Процесс получения химических волокон.
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему

Развитие промышленности химических волокон находится в прямой зависимости от наличия и доступности основных видов сырья. Древесина, нефть, уголь, природный газ и газы нефтепереработки, являющиеся исходным сырьем для получения химических волокон, имеются в нашей стране в достаточных количествах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_po_teme_khimicheskie_volokna.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7-м классе по теме:

 "Процесс получения искусственных и синтетических волокон. Технология обработки тканей из химических волокон"

Цель:

  1. Cистематизация знаний о текстильных волокнах, их свойствах и способах обработки различных тканей.
  2. Выявление пробелов в знаниях детей и их коррекция. 

Задачи: 

  1. Повторение знаний о натуральных волокнах. Знакомство с технологией получения химических волокон, их свойствами и технологией обработки.
  2. Развитие способностей к анализу и сопоставлению, развитие наблюдательности и внимательности, быстроты мышления.
  3. Воспитание активности в работе на уроке, аккуратности, уважительного отношения между детьми, воспитание положительной мотивации к предмету.

Наглядные пособия: Оборудования, инструменты. Таблицы по материаловедению, коллекции химических волокон и тканей.

Методы обучения: Беседа, объяснение, практическая работа.

ХОД УРОКА

1. Повторение. Повторение пройденного материала по вопросам

-         Что изучает материаловедение?

-         На какие два класса делятся текстильные волокна?

-         Назовите натуральные волокна растительного и животного происхождения.

-         Назовите волокно минерального происхождения.

-         По каким признакам определяют нить основы и утка в ткани?

-         Что называют ткацким переплетением?

2.     Изложение нового материала

Химические волокна - это волокна, созданные искусственным путём с помощью физических и химических процессов.

Химические волокна делятся на две группы - искусственные и синтетические волокна

  • Раздаточный материал

Сравнительная характеристика искусственных и синтетических волокон.

Люди стали искать более дешевое сырье, для изготовления ткани.
Уже в XVII в. англичанин Роберт Гук высказал мысль о возможности получения искусственного волокна.

 Искусственные волокна появились раньше синтетических. Впервые метод производства искусственного волокна был разработан и осуществлён в промышленных условиях французским инженером Г. Шардоне (1884).

В 1891 году Д.И. Менделеев, впервые поставивший вопрос о необходимости развития производства искусственных волокон в России, писал в одной из статей :

«Пожелаем…..чтобы у нас скорее привилось это дело (производство вискозного шелка) и распространилось широко потому, что наша страна изобилует всякими растительными продуктами, не находящимися себе применения… Если бы отбросы (полученные при переработке древесины) превратили бы в изделия из вискозы, особенно волокно, то разбогатели бы  побольше, чем от всей нашей торговли»

Однако промышленным путем искусственное волокно для изготовления тканей получили только в конце XIX в. В России первый завод по производству искусственного шелка был построен в 1913 г. в подмосковном городе Мытищи.

В современном мире все больше тканей производят из химического волокна. Редко в гардеробе современного человека можно найти вещь, изготовленную только из натурального волокна. В наше время почти все натуральные ткани содержат добавки, которые улучшают их свойства.
Химические текстильные волокна получают путем переработки разного по происхождению сырья. По этому признаку они делятся на две группы:

Искусственные

Синтетические

Вискозные, ацетатные, медно-аммиачные.

Полиэфирные, полиамидные, полиакрило-нитрильные, эластановые.

Сырьем для производства вискозного волокна служит древесная целлюлоза, получаемая из еловой щепки и опилок плюс химические вещества.

Сырьем для производства синтетических волокон являются газы – продукты переработки каменного угля и нефти. В результате сложных химических реакций получают синтетические волокна, которые отличаются друг от друга химическим составом, свойствами, характером горения.

Вискозное

Ацетатное

Сырьем для производства вискозных волокон является древесина хвойных деревьев – еловая щепа, отходы хлопка,  из которых  после обработки получают целлюлозу в виде листов картона.

Сырьем для производства ацетатного волокна является древесина  и отходы  хлопка.

Растворенная, едким натром целлюлоза представляет собой вязкую жидкость – вискозу;

Отличие заключается только в том, что целлюлоза, вырабатываемая из древесины и отходов хлопка, обрабатывается уксусной эссенцией или серной кислотой. Уксус по-латыни «ацетум», от этого слова и произошло название волокна – ацетатное.

         

Ее продавливают через фильеры, получают тонкие непрерывные нити вискозного шелка.

Текстильная обработка волокон (вытягивание, кручение, перемотка)

Вискозные волокна вырабатывают не только в виде непрерывных нитей, но и коротких отрезков, т.е. штапельных волокон, пригодных для изготовления  как однородной вискозной пряжи, так и смешанной, с добавлением разных волокон для придания разнообразных свойств тканям.

