессионального обучения, организацию учебного процесса по прогрессивным технологиям, за выполнение соответствующих работ и производство товарной продукции.
2. Обучать студентов рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, передовым формам организации труда, бережному расходованию материалов, электроэнергетических ресурсов. Обеспечивать высокое качество изготовления студентами продукции, выполнение ими норм времени и выработки, плана профессионального обучения, соблюдение технологической дисциплины и безопасности труда, требований стандартов, надлежащий контроль и приемку готовой продукции.
3. Вести установленную документацию по планированию, учету и отчетности профессионального обучения, своевременно осуществлять материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов, изготовление эталонных образцов характерных работ (изделий). Активно участвовать в методической работе, проводимой в училище.
4. Совместно с работниками базового предприятия обеспечивать выполнение Положения о производственной практике студентов.
5. Совместно с классным руководителем участвовать в комплектовании учебных групп, сохранении контингента студентов и распределении выпускников согласно договорам с предприятиями.
6. Содержать в соответствии с техническими требованиями и условиями эксплуатации учебно-производственное оборудование мастерской, инструменты приспособления и оснастку в работоспособном состоянии, обеспечивать их сохранность и своевременную подготовку к занятиям.
3. Требования к мастеру ПО как учителю и воспитателю молодежи
Мастер ПО в своей практической работе, в особенности на занятиях, формирует у студентов нравственные привычки, воспитывает у них интерес к изучаемой специальности. Искусство мастера заключается в том, чтобы каждая учено – производственная работа, выполняемая студентом, вызывала у них личную гордость за выполненную работу, собственное достоинство.
Профессия мастера ПО не допускает ремесленничества, требует постоянного творчества, новизны, знания жизни и является искусством, где необходимы большие знания, высокая культура, педагогическое и профессиональное мастерство.
Мастер, как учитель, должен владеть методикой обучения и воспитания, применять разнообразные и эффективные методы обучения, уметь интересно рассказывать и показывать свое мастерство.
Педагогическое мастерство проявляется в умении проявить любовь студентов к изучаемой профессии: в процессе ПО активизировать способность студентов, наблюдательность, память, любознательность, воображение, мышление, находчивость, сообразительность, изобретательность; развивать и укреплять у студентов уверенность в своих силах, веру в свои силы, творческий подход к работе, добросовестное отношение к учебе, соблюдение дисциплины, чувство коллективизма, дружбы, товарищества и взаимопомощи.
Мастер должен уметь наблюдать и анализировать жизнь подростка, подбирать «ключи», к правильному формированию его личности; владеть искусством изложения материала, соблюдать педагогический такт.
Мастер должен любить студентов, заботится о каждом из них; сочетать чуткость и тактичность с твердостью в своих требованиях. Быть справедливым, честным, следить за тем, чтобы слова не расходились с делом и обещаниями.
Мастер должен уметь, прежде всего, побуждать, а не принуждать студентов к правильным действиям и поступкам, достойному поведению; уметь выслушивать студентов, понимать их поведение, поступки в той или иной ситуации. Осуждая поступок, мастер должен показать студентам, что это неприятная для него, но необходимая для студента мера, которая направлена на пресечение его промахов.
Специфика действия мастера состоит в том, что он повседневно имеет дела с молодежью, для которой большое значение имеет спорт. Поэтому для мастера личное участие в спортивных мероприятиях может составлять половину его авторитета. Надо всегда быть близким к спорту и спортивным делам своих воспитанников.
Мастер должен быть знаком с лучшими произведениями художественной и научно – популярной литературы, знать и уметь петь молодежные песни, понимать музыку – без этого трудно работать с современной молодежью.
Подготовка мастера к занятиям
1. Виды подготовки мастера к занятиям
Подготовка мастера к занятиям включает: подготовку к учебному году, изучению очередной темы программы и подготовку к каждому занятию ПО.
Подготовка к учебному году заключается в том, что мастер изучает квалификационную характеристику профессии, учебный план, программы ПО, специальной технологии. Готовясь к учебному году, мастер изучает новые учебники, учебные пособия, методические материалы, новую технику, технологию, передовые методы труда по профессии. Повышая уровень педагогического мастерства, изучает новинки педагогической литературы, брошюры; опыт передовых мастеров ПО, принимает участие в педагогических чтениях, выступает с докладами о совершенствовании учено- воспитательного процесса.
Мастер ПО уделяет серьезное внимание улучшению учебно-материальной базы учебного процесса. Особенно в тех случаях, когда обучение будет проводиться по новым учебным планам и программам. В порядке комплексного методического обеспечения учебного процесса мастера определяют, какие наглядные пособия, приспособления, оснастка, технические средства обучения потребуются для качественного процесса профессиональной подготовки студентов, разрабатывают и организуют изготовление недостающего, активно участвуют в ремонте оборудования и помещений учебных мастерских.
В работе по расширению и совершенствованию учебно-материальной базы учебного процесса мастера ПО широко используют возможности учебных мастерских училища, технические и предметные кружки, помощь базовых предприятий и т.д. Опыт и практика многих училищ показывают, что при правильном использовании собственных сил и средств можно эффективно решать вопросы комплексного методического оснащения учебного процесса необходимыми средствами обучения.
Подготовка к изучению темы заключается в том, что мастер анализирует программу ПО, продумывает место каждой темы в процессе обучения, распределяет материал темы на занятие, определяет, какие упражнения следует провести, какие учебные пособия, оборудование, инструменты, технические документы надо заблаговременно подготовить по теме. Мастер изучает педагогическую литературу, методические пособия по теме, наиболее рациональные приемы и способы выполнения работ по теме, подготавливает наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы. При распределении темы на занятие мастер учитывает посильность, доступность, трудоемкость приемов и способов, новизну их для студентов при выполнении работ по теме.
Мастер в ходе работы, готовясь к изучению темы, четко определяет, какие приемы и способы работ, их разновидности должны быть изучены студентами. При распределении материала темы на занятие необходимо учитывать четкость цели и определенность содержания каждого занятия. Важно учитывать сложность, порядок изучения, объекты работ, на которых студенты будут отрабатывать приемы и способы работы. Это обеспечит правильное распределение материала темы на занятие. Наиболее просто распределить на занятие материал операционных тем, так как в них четко указаны приемы и способы работ, которые подлежат освоению. Значительную сложность представляет распределение на занятии материала тем «комплексные работы». Планировать последовательность занятий по этим темам невозможно, так как невозможно обеспечить фронтальное выполнение всеми студентами одной и той же работы на занятии. Подготавливая учебно-материальную базу для изучения темы, мастер определяет виды работ на основе перечня учебно-производственных работ, подготавливает материалы, заготовки, приспособления и т.п., подбирает учебно-техническую документацию, наглядные пособия, ТСО. Если тема изучается не фронтально, мастер составляет график перемещения студентов по рабочим местам.
