Изучение получения и свойств химических волокон и тканей из них»
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему
научиться определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.izuchenie_polucheniya_i_svoystv_him.vol_._i_tkaney_iz_nih.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Тема урока:«Изучение получения и свойств химических волокон и
тканей из них»
Вощикова Елена Александровна, учитель технологии ГБОУСОШ № 251 г. Санкт-Петербурга
Тип урока: комбинированный (2 ч).
Цель урока: научиться определять волокнистый состав тканей из натуральных и химических волокон.
Планируемые результаты Личностные:
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные:
• планирование процесса познавательной деятельности;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные:
• оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
• соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
• способность бесконфликтного общения в коллективе.
Межпредметные связи: химия, биология.
Средства обучения: учебники «Технологии введения дома» 6—7 классы; коллекции тканей из натуральных и химических волокон.
Раздаточный материал: по два образца тканей (лоскут) из натуральных (растительного и животного происхождения) и химических (искусственных и синтетических) волокон (по четыре на команду), толстая игла, емкость с водой, спички, таблица, форма отчета.
Ход урока
1. Организационный момент.
Отметить отсутствующих, дежурным раздать раздаточный материал, сообщить тему урока.
2. Контроль знаний и умений.
Повторение знаний по материаловедению, полученных в 5 и 6 классах, по следующим темам: классификация текстильных волокон, технология производства и отделки тканей из натуральных волокон растительного и животного происхождения, ткацкие переплетения, свойства тканей из натуральных волокон, способы определения волокнистого состава тканей из натуральных волокон.
Контроль может производиться различными формами обучения: фронтальным устным опросом, письменным тестовым опросом, заданием-кроссвордом или в игровой форме.
Примерные тестовые задания для проверки знаний по материаловедению
Отметьте знаком «+» все правильные ответы (один или несколько).
1. Текстильные волокна делятся на натуральные и:
- растительные;
- минеральные;
- химические;
- синтетические;
- искусственные.
Ответ: химические.
2. Наилучшую драпируемость имеют ткани, изготовленные переплетением:
- полотняным;
- саржевым;
- атласным;
- cатиновым;
- креповым.
Ответ: атласным.
3. К операциям предварительной отделки тканей относятся:
- отбеливание;
- крашение;
- опаливание;
- прядение;
- печатание.
Ответ: отбеливание, опаливание.
4. Процесс получения ткани из ниток путем их переплетения называется:
- прядением; - ткачеством; - отделкой; - декатировкой; - крашением. Ответ: ткачеством.
5. К гигиеническим свойствам тканей относятся:
- прочность;
- намокаемость;
- драпируемость;
- воздухопроницаемость;
- пылеемкость.
Ответ: намокаемость, воздухопроницаемость, пылеемкость.
Игра для проверки знаний по материаловедению
Условия игры: Класс делится на три команды. Каждой из команд нужно первой ответить правильно на все вопросы. Предлагаются конверты с вопросами ( на выбор) первый, ответить на один, но самый сложный вопрос. Второй конверт, ответить на два вопроса средней сложности. Третий конверт, ответить на три легких вопроса. Оценивать команды будет жюри, состоящее из капитанов трех команд и преподавателя. Выбор конвертов осуществляют капитаны.
1 - конверт | 2-конверт | 3-конверт |
Перечислите этапы технологии производства и отделки тканей из натуральных волокон растительного происхождения от волокна до готовой ткани | а) Какими свойствами обладают хлопчатобумажные и шерстяные ткани? б) Зачем и как отделывают ткань? | а) Приведите примеры натуральных волокон растительного и животного происхождения б)Из какой ткани лучше шить летнее платье? в)Перечислите группы свойств тканей |
1
3- Формирование знаний и умений.
Мотивация: вы знаете, что помимо натуральных для производства ткани используют волокна химического происхождения. Каждое из этих волокон имеет свои достоинства и недостатки. Знание особенностей каждого вида волокон и тканей из них поможет вам правильно подобрать материал для конкретного швейного изделия в соответствии с назначением изделия, фасоном, материальными возможностями человека и др.
Волокна натурального и искусственного происхождения имеют свои достоинства и недостатки. Например, натуральные волокна обладают хорошими гигиеническими свойствами, а химические более дешевы в получении и износостойки. Сочетание в сме-совых тканях натуральных и искусственных волокон позволяет оптимизировать свойства ткани, т. е. сделать изделия из нее приятными в ношении, прочными, красивыми, недорогими.
Далее учитель сообщает технологию производства тканей из искусственных и синтетических волокон по схеме: сырье — производство волокон — отделка волокон — производство ткани — свойства тканей из искусственных и синтетических волокон.
Производство тканей из волокон химического происхождения
Все волокна можно разделить на две большие группы: натуральные и химические. Натуральные волокна — волокна, существующие в природе (см. учебник «Технология. 6 класс»). Химические волокна производят на заводах с помощью специальных химических процессов (см. учебник «Технология. 7 класс»).
Учащиеся делают записи в форме опорного конспекта.
Далее школьниками изучаются и анализируются свойства тканей из искусственных и синтетических волокон путем их сравнения со свойствами тканей из натуральных волокон растительного и животного происхождения (гигиенические, технологические, физико-механические, эстетические и др.)- Для сравнения пользуются соответствующими таблицами из учебников технологии 5—7 классов, коллекциями тканей из натуральных и химических волокон.
Школьники должны прийти к выводу о том, что ткани натурального происхождения обладают лучшими гигиеническими свойствами, а химического — эксплуатационными.
4. Закрепление знаний и формирование умений.
В качестве закрепления полученных знаний и формирования умений определять ткани различного происхождения, учащимися (по командам) выполняется практическая работа «Определение волокнистого состава тканей из натуральных и химических волокон». Перед работой, во время и по окончании ее проводится инструктаж, повторяются правила
безопасной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"
Разработка модульного урока по теме "Химические волокна. Свойства химических волокон и тканей из них"....
Тема: Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон.
Цели: повторить классификацию текстильных волокон; ознакомить учащихся с процессом получения химических волокон и их свойствами; учить использовать свойства волокон и их свойствами; учить ...
Свойства химических волокон
Урок технологии в 7 классе...
Свойства химических волокон и ткани их них. Нетканые материалы.
Урок технологии "Свойства химических волокон и ткани их них. Нетканые материалы."По учебнику Технологи: 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / П...
«Изучение свойств льняных волокон и тканей»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ В 7А КЛАССЕТЕМА: «Изучение свойств льняных волокон и тканей» УЧИТЕЛЬ: Цыбанева С.В. ...
тест по теме: "Текстильные волокна. Свойства химических волокон"
тест по теме: "Текстильные волокна. Свойства химических волокон" 6 класс...
Презентация "Производство и свойства химических волокон"
Презентация "Производство и свойства химических волокон"...