Рабочая программа по технологии 5 класс ( вариант для девочек)
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год  на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Технология. Обслуживающий труд».

Базовыми  являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», «Технология ведения дома».

В данной программе разработаны требования к уровню подготовки обучающихся, требования по разделам  технологической подготовки, перечень учебно-методической литературы, а также реализация национально-региональный компонента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

Руководитель МО

_______Г.А.Хабибуллина

Протокол  №1  от 28.08.2014

 

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Старочурилинская СОШ»

___________ Г.Р. Хайруллина

29.08.2014

              УТВЕРЖДЕНА

              Директор МБОУ

             «Старочурилиинская СОШ»

               __________Д.Я.Гараева

            Приказ № 135 от 29.08.2014

                                                               

 

Рабочая программа

по технологии  для 5 класса

учителя технологии

 первой  квалификационной категории

    муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Старочурилинская средняя общеобразовательная школа»

Арского муниципального района Республики Татарстан

                                          Хайрутдиновой Эльмиры Рашидовны

                                                                                                     Рассмотрена  на заседании

                                                                                               педагогического совета

                                                                                                      протокол № 1 от 29.08.2014

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по технологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативных  документов:

 -Законов «Об образовании» РФ и РТ (в действующей редакции);

- Федерального  компонента  государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); утвержденного приказом МО и Н  РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»  от 5 марта 2004 г. № 1089  (ред. 19.10.2009)

- Примерной программы основного общего образования по технологии; 

- Методической рекомендации « Особенности преподавания учебного предмета» Технология» в 2014-2015 учебном году/ сост. Р.А.Вагизова.- Казань: ИРО РТ,2014

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год (Приказ МО и Н РФ (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. №1067 г. Москва, зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 года, регистрационный №26755);

- Образовательной программы  основного общего образования МБОУ «Старочурилинская СОШ» (обсуждено и принято на заседании педагогического совета школы, протокол № 1 от  29  августа 2014 года;

-Учебного плана МБОУ «Старочурилинская СОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год (Приказ №  135  от 29  августа  2014    года);

 - Годового календарного учебного графика МБОУ «Старочурилинская СОШ» на 2014-2015 учебный год;  

-Устава школы.

Изучение технологии в 5 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

  По учебному плану  МБОУ «Старочурилинская СОШ» Арского муниципального района РТ на 2014-2015 учебный год на изучение технологии в 5  классе отводится  70 часов.

Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем

  1. Сервировка стола. Правила поведения за столом.
  2. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России.
  3. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Технология. Обслуживающий труд».

Базовыми  являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», «Технология ведения дома».

Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/понимать

основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь

  • рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Требования по разделам  технологической подготовки

      В результате изучения раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» ученик должен:

знать/понимать

  • назначение различных швейных изделий; технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз; виды традиционных народных промыслов;

уметь

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж фартука с нагрудником; выполнять чертежи и эскизы;  составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий; выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков  изделий.

В результате изучения раздела «Кулинария» ученик должен:

знать/понимать

  • влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни;

уметь

  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять  доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; оказывать первую помощь при ожогах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов;  соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

В результате изучения раздела «Технологии ведения дома» ученик должен:

знать/понимать

  • характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;  средства оформления интерьера.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов и  средство формления интерьера.

Перечень учебно-методической литературы

Учебник.

1.Павлова, М.Б. Технология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учредений/  М.Б. Павлова, И.А. Сасова, М.А. Гуревич;Под ред. И.А. Сасовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Дополнительная литература

1. Павлова, М.Б.Технология. 5-9 классы. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя/ М.Б. Павлова, Дж. ПиттЮ М.И. Гуревич, И.А.Сасова. - ,М.: Вентана-Граф,2000

2.Маркуцкая ,С.Э. Тесты по технологии «Обслуживающий труд» для 5-7 класса.: учебно-методический комплект – М.: «Экзамен», 2006

Интернет-ресурсы:

 www.tehnologia.ucoz         http:// school-collection.edu.ru

http://shk-tehnologia.ru

http://www.rukodelie.ru - Рукоделие

http://www.remesla.ru - Декоративно прикладное искусство

   http://trudovik.narod.ru - Открытый образовательный портал учителя технологии

Календарно - тематический план

Тема урока

Коли-чество часов

Дата проведения

Примеча-ние

По плану

Факти-чески

Вводное занятие 1 ч

1

Вводное занятие.

1

Технология в жизни человека и общества 1 ч

2

Технология в жизни человека и общества. Влияние технологии на общество, а общества на технологию

1

Кулинария 16 ч.

3

Санитарные требования к помещению кухни и столовой.  Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов

1

4

Безопасные приемы работы. Оказание первой помощи при ожогах.

1

5

Рациональное размещение оборудования кухни. Уход за кухонной  утварью

1

6

Планирование рационального питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей

1

7

Кулинарная обработка различных видов продуктов.  Технология приготовления холодных и горячих блюд, напитков.

1

8

Виды бутербродов. Технология  приготовления и способы оформления  бутербродов.

1

9

Технология приготовления горячих напитков.  Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

1

10

Приготовление холодных и горячих блюд. Блюда из яиц.

1

11

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

1

12

Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

1

13

Виды салатов. Изменение содержа-ния витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.

1

14

Принципы подбора овощных гарниров. Формы нарезки овощей для салатов. Приготовление салатов

1

15

Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье. Экологическая оценка технологий

1

16

Составление меню на завтрак. Оформление блюд и правила подачи их к столу.