- Подготовка мастера к занятию
Занятие является заключительной и наиболее решающей и ответственной стадией всей подготовительной работы. Если при подготовке к учебному году, к теме мастер допустил недостатки, то он еще имеет возможность их устранить в ходе подготовки к занятию. Неудовлетворительную подготовку к занятию мастер исправить уже не сможет, т.к. она непосредственно скажется на качестве проводимого занятия.
Порядок и содержание подготовки к занятию ПО заключается в следующем:
- мастер прежде всего анализирует результаты предыдущих занятий и
на основе этого уточняет содержание и цель предстоящего занятия;
2) мастер определяет структуру занятия и время на каждый элемент, решает, какие учебно-производственные работы будут выполнять студентами;
3) определив структуру занятия, мастер намечает, сколько времени он затратит на вводный инструктаж, как будет организован индивидуальный инструктаж;
4) мастер намечает, какие и сколько будет выполнять работ каждый студент и вся группа;
5) подготавливает заготовки, материалы, инструменты приспособления, документацию, наглядные пособия, модели, макеты, ТСО. Намечает методы и методические приемы обучения, которые обеспечат успешное решение задач;
6) в результате всей этой подготовительной работы мастер составляет план занятия, который является рабочим документом в течение всего занятия. Стандартных, обязательных форм планов занятий ПО не установлено.
3. Личная подготовка мастера к занятию
Долг мастера - тщательно готовиться к проведению каждого занятия. Выполнение этого требования обязательно, каким бы долголетним опытом ни обладал мастер. Для этого следует, прежде всего, внимательно ознакомиться с методическими материалами и пособиями. Подготавливая к занятию свое рабочее место, мастер подбирает наглядные пособия, ТСО учебно-техническую документацию, инструменты, приспособления.
Макеты и модели рекомендуется до использования (до показа) закрыть чехлами или держать шкафу, так как пособия с большим интересом воспринимаются, когда студенты их видят впервые. Для успешного показа трудовых приемов мастер должен предварительно поупражняться в их выполнении. Нельзя надеяться только на прежний свой опыт. Нечетко выполненный показ виден, он может привести к ошибкам студентов, к тому же авторитет мастера в их глазах понизится. Успех каждого занятия зависит от умений мастера подбирать и объяснить факты, примеры. Необходимо заранее установить последовательность объяснений, показа студентам приемов и способов работы как надо стоять на рабочем месте, как держать инструменты, какова структура движений, их ритм, сила, точность, координация. Мастер обязан серьезно изучить правила безопасности, относящиеся к данному виду работы.
- Подготовка мастером плана занятия
Подготовка мастера к занятию получает свое окончательное оформление в письменном плане занятия и плане проведения вводного инструктажа. План занятия - это рабочий документ, им мастер пользуется в течение всего занятия. План необходим для каждого занятия, он дает мастеру возможность провести занятие целенаправленно, организованно и успешно. Хорошо составленный и умело используемый план занятия обеспечивает: достаточно полное освещение каждого изучаемого вопроса; преподнесение изучаемого материала в логической и технологической последовательности, повышающей эффективность восприятия; правильное и полное использование времени на занятии. План занятия приносит пользу мастеру только в том случае, когда он является результатом глубокой, серьезной подготовительной работы самого мастера. Обычно, в плане занятия надо предусматривать следующие основные вопросы: а) расстановку студентов по рабочим местам; б) проведение вводного инструктажа студентов в начале прохождения темы или подтемы программы; в) обеспечение студентов учебными работами, инструментами, чертежами и технологическими документами; г) проведение упражнений, в процессе которых студенты изучают приемы и способы работы, относящиеся к теме данного занятия; д) обходы учебных (рабочих) мест в процессе упражнений студентов в целях индивидуального инструктажа, е) проведение текущего коллективного инструктажа; ж) прием, разбор и оценка работ, выполненных студентами; з) проведение краткого заключительного инструктажа со всей группой (в конце занятия).
- Подготовка мастером материально-технической базы к занятию
Определив цели, содержание, структуру занятия и методы его проведения мастер приступает к подготовке материально-технической базы. Особое внимание мастер уделяет своевременной и качественной подготовке своего рабочего места, необходимых инструментов, приспособлений, материалов, заготовок, наглядных пособий, чертежей, документации и т.п.
Важно обеспечить студентов таким количеством учебных работ, инструментов, приспособлений, материалов, чтобы в процессе проведения занятия не имели места простои и потери учебного времени. При подготовке инструмента, приспособлений, оборудования нужно лично убедиться в их исправности. Необходимо опробовать в работе инструменты, приспособления, оборудование, на котором будет производиться показ трудовых приемов.
При подготовке рабочего места нужно иметь в виду следующее: наглядные пособия, чертежи, карты, учебно-техническая документация должны быть чистыми и аккуратно выполненными; модели, приборы и наглядные пособия необходимо располагать в шкафу или на демонстрационном щите в прядке использования.
Методическая и воспитательная работа
мастера профессионального обучения
- Задачи методической работы в училище
Они заключаются в том, чтобы оказать мастерам и преподавателям в училище практическую помощь в совершенствовании методов обучения студентов, а также в повышении квалификации инженерно-педагогических работников, изучении, обобщении и распространении передового педагогического и производственного опыта в учебно-воспитательной работе.
Общее руководство методической работой в училище осуществляет директор, а непосредственном организатором ее является зам. директора по учебно-производственной работе.
Участие в методической работе всех мастеров и педагогических работников является обязательным, так как методическая работа - составная часть их педагогической деятельности.
Методическая работа в училище проводится в различных организационных формах и подразделяется на коллективные и индивидуальные. К коллективным формам методической работы относятся педагогический совет училища, методические предметные (цикловые) комиссии, методические совещания, проблемные практикумы, семинары, школы передового опыта, педагогические чтения.
Индивидуальная работа включает самостоятельную методическую работу по повышению квалификации и помощь мастерам и преподавателям со стороны руководителей училища.