+Ткани из вискозных волокон имеют красивый внешний вид, высокую прочность, на ощупь они имеют шероховатую поверхность.

+Ткани из ацетатных волокон красивы, имеют слегка блестящую поверхность, по внешнему виду и на ощупь напоминают шелк, легкие, мягкие, хорошо драпируются, сохраняют форму, малосминаемы.

- Отрицательными качествами этой ткани являются потеря прочности во влажном состоянии.

-Недостатком ацетатных тканей является потеря прочности во влажном состоянии , они плохо пропускают воздух и впитывают влагу, трудно утюжатся

Синтетические волокна  получают путем реакции соединения (синтеза) мономеров с образованием сложного вещества полимера («поли» - много), поэтому эти вещества называются синтетическими. В этом их отличие от искусственных волокон, для получения которых используются сложные вещества (полимеры), находящиеся в природе в готовом виде (древесина, хлопковый пух).

К синтетическим тканям относятся:

Капрон – самое прочное волокно на разрыв и на истирание.

К недостаткам капроновых тканей относится: скольжение, осыпаемость, раздвижка нитей, поэтому ткани из капроновых нитей сложны в обработке.

Лавсан – очень прочное и упругое волокно. Его смешивают с различными волокнами для увеличения прочности и упругости тканей. В чистом виде лавсан применяют для изготовления ниток, кружев, технических тканей, ворса искусственного меха, ковров. Ткани с лавсаном боятся сильного увлажнения и нагревания.

Нитрон – самое стойкое и «теплое» волокно, пушистое, матовое, по виду напоминает шерсть. Волокна  нитрона использую при изготовлении трикотажных изделий и искусственного меха.

Шерстяные ткани с волокнами нитрона прочны, незначительно мнутся, но недостатком является сильная усадка при намачивании и осыпаемость.

+Синтетические волокна обладают рядом свойств, которых нет у натуральных волокон: высокая механическая прочность, упругость, стойкость к действию химических веществ,  малосминаемость, плохая сыпучесть, плохая усадка. Все эти свойства относятся к положительным, поэтому синтетические волокна добавляют к натуральным, чтобы получить ткани с улучшенным качеством.

-Отрицательными свойствами синтетических волокон являются пониженная гигроскопичность, низкая воздухопроницаемость, высокая электризуемость при носке, поэтому не рекомендуется носить одежду из этих тканей детям и людям с повышенной чувствительностью к синтетическим волокнам

3.Практическая работа

Определение искусственных и синтетических тканей

Оборудование: образцы тканей, рабочая коробка, таблицы.

Ход работы

Рассмотреть образцы тканей. Определить искусственные и синтетические ткани по характеру горения. Заполнить таблицу.

 

Название ткани

Внешний вид

На ощупь

Прочность

Горение

Вискозный шёлк

Ацетатный шёлк

Капрон

Лавсан  (или нитрон)

Итак, наш урок подошел к концу, давайте вспомним, о чем мы с вами узнали на уроке
и подведем итог.
Вывод:
умение определять природу сырья ткани необходимо на всех этапах изготовления изделия.
А на следующем уроке как правильно ухаживать за изделиями из таких тканей.

5. Окончание урока - подведение итогов: 

  1. Анализурока
  2. Проверка лабораторных работ и оценивание всех девочек.
  3. Уборка кабинета.

Использованные ресурсы:

1. Синица Н.В., Табурчак О.В., Кожина О.А., Симоненко В.Д.:Технология. Обслуживающий труд. 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Симоненко В.Д. –М.; Вентана – Граф, 2008.

2. Азбука домоводства Г.Асланов, Е. Березнева.

3.Журналы Burda, Moden, Diana,Glamour.

4.http://www.gloryon.ru/ru/products/adv/200604_1/glossary_3.html (Виды и свойства тканей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Свойства тканей из химических волокон"

Презентация к уроку  технологии в 7 классе "Свойства тканей из химических волокон"...

Урок технологии по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"

Разработка модульного урока по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"....

Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.

Цели: повторить классификацию текстильных волокон; ознакомить учащихся  с процессом получения химических волокон и их свойствами; учить использовать свойства волокон и их  свойствами; учить ...

Изучение получения и свойств химических волокон и тканей из них»

научиться определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон....

Открытый урок в 6 классе по теме:"Натуральные и химические волокна. Свойства тканей из натуральных и химических волокон."

Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Ведь прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из котор...

Конспект урока "Виды текстильных волокон. Процесс получения ткани" 5 класс

Цель: Формирование понятия о процессе получения тканиЗадачи:·...

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения"

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон.  Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения" 5 класс...