1

17

Сервировка стола. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом. Разработка учебного мини-проекта по кулинарии

1

18

Домашняя заготовка пищевых продуктов. Технология  сушки, замораживания овощей и фруктов.

1

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 38 ч.

Элементы материаловедения 4ч

19

Классификация текстильных волокон. Натуральные текстильные волокна. Ассортимент хлопчато-бумажных  и льняных тканей. Свойства тканей

1

20

Выбор тканей, трикотажа и нетканых материалов с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств для изготовления швейных изделий

1

21

Основная и уточная нити,  кромка и ширина ткани. Лицевая и изнаночная сторона ткани

1

22

Изготовление нитей и тканей. Выполнение образца полотняного переплетения

1

Элементы машиноведения 6 ч

23

 Бытовая швейная машина, ее технические характеристики. Устройство, регулировка и обслуживание бытовых швейных машин.

1

24

Виды передач вращательного движения. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины

1

25

Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества.

Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании  инструментов, механизмов и машин.

1

26

Подготовка универсальной бытовой  швейной машины к работе

1

27

Намотка нити на шпульку.Заправка верхней и нижней нитей. Регулировка длины стежка.

1

28

 Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям

1

Конструирование и моделирование рабочей одежды 4 ч

29

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме

Современные направления моды в одежде.        Современные направления моды в одежде. Выбор индивидуального  стиля в одежде.        1        15.01                

1

30

Конструирование одежды (фартука). Измерение параметров фигуры человека.

1

31

Организация рабочего места для выполнения графических работ. Построение и оформление чертежей швейных изделий. Чтение чертежей, схем, технологических карт.

1

 32

Моделирование простейших видов швейных изделий

1

 Технология изготовления рабочей одежды 14 ч

33

Терминология ручных стежков. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва

1

34

Технология выполнения прямых, косых и копировальных стежков

1

35

Подготовка выкройки к раскрою.

1

36

Подготовка текстильных материалов к раскрою. Рациональный раскрой.

1

37

Подготовка деталей кроя к сметыванию.

1

38

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкции соединительных и краевых швов, технология выполнения

1

39

Технология соединения деталей в швейных изделиях.

1

40

Обработка накладных карманов

1

41

Обработка нижней части фартука и нагрудника

1

42

Соединение накладных карманов с нижней частью фартука

1

43

Обработка  бретелей фартука. Соединение с нагрудником

1

44

Соединение нагрудника с нижней частью фартука

1

45

Художественное оформление и отделка изделий

1

46

Выполнение влажно-тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани. Контроль и оценка качества готового изделия

1

Рукоделие. Художественные ремесла 10ч

47

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества, народные промыслы России. Профессии, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов.

1

48

Изготовление изделий с использо-ванием технологий  промыслов (ремесел), распространенных в районе проживания

Применение вышивки в народном и современном костюме

1

49

Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой.

1

50

Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка

1

51

Технология выполнения простей-ших ручных вышивальных  швов: «стебельчатый», «тамбурный», «вперед иголку»

1

52

Технология выполнения простей-ших ручных вышивальных  швов: «назад иголку», «петельный», «козлик»

1

53

Вышивание метки,  монограммы

1

54

Определение места и размера узора на изделии. Отделка вышивкой носового платка

1

55

Свободное вышивание по рисован-ному контуру узора.

1

56

Художественная отделка вышитого изделия

1

Творческий проект 10 ч.

57

Проектирование полезных изделий с использованием текстильных поделочных материалов. Основные компоненты проекта

1

58

Определение потребности и краткая формулировка задачи.

1

59

Дизайн-анализ изделия

1

60

Определение перечня критериев для оценки проекта. Поиск решения поставленной задачи

1

61

Техника изображения проекта. Способы изображения: эскиз, рабочий чертеж, модели.

1

62

Критерии выбора идеи. Проработка выбранной идеи.

1

63

Планирование процесса изготовления изделия

1

64

Выполнение этапов проекта

1

65

Оценка материальных затрат и качества изделия. Реклама

66

Промежуточная аттестация. Защита проекта.

1

Технологии ведения дома 4 ч

67

Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений.

1

68

Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Влияние электро-бытовых приборов на здоровье человека

1

69

Отделка интерьера кухни тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления

1

70

Современные системы фильтрации воды. Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

1

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для учащихся 5-9 классов (вариант для девочек)

Технология - предмет, способствующий профессиональному становлению развивающейся личности. Именно   в  процессе  освоении  технологических навыков  учащиеся  получают воз...

Рабочая программа по технологии (для сельской школы) девочки под ред Симоненко

Программа предназначена для работы в сельской школе по  авторской программе под редакцией Симоненко....

Рабочая программа по технологии (для сельской школы) девочки под ред Симоненко

Программа предназначена для работы в сельской школе по  авторской программе под редакцией Симоненко....

Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)

Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках  направления «Техноло...

Рабочая программа по технологии 5 класс, вариант для девочек (по программе Симоненко)

Рабочая программа по технологии 5 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко), с учётом ФГОС...

Рабочая программа по технологии 6-9 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко)

Рабочая программа по технологии 6-9 класс, вариант для девочек (по программе В.Д.Симоненко)...

рабочая программа по технологии ФГОС 6 кл девочки

Рабочая программа 6 класс ФГОС Кожина...16-17 уч.год...