- Коллективные формы методической работы
Педагогический совет является органом коллективного педагогического руководства учебно-воспитательным процессом в училище. В состав его входят руководители училища, мастера, преподаватели, воспитатели, представители базового предприятия, студенты. Совет работает под председательством директора и проводит свои заседания не реже одного раза в месяц. План работы совета составляется на полугодие и утверждается на заседании совета.
Педагогический совет заслушивает и обсуждает:
1) мероприятия по совершенствованию форм и методов учебно-воспитательного процесса;
2) реализацию приказов, распоряжений, указаний органов профессионального образования;
3) подготовку к новому учебному году и набору студентов;
4) деятельность методических комиссий, учебных кабинетов, вопросы повышения квалификации мастеров и преподавателей;
5) опыт лучших мастеров и преподавателей и внедрение в учебный процесс передового педагогического и производственного опыта;
6) состояние учебно-воспитательной и методической работы по отдельным конкретным вопросам (квалификационные экзамены, работа в группе, кружке, успеваемость и посещаемость);
7) отчеты заведующих кабинетами и председателей методических комиссий.
Заседания педагогического завета готовятся заранее. Вопросы, поставленные в повестку дня очередного заседания, изучают члены совета, которым поручено готовить его. После обсуждения совет принимает по заслушанному вопросу решение, выполнение которого систематически контролирует директор училища, привлекая к этому и членов совета. Лица, ответственные за выполнение этих решений, периодически отчитываются за их исполнение. О выполнении принятых решений на совете докладывают на очередном заседании. Протоколы заседаний ведет секретарь совета, избираемый на учебный год.
Методические предметные (цикловые) комиссии создаются по конкретным профессиям или специальностям и предметам для рассмотрения и разработки частных методических вопросов, которые относятся к организации и методике обучения, воспитания и преподавания.
В состав входят не менее 3-х членов комиссии. Руководят методическими комиссиями председатели, назначаемые директором училища на учебный год из числа наиболее опытных инженерно-педагогических работников. План работы комиссия составляет на полугодие, обсуждает на заседании и представляет на утверждение зам. директора по учебно-воспитательной работе или зам. директора по учебно-производственной работе.
Комиссии на своих заседаниях ведут протокол, в который записывают принятые решения и рекомендации. Работа комиссий строится по трем основным направлениям:
- повышение качества учебно-воспитательной работы с студентами; - изучение и разработка учебно-методической документации;
- повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.
Методические комиссии рассматривают на своих заседаниях разнообразные вопросы, в их числе:
1) изучение новых учебных планов и программ, инструктивно-методических писем, приказов, инструкций, положений, разработка мероприятий по их выполнению;
2) обсуждение перечней учебно-производственных работ, выполняемых в учебных мастерских, учебно-технической документации, норм времени на учебно-производственные работы, организацию и оснащение рабочих мест студентов в учебных мастерских;
3) изучение и обсуждение новых учебников, учебных пособий, методических разработок;
4)организация проведения и обсуждения открытых занятий;
5)обсуждение вопросов организации и методики изучения очередных тем учебных программ путем постановки докладов наиболее квалифицированных мастеров и преподавателей
6) обсуждение вопросов о подготовке и проведении проверочных работ и выпускных квалификационных экзаменов (перечни пробных работ, задания на выпускные экзаменационные работы, графики выполнения пробных работ);
7) обсуждение календарно-урочных планов преподавателей, экзаменационных билетов;
8) воспитательная работа преподавателей и мастеров в учебных группах, совершенствование методики проведения внеклассной работы со студентами;
9) сообщение мастеров и преподавателей об опыте учебно-воспитательной работы, об изучении со студентами передовых достижений техники, производства и передовых методов труда.
Методические совещания проводятся руководителями училища с преподавателями и мастерами или совместно, или раздельно. На этих совещаниях ежемесячно могут рассматриваться вопросы общеметодического характера, а также отдельные проблемные вопросы. Например, «Методика использования наглядных пособий и ТСО на занятиях» (апрель); «Организация и методика руководства самостоятельной работой студентов на занятие» (май); «О проведении выпускных квалификационных экзаменов» (июнь).
Проблемные семинары проводятся в Течение всего учебного года или даже несколько лет по единой педагогической теме. Например, «Повышение эффективности применения ТСО и т.п.». Мастера и преподаватели заняты в рамках единой темы, методической разработкой вопроса в соответствии с особенностями своей профессии, предмета. Затем на основе единой тематики в результате коллективной деятельности создаются методические разработки.
Методические практикумы проводятся для совершенствования методической подготовки мастеров и преподавателей, например, по ЭВМ, компьютерам, программированному обучению, разработке составлению инструкционных карт и т.п.
Школы передового опыта организуются несколькими училищами для распространения и внедрения передового опыта квалифицированного коллеги или новатора производства. Проводятся педагогические чтения, лекции, доклады, конференции на темы педагогики, методики, науки и техники производства, профессионального образования в современных условиях реформ и рыночной экономики.
3. Индивидуальные формы методической работы
Самостоятельная методическая работа мастеров и преподавателей проводится для повышения их квалификации, а также для расширения и углубления теоретических знаний и практических умений по специальности, совершенствования знаний в области психологии, педагогики и методики обучения и воспитания.
Самостоятельная работа включает: систематическое изучение методической литературы по специальности, подготовка докладов, составление методических разработок по темам программ. Эта работа должна проводиться не самотеком, от случая к случаю, а систематически, при постоянном контроле со стороны руководящих работников училища, так как самостоятельная работа является составной частью деятельности мастеров и преподавателей.
Индивидуальная методическая помощь мастерам и преподавателям осуществляется руководителями училища путем консультаций о проведении занятий, подготовки содержательных докладов на педагогических чтениях, конференциях по вопросам самообразования, проведения учебно-воспитательного процесса в группе, повышения качества профессионального образования на основе Государственного стандарта, в условиях рыночной экономики, предпринимательства и т.п.
Педагогическое самообразование мастера профессионального обучения включает:
1) самостоятельное изучение литературы по вопросам общей профессиональной педагогики, общей и педагогической психологии, методики профессионального обучения;
2) изучение методической литературы по вопросам методики профессионального обучения по профессии: частных методик, методических рекомендаций, сборников дидактических материалов, методических разработок, материалов педагогических семинаров и т.д.;
3) изучение литературы о передовом педагогическом опыте в области профессионального обучения и воспитания студентов;
4) слушание лекций, просмотр телепередач, посещение выставок по проблемам обучения и воспитания;
5) личное изучение положительного опыта работы коллег-мастеров профессионального обучения;
6) постоянный взыскательный и самокритичный анализ собственной педагогической деятельности;
7) активную работу по составлению методических разработок, обобщению собственного опыта в докладах, брошюрах, статьях; активное участие в педагогических чтениях, семинарах.
- Педагогический кабинет является центром всей методической работы в училище.
Он работает под непосредственным руководством зам. директора по учебно-производственной работе в тесном контакте с методическими комиссиями. В педагогическом кабинете мастера и преподаватели готовятся к занятиям, изучают передовой опыт работы, получают консультации, здесь организуются выставки, читаются лекции, доклады.
- Педагогический кабинет оформляется стендами, витринами, образцами планов занятий, конспектов, графиков, инструктивно-технологической документацией. В специальных шкафах журналы, справочники, списки рекомендуемой литературы и т.д.
Успех деятельности педагогического кабинета зависит от правильного определения содержания и форм его работы. В педагогическом кабинете должны быть созданы все необходимые условия для творческой самостоятельной работы мастеров и преподавателей. Каждый мастер и преподаватель должен получить в педагогическом кабинете исчерпывающую консультацию по любому учебному вопросу. Педагогический кабинет возглавляет опытный методист. Всю работу он ведет по особому плану. Вся методическая работа профессиональных учебных заведений координируется единым планом методической работы на учебный год.
5. Открытые занятия и взаимопосещение занятий
Проведение открытых занятий по профессиональному обучению является средством практического изучения передового педагогического опыта. Благодаря открытым занятиям можно на конкретных примерах показать, какие приемы, методы и педагогические средства обучения целесообразно использовать при изучении наиболее сложных тем программы, как лучше использовать на занятиях профессионального обучения ТСО, как при минимальной затрате времени добиться сознательного и прочного усвоения учебного материала и формирования профессионального мастерства. Всесторонний анализ применяемых на открытом занятии приемов и методов обучения и воспитания дает возможность мастерам выбрать для себя все то, что будет способствовать улучшению их работы. Открытые занятия рекомендуется проводить по сложным темам учебных программ. Главное, чтобы открытое занятие был действительно поучительным для мастеров, чтобы мастер, проводящий занятие, смог наглядно продемонстрировать новые приемы и методы, показать свои достижения. Открытые занятия должны проводить опытные мастера, добившиеся определенных успехов в профессиональном обучении студентов. Успех открытого занятия зависит и от подготовки к нему. Осуждены «парадные» открытые занятия. К таким никому не нужным занятиям «готовились» студенты, которые специально повторяли учебный материал, выполняли практические работы и упражнения. Готовясь к открытому занятию, мастера должны выбрать из своего педагогического арсенала самые совершенные приемы, методы и средства, соответствующие данному занятию и условиям работы. Содержание занятия и методы его проведения необходимо зафиксировать в плане и конспекте занятия профессионального обучения, которые должны четко и последовательно отражать весь ход занятия. Периодичность проведения открытых занятий определяется конкретными условиями, заранее планируется, график их проведения доводится до сведения всех членов коллектива. Мастер профессионального обучения, выделенный для проведения открытого занятия, должен составить развернутый план-конспект открытого занятия. Обсуждение открытого занятия следует проводить в тот же день после его проведения.
Наиболее удачные приемы и методы, примененные на открытом занятии, должны быть рекомендованы для внедрения в практику работы всех мастеров профессионального обучения.
Взаимопосещение мастерами обычных занятий профессионального обучения является эффективной формой обмена опытом работы. Взаимный обмен мнениями помогает найти наиболее приемлемые решения, а благожелательная товарищеская критика способствует устранению недостатков и просчетов, допущенных на занятиях. Взаимопосещение также должно планироваться заранее и проводиться обязательно с согласия проводящего занятия мастера.
- Воспитательная работа мастера
Основой профессионального становления личности являются сформированные у нее трудовые привычки и трудолюбие. Отношение к труду — важнейший элемент духовной жизни человека. Но было бы наивным считать, что трудолюбие воспитывается только в процессе труда. Как важнейшая черта морального облика человека оно воспитывается и в процессе его духовной жизни — интеллектуальной, эмоциональной, волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, чем богаче его эмоции и воля, тем ярче проявляется у него склонность к разнообразным видам трудовой, профессиональной деятельности. Но как нельзя воспитать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя его воспитать и вне участия человека в серьезных творческих делах.
Следовательно, важнейшая задача при обучении в системе НПО — сформировать человека, который не может жить без серьезного дела, ищет его, находит свое счастье в профессиональном творческом труде. Этой задаче должны быть подчинены постановка и подготовки учащихся по профессии, и организация работы в мастерских, и проведение производственных практик. На это должна быть нацелена вся воспитательная работа в группе.
- Методика изучения воспитанников
Чтобы понять человека, его следует изучить. Знаменитая русская рекомендация «съесть с ним пуд соли» укладывается в трехлетний период постоянного общения, что соответствует подготовке учащихся в ПТУ. Но мастер не может ждать так долго: от первых взаимных контактов зависит во многом, как сложатся межличностные отношения в дальнейшем. И ошибка здесь будет вредить делу.
Начинать изучение личности учащегося следует со знакомства с личным делом и медицинскими картами. Опыт показывает, что характеристики, данные из школы, где ученик учился, грешат формальным построением, стандартными оборотами, мало отражающими индивидуальность в личном плане. Они сильно напоминают характеристики из телесериала «Семнадцать мгновений весны». К сожалению, редко в характеристиках проявляются глубокий анализ, вдумчивая оценка личных качеств, наклонностей. Чаще под видом объективности — попытка напоследок «поквитаться» с учащимся, уходящим на новое место учебы.
Поэтому мастер не должен слепо доверять всему, что отражено в этой бумаге. Взять на заметку — да! Но окончательный вывод — только после личной проверки и убеждения. Это важно, так как мастеру уже с первых дней приходится выбирать старших в группе, старосту и т.п. Здесь несовпадение формального лидера группы с фактическим лидером может стать причиной осложнения межличностных отношений в коллективе.
Помочь мастеру в изучении личности учащегося сможет отработанная психологами на протяжении длительного периода примерная схема психолого-педагогической характеристики личности ученика. Необходимо лишь посоветовать, чтобы мастер свои наблюдения и замечания по персоналиям отмечал в специально заведенной для этой цели тетради, где на каждого ученика будут отведены страницы. Естественно, это должно быть закрытое для посторонних глаз досье. Представляется, что этот постепенно накапливающийся материал позволит безошибочно найти верный тон в отношениях мастера и учащегося.
Представляется, что постепенное раскрытие указанных черт характера у учащегося, наблюдательность и житейская мудрость мастера, учет выявленных качеств личности во взаимоотношениях дадут возможность педагогам предпринимать правильные действия при обучении и воспитании конкретных учеников.
- Инструмент воздействия — личный пример
Необходимо оговорить одно важное обстоятельство. И формально, и фактически у мастера рычагов воздействия на учащихся не так уж много. Многие ребята приходят из не самых благополучных семей, значит, особых надежд на помощь родителей возлагать не следует. Из них довольно большой процент тех, кто в школе приобрел довольно стойкое отвращение к учебе вследствие того, что почти всегда ходил в плохих учениках. Таких учащихся плохой оценкой сразу не проймешь. Часть подростков уже имели трения с законом и, как следствие, учтены представителями правоохранительных органов. Но тогда возникает вопрос: а как же повлиять в нужном направлении на подростков, многим из которых наша добрая школа с младых ногтей присвоила категорию «ЗПР»?
У мастера реально есть лишь несколько «инструментов» воздействия. Но все они «работают» только при условии партнерства учителя и ученика.
Вот некоторые реальные, на мой взгляд, приемы взаимодействия. Представляется, что прежде всего следует реально показать учащимся: в этой жизни они смогут занять достойное место в обществе при одном важном условии — стать настоящим мастером в своем деле, прекрасным профессионалом. И реализация этой задачи почти полностью зависит только от самого учащегося — нужно захотеть. Захотеть самому вырваться из рамок не самой обеспеченной жизни, получить возможности изменить условия проживания своей семьи, приобретения вожделенного мотоцикла или автомобиля, компьютера и т.п. Тогда мастер как специалист сделает все, чтобы передать свои умения, а у учащихся появится совершенно реальный способ достичь желаемого.
Если учащиеся удостоверятся в том, что перед ними действительно прекрасный знаток своего дела, желание стать таким же «асом» станет серьезным мотивом в учебе. Следовательно, успех придет при условии, когда сам ученик будет призван в союзники и сознательно станет им.
Второй и очень важный фактор — это постоянно подчеркиваемая уверенность в том, что «все у нас получится!» Именно «у нас», то есть, не разделяя себя с учеником, считая общим дело учебы. Такая уверенность не может не найти отклика со стороны учащегося, не может не сделать последнего единомышленником. Мастер в этой ситуации рассматривается учащимся не как чело-век «по ту сторону баррикады», а как друг, приходящий на помощь, когда она необходима.
Наконец, есть еще один очень важный инструмент воздействия. «Брать в плен» таких ребят можно только интересом. Ведь еще Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» призывал: «Учение должно быть кратким, приятным и основательным!» Замените серое, скучное изложение любого материала интересным и живым, вовлеките в процесс учения самого обучаемого, отдав ему возможности самостоятельно постигать новое и все «ЗПР» куда-то исчезнут. Перед вами будут живые ребята, с блеском в глазах, не требующие понукания и подстегивания. Только — помощь более опытного в своем деле товарища, выводящего из тупиковой ситуации. Заметьте, товарища, которого уважают не за положение старшего, а за профессионализм.
Личный пример мастера, постоянно проявляемый в гуманном, доброжелательном, ровном ко всем учащимся группы отношении — сильный инструмент. Когда учащиеся наглядно видят, как выражается не наигранная, а действительная заинтересованность в успехах каждого, они не могут не откликнуться. Любимого человека не хочется огорчать своими неудачами, проявлениями лености, особенно когда видно, как это небезразлично для него, искренне расстраивает. Подростки — неплохие психологи и безошибочно определяют искренне или «наигранно» ведет себя в той или иной ситуации педагог. Это обязательно должен иметь в виду мастер, работающий в группе.
Личный пример важен во всем. Вот одна ситуация:
Мастер на вводном инструктаже доходчиво объясняет, как важно правильно организовывать свое рабочее место, аккуратно и продуманно раскладывать инструменты и т. п. Убедил. А после команды о начале самостоятельной работы посылает ученика взять какой-то инструмент общего пользования из его личного шкафа. Чтобы найти его, ученик превращается в археолога, занимаясь «раскопками» в поисках нужного. Все! Лучшей антипропаганды не бывает. Более того, скепсис и недоверие будут теперь сопровождать многие утверждения мастера.
Как видно, в работе мастера не бывает «мелочей». На внешний вид учащихся, их опрятность и строгое соблюдение требований к рабочей одежде прежде всего влияет пример всегда подтянутого, даже щеголеватого учителя. Манера разговора, применяемые выражения, обороты речи — все это копируется и перенимается учащимися. Интеллектуальный уровень, проявляемый наставником, может стать предметом устремлений ученика, пробудить желание стать таким же эрудитом, разносторонне развитым и образованным.
Вот почему мастер всегда считался центральной фигурой в системе профессионального образования и его роли в воспитании учащихся придается решающее значение.
- Формирование качеств личности, востребованных жизнью
Россия всегда славилась своими умельцами. Известны тысячи примеров, когда сметливые мужики решали головоломные задачи, удивляя западных специалистов. Да и сегодня наша страна не оскудела талантами и продолжает «поставлять мозги» в различные научные центры мира.
Вместе с тем на поколении молодых не могли не отразиться негативные тенденции, имевшие место в прошлом, когда царила уравниловка, а выпуск продукции определялся не ее острой востребованностью, а «спущенными сверху» плановыми заданиями. Равнодушный производитель — такой чертой исполнителя характеризовались многие сферы нашей промышленности, бытового обслуживания и т.д.
Круто изменив социально-экономические отношения в стране, наше общество столкнулось с острой необходимостью такого же резкого изменения мировоззрения всех работающих. Насыщение всех областей рынка спроса товарами вызвало потребность оценки выпускаемой отечественной продукции на предмет ее конкурентоспособности с импортными аналогами. При одних и тех же параметрах приоритет стала получать менее энергоемкая, более долговечная, выигрышная по дизайну, продуманнее по конструкции и т.п. продукция. А так как на каждую операцию контролера не поставишь, оказалось, что выигрыш получает тот производитель, у которого исполнитель подходит к своей работе как к делу чести, ставя престиж марки своей продукции во главу угла. Японские группы качества, образующиеся рабочими безо всякого давления свыше, принесли славу японским товарам. Работники корпорации «Дженерал электрик», предлагающие ежегодно разработки новой продукции, приносящей миллиарды прибыли, сами заинтересованы в этом, так как являются акционерами фирмы. Девиз «потребитель всегда прав» — закон и норма для сферы обслуживания многих развитых стран.
Нашей системе профессионального образования надлежит реанимировать многое из того, что раньше культивировалось в учебных заведениях НПО, а также учесть в воспитательной работе возросшие требования к экономической, экологической, технологической подготовке учащихся. По существу предстоит воспитать новую формацию исполнителей, которые смогут творчески и ответственно трудиться в разных сферах производства. Это очень серьезная и важная задача, решение которой лежит на «самой передней линии» — в учебной группе. И решать ее, по долгу службы и зову сердца, будет вынужден мастер производственного обучения, педагог профессионального образования. Следовательно, от степени понимания мастером личной ответственности за результат, от уяснения им современных требований к качествам личности, которые востребованы сегодня обществом, во многом зависит успех в воспитательной работе.
Обществу нужны творческие люди с активной жизненной позицией, люди для которых лозунг «достижение результата любой ценой» является анахронизмом. Их воспитание — непростой и не быстрый процесс, связанный с привитием черт, становящихся определяющими для характера. Патриот, который любит свою Родину, не будет бездумно, подчиняясь сиюминутным интересам, губить ее леса, реки, природу, безжалостно черпать из ее недр. Такой специалист будет просчитывать варианты, наиболее приемлемые не только с точки зрения экономической выгоды, а и с позиций человека, думающего, какое наследие он оставит потомкам.
Для мастера эта работа с учащимися должна начинаться с того, что для детали берется заготовка с конфигурацией, максимально приближенной к готовой форме. При этом доказательно объясняется, что тонна металла стоит дорого, а тонна стружки, отправляемой в металлолом, — копейки. Умение считать расходы формируется постепенно, из урока к уроку. Покажите, как искать и находить резервы, где можно улучшить техпроцесс, упаковку, направьте пытливую мысль учащегося на поиск экономии — через некоторое время это станет привычкой, свойством натуры.
Покажите на уроке производственного обучения, как ту же операцию выполняет рационализатор, и ваши ученики больше не захотят применять устаревшую технологию. Побудить учащегося критически оценить существующий процесс на первых порах, конечно, должен мастер. Это будет первый шаг к проявлению творчества, после которого (особенно если он завершится удачей!) ученик не сможет иначе относиться к работе. Возникшая привычка оценивать и взвешивать варианты, выбирать наиболее приемлемый из них, станет характерной чертой отношения к порученному делу.
Иногда побудительным мотивом к культивированию у ученика определенной черты может стать простая беседа, пример поведения в определенной ситуации.
Пример:
На заключительном инструктаже учащийся сослался на некачественный исходный материал. Мастер рассказал реальную историю, действительно имевшую место в жизни и рассказанную фронтовиком.
«Дело было в Австрии, сразу после окончания войны. Я стал свидетелем разговора коменданта одного городка с пожилым немцем-столяром, приглашенным для ремонта выбитых оконных рам в здании комендатуры. Когда собеседники оговорили, что и к какому сроку необходимо сделать, мастер задал вопрос о материале. Комендант подвел его к окну и показал на штабель подходящих по размерам досок, влажно поблескивающих под лучами выглянувшего из-за дождевых туч солнца.
"Нет", — произнес столяр.
"Как нет?" — побагровел и схватился за кобуру револьвера офицер. А надо сказать, что нервы у многих, особенно к концу войны, были ни к черту, и в горячке комендант мог запросто "шлепнуть" собеседника. Немец побледнел, на худощавом лице выступили крупные капли пота, но с упорством фанатика он продолжал твердить: "Нельзя! Невозможно". Дело закончилось благополучно: нашелся сухой материал. Но мне накрепко запомнилась эта ситуация, когда, даже опасаясь за свою жизнь, мастер не смог переступить через привычку делать свое дело хорошо, а не как-нибудь. Ведь сделанная из влажного материала рама через некоторое время обязательно бы покоробилась...»
Приведенные примеры, использованные сознательно, могут стать предметом обсуждения, даже спора среди учащихся, но то, что их «семена» оставляют след в душе будущего специалиста, — неоспоримо.
При формировании черт характера у учащихся личная обязательность наставника, его аккуратность, демонстрация готовности любое дело сделать наилучшим образом, стоящий перед глазами учащихся, из урока в урок, пример профессионала высокого класса — заразителен, не может не быть взят для воплощения.
Следовательно, если мастер выделит в своей деятельности приоритеты, которые будут направлены на воспитание специалистов с новым мышлением, с качествами, востребованными жизнью, он сможет добиться успеха в решении сложнейшей задачи государственной важности.
- Особенности воспитательной работы с группой в разные периоды обучения
Излишне повторять, что воспитательная работа многогранна и охватывает не только деятельность мастера на занятиях производственного обучения, но и самые разнообразные формы классной и внеклассной работы мастера и классного руководителя, других педагогов. Основополагающими направлениями воспитательной работы кроме качественной подготовки учащихся по профессии являются несколько блоков:
1. здоровье учащегося, что предусматривает выработку вместе с родителями оптимального режима жизни, просвещения подростков по правилам гигиены, расширение их представлений о рациональном питании, вовлечение учащихся в занятия спортом, отказ от вредных привычек;
2. его нравственность, что предусматривает формирование духовности, привитие общечеловеческих ценностей, из которых вырастает достоинство человека, его стремление к свободе, патриотизм и гражданственность;
3. развитие способностей учащегося, включая умственные, трудовые, творческие и т.п.
На первоначальном этапе формирования коллектива группы, когда впервые слитые в один коллектив учащиеся «притираются» друг к другу, особое внимание уделяется налаживанию психологической совместимости, созданию в группе атмосферы товарищества и взаимного уважения. Не секрет, что на этом этапе могут проявиться агрессивность во взаимоотношениях, создаваться конфликтные ситуации, образовываться конкурирующие группировки. Мастер, проявляя наблюдательность и педагогический такт, ровно и одинаково доброжелательно относясь ко всем, опираясь на актив группы, в состоянии активно влиять на формирование атмосферы психологического комфорта для всех. Научиться корректировать межличностные отношения самому и передать эти умения подросткам — важная задача, достигаемая педагогической мудростью и психологической подготовкой.
Интегрированной формой работы с группой в течение всего периода обучения будут служить классные часы, которые могут носить характер просветительных, ориентационных, направляющих. Это условное подразделение призвано показать, что на этих групповых мероприятиях могут рассматриваться все интересующие учащихся вопросы, все волнующие их проблемы личного и общественного характера.
Просветительная функция заключается в расширении круга знаний учащихся по вопросам этики, эстетики, законодательства, новостей науки и техники, событий в стране и мире. Понятно, что по мере взросления учащихся анализ рассматриваемых вопросов и выводы по ним осуществляются глубже и основательнее.
Ориентирующая функция заключается в выработке определенного отношения к материальным и духовным ценностям, к окружающей действительности, к формированию тех жизненных ориентиров, на достижение которых будет устремлен будущий член общества.
Направляющая функция призвана проводить анализ и подводить учащихся к соответствующим выводам по реальной деятельности, на практическом уровне.
По мере совершенствования учащихся в изучаемой профессии во главу угла могут выдвигаться вопросы профессионального мастерства. Это могут быть не только различной формы соревновательные мероприятия. Для учащихся, уже получивших первоначальное представление о профессии, весьма полезны встречи с новаторами, поражающие горизонтами возможностей по достижению совершенства в своем деле, различные выставки технического творчества, в том числе и творчества молодых. Демонстрация того, что придумано и предложено сверстниками, может стать сильным мотивом для пробуждения и развития дремлющих рационализаторских и изобретательских способностей у учащихся.
На старших курсах обучения большой эффект в воспитательной работе кроме всего прочего, приобретает проведение диспутов. Диспут (от латинского disputare — рассуждать, спорить) призван решить несколько задач. При правильной организации он призван развить речь учащихся, умение ясно и логично излагать свои доводы. Предполагая спор, столкновение мнений, диспут может воспитывать уважение к собеседнику, к отличной от собственной позиции, иному взгляду на предмет. Научиться жить в обществе, в коллективе нельзя, не сумев выработать у себя качеств коммуникабельности, толерантности к окружающим. Все это — предмет постепенного воспитания в результате целенаправленной деятельности мастера.
В разные периоды освоения профессии производственное обучение учащихся связано с практикой на производстве. Это обширное поле деятельности для воспитания профессиональных качеств, которые будут востребованы у будущего рабочего. Предметом формирования таковых может стать производственная и технологическая дисциплина, стремление к выпуску качественной продукции и достижению высоких норм выработки, нацеливание учащихся на поиск экономии, скрытых резервов и т.п.
Все сказанное выше должно быть устремлено на всемерное развитие личности учащегося, выявление его лучших качеств, формирование подлинного гражданина и патриота своей страны. В этом и должен проявиться конечный итог воспитательной работы в учебном заведении.
- Индивидуальная профилактическая работа мастера в группе
Часть учащихся приходит в учебные заведения профессионального образования из семей, находящихся в социально опасном положении, представляя собой личности с деформированной нравственностью, а иногда уже и с опытом правонарушений и антиобщественных действий. С поте-рей социальных ориентиров в обществе резко возрастают факторы, оказывающие на молодые души отрицательное влияние, толкающее молодежь на систематическое употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Равнодушие части родителей к поведению собственных детей, времяпровождению и занятиям подростков, неисполнение своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, а иногда и непосредственно дурное влияние и жестокое обращение - все это, увы, довольно часто встречается в жизни.
Вот почему мастера производственного обучения, которые почти неизбежно имеют дело с такими подростками, должны быть осведомлены по правовым вопросам и особенностям системы взаимодействия учебного заведения с правоохранительными органами и комиссиями по делам несовершеннолетних.
Сразу оговорюсь: по должностной инструкции контроль над состоянием работы по профилактике правонарушений осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе; разумеется, также, что в воспитательной и внеклассной работе с группой активное участие обязан принимать классный руководитель.
Однако при этом с очевидностью можно сказать: реально мастер производственного обучения не может остаться в стороне от воспитательно-профилактической работы. Являясь наставником и воспитателем, мастер не может абстрагироваться от поведения и образа жизни своего воспитанника за рамками занятий по овладению будущей профессией. Хотя бы по той причине, что упомянутые выше факторы, воздействующие на учащегося, сильно мешают его нормальной учебе.
Нужны серьезные и нелегкие, длительные усилия по изменению ситуации, отторжению подростка от негативной среды общения, формированию у него самого желания вырваться из цепи обстоятельств, делающих жизнь мрачной и бесперспективной.
Мастер производственного обучения должен знать, что в Российской Федерации в 1999 г. был принят Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 9 июля 2003 г. в него были внесены существенные изменения, так что сегодня действует новая редакция закона № 120-ФЗ. В соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права в Законе установлены основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ниже приведены извлечения из ряда понятий, устанавливаемых статьей 1 данного Закона. Они касаются точной трактовки с юридической точки зрения следующих понятий.
Несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
В законе особо подчеркивается, что деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения; понятно, что индивидуальный подход и соблюдение конфиденциальности полученной информации — непременное условие общения педагогов с учащимся.
Многолетний опыт работы учреждений профессионального образования в этом направлении показывает, что подобная деятельность достигает эффекта только при ее систематичности и создании продуманной системы совместных усилий для спасения ребят, поставленных жизнью в трудную ситуацию. Практика показывает, что система воспитательно-профилактической работы складывается из согласованной работы «цепочки».
Мастера производственного обучения и классные руководители должны быть подробно осведомлены о содержании и организации работы Совета по профилактике правонарушений, пьянства, алкоголизма и наркомании учащихся.
Совет действует по следующим направлениям:
• разрабатывает мероприятия по предупреждению асоциального поведения учащихся, обсуждает информацию правоохранительных органов о состоянии правонарушений и преступлений, рассматривает важнейшие нормативные документы в заданном на-правлении;
• оказывает помощь администрации в разработке планов взаимодействия с правоохранительными органами, органами здравоохранения, СПИД-центра, центра планирования семьи и другими, участвует в организации их выполнения;
• способствует улучшению воспитательной внеурочной работы, в том числе по правовому воспитанию; участвует в различных мероприятиях по повышению нравственной культуры учащихся, членов педагогического коллектива, родителей;
• изучает состояние профилактической работы в учебных группах, интересы и наклонности педагогически запущенных детей, способствует вовлечению их в кружки художественной самодеятельности, спортивные секции, клубы по интересам, анализирует эффективность этой работы;
• участвует в организации постоянного обучения педагогических кадров формам и методам правовоспитательной работы;
• обобщает опыт работы мастеров производственного обучения и классных руководителей по организации работы в данном направлении;
• оказывает помощь органам самоуправления учащихся групп.
Совет профилактики имеет право:
• выносить учащимся предупреждения;
• ставить вопросы о наложении дисциплинарного взыскания;
• ходатайствовать о постановке на учет в милиции;
• ставить вопросы перед комиссией по делам несовершеннолетних о привлечении к ответственности родителей и учащихся-нарушителей;
• передавать материалы для обсуждения поведения учащихся и решения вопроса об исключении учащихся на заседании педагогического совета.
При обсуждении поведения учащихся, осужденных условно, Совет может входить с ходатайством в установленном порядке о пересмотре вынесенных решений, если на протяжении длительного периода подтверждается радикальное изменение поведения и образа жизни учащегося.
Если учащиеся, осужденные условно, имеют грубые систематические нарушения дисциплины, Совет имеет право ставить вопрос пред комиссией по делам несовершеннолетних и органами внутренних дел о применении к ним мер административного воздействия, а в особых случаях перед судом — об отмене условной меры наказания.
Несомненно, это крайние меры, но они, а также и другие возможные варианты подробно прописаны в Федеральном законе, на который мы уже ссылались выше.
Таким образом, обратите внимание, что молодые мастера не должны чувствовать себя одинокими в борьбе за юные души своих воспитанников. Опыт показывает, что успех в переломе ситуации определяется совместными коллективными усилиями педагогов, а эффективность работы достигается системой продуманных действий. Заметьте, действий, а не пустопорожних сотрясений воздуха затрепанными и избитыми словесными сентенциями назидательного толка.
Мастер производственного обучения должен настроиться на долгое и трудное, но только совместное с учащимся сотрудничество, чтобы достичь желаемого результата.
Что же касается взаимодействия мастера с органами правопорядка и с комиссиями по делам несовершеннолетних, то этот порядок подробно описан в Федеральном законе № 120-ФЗ, а специфика, присущая каждому региону, доводится до администрации учебного заведения местными органами.
Молодому мастеру производственного обучения можно дать несколько практических рекомендаций по организации индивидуальной профилактической работы с учащимися своей группы. Они сводятся к апробированным практикой и проверенным жизнью шагам, правильное применение которых позволит завоевать доверие подростка.
1. Всегда следует начинать изучение с ознакомления с семейным положением — понять, каковы отношения между родителями и подростком, между ним и старшими (младшими) братьями или сестрами, степень привязанности и влияния. Необходимо узнать размер семейного бюджета, его стабильность. Полезно выяснить, есть ли у учащегося свой угол, где можно готовиться к занятиям, есть ли в доме библиотечка, какими устройствами или техникой пользуется (увлекается) подросток. Из бесед с близкими желательно выяснить, где и как проводит учащийся внеклассное время, степень его участия в домашних работах, его обязанности в семье.
2. Необходимо выяснить круг его друзей, род их занятий. Желательно получить устные характеристики от людей, хорошо их знающих (педагоги учебных заведений, соседи, участковые инспекторы и т.д.). Полезно узнать, кто в этой группе лидер, какое место в ней занимает ваш подопечный. Как часто и где чаще всего проводят они вместе свободное время?
Важной для мастера может стать информация, чем увлекался ранее (увлекается сейчас) подросток. Чем бы хотел овладеть (компьютер, Интернет, вождение автомобиля, художественно-прикладное творчество и т.п.), какие для этого имеет возможности?
4. Очень важно знать максимально больше о состоянии здоровья, возможных последствиях перенесенных ранее заболеваний, скрываемых от других состояний (например, стесняется показать близорукость, ослабленный слух, боязнь высоты и т.п.). Где отдыхает летом и имеет ли такую возможность; не нуждается ли в санаторном лечении?
Понятно, что это не исчерпывает всех сведений, которыми мастеру полезно располагать, чтобы в дальнейшем не совершить неправильный шаг, обусловленный незнанием. Бывают такие ситуации: шутливо брошенная мастером фраза: «надо посоветовать твоему отцу всыпать тебе "березовой каши"», — вызвала совершенно негативную истерическую реакцию подростка. Оказалось, некоторое время тому назад отец парня трагически погиб.
К учащимся со сложной судьбой необходимо находить индивидуальный подход. При этом очень важно, чтобы ученик почувствовал искреннее участие педагога. Не следует думать, что подростки не так остро, как взрослые, ощущают фальшь, — отнюдь нет, и весь разговор может пойти насмарку.
Мастер должен выработать для себя правило: никогда не врать подростку, касается ли это какого-либо обещания или конкретного действия. Даже когда дано ошибочное или невыполнимое — по любой причине — обещание, всегда лучше честно признать свою ошибку, чем замалчивать или ссылаться на вину других. Такое признание никогда не принизит авторитет мастера в глазах группы.
Наконец, еще один, но очень важный, нюанс. Мастер — человек, со свойственными человеку слабостями. Иногда, раздосадованный проступком учащегося, его вызывающим поведением, ложью и т.п., он, что называется, «убить готов»! Нельзя. Вы профессионал, а значит, имеете право только на педагогический гнев, который должен показать, что вас расстраивает не так сам факт, как то обстоятельство, что проступок мешает прежде всего самому ученику. И это вас огорчает больше всего!
В заключение хочется высказать важную для молодого мастера мысль. В жизни плохо работают «готовые рецепты», да и нет таких, которые пригодны для всех случаев. Поэтому успех приходит к тому, кто искренне сопереживает подростку, попавшему в сложную ситуацию, готов прийти на помощь и делает это с позиций гуманизма и уважения личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: «Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие творческого потенциала».
В данном выступлении показанна профессиональная компетентность мастера производственного обучения и приведён личный опыт работы со студентами....
Мастер-класс как форма профессионального обучения педагогов
Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного педагога признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распростране...
Мастер - класс как форма профессионального обучения педагогов.
Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов «мастер-класс» занимает особое место. Определимся сначала с понятием мастер-класса.. Формат мастер-класса пердполагает информаци...
Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения
Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения...
Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения
Программа профессионального саморазвития мастера производственного обучения...
Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...
2024/2025 учебный год. Профессиональное обучение без границ в Московском технологическом колледже. Преподаватель - мастер производственного обучения Михаил Викторович Кутаков
Проект «Профессиональное обучение без границ» предполагает освоение основных программ профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих, финансируемым за счет средств